ТОП 10:

Что такое модус обладания в структуре человеческого существования?



Общество приобретателей — основа для модуса обладания

Приобретение, владение и получение прибыли — вот неотъемлемые и безусловные права индивида в индустриальном обществе. При этом никакого значения не имеет происхождение этой собственности, а также обязательства, которые несет ее владелец. «Никого не касается, где и когда приобретено мое имущество и как я с ним поступаю. Мое право безгранично и абсолютно, пока я не преступаю закон». Важнейшим объектом обладания является собственное «я». Наше эго имеет много разных аспектов; оно включает: тело, имя, социальный статус, имущество (включая наши знания), наше представление о себе и то впечатление, которое мы хотим произвести на других.

Эго — это смесь из реальных качеств (знаний, умений, навыков) и определенных фиктивных качеств, которые мы стараемся сгруппировать вокруг некоторого реального ядра. Но главное не в том содержании, из которого складывается эго, а в том факте, что мы воспринимаем свое «я» как вещь, которой мы владеем, и что эта «вещь» является основой нашего самосознания. Автомобиль для меня — это не конкретный объект привязанности, а некий символ моего статуса, моего «я», расширение сферы моей власти.

Покупая новую автомашину, я обретаю фактически новую ипостась самого себя.

Во-вторых, моя приобретательская страсть удовлетворяется во много раз сильнее, если я меняю автомобиль не раз в 6 лет, а каждые 2 года.

Приобретение новой машины — это нечто похожее на дефлорацию; овладение этим агрегатом дает невероятный приток возбуждения — это не что иное, как наслаждение от того, что мне подчиняются.И чем чаще я испытываю это чувство, тем больше мое ощущение триумфа.

В-третьих, смена автомