Исследование артикуляторной моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование артикуляторной моторики



Исследование кинестетической основы артикуляторных движений.

Для выявления кинестетической основы предлагается выполнить артикуляторные движения после пассивного перемещения органов артикуляции, определить положение языка, губ в процессе произношения звуков речи (при исключении зрительного восприятия артикуляции).

Упражнения, процедура и инструкции:

1. пассивное растягивание губ с помощью экспериментатора. Затем дается следующая инструкция: «Сделай так же»;

2. пассивное растягивание губ по показу экспериментатора. Дается инструкция: «Сделай так же»;

3. экспериментатор касается верхней губы ребенка и дает задание: «Положи сюда кончик языка»;

4. то же на нижнюю губу;

5. определение положения кончика языка при произнесении звука Н. Дается следующая инструкция:«Произнеси звук Н и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами»;

6. определение положения кончика языка при произнесении звука С. Дается следующая инструкция: «Произнеси звук С и скажи, где находится кончик языка, за верхними или за нижними зубами?»;

7. определение положения губ при произнесении звука И. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук И и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;

8. определение положения губ при произнесении звука У. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук У и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;

9. определение смычки губ при произнесении звука М. Экспериментатор просит произнести звуки М, А и сказать, при произношении какого звука губы сомкнуты.

10. определение смычки кончика языка при произнесении звука Д. Экспериментатор просит произнести звуки Д, А и сказать, при произношении какого звука кончик языка смыкается с альвеолами верхних резцов.

Исследование кинетической основы артикуляторных движений.

а) Выполнение отдельных артикуляторных движений с использованием зрительного восприятия:

1. растянуть губы в улыбке,

2. вытянуть губы вперед трубочкой,

3. высунуть широкий язык,

4. высунуть узкий язык,

5. сделать «лодочку»,

6. сделать «чашечку»,

7. поднять язык на верхнюю губу,

8. опустить язык на нижние зубы,

9. поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение «маятник»,

10. упражнение «балалайка».

В начале исследования экспериментатор говорит: «Я буду тебе показывать различные упражнения для языка и губ. А ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом».

б) Последовательное выполнение серий движений: губы в улыбке – трубочкой, язык широкий – узкий, язык на верхнюю – на нижнюю губу, растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта.

Инструкции те же.

в) Одновременное выполнение артикуляторных движений: улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу, улыбнуться и высунуть язык, вытянуть губы трубочкой и одновременно высунуть язык.

Инструкции те же.

Критериями оценок служат следующие параметры артикуляторных движений: тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), объем движений (достаточный, ограниченный), точность (точное выполнение, неточное выполнение), длительность удерживания положения (достаточная, неумение длительно удерживать положение артикуляторных органов), темп движений (быстрый, нормальный, медленный), переключаемость движений (нормальная, трудности переключения от одного движения к другому), наличие сопутствующих движений, характер нарушения движений.

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение упражнений по всем параметрам.

Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение упражнений с помощью экспериментатора.

Средний уровень (2 балла) – незначительное нарушение отдельных параметров движений.

Уровень ниже среднего (1 балл) – значительное нарушение многих параметров движений

Низкий уровень (0 баллов) – неумение выполнить движение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.021 с.)