Становление и развитие Конституции и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие Конституции и



Конституционного законодательства Республики Беларусь.

Основные понятия и логические схемы по теме №2

Конституция – Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую системы, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

 

 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКИХ КОНСТИТУЦИЙ
       
   
 
 

 

 

     
 
 
 
 
 


Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). - Мн., 1997.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

3. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

5. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

6. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

7. Основы права Республики Беларусь. Учебное пособие./Под ред. М.Ф. Грищенко.- Мн., 1995, с. 22-24.

8. Советское государственное право: Учебник /Под ред. С.С. Кравчука. - М., 1995.

ТЕМА № 3

Понятие, сущность и основные принципы

Конституции Республики Беларусь.

 

Основные понятия и логические схемы по теме №3

 

Конституция – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

 

 

                   
   
 
 
Юридическая (формальная)
 
Фактическая (социальная)
 
Фиктивная
 
   
 
   
 
   

 


 

 

 


В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. Но есть страны (Англия, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи, а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах - напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются "как перчатки".

Конституции классифицируются и по порядку принятия. Имеются октроированные (дарованные сверху) конституции. Обычно так называют себя основные законы, которые были "дарованы" народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, были приняты Конституции США (1787), Италии (1947), Индии (1948), Болгарии и Румынии (1990 - 1991), а вторым - Франции (1958). Путем референдума была принята Конституция Российской Федерации 12 января 1993 г. Отмеченные способы принятия конституции сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности.

Имеются и так называемые "харизматические конституции" (от греческого слова "харизма" - божественный дар). Этим термином обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор.

Во Франции, например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 году произошла благодаря усилиям генерала де Голля, вследствие чего и Конституция получила название "деголевской". Возможно, по аналогии с этим Конституция России 1993 года будет названа "ельцинской".

По порядку изменения различаются конституции "гибкие" и "жесткие". Первые изменяются и дополняются также, как обычные законы - таких теперь немного; вторые - с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т.е. сознательно создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. К числу "жестких" конституций следует отнести Конституции России, Республики Беларусь. "жесткий" порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

Различаются постоянные и временные конституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

 

 

 


 

 

Раскрытие сущности Конституции связано с познанием ее природы, решением вопроса чью волю она выражает, для чего она возникла.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции о том, на каких основах учреждается данное общество, и по каким правилам оно живет.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в Конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от “революционных” Конституций, составляющихся в кабинетах, иногда из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отражающие народный характер Конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в Конституции.

Марксистско-ленинская теория, явившаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.

Общедемократическая сущность Конституции, заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

 

 

 
 

 


Особенности Конституции:

1) Конституция является правовым актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная черта Конституции, неслучайно Конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.д.) настоящую Конституцию».

2) Особенность субъекта, принимающего Конституцию обуславливает и вторую существенную черту Конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать Конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ.

Учредительная природа Конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Законы не могут противоречить Конституции.

3) Важной чертой Конституции является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти; правами; свободами и обязанностями человека и гражданина; формами правления и государственного устройства. Она является государственно-правовой моделью общества, существенным условием законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Сфера Конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрим основные юридические свойства Конституции, т.е. ее признаки как Основного Закона:

1. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Конституция относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Следует также иметь в виду, что либо в названии, либо в тексте самой Конституции официально провозглашается, что Конституция - это Основной Закон. Так, в Конституции БССР 1978 года это положение было зафиксировано в ее названии, а в Конституции Республики Беларусь 1994 года - в преамбуле.

 

3. Конституция обладает юридическим верховенством. Это означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и обычные законы. Все они должны соответствовать Конституции и не могут ей противоречить. Акт, противоречащий Конституции, либо отменяется, либо приводится в соответствие с нею. Данный признак Основного Закона фиксируется в нем самом - в ст.137.

 

4. Конституция является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее же законодательство развивает предписания Конституции.

Кроме того, Конституция нередко сама предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее нормы. Причем это делается определенными, устоявшимися приемами:

а) прямым указанием на вид закона, который требует для регулирования некоторых вопросов (например, ст.10 Конституции предусматривает принятие закона о гражданстве Республики Беларусь, ст.108 - Закона о Кабинете Министров, ст.109 - Закона о судоустройстве в Республике Беларусь и т.д.);

б) указанием на то, что определенные отношения регулируются законом, хотя при этом его вид и наименование не называются (например, согласно, ст. 5 Конституции Республики Беларусь, политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законом);

в) такой формулировкой статей, когда из текста вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы, хотя прямо об этом не говорится (например, согласно ст.16 Конституции Республики запрещается деятельность конфессиональных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан). такие конституционные положения действуют в полной мере лишь вместе с развивающими их нормами текущего законодательства, устанавливающими конкретные виды и меры ответственности;

 

5. Особая охрана заключается в том, что именно Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

6. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения. Проекты обыкновенных законов не всегда публикуются в печати для обсуждения, а точнее очень редко. Что же касается проектов конституций, то практика идет по пути опубликования их для всенародного обсуждения.

Во-первых, вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Президента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Во-вторых, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

В-третьих, Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

В-четвертых, разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только референдумом.

 

 

       
   
 
 

 


           
   
 
   
 
   
 
   
 
 

 

 


Конституция обладает функциями, т.е. государственно-общественным предназначением и способами их реализации.

Функции Конституции:

1) Юридическая – конституция является основным законом, главным источником и регулятором важнейших общественных отношений и т.д.

2) Политическая – конституция определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

3) Экономическая – Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности (государственную и частную – ст.13).

4) Социальная – Конституция Республики Беларусь (ст.1) провозглашает наше государство социальным (это обеспечение равных справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека).

5) Духовно-идеологическая – наиболее авторитетный закон в государстве; отражает определенное социально-политическое мировоззрение данного общества; прививает уважение к признанным во всем мире ценностям.

ТЕМА № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.04 с.)