В. 1. Макроэкономика:сущность,предмет,цели,проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 1. Макроэкономика:сущность,предмет,цели,проблемы.



В.2.Система национальных счетов.Основное макроэкономическое тождество.

СНС обеспечивает единство статистической методологии, что позволяет сопоставлять практически все экономические показатели всех стран, главным образом ВВП, уровни безработицы, инфляции, занятость, динамику процентных ставок, доли отраслей и секторов в экономической системе, а также многие другие показатели, в том числе и демографические. Это дает возможность произвести сравнительную характеристику, сделать обоснованные выводы относительно места страны в системе мирохозяйственных отношений и выявить основные перспективы и стратегии роста.

Основой национального счетоводства служит характеристика процессов создания, распределения, перераспределения и использования дохода в пределах одной экономической системы. В соответствии с этим СНС служит для сравнения между различными показателями, что позволяет затем говорить о сравнительном анализе одной национальной экономики с другими.

Для пользования СНС необходимо знать следующие категории, характеризующие любую национальную экономику:

- экономическая территория – это не только административно-территориальные рамки страны, сюда входит также все воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф как место добычи полезных ископаемых. Кроме того, экономической территорией принято считать и анклавы, зоны в других странах. Так, например, для России анклавом является Калининградская область, которая территориально отдалена от страны в целом. Производство ВВП осуществляется посредством участия в экономической жизни страны и ведения хозяйственной деятельности ее резидентов;

- резиденты – это физические или юридические лица, имеющие центр экономических интересов на территории данной страны. Сюда можно отнести и филиалы иностранных фирм, и предприятия с иностранными инвестициями, т. е. любой субъект, который действует (ведет производственную или иную деятельность) исключительно в рамках экономической территории страны.

Система национальных счетов (СНС) РФ включает следующие счета:

-счета внутренней экономики (продукты и услуги, производство, образование доходов, распределение доходов, капитальные затраты, финансовый счет);

-счета внешнеэкономических связей или "остального мира" (текущие операции, капитальные затраты, финансовый счет).

Основное макроэкономическое тождество характеризуется равенством доходов и расходов. В качестве дохода здесь рассматривается совокупный экономический доход от производства конечных товаров и услуг – ВВП, а за расходы принимаются составные элементы формулы для расчета ВВП производственным методом. Так, например, равенство ВВП = C + I + G + Xn трансформируется в равенство Y = C + I + G + Xn, где Y – национальный доход или ВВП; C – потребительские расходы; I – инвестиции; G – государственные расходы; Xn – чистый экспорт, разница между экспортом и

импортом.

В.6.Взаимосвязь основных макроэкономических показателей:ВНП(ВВП).чистого национального продукта(ЧНП),национального дохода(НД),личного дохода(ЛД),личного распологаемого дохода(ЛРД).

 

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

Чистый внутренний продукт (ЧВП) — стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потреблённого в производстве. ЧВП = ВВП - А, где А – это амортизация (от позднелат. amortisatio — погашение, уплата долгов). ЧВП отражает производственный потенциал экономики.

Национальный доход(НД) - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

Личный доход (ЛД) — это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

Личный располагаемый доход(ЛРД) — часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Чистый национальный продукт - это валовый национальный продукт за вычетом годовых амортизационных отчислений. Он показывает общий годовой объем производства товаров и услуг, которые были произведены и предоставлены во всех секторах национального хозяйства страны.

Чистый национальный продукт показывает общий годовой объем производства, который экономика может потребить, не ухудшая при этом производственные возможности последующих лет.

В.7.Национальное богатство(НБ).ВВП и чистое экономическое благосостояние.

Национальное богатство – совокупность материальных и культурных благ, которые созданы трудом людей за определенный период и которыми располагает общество в данный момент. Национальное богатство непосредственно связано с национальным объемом производства, а потому является индикатором малейших изменений в экономическом положении нации. Его анализ позволяет определить какие цели необходимо поставить обществу и какие методы или рычаги использовать в своей экономической политике.

