Первые официальные документы ЛАГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые официальные документы ЛАГ



На Подготовительном комитете, собранном в 1944 году по инициативе египетского премьер-министра Мустафы Наххас-Паши, приглашенными представителями арабских стран был разработан и принят документ, получивший название Александрийский протокол. Этот документ заложил основы организации ‑ Лиги арабских государств.

Александрийский протокол изначально был подписан представителями пяти стран. Сирийскую делегацию возглавлял премьер-министр Саадалла аль-Джабри. Аль-Джабри занимал несколько важных государственных постов, среди них министр внутренних дел, иностранных дел, дважды становился премьер-министром страны[100]. В делегацию также входил занимавший в то время пост министра иностранных дел Джамиль Мардам Бей – выходец из аристократической сирийской семьи и один из основателей секретной арабской националистической организаций «Аль-Фатат»[101]. Кроме того среди сирийских представителей, подписавших Александрйиский протокол, были: генеральный секретарь главы сирийской республики доктор Наджиб аль-Арманази и депутат сирийского парламента от Дамаска Сабри аль-Ассали, занимавший впоследствии пост министра внутренних дел, юстиции и образования и трижды был назначен премьер-министром Сирии.

В иорданскую делегацию входил финансовый секретарь министерства иностранных дел Сулейман Сакар Бек, а возглавлял её премьер-министр и одновременно министр иностранных дел – Тауфик Абу аль-Худа, занимавший пост главы правительства двенадцать раз при трех королях, однако, после долгих лет политической деятельности, покончивший жизнь самоубийством в 1956 году[102].

Делегатами с иракской стороны были: глава делегации и премьер-министр Хамди аль-Баджаджи, впоследствии ставший представителем Ирака в Лиге арабских государств, кроме того министр иностранных дел Аршад аль-Умари, занимавший различные государственные постыв Ираке, в том числе и пост премьер-министра. В работе Подготовительного комитета также участвовал Нури ас-Саид и полномочный министр Ирака в Египте Тахсин аль-Аскари.

Главой делегации Ливана был уполномочен Рияд ас-Сольх – первый премьер-министр после получения Ливаном независимости. Селим Такла – министр иностранных дел и глава кабинета президента Муса Мубарак.

Представителями Египта были министр просвещения Ахмад Наджиб аль-Хилали, министр юстиции Мухаммад Сабри абу Ильм и заместитель министра иностранных дел Мухаммад Салах ад-Дин.

Согласно тексту Александрийского протокола, Лига арабских государств объединяет независимые арабские страны, выразившие желание вступить в нее. Декларировалось создание «Совета Лиги арабских государств», в котором члены организации имели бы равное представительство. Задачами провозглашались: укрепление связей между странами-участниками, координация в сфере политики, защита независимости и суверенитета всеми возможными способами от посягательств. Кроме того, исключалось использование силы для урегулирования споров между государствами, входящими в Лигу, а в случае возникновения какого-либо конфликта, Совет Лиги выступал бы посредником между конфликтующими государствами-членами.

Во второй части Александрийского протокола рассматривались вопросы, связанные с сотрудничеством в экономической, культурной, социальной и других сферах. В третьей части выражалась надежда на укрепление связей между арабскими странами и в других областях. Протокол также содержал специальную резолюцию по Ливану, выражающую поддержку получения страной независимости, и резолюцию по Палестине. В резолюции Комитет отметил, что Палестина является важной составляющей арабского мира, и что права палестинских арабов не могут быть затронуты, не нанеся ущерба спокойствию и стабильности других арабских стран. Кроме того Комитет считает, что обязательства Великобритании по прекращению еврейской иммиграции, сохранении арабских земель и предоставлению независимости Палестине, как неотъемлемых прав арабов, должны быть реализованы для восстановления мира и стабильности в регионе.

Великобритания в свою очередь выразила симпатию по поводу подписания Александрийского протокола. Правительство Его Величества осознавало, что признание достижений арабских стран важно для будущих отношений с Лигой и с регионом в целом. Кроме того, одобрение со стороны любой другой державы могло переориентировать арабский блок стран, что, безусловно, было неприемлемо для Великобритании. Стоит отметить, что согласно отчету британского представителя в Каире лорда Мойне арабские лидеры допускали кооперацию с Великобританией на основе независимости и свободного вступления в объединение, считая это выгодным как для Англии, так и для арабских стран[104]. Однако британское правительство не предприняло никаких действий для развития этой идеи или какой-либо другой на своё усмотрение, ограничившись только выражением поддержки арабских политиков в данном вопросе.

