Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жаростойкие сплавы (нихромы).
(Жаростойкость – способность материала сопротивляться окислению при высоких температурах) Жаростойкие сплавы на никелевой основе представляют собой малоуглеродистые Ni-Cr, Ni-Cr-Fe, или Ni-Cr-W-Fe твердые растворы, легированные Si, Ai, Ti. Эти сплавы отличаются сочетанием высокой жаростойкости и значительным электрическим сопротивлением (1,05 – 1,40 Ом мм2/м); их температура плавления составляет 1370-1420º С, предел прочности на растяжение 700-1000 МПа, относительное удлинение – 20-40 %. Они имеют хорошие технологические свойства, что позволяет их сваривать, изготавливать из них проволоку, лист, ленту. Нихромы применяют для изготовления нагревательных элементов электрических печей и бытовых приборов, изделий, эксплуатируемых при высоких температурах и небольших механических нагрузках. В промышленности применяют нихромы типа Х10Н90, Х20Н80, х40Н60, Х50Н50, а также нихромы с дополнительным легированием Х20Н75БТЮ, Х25Н60В15Т. Наибольшей жаростойкостью в окислительных средах обладают нихромы Х20Н80, Х30Н70.
Жаропрочные сплавы. (Жаропрочность – сопротивление металла ползучести и разрушению в области высоких температур при длительном действии нагрузки. Ползучесть – это деформация, непрерывно увеличивающаяся и завершающаяся разрушением под действием постоянной нагрузки при длительном воздействии высоких температур.) Развитие жаропрочных никелевых сплавов началось с небольших добавок титана и алюминия к нихрому. Сплав, содержащий 2,5 %титана, 1,5 % алюминия, 20 % хрома, на основе никеля получил название нимоник-80. Аналог этого сплава - сплав ХН77ТЮ, кроме никеля он содержит 19-20 % хрома, 2,3-2,7 % титана, 0,55- 0,95 % алюминия. Для работы при 800-1100º С применяют сплав ХН55ВМТФКЮ (рабочие лопатки турбин). Жаропрочные никелевые сплавы подразделяются на деформируемые и литейные. Жаропрочные свойства деформируемых сплавов формируются при термической обработке. Литейные жаропрочные никелевые сплавы по составу сходны с деформируемыми, но обычно содержат большее количество алюминия и титана. У литейных жаропрочных сплавов высокие прочностные характеристики при повышенных температурах. Так длительная прочность сплава марки ЖС6К составляет 320 МПа при температуре 900º С и 160 МПа при 1000º С. Эти сплавы применяют для изготовления сопловых и рабочих лопаток газотурбинных авиационных двигателей.
Подшипниковые (антифрикционные) сплавы. Подшипниковыми называют антифрикционные сплавы, применяемые для изготовления или заливки подшипников с целью уменьшения износа и нагрева трущихся деталей машин (валы, оси). Эти сплавы должны обладать следующими основными свойствами:
Подшипниковые материалы представляют собой сочетание достаточно прочной, относительно пластичной и вязкой основы, в которой имеются твердые опорные включения. При этих условиях изнашивается пластичная основа, вал в основном лежит на твердых опорных включениях и, следовательно, трение идет не по всей поверхности подшипника и смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы (Рис.66.).
Рис.66.
К антифрикционным материалам относятся сплавы на основе олова и свинца (так называемые баббиты), меди, алюминия, цинка, антифрикционные чугуны и порошковые подшипниковые материалы.
Баббиты. Баббиты обозначают буквой Б и двух- или однозначной цифрой, указывающей среднее содержание олова в процентах (для оловянных баббитов) или буквами БН, БК, БС, БТ (для безоловянных баббитов). Буквы Н, К, С, Т обозначают наличие в баббите никеля, кальция, свинца, теллура. К первой группе относят баббиты марок Б89 и Б83, содержащие соответственно 89 и 83 % олова и легированные медью (до 6 %) и сурьмой (до 12 %). Ко второй группе относятся баббиты марок Б16, Б6, БН, БКА, БК2. Баббиты марок Б16, Б6, БН и БТ называют малооловянными (5-7 % олова). К безоловянным относят кальциевые баббиты марок БКА и БК2. Низкая температура плавления баббитов (420 - 540º С) облегчает их применение для заливки подшипников. Для того чтобы на основе олова можно было получить антифрикционный сплав, в него вводят элементы, которые упрочняют слишком мягкое и непрочное олово, образуя твердые включения. Для этой цели служат добавляемые в сплав сурьма и медь. Сурьма растворяется в олове с образованием твердого раствора, который имеет большую твердость и прочность, чем чистое олово, почти при той же пластичности. Кроме того сурьма с оловом образуют химическое соединение SbSn с высокой твердостью. Таким образом, сурьма упрочняет основу оловянных антифрикционных сплавов и создает опорные включения высокой твердости в виде химических соединений (Рис.67.).
Медь с оловом образуют кристаллы химического соединения Cu3Sn. Рис.67.
Так как олово - дорогой и дефицитный элемент, оловянные баббиты применяют только в особо ответственных случаях. Для подшипников более широкого применения, например в автомобильных и тракторных двигателях, прокатных станах, металлообрабатывающих станках, в баббиты в значительных количествах вводят свинец и понижают содержание олова до 5-17 %. В таких сплавах основой служит свинец. Для упрочнения свинца и создания твердых частиц в сплав также вводят сурьму и медь. Вводимый в баббит никель (БН) улучшает форму включений и измельчает структуру.
Свинцовая бронза БрС30 (27-33 % свинца, остальное медь) применяется для вкладышей подшипников мощных двигателей (авиационных, дизельных и др.). Сплавы на основе алюминия, например АН-2,5, содержащий 2,7-3,3 % никеля, применяют для изготовлении вкладышей коленчатого вала автомобилей. Сплав А09-2 (8-10 %олова, 2,0-2,5 % меди, 0,8-1,2 % никеля, 0,3-0,7 % кремния) применяется для отливки монометаллических вкладышей и втулок в транспортном и общем машиностроении. Сплавы на основе цинка, например ЦАН 10-5 (9-12 % алюминия, 4-5,5 % меди, 0,03-0,06 % магния), применяют в подшипниках металлорежущих станков, прессов и др. Антифрикционный чугун. В качестве антифрикционных подшипниковых материалов применяют серые, высокопрочные и ковкие чугуны. Металлическая основа таких чугунов является в основном перлитной или перлитно-ферритной. Буквы в марках чугунов означают: А – антифрикционный, Ч – чугун, С – серый, В – высокопрочный, К – ковкий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.006 с.) |