Концептуальные основывоспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основывоспитания



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ

 

Астана

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение……………………………………………………………  
  Цель, задачи, объект и механизмы реализации Концептуальных основ воспитания..........................................................................  
  Нормативное правовое обеспечение.................................................  
  Цель и задачи воспитания…………………………………….....  
  Методологические основы организации воспитательного процесса..............................................................................................  
  Приоритетные направления воспитательной работы..................  
  Условия реализации Концептуальных основ воспитания........  
  Ожидаемые результаты реализации Концептуальных основ воспитания.........................................................................................  
  Глоссарий…………………………………………………………..  

Введение

 

Концептуальные основы воспитания (далее – Концептуальные основы) разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере образования с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе.

Концептуальные основы предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Концептуальные основы ориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрированности учебного и воспитательного процессов.

Концептуальные основы определяют перспективу развития, приоритетные направления, цели, задачи, критерии оценивания и механизмы воспитания в системе образования Республики Казахстан.

Концептуальные основы учитывают особенности развития современного общества, когда в эпоху глобализации, у современного человека доминирует технократическое и потребительское отношение к окружающему миру.

В этой связи необходима переориентация человечества на духовно-нравственные ценности прогресса, на укрепление значимостиродного языка и национального менталитета, что послужит гарантией устойчивого развития нации, усиления ее духовного потенциала.

Игнорирование национальной самобытности, психологии, менталитета, отход от культурно-исторических истоков или же подмена национальных ценностей формами космополитизма и псевдокультуры приводят к моральной деградации человека, росту его нестабильности в поведении, агрессивности по отношению к окружающему миру, падению его духовно-нравственного потенциала.

Исследование и анализ общемировой системы воспитания показывают важность построения единой комплексной воспитательной системы страны, ее целей и содержания с учетом национальных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями.

Ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность.

Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. В Послании перечислены эти ценности: Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры.

Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая общечеловеческие ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.

За короткий период независимости Казахстан стал полноправным и авторитетным членом мирового сообщества, происходит активная интеграция в мировое экономическое и культурное пространство. В рамках глобальных процессов интеграции казахстанская молодежьстала участницей интенсивного образовательного, информационного и культурного взаимообмена. У современных казахстанских детей, в молодежной среде появились новые позитивные тенденции: повышение мотивов к получению качественного образования, усиление социальной активности, стремление к овладению новыми профессиями и информационно-коммуникативными технологиями, коммуникативность, активизация межкультурного общения. Наблюдается повышение интереса к истории своей страны, культуре и традициям, духовному наследию своего народа, на основе которых происходит рост национального самосознания. Идет процесс формирования нового казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманистически ориентированного мировоззрения.

Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в воспитательном процессе организаций образования. Здесь создаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.

В системе образования Казахстана реализуется программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (автор идеи Программы − С.А.Назарбаева), имеющая позитивный метапредметный и воспитательный потенциал. Программа охватывает все сферы воспитательной работы в организациях образования и при должной ее реализации будет выполнять роль сильного катализатора механизмов возрождения национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве. Основанная на многовековом опыте народной педагогики с использованием вдохновляющих идей самых современных воспитательных теорий, программа нравственно-духовного образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве (далее - НДО). Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном воспитании детей и учащейся молодежи. Данная программа, основанная на вечных общечеловеческих ценностях, способствует воспитанию достойных граждан, обладающих благородным характером, нравственными качествами и является ведущим механизмом реализации Концептуальных основ воспитания.

Наблюдается процесс повышения функциональной грамотности молодёжи, поликультурного воспитания, трехъязычного образования, использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей.

Большими возможностями располагают система дополнительного образования детей и учащейся молодёжи республики, неправительственные и другие общественные организации.

Вместе с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального воспитания и недостаточным уровнем сформированности у детей и молодёжи гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства.

У отдельной части молодежи исчезает социально-позитивная инициативность, которую все больше заменяет увлечение бесцельным времяпровождением. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. В воспитательной работе превалирует организация досуговой деятельности, разовых шоу-мероприятий развлекательного характера.

В воспитательной системе наблюдается ряд проблем, связанных с обострением процесса глобализации:

ориентация детей и учащейся молодежи на ценности масс-культуры, на низкопробные информации средства масоовой информации и интернет-сайтов;

пропаганда жестокости, увлечение детей и подростков курением, употреблением алкоголя и наркотиков, проституцией среди учащихся;

понижение роли трудового воспитания;

понижение роли семейных ценностей и традиций семейного воспитания;

социальное сиротство, детский и подростковый суицид, наркомания, участие в религиозных сектах.