Александрийский протокол был первым официальным документом, разработанным Лигой арабских государств. На его основе была разработана и одобрена 22 марта 1945 года Хартия Лиги арабских государств[105], которую подписали представители Египта, Сирии, Трансиордании, Ирака, Саудовской Аравии и Ливана, а позднее и Йемена. Арабские страны представляли: от Сирии – премьер-министр Фарис аль-Хури, министр иностранных дел Джамиль Мардам Бек, от Трансиордании – премьер-министр Самир ар-Рифаи, министр внутренних дел Саид аль-Муфти и секретарь правительства Сулейман ан-Наблуси. Со стороны Ирака присутствовали министр иностранных дел Аршад аль-Умари, полномочный представитель в Вашингтоне Али Джаудат аль-Аюби и полномочный представитель в Каире Ташин аль-Аскари, со стороны Саудовской Аравии – заместитель министра иностранных дел шейх Юсуф Ясин и саудовский уполномоченный советник в Каире Хайр ад-Дин аль-Зирикли. Ливанская делегация включала – премьер-министра Абд аль-Хамида Карами и ливанского уполномоченного представителя в Каире Юсуфа Салима, йеменская делегация – премьер-министра Абддаллу бен Хусейна аль-Умри и министра иностранных дел Мухаммада Рагиба. Самую многочисленную группу представителей составляли египтяне: премьер-министр ФАхми аль-Нукраши, председатель Сената Мухаммад Хусейн Найкал, министр иностранных дел Абд аль-Хамид Бавади, министр финансов Макрам Ибад, министр юстиции Мухаммад Хафиз Рамадан, министр образования Раззак Ахмад аль-Санхури и уполномоченный представитель министерства иностранных дел Абд ар-Рахман Аззам, который впоследствии стал первый генеральным секретарем Лиги арабских государств.

Хартия содержала 20 Статей[106] и три специальных приложения. Целями Лиги являются: «укрепление отношений между государствами-членами, координация их политики для расширения сотрудничества между ними, защита независимости и суверенитета, объединение интересов Арабских государств»[107]. Кроме того государства-члены должны были стремиться к «сближению и сотрудничеству в решении экономических и финансовых вопросов, включая: коммерческие отношения, конвертацию валют, вопросы сельского хозяйства и промышленности; в области коммуникаций, включая: железные дороги, автодороги, авиацию, судоходство, телеграф и почту; в делах культуры, гражданства, подданства, паспортов, виз и выполнения решений суда по выдаче преступников»[108]. Также в сфере интересов Лиги находятся социальные вопросы и здравоохранение. Однако Хартия не включала статьи о совместной обороне и координации внешней политики, что присутствовало в тексте Александрийского протокола.

Тем не менее, положение Протокола о посреднической миссии Лиги в урегулировании споров между государствами-членами внутри союза или государствами-членами и третьими странами сохранилось. Также осталась идея создания Совета Лиги арабских государств. Он должен состоять из представителей государств-членов Лиги, где каждое государство должно иметь один голос независимо от числа представителей в Совете и собираться дважды в год. Задача Совета Лиги – контроль над выполнением достигнутых соглашений, и «решение вопросов сотрудничества Лиги с международными организациями, которые обеспечивали бы в будущем мир и урегулирование экономических и социальных вопросов»[109]. По установленным в Хартии правилам, единодушные решения Совета обязательны для всех государств-членов Лиги, а решения большинства только для тех государств, которые их приняли. Важным положением является необходимость уважения системы государственного устройства других государств-членов и обязательство не вмешательства в их внутренние дела.

Как и в Александрийском протоколе одно из приложений касалось Палестины. В нём говорилось, что Палестина, несомненно, является независимым государством, несмотря на отсутствие очевидных признаков, ввиду определенных обстоятельств. Согласно резолюции это не должно быть причиной её неучастия в деятельности Лиги, поэтому до того момента, пока Палестина фактически не получит независимость, Совет Лиги самостоятельно выберет представителя от Палестины.