Валовой внутренний продукт (ВВП) выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.

Чистое экономическое благосостояние – это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни. Однако вычисление ЧЭБ имеет значительные сложности, т. к. пока не существует способов и показателей абсолютного измерения объемов теневой экономики, досуга, загрязнения.

В.21.Совокупный спрос(AD).График совокупного спроса.Ценовые и неценовые факторы совокупного сроса.

Совокупный (агрегированный) спрос (AD) есть не что иное, как общий спрос на продукцию отечественного производства, возникающий у всех экономических субъектов: фирм, домашних хозяйств, государства и заграницы. Кривая совокупного спроса описывается тем же уравнением, что и ВВП:

AD = C + I + G + Xn,

где C – спрос домашних хозяйств и индивидов;

I – инвестиционный спрос фирм;

G – спрос государства;

Xn – спрос заграницы;

Графически кривая совокупного спроса выглядит аналогично обычной кривой спроса, только по оси абсцисс теперь стоит ВВП (Y), а по оси ординат – общий уровень цен в стране (P). Она также выпукла по отношению к началу системы координат и характеризуется обратной зависимостью величины спроса от механизма ценообразования. Если цены снижаются, каждый из субъектов стремится в наибольшей степени удовлетворить свои потребности, приобрести максимально желаемое количество благ, товаров, услуг. Таким образом, кривая спроса показывает, какое количество экономических благ хотят и готовы приобрести потребители при сложившемся в экономике уровне цен.

Существует две большие группы факторов, которые так или иначе оказывают огромное воздействие на потребительский агрегированный спрос.

Ценовые факторы, т. е. те, которые неразрывно связаны с динамикой ценообразования.

1. Цена на рыночные товары и услуги является исходным моментом осуществления выбора покупателя. Любой потребитель всегда ориентируется на систему относительных цен и при одинаковом качестве выберет более дешевый товар, при одинаковой цене – более качественный.

2. Эффект богатства, или эффект Пигу. При росте общего уровня цен неизбежно возникает инфляция, процентная ставка в этих условиях падает, что снижает величину сбережений и активов. Итак, получается, что при росте цен активы населения уменьшаются на определенную величину, и, как следствие, совокупный спрос также падает. В противном случае при снижении цен агрегированный спрос растет. Иными словами, при постоянной величине дохода и снижающейся стоимости рыночных благ покупательные возможности субъекта растут: он за ту же сумму денег может приобрести уже больший набор товаров и услуг, соответственно чувствует себя несколько богаче.

3. Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса. Равенство сбережений и инвестиций подразумевает совпадение желания домашних хозяйств сберегать с желанием фирм осуществлять долгосрочные капиталовложения. При росте цены и процентной ставки вкладывание средств в депозиты банков оказывается наиболее эффективным, и население принимает решение хранить деньги. В то же время фирмам невыгодно под высокий процент осуществлять инвестиции, поскольку так или иначе какой-то стартовый капитал они берут в кредит. Получается, что сбережения растут, а инвестиции снижаются. Вообще рост процентной ставки приводит не только к увеличению сбережений, но и к снижению потребления на ту же величину, что в совокупности снижает национальный доход и совокупный спрос. Когда же процентная ставка падает, домашние хозяйства больше тратят, а фирмы больше инвестируют, следовательно, ВВП растет параллельно с совокупным спросом.

4. Эффект импортных закупок, или эффект Манделла-Флеминга. Если цены в пределах какой-либо страны начинают расти, население частично прекращает потребление продуктов отечественного производства и отдает предпочтение импортным товарам. Это в свою очередь вызывает снижение величины чистого экспорта, доли потребления и совокупного спроса. В противном случае, когда цены снижаются, величина импортируемых благ в общей структуре рыночного предложения сокращается, потребление отечественных товаров и услуг растет, и спрос на них предъявляется все больший.

