Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Мотивация как предмет психологического развитияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Реферат Курсовая работа 29 с., 13 источников, 1 таблица. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Объект исследования – ученики старших классов. Предмет исследования – мотивация познавательной деятельности учащихся. Цель работы – рассмотрение внешней и внутренней мотивации познавательной деятельности учеников старших классов. Задачи исследования: 1. Рассмотреть мотивацию как предмет психологического развития. 2.Организовать и провести анкетирование на выявление мотивации старших школьников. 3.Сделать выводы на основе полученных данных. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анкетирование. Актуальность работы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования [7].
Содержание
Введение Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести. Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида. Виды мотивов. Ильин делит мотивы на основании их структуры: - первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели; - вторичные – наличие конкретной цели: а) полные – присутствуют компоненты всех блоков: б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра В психологии существует вопрос относительно того, что побуждает, направляет человека? Есть противоположные позиции Мотив регулирует целостное поведение человека (Фрейд, Адлер) У Фрейда либидо-половой мотив, Мортидо - стремление к смерти - Все поведение ими детерминировано, у Адлера это стремление к превосходству. Мотив регулирует каждое конкретное поведение. У каждого действия есть свой мотив. Есть промежуточное мнение: в основе мотива лежит потребность, это его энергетическая составляющая. Реализация зависит от других вещей и потребность может быть реализована в разных вещах. Потребность в еде есть у всех, но каждый её реализовывает по-разному. Одна потребность может быть достигнута разными способами.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Осознанные мотивы лежат в основе направленности человека [9]. Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у чела возникает побуждение к деятельности. Основные характеристики человеческих потребностей — сила (показатель непреодолимого стремления личности, оценивается по степени и глубине осознания), периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Также устойчивость мотива (наличие его во всех основных видах деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени). Виды потребностей. По своему происхождению: естественными (активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства) и культурными (зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры). По характеру предмета: материальными (зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д) и духовными (зависимость от продуктов общественного сознания). Ломов выделял три группы потребностей: - базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых - производные – эстетические, потребность в обучении - высшие – потребность в творчестве Иерархическая пирамида потребностей А. Маслоу. Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. 5. Самоактуализация –реализация потенциала - высшая потребность 4. Потребности в уважении (одобрении, благодарности, признании - значение, компетентность) 3. Потребности в принадлежности (привязанности, любви – присоединение и принятие) 2. Потребности в безопасности (физической и психологической -долговременное выживание и стабильность) 1. Физиологические потребности (в питье, пище, кислороде) – самый низший уровень Низшие потребности доминирующие и они должны быть удовлетворены, чтобы у человека появилась другая более высшая потребность. Это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Термин «мотивация» имеет более широкое понятие, чем мотив. Его используют: 1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека. Мотивацию можно рассмотреть как совокупность мотивов человека. Мотивационная сфера человека динамична. Может носить доминантный и подчинительный характер.
Вопрос о мотивации встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков людей. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию. Мотивация бывает: • Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы личности. Характеристики: широта, гибкость, иерархизированность [9].
Глава 2. Практическая часть Заключение В данной работе была рассмотрены такие понятия как «мотивы», «потребности», «мотивации», их виды, характеристики, структура. Эти понятия связаны между собой мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей. Главными мотивами познавательной деятельности старших школьников являются мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. С помощью методов психологического тестирования был сделан вывод о том, что на выбор профессии в большей степени повлияла внутренняя мотивация, нежели внешняя. Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Список литературы 1. Возрастные особенности мотивации школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1799671.html. – Дата доступа: 21.12.2016.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. - 800 с. 3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1983. 4. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация / В.Э Мильман// Вопросы психологии. Москва - 1987. С. 129-138. 5. Мотивация в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=498159. – Дата доступа: 21.12.2016. 6. Мотивация познавательной деятельности учащихся как эффективное средство их личностного развития мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/opit-po-teme-motivaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-kak-effektivnoe-sredstvo-ih-lichnostnogo-razvitiya-1294977.html. – Дата доступа: 21.12.2016. 7. Мотивация учебной деятельности старшеклассников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00340107_0.html. – Дата доступа: 20.12.2016. 8. Педагогическая (преддипломная) практика: задания по психологии (выпускной курс): методические рекомендации / сост. Т.Е. Косаревская [и др.]; по ред. Т.Е. Косаревской. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - с. 9. Потребности и мотивы. Структура мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3152866. – Дата доступа: 21.12.2016. 10. Формирование личности старшеклассника / Под.ред. И.В.Дубровиной. - М., 1989. - С. 9-12. 11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с. 12. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. Москва - 1996. № 3. 13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.) / И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
Реферат Курсовая работа 29 с., 13 источников, 1 таблица. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Объект исследования – ученики старших классов. Предмет исследования – мотивация познавательной деятельности учащихся. Цель работы – рассмотрение внешней и внутренней мотивации познавательной деятельности учеников старших классов. Задачи исследования: 1. Рассмотреть мотивацию как предмет психологического развития. 2.Организовать и провести анкетирование на выявление мотивации старших школьников. 3.Сделать выводы на основе полученных данных. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анкетирование. Актуальность работы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования [7].