Второе приложение касалось отношений с другими арабскими странами, которые ещё не получили независимость. Предполагалось участие таких арабских стран в работе комитетов Лиги, а также высказывались намерения улучшить отношения с этими странами, проявив сочувствие и поспособствовав улучшению жизни в них.

В целом положения Александрийского протокола и Хартии Лиги арабских государств были направлены на то, чтобы уменьшить опасения арабских лидеров в связи с учреждением нового объединения. Однако стоит заметить, что текст Хартии, в отличие от Протокола, носит более осторожный и консервативный характер.

Третье приложение назначало Абд ар-Рахмана Аззама первым Генеральным секретарем Лиги арабских государств сроком на два года. Абд ар-Рахман Хасан Азам родился 8 марта 1893 года в деревне аш-Шубак в провинции Гиза[110]. Абд ар-Рахман получил начальное и среднее образование в Хелуане, в 1912 году отправился изучать медицину на факультете Сан-Томас Лондонского университета. В 1924 году он был избран в египетский Совет депутатов, а в 1936 году король Фарук I назначил его полномочным министром и представителем египетского королевства в Саудовской Аравии, Ираке, Иране и Афганистане. В 1939 году Абд ар-Рахман стал министром по делам вакуфов. Обязанности Генерального секретаря ЛАГ Абд ар-Рахман исполнял с 1945 по 1952 год.

 

Ара́бская весна́ (араб. الربيع العربي‎‎) — волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли перевороты в Тунисе[2], в Египте[3] и в Йемене[4]; гражданские войны в Ливии[5] (привела к падению режима) и в Сирии[6] (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне[7]; массовые протесты в Алжире[8], в Ираке[9], в Иордании[10], в Марокко[11] и в Омане[12]; и менее значительные протесты в Кувейте[13], Ливане[14], Мавритании, в Саудовской Аравии[15], Судане[16], Джибути[17] и Западной Сахаре[18]. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной[19].

В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а также использование социальных медиа для организации, общения и информирования при попытках государственных репрессий и интернет-цензуры[20]. Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей[21][22][23], а также проправительственных ополченцев и контр-демонстрантов[24][25][26]. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима»[27] (араб. الشعب يريد إسقاط النظام‎‎,[28] «Аша́б юри́д иска́т ан-низа́м[en]»[27]).

Название Арабская весна перекликается с выражением Весна народов, которым называли период революций в Европе 1848—1849 годов.

По часовой стрелке сверху слева: протестующие собираются на площади Тахрир в Каире (в Египте); демонстранты маршируют по центральной улице Туниса (в Тунисе); политические диссиденты в Сане (в Йемене) требуют отставки президента; тысячи демонстрантов на Жемчужной площади в Манаме (в Бахрейне); сотни тысяч в Дамаске (в Сирии); демонстранты в Аль-Байде (в Ливии).
Страна арабский мир (см. список стран)
Дата с 18 декабря 2010 года
Причины структурно-демографические факторы,[1] авторитарные режимы, крайняя нищета, коррупция, нарушения прав человека, инфляция, клептократия, безработица
Основная цель от экономических и политических преобразований до полной смены власти
Противники правительства ближневосточных и северноафриканских стран
Погибло от 400 000 до 650 000

Арабская весна — революционная волна демонстраций, протестов, восстаний и революций начавшихся в арабском мире 14 января 2011 года. Произошли революции в Иране, Тунисе, Египте и Йеменской Арабской Республике; гражданские войны в Ливии, Алжире и Судане; гражданские восстания в Бахрейне и Омане; и протесты в Кувейте, Мавритании, Саудовской Аравии и Западной Сахаре, а также приход к власти социал-демократов в Марокко.

В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а так же интернет, как средство обмена информацией и агитацией.

Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контр-демонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима».

Содержание

[развернуть]

Причины

Под влиянием финансового кризиса 2008 года начался рост цен на продовольствие, а так же падение цен на нефть. Таким образом в бедное население арабских стран не смогло долго обеспечивать себя дорогим продовольствием, а экономия государств в социальном секторе привело к быстрому разорению населения.

Огромная пропасть между бедными и богатыми в совокупности с нарастающими протестами вызвала социалистические революции в некоторых странах. В других же, влияние тоталитаризма и коррупции вызвало буржуазно-демократические революции. Исключением стал Иран, в котором на смену исламисткого правительства пришло ещё более радикольно-настроенное правительство.