Неценовые факторы. К ним, как правило, относят наличие товаров-заменителей и цены на них, экономические и инфляционные ожидания покупателей, а также моду и вкусовые предпочтения. В рамках макроэкономики основными неценовыми факторами являются объем денежной массы, или денежное предложение в экономике, и скорость ее обращения. Чем больше денег находится на руках у населения, в обращении, тем выше покупательная способность, в результате чего цены на товары и услуги начинают расти, что и вызывает сокращение общего спроса.

 

 

В.26.Потребление(C),сбережения(S). Показатели потребления и сбережений:средняя склонность к потреблению(APC),ср.склонность к сбережению(APS);предельная склонность к потреблению(MPC),пред.склонность к сбережению(MPS). Зависимость потребления и сбережений от дохода.

Средняя склонность к потреблению (APC) – это отношение размеров потребления к величине дохода (доля дохода, идущая на потребление).

Средняя склонность к сбережениям (APS) – это отношение суммы сбережений к величине дохода (доля дохода, которая сберегается).

Предельная склонность к потреблению (MPC) – это соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода.

где: ΔC – прирост потребления; Δу – прирост дохода; MPC – предельная склонность к потреблению.

 

Предельная склонность к сбережению (MPS) – это соотношение между изменением величины сбережений и вызвавшим его изменением дохода.

где ΔS – прирост сбережений; Δу – прирост дохода; MPS– предельная склонность к сбережению.

В.25.Распологаемый доход(Y).Потребление(C),функция потребления, графическое отображение. Недоходные факторы потребления и сбережения.

Располагаемый доход это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.

Под потреблением обычно понимают затраты населения на товары и услуги конечного потребления. Существует множество факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов, однако основным из них является уровень дохода. Функциональную зависимость между этими показателями выражает потребительская функция , где — потребление; — доход.

Функция потребления -зависимость, характеризующая отношение реальных потребительских расходов к реальному наличному доходу. В самом общем виде это взаимосвязь между потребительскими расходами и доходами за вычетом налогов.

Недоходные факторы потребления и сбережения:

1. Богатство. Вообще говоря, чем больше накопленного богатства у домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода. Под богатством мы подразумеваем как недвижимое имущество (дом, автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее у них будет стимул для сбережений, чтобы накапливать дополнительное богатство. Говоря иначе, увеличение богатства сдвигает график сбережений вниз, а график потребления вверх.

2. Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен — к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменения уровня цен меняют реальную стоимость, или покупательную способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Это и есть эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков.

Пример: предположим, у вас есть государственные облигации на 10 тыс. долл. Если уровень цен повышается, скажем на 10%, то реальная стоимость ваших финансовых средств снизится примерно на 10%. Поскольку ваше реальное финансовое богатство уменьшилось, вы менее склонны к потреблению текущего дохода. Наоборот, снижение уровня цен увеличит ваше реальное финансовое богатство и будет побуждать вас потреблять большую часть вашего текущего дохода.

3. Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведут к увеличению текущих расходов и снижению сбережений, т.е. к смещению графика потребления вверх, а графика сбережений — вниз. Почему? Потому что для потребителей естественно избегать уплаты более высоких цен или жить по принципу "обойдусь без этого". Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей "покупать впрок" во избежание более высоких цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в свою очередь, ведет к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущение того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.

4. Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление, либо на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20 или 25% их текущих доходов отчисляются для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность. Наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений домохозяйств может необычно повыситься, что будет способствовать росту их задолженности.

5. Налогообложение. Изменения в налогах приведут к смещению графиков потребления и сбережений. Налоги выплачиваются частично за счет потребления, частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов переместит как график потребления, так и график сбережений вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться и частично идти на сбережения домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг как графика потребления, так и графика сбережений вверх.