По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения 2012 и 2013 годов Казахстан занимает второе место по числу смертей из-за суицида юношей и первое место по числу суицидов среди девушек. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек в возрасте 10-14 лет Казахстан занимает первое место.

Оставляет желать лучшего состояние дополнительного образования детей. Большинство видов услуг платные, что недоступно для большей части учащейся молодёжи.

Одной из причин такого положения является недооценка воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса. Именно воспитание закладывает в молодежи духовно-нравственные ценности и качества, являющиеся основой их становления как личности.

Таким образом, привычные схемы воспитания в современных условиях стали неэффективными, и сложились объективные предпосылки для разработки концептуальных основ воспитания, отвечающих новым условиям и требованиям формирования гражданина Казахстана на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

 

Цель и задачи воспитания

Методологические основы

Ценностный (аксиологический) подход – опора на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей, определяющихся сознанием человечества и духовно-нравственными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе.

Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении целостного педагогического процесса.

Личностно-ориентированный подход – опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности.

Деятельностный подход – требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, с тем, чтобы педагог обучал воспитанников целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Компетентностный подход – учет совокупности общих принципов определения целей воспитания, организации воспитательного процесса и оценки его результатов, формирования компетенций, обеспечивающих успешную социализацию личности.

Принцип непрерывности– всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение ее творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации ее сил и способностей, профессионального и общекультурного роста.

Принцип целостности обеспечивается интеграцией учебной и внеучебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент; во внеучебной деятельности развивается эмоционально-ценностный поведенческий компонент.

Принцип этничности – наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального сознания, создание условий для всех граждан учиться и общаться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа.

 

Приоритетные направления

Воспитательной работы

Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы:

1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;

2) духовно-нравственное воспитание;

3) национальное воспитание;

4) семейное воспитание;

5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;

6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;

7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;

Условия реализации

Ожидаемые результаты

Глоссарий

 

Антикоррупционная культура – система ценностей, выражающихся в публичном порицании коррупции; отражает нетерпимое отношение к коррупции, предполагает стойкую гражданскую позицию «Честность и неподкупность – норма поведения».

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.

Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.

Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Общечеловеческие ценности – это абсолютные ценности, неизменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается Совесть человека как воплощение любви, истины, спокойствия, долга, ненасилия, добра, сострадания. Общечеловеческие ценности имеют вечную, исторически не локализуемую духовную природу, являются инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей, потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их развитие направлен педагогический процесс.

Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной, информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики.

Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей.

Религиозная секта религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления и противостоящая ему.

Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.

Трудовое и экономическое воспитание предполагает формирование у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, созидать новое производство и общество.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской работы, дающей представление о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.

Формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности. Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, обретая, таким образом, ощущение полноты, радости жизни, осознание её смысла.

Формирование социально-значимых и индивидуальных качеств, свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.

Экологическое воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране.

Эстетическое воспитание предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми, является важной задачей на современном этапе развития.

 

_______________________________

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ

 

Астана

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение……………………………………………………………  
  Цель, задачи, объект и механизмы реализации Концептуальных основ воспитания..........................................................................  
  Нормативное правовое обеспечение.................................................  
  Цель и задачи воспитания…………………………………….....  
  Методологические основы организации воспитательного процесса..............................................................................................  
  Приоритетные направления воспитательной работы..................  
  Условия реализации Концептуальных основ воспитания........  
  Ожидаемые результаты реализации Концептуальных основ воспитания.........................................................................................  
  Глоссарий…………………………………………………………..  

Введение

 

Концептуальные основы воспитания (далее – Концептуальные основы) разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере образования с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе.

Концептуальные основы предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Концептуальные основы ориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрированности учебного и воспитательного процессов.

Концептуальные основы определяют перспективу развития, приоритетные направления, цели, задачи, критерии оценивания и механизмы воспитания в системе образования Республики Казахстан.

Концептуальные основы учитывают особенности развития современного общества, когда в эпоху глобализации, у современного человека доминирует технократическое и потребительское отношение к окружающему миру.