Содержание
Введение Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека. Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести. Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида. Глава 1. Мотивация как предмет психологического развития 1.1 Понятия «мотивы», «потребности», «мотивации». Их виды, характеристики, структура. Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях. В целом авторы существующих в настоящее время теорий придерживаются двух точек зрения 1) мотивация – это совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов; 2) мотивация – это динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека. В первом случае мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа, К. Мадсен, К.К. Платонов), как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Во втором случае - это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин). Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989). Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991). Мотивация представляет собой сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе процесс, который является сложным социально-психологическим образованием - это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003). Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом. Несмотря на разнообразие подходов, мотивация большинством авторов понимается как система побуждений, вызывающих активность организма, детерминирующих направленность поведения и деятельности человека, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных факторов, побуждающих индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели [2]. Мы рассматриваем мотивацию как динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели, выступает как побуждение к действию определенным мотивом [5]. Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта. Это причина, которая лежит в основе выбора действия Cтруктура мотива: потребность, эмоциональное побуждение к действию, предмет удовлетворения потребности, потенциальные способы достижения объекта Функции мотивов: - побуждение, - направление, - смыслообразование. Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения). Мюррей разделял мотивы на первичные и психогенные. Первичные - биологические потребности. Психогенные это и есть собственно мотивы, он их насчитал 28 (в агрессии, доминировании, защите, познания, помощи, осмыслении, независимости и др.) Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. А. Н. Леонтьев описал механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (или механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом (отношения ученика и учителя) В.И. Ковалев делил мотивы по группам содержательных и динамических характеристик: - По содержательным: мотивы связаны с общественными потребностями (политические, нравственные, идейные мотивы и мотивы по виду деятельности (учебный мотив, познавательный мотив). По регуляторной функции мотивы избегания наказания и достижения целей - По динамике мотивы различаются: по параметрам времени, длительные или короткие, а также по силе проявления, по степени устойчивости, актуальные или потенциальные. Реальный мотив проявляется сейчас. Актуальная мотивация некий мотив + ситуационная детерминанта. Сила мотива может проявляться в проекции. Например, субъектам дали неструктурированные картинки. Те, кто был голоден, там видели еду. Граница мотива – потребность и намерение что-то сделать. Мотиву принадлежит стратегия деятельности. Мотив начинается с появления потребности, а кончается целью. 3 блока формирование мотива: - потребностный. Формирование потребности достигает уровня осознавания. Человек чувствует дискомфорт от проявления и хочет от него избавиться: социальные, биологические (почему возникла это побуждение); - внутренний фильтр. Состоит из нравственного контроля, оценки внешней ситуации, оценки своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); то есть определяем, как потребность можно реализовать исходя из условий, возможностей; - целевой блок, состоит из: образ предмета, который может удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду), представление процесса удовлетворения потребности (попить). Сходство внешней структуры мотива у двух лиц, не означает их сходства по смысловому содержанию. Структура мотива (Ильин): 1) горизонтальный – в состав мотива входит один компонент из одного блока; 2) вертикальный – в состав мотива входят два и более компонентов из одного блока. Один компонент играет главную роль, а остальные сопутствующую. Например, среди нескольких потребностей одновременно побуждающих к выбору одной и той же цели (получению высшего образования), ведущей может быть желание стать учителем, а сопутствующими – желание повысить свой статус в обществе, повысить свой культурный уровень. Такие же отношения между компонентами могут складываться и в блоке «внутреннего фильтра», и в целевом блоке. Виды мотивов. Ильин делит мотивы на основании их структуры: - первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели; - вторичные – наличие конкретной цели: а) полные – присутствуют компоненты всех блоков: б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра В психологии существует вопрос относительно того, что побуждает, направляет человека? Есть противоположные позиции Мотив регулирует целостное поведение человека (Фрейд, Адлер) У Фрейда либидо-половой мотив, Мортидо - стремление к смерти - Все поведение ими детерминировано, у Адлера это стремление к превосходству. Мотив регулирует каждое конкретное поведение. У каждого действия есть свой мотив. Есть промежуточное мнение: в основе мотива лежит потребность, это его энергетическая составляющая. Реализация зависит от других вещей и потребность может быть реализована в разных вещах. Потребность в еде есть у всех, но каждый её реализовывает по-разному. Одна потребность может быть достигнута разными способами. Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Осознанные мотивы лежат в основе направленности человека [9]. Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у чела возникает побуждение к деятельности. Основные характеристики человеческих потребностей — сила (показатель непреодолимого стремления личности, оценивается по степени и глубине осознания), периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Также устойчивость мотива (наличие его во всех основных видах деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени). Виды потребностей. По своему происхождению: естественными (активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства) и культурными (зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры). По характеру предмета: материальными (зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д) и духовными (зависимость от продуктов общественного сознания). Ломов выделял три группы потребностей: - базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых - производные – эстетические, потребность в обучении - высшие – потребность в творчестве Иерархическая пирамида потребностей А. Маслоу. Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. 5. Самоактуализация –реализация потенциала - высшая потребность 4. Потребности в уважении (одобрении, благодарности, признании - значение, компетентность) 3. Потребности в принадлежности (привязанности, любви – присоединение и принятие) 2. Потребности в безопасности (физической и психологической -долговременное выживание и стабильность) 1. Физиологические потребности (в питье, пище, кислороде) – самый низший уровень Низшие потребности доминирующие и они должны быть удовлетворены, чтобы у человека появилась другая более высшая потребность. Это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Термин «мотивация» имеет более широкое понятие, чем мотив. Его используют: 1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека. Мотивацию можно рассмотреть как совокупность мотивов человека. Мотивационная сфера человека динамична. Может носить доминантный и подчинительный характер. Вопрос о мотивации встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков людей. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию. Мотивация бывает: • Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы личности. Характеристики: широта, гибкость, иерархизированность [9].
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.107 с.) |