В.42.Фискальная(бюджетно-налоговая) политика. Изменение гос.расходов и налогов и бюджетные мультипликаторы:мультипликатор правительственных закупок,налоговый мультипликатор,мультипликатор сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу. Для алгебраического вывода мультипликатора государственных закупок добавим их величину в функцию совокупного дохода (выпуска) Y еще и G. Получим: Y= C + I + G. Поскольку функция потребления имеет вид: С = С + mрc Y, подставим ее в наше уравнение:

, перегруппируем и получим:

.

Таким образом, представляет собой мультипликатор любого вида автономных расходов: потребительских, инвестиционных и государственных. Обозначим его КА – мультипликатор автономных расходов КА = Кс = КI = КG, где Кс – мультипликатор автономных потребительских расходов, КI – мультипликатор автономных инвестиционных расходов, КG – мультипликатор государственных закупок (его иногда называют мультипликатором государственных расходов, что не совсем корректно, поскольку в величину государственных расходов, как мы знаем, включаются еще и трансферты, мультипликатор которых имеет иную формулу и величину, что будет рассмотрено позже.) Чем больше mрc, тем более крутая кривая планируемых расходов Ep и тем больше величина мультипликатора расходов.

Следует иметь в виду, что мультипликатор действует в обе стороны. При увеличении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно возрастает, а при сокращении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно уменьшается. Этот принцип применим не только к мультипликатору расходов, но и ко всем другим видам мультипликаторов.

В.49.Денежно-кредитная(монетарная) политика. Денежный рынок. Спрос на деньги:совокупный,деловой,как на запасную стоимость. Предложение денег. Равновесие денежного рынка. Нарушение равновесия на денежном рынке.


Совокупный спрос() — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Совокупный спрос .

Деловой спрос —каждый экономический субъект в каждый данный момент должен располагать определенной суммой денег (денежными остатками), чтобы иметь возможность беспрепятственно совершать сделки. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы покупать товары, оплачивать коммунальные услуги и т.п. Предприятиям нужны деньги для оплаты сырья, материалов, выплаты заработной платы и т.п.

Величина спроса на «денежные остатки» зависит от номинального ВНП, т.е. деловой спрос на деньги прямо пропорционален реальному объему ВНП и уровню цен. Очевидно, что рост реального объема ВНП ведет (при прочих равных условиях) к росту доходов, что стимулирует большие расходы и больший спрос на деньги для сделок. Такая же прямая связь существует между деловым спросом и ценами. Известно, что покупательная способность денег измеряется количеством товаров и услуг, которые можно на них купить. Если цены растут, покупательная способность денег падает, и для того чтобы сохранить реальные доходы на прежнем уровне, денег потребуется больше.

Спрос на деньги как на запасную стоимость — часть своих доходов люди сберегают, причем эти сбережения могут осуществляться либо в денежной форме (накопление наличных денег или средств на депозитных счетах), либо в виде различных финансовых активов (государственные ценные бумаги, акции, облигации и др.). Каждая из этих форм сбережений имеет свои преимущества. Деньги абсолютно ликвидны, но не приносят дохода. Если экономические субъекты предпочитают иметь высоколиквидные активы – спрос на деньги растет, если менее ликвидные, но доходные – падает. В свою очередь вопрос о том, как распределяются сбережения между деньгами и неденежными активами, решается в зависимости от нормы процента. Если норма процента повышается, то курс (цена) ценных бумаг падает, их доходность возрастает и экономические субъекты предпочитают делать сбережения в форме неденежных активов – спрос на деньги как средство сбережения падает и наоборот. Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от реального объема производства, уровня цен и нормы ссудного процента.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

Равновесие денежного рынка. Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента ie, т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения денег, так и спроса на деньги. Процентная ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежного рынка.

Нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.


 


В.50.Денежно-кредитная(монетарная) политика. Механизм денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики:операции на открытом рынке,изменение учетной ставки,изменение нормативов обязат.резервов.

Механизм действия денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для поведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величин депозитного мультипликатора;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

Регулирование официальных резервных требований является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.

