Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.



В его основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой. 5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

2 этап. Работа над гласными

3 этап. Работа над слогами

4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных

5 этап. Работа над словами.

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

Продуктивные виды деятельности:

1. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

2. Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

3. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

4. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

5. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

  • 1 этап. Работа над гласными. Так, традиционное упражнение “Окошко” (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка. Поза “Заборчик” (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами). Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Работа над речевым дыханием.

2 и 3 этап. Работа над слогами, слогами со стечение гласных. При произнесении звуков выполняются соответствующие ручные позы. Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу(например, звук [п]).

Работа над словами.

I этап. Упражнения на различение длинных и коротких слов.

II этап.

1. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

2. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

3. Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

4. Упражнения с перестановкой слогов.

5. Упражнение на оценку нормативности.

6. Упражнения на переход к слитному произнесению.

7. Упражнения на образование словосочетаний.

8. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

9. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.

1 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле.

2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.

2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).

1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров.

2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий.

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

3 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).

2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.200.155 (0.006 с.)