В этой связи необходима переориентация человечества на духовно-нравственные ценности прогресса, на укрепление значимостиродного языка и национального менталитета, что послужит гарантией устойчивого развития нации, усиления ее духовного потенциала.

Игнорирование национальной самобытности, психологии, менталитета, отход от культурно-исторических истоков или же подмена национальных ценностей формами космополитизма и псевдокультуры приводят к моральной деградации человека, росту его нестабильности в поведении, агрессивности по отношению к окружающему миру, падению его духовно-нравственного потенциала.

Исследование и анализ общемировой системы воспитания показывают важность построения единой комплексной воспитательной системы страны, ее целей и содержания с учетом национальных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями.

Ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность.

Как подчеркнуто в Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее», за годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. В Послании перечислены эти ценности: Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Президент также поставил задачу формировать активных, образованных и здоровых граждан, дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры.

Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая общечеловеческие ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.

За короткий период независимости Казахстан стал полноправным и авторитетным членом мирового сообщества, происходит активная интеграция в мировое экономическое и культурное пространство. В рамках глобальных процессов интеграции казахстанская молодежьстала участницей интенсивного образовательного, информационного и культурного взаимообмена. У современных казахстанских детей, в молодежной среде появились новые позитивные тенденции: повышение мотивов к получению качественного образования, усиление социальной активности, стремление к овладению новыми профессиями и информационно-коммуникативными технологиями, коммуникативность, активизация межкультурного общения. Наблюдается повышение интереса к истории своей страны, культуре и традициям, духовному наследию своего народа, на основе которых происходит рост национального самосознания. Идет процесс формирования нового казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманистически ориентированного мировоззрения.

Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в воспитательном процессе организаций образования. Здесь создаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.

В системе образования Казахстана реализуется программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (автор идеи Программы − С.А.Назарбаева), имеющая позитивный метапредметный и воспитательный потенциал. Программа охватывает все сферы воспитательной работы в организациях образования и при должной ее реализации будет выполнять роль сильного катализатора механизмов возрождения национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве. Основанная на многовековом опыте народной педагогики с использованием вдохновляющих идей самых современных воспитательных теорий, программа нравственно-духовного образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве (далее - НДО). Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном воспитании детей и учащейся молодежи. Данная программа, основанная на вечных общечеловеческих ценностях, способствует воспитанию достойных граждан, обладающих благородным характером, нравственными качествами и является ведущим механизмом реализации Концептуальных основ воспитания.

Наблюдается процесс повышения функциональной грамотности молодёжи, поликультурного воспитания, трехъязычного образования, использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей.

Большими возможностями располагают система дополнительного образования детей и учащейся молодёжи республики, неправительственные и другие общественные организации.

Вместе с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального воспитания и недостаточным уровнем сформированности у детей и молодёжи гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства.

У отдельной части молодежи исчезает социально-позитивная инициативность, которую все больше заменяет увлечение бесцельным времяпровождением. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. В воспитательной работе превалирует организация досуговой деятельности, разовых шоу-мероприятий развлекательного характера.

В воспитательной системе наблюдается ряд проблем, связанных с обострением процесса глобализации:

ориентация детей и учащейся молодежи на ценности масс-культуры, на низкопробные информации средства масоовой информации и интернет-сайтов;

пропаганда жестокости, увлечение детей и подростков курением, употреблением алкоголя и наркотиков, проституцией среди учащихся;

понижение роли трудового воспитания;

понижение роли семейных ценностей и традиций семейного воспитания;

социальное сиротство, детский и подростковый суицид, наркомания, участие в религиозных сектах.

По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения 2012 и 2013 годов Казахстан занимает второе место по числу смертей из-за суицида юношей и первое место по числу суицидов среди девушек. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек в возрасте 10-14 лет Казахстан занимает первое место.

Оставляет желать лучшего состояние дополнительного образования детей. Большинство видов услуг платные, что недоступно для большей части учащейся молодёжи.

Одной из причин такого положения является недооценка воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса. Именно воспитание закладывает в молодежи духовно-нравственные ценности и качества, являющиеся основой их становления как личности.

Таким образом, привычные схемы воспитания в современных условиях стали неэффективными, и сложились объективные предпосылки для разработки концептуальных основ воспитания, отвечающих новым условиям и требованиям формирования гражданина Казахстана на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.125 с.)