Исследование синтаксической структуры предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование синтаксической структуры предложения



Составление предложений из слов в начальной форме.

С целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания даются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный порядок исходных существительных и глаголов. В одних заданиях слова даются в той же последовательности, в какой они воспроизводятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении.

В заданиях этой серии ставится и задача определение возможностей структурирования различных типов предложений (например, Мальчик открывает дверь. Дети гуляют на улице. Мальчик рубит дрова топором. Бабушка дает внучке яблоко. Мама купила сыну большой шар.).

Для выявления роли отдельных членов предложения и отдельных частей речи в структурировании предложений даются задания с измененной формой либо глагола, либо существительного. В начале предложения ставится либо сказуемое, либо подлежащее, либо второстепенный член предложения (например: Карандаш рисовать девочка. Сидеть синичка на ветке. Яблоко бабушка внучка дает.).

Материалом исследования служат следующие серии слов:

а) порядок слов не изменен, глагол дается в правильной форме, существительное – в начальной форме:

Девочка одевает кукла. Света гуляет собака. На кукла красный бант.

б) изменен порядок слов, глагол дается в правильной форме, а существительное – в начальной форме:

Карандаш рисует девочка. Щиплет коза трава. Яблоко бабушка внучка дает.

в) порядок слов не изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме:

Мальчик открывать дверь. Мальчик гулять на улице.

г) порядок слов изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме:

Рыбу ловить мальчики. Сидеть синичка на ветке. Лечить доктор детей.

д) порядок слов не изменен, все слова даются в начальной форме:

Мальчик рубить дрова топор. В сад расти вишня. Миша дать собака большая кость.

Е) порядок слов изменен, все слова даются в начальной форме:

Ехать по улица машина. Писать ручка девочка. Петя купить шар большой мама.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова предложения. А ты из этих слов составь предложение. Порядок слов можно менять. Девочка, одевает, кукла. Скажи правильное предложение..». И т.д.

Добавление пропущенных слов в предложении.

Материалом исследования служат следующие предложения с пропущенными словами:

а) с пропущенным глагольным сказуемым:

Мальчик … дрова топором. Мама … вкусную пищу. Грачи … гнезда на деревьях.

б) с пропущенным дополнением:

Лиса убежала в …. Девочка гладит … Бабушка дает ленту ….

в) с пропущенными предлогами:

Книга лежит … столе. Лена наливает чай … кружку. Почки распустились … деревьях. Медведь спит зимой … берлоге. Листья шумят… ветра. Чайки летят … водой. Ботинки стоят … стулом. Мальчик подбежал … забору.
Машина едет … дороге. Лиса вылезла … норы.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе предложения с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Место пропущенного слова обозначается паузой в середине предложения или интонацией незаконченности в конце предложения.

Повторение предложений.

Материал исследования включает предложения с различной глубинно-семантической и поверхностной структурой. Основанием для включения этого задания в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может воспроизвести только ту структуру предложения, которой владеет в речи.

Предлагаются следующие предложения:

§ Простые предложения с прямым порядком слов.

Наступила осень. Расцвели цветы. Дети играют.

Лошадь везет сено. Птичка свила гнездо. Мальчик ест суп.

Девочка гладит утюгом. Маша пишет мелом. Дима рисует карандашом.

Из гнезда вылетела ласточка. В лесу растут сосны. Грибы выросли под березой.

Дедушка подарил внуку коньки. Мальчик дал карандаш девочке. Папа купил сыну игрушку.

Мама режет хлеб ножом. Аня рисует дом карандашом. Папа рубит дрова топором.

Мама ставит цветы в вазу. Мальчик разлил воду на скатерть. Девочка поставила ботинки под стул.

Ярко светит солнце. Крапива жжет больно. Маша громко поет. Крепко спит медведь под снегом.

Даша любит рисовать. Малыш хочет пить. Петя забыл причесаться.

Девочка любит рисовать цветы. Катя любит петь песни. Собака любит грызть кость.

Маленькая девочка плачет. Юля пьет теплое молоко. Мальчик бросает маленький мячик. Мама вяжет дочке теплый шарф. Маленький котенок залез на высокий шкаф.

Над водой летали белые чайки. Под высокой березой выросли грибы. Над широкой рекой плывут облака. В саду было много красных яблок

§ Пассивные конструкции

Земля освещается солнцем. Новый дом охраняется сторожем. Белая береза склонилась от ветра.

Дом нарисован девочкой. Письмо написано моей сестрой. Земля покрыта белым пушистым снегом. Ранней весной затопило весь наш луг. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.

§ Безличные предложения

В саду созрело много груш. К вечеру сильно подморозило. Этой зимой все дороги занесло снегом.

§ Инвертированные конструкции

Петю бьет Коля. Стекло разбил мальчик. Машину догоняет мотоцикл. Алеше дедушка подарил лыжи.

§ Сравнительные конструкции

Петя выше Вани. Маша поет громче Кати. Мальчик прыгает выше девочки. Вова ест кашу быстрее своей маленькой сестры.

§ Простые предложения с однородными членами

Наступила зима, и выпал пушистый снег. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал там себе берлогу.

§ Сложные предложения

Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Мы подошли к большому дому, который стоял на берегу реки.

Процедура исследования. В начале исследования ребенку дается инструкция: «Я буду говорить предложения. А ты внимательно послушай каждое предложение и повтори».

Верификация предложений.

Материалом исследования служат правильные предложения и предложения с неправильными формами слов (неправильными падежными окончаниями, предлогами, неверным согласованием прилагательного и существительного, глагола и существительного, неправильным употреблением возвратных глаголов, страдательных оборотов).

Неправильные предложения: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Земля покрыла белым снегом. Дом нарисовала девочкой. Письмо написано сестра. Деревья шумят от ветром. Какая сильный дождь. У Нины большая яблоко. Березки склонили от ветра. Солнце освещается землей. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. В саду пахли сиренью. На море плывут корабль.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор говорит ребенку: «Я буду называть тебе правильные и неправильные предложения. А ты внимательно слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения предложения задаются следующие вопросы: «Правильно я сказала? А как сказать правильно? Какое слово я сказала неправильно?»

Оценка результатов выполнения заданий на грамматическое структурирование.

При оценке результатов выполнения заданий на грамматическое структурирование учитываются следующие критерии: правильность выполнения и способ выполнения задания. Каждая серия заданий оценивается следующим образом: самостоятельное и правильное выполнение заданий – 4 балла (высокий уровень), правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора – 3 балла (уровень выше среднего), правильное выполнение лишь половины заданий - 2 балла (средний уровень), неправильное выполнение большинства заданий – 1 балл (уровень ниже среднего), неправильное выполнение всех заданий – 0 баллов (низкий уровень).

При выполнении заданий на грамматическое структурирование осуществляется и изучение операции внутреннего программирования отдельного высказывания (задания по грамматическому структурированию на уровне предложений), а также исследование особенностей операции выбора и актуализации лексики (задания на дополнение предложения словом, задания по порождению отдельных высказываний, исследование словообразования).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.24.202 (0.039 с.)