Некоторые политологи считают, что революции и протесты были вызваны сверхдержавами, однако прямых доказательств этой точки зрения нет.

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накала ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь[ источник не указан 2178 дней ]. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

«Ислáмское госудáрство» (сокращённо ИГ, ранее «Исла́мское госуда́рство Ира́ка и Лева́нта» сокращённо ИГИЛ или ДАИШ — непризнанное государство и международная исламистская суннитская[25][24][26][27] террористическая организация[28][29][30][31][32], действующая преимущественно на территории Сирии (частично контролируя её северо-восточные территории) и Ирака (частично контролируя территорию «суннитского треугольника») фактически с 2013 года как непризнанное квазигосударство (провозглашённое как всемирный халифат 29 июня 2014 года[33][34]) с шариатской формой правления и штаб-квартирой (фактически столицей) в сирийском городе Эр-Ракка[35][36]. Помимо Сирии и Ирака, ИГ или подконтрольные ему группировки также участвуют в боевых действиях в Ливане, Афганистане, Алжире, Пакистане, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, ведут террористическую деятельность в некоторых других странах.

29 декабря 2014 года решением Верховного суда РФ международные организации «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра» признаны террористическими организациями и запрещены в России. Участие в этих организациях преследуется на территории РФ по закону (статьи 205—208 УК РФ)[37].

ИГ запрещено также и в ряде других стран[38].

Непосредственная предшественница ИГ — группировка «Исламское государство Ирак», которая была образована в 2006 году в Ираке путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды»[35].

Общая площадь контролируемой ИГ территории по состоянию на 2014 год оценивалась в 40—90 тыс. км², а численность проживающего на ней населения, преимущественно состоящего из суннитов, — в 8 млн человек[8][39]. К 14 апреля 2015 года после боёв ИГ потеряло 25—30 % (8—10 тыс. кв. км) первоначальных захваченных в Ираке территорий[40][41].

История

Создание

В создании группировки принимала участие «Аль-Каида», которая посредством международного террориста Абу Мусаба аз-Заркави сначала организовала «Совещательное собрание моджахедов» (2006), к которой затем присоединились группировки «Джайш ат-Таифа аль-Мансура» («Армия победоносной общины»), «Джайш Ахлу-с-Сунна ва-ль-Джамаа» («Армия приверженцев Сунны и общины»), «Джайш аль-Фатихин» («Армия завоевателей») и «Джунд ас-Сахаба» («Войско сподвижников»), после чего 15 октября 2006 года было заявлено о создании «Исламского государства Ирак» (ИГИ). Впоследствии к этой организации примкнули мелкие исламистские группы, такие как «Ансар ат-Тавхид», «Аль-Гураба», «Исламский джихад», «Асаиб аль-Ахваль», «Джамаа аль-Мурабитин», «Ансар ат-Тавхид ва-с-Сунна», «Фурсан ат-Таухид», «Джунд Миллят аль-Ибрахим». Первым лидером Исламского государства Ирак стал Абу Омар аль-Багдади[42].

9 апреля 2013 года организация стала называться «Исламское государство Ирака и Сирии» (по другой версии «… и Леванта», «… ва Шам»)[43][44], поскольку боевики «ИГИ» включились в гражданскую войну в Сирии в качестве самостоятельной силы. Впоследствии это обстоятельство вызвало трения между «ИГИ» и «Аль-Каидой» (Завахири), представители которой призвали «ИГИ» вернуться в Ирак. В результате «законным представителем» «Аль-Каиды» был объявлен «Фронт ан-Нусра»[45].

Разрыв с «Аль-Каидой»

В начале февраля 2014 года главное командование «Аль-Каиды» сообщило, что отказывает в поддержке «Исламскому государству Ирака и Леванта». «ИГИЛ не является отделением движения Аль-Каида. Мы не поддерживаем с ним никаких связей и не можем нести ответственность за её действия», — говорится в опубликованном командованием заявлении. Борьба между ИГ и другими оппозиционными группировками стала одним из факторов гражданской войны в Сирии. Бои развернулись между ИГ и официальным отделением «Аль-Каиды» в Сирии — «Фронтом ан-Нусра». Столкновения между оппозиционными боевиками унесли с начала 2014 года около 1800 жизней[46].

В 2013 году боевики ИГ вступили в гражданскую войну в Сирии против режима Башара Асада на стороне антиправительственных сил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.022 с.)