Операции на открытых рынках:

Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предлагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.

Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика):

Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

В.1.Макроэкономика:сущность,предмет,цели,проблемы.

Сущность: Макроэкономика изучает систему отношений, которая объединяет национальное хозяйство в единое целое. Национальное хозяйство, или макроэкономика, представляет собой сложное хозяйственное образование, охватывающее всю территорию страны. Составные части национальной экономики взаимосвязаны и взаимозависимы. Объективной основой взаимозависимости является общественное разделение труда, придающее национальной экономике качество единого целого. Макроэкономика функционирует на базе государственной собственности и национального рынка, объединившего все местные рынки в единое экономическое пространство с единой национальной денежной системой.

Структура макроэкономики сложна и многообразна. В основе её структуризации лежат два принципа: отраслевой и воспроизводственный. Отраслевая структура отражает сложившуюся систему распределения производственных ресурсов по отраслям. Воспроизводственная структура экономики отражает распределение общественного продукта (ВНП) по источникам доходов, использование ВНП на цели потребления, накопления, возмещения и чистого экспорта.

Отраслевой принцип лежит в основе выделения в составе народного хозяйства двух подразделений: первого и второго. Первое подразделение объединяет отрасли, производящие средства производства (машиностроение, приборостроение, газовая промышленность и др.), второе –отрасли, производящие предметы потребления (пищевая, обувная, текстильная промышленность и др.). Для описания структуры экономики с точки зрения отраслевого принципа используют понятие «сферы» (сферы производства и сфера услуг). В зависимости от стадии движения общественного продукта различают следующие сферы: производство, обращение и потребление.

2. Элементы структуры национальной экономики тесно переплетены и взаимосвязаны. При этом между ними складываются пропорции, или количественные соотношения, которые должны быть определённым образом сбалансированы. Однако добиться этого не всегда удаётся, и тогда в структуре экономики возникают диспропорции. Различают частичное и общее равновесие. Частичное равновесие характеризует сбалансированность спроса и предложения на отдельных рынках. Понятие общего равновесия отражает сбалансированное, согласованное функционирование всех рынков, или равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Общее равновесие может существовать как в условиях высокой инфляции, высокого уровня безработицы, так и при потенциальном уровне (производство при полной занятости) производства. Складывается оно в результате функционирования системы рынков и определённой экономической политики государства. Общее равновесие теоретически описывается моделью AD–AS (AD – совокупный спрос, AS – совокупное предложение) и кейнсианской моделью «расходы–доходы».

3. Результатом общественного производства (материальной и нематериальной сфер) является валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономике за год. При расчёте ВНП не учитываются промежуточные продукты, предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи. Это позволяет избежать повторного (двойного) счёта, который завышает масштабы производства. Добавленная стоимость – стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства. Добавленная стоимость равна выручке, которая включает в себя эквивалент заработной платы, арендной платы, процента и прибыли.

Предметом макроэкономики являются экономические процессы на уровне общества, экономика рассматривается как единое целое. Кроме того, макроэкономикой изучаются некоторые вопросы, имеющие микроэкономический характер, но служащие основой для формирования макроэкономических концепций. К ним относятся, в частности, теория потребления и теория инвестиционных решений.

Основные макроэкономические проблемы. В центре внимания макроэкономики находятся проблемы:

• экономического роста;

• общего экономического равновесия и условий его достижения;

• макроэкономической нестабильности, измерения и способов регулирования экономических процессов;

• измерения результатов национальной экономической деятельности и взаимосвязи между ними;

• оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны;

• анализа экономических циклов;

• эффективности макроэкономической политики государства.

Существуют различные цели макроэкономики:

1. Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики - объём производства. От него зависит уровень благосостояния граждан. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции. Длительное и ощутимое повышение цен - это проявление инфляции, устойчивое снижение цен - дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен - это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показ-ли уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.073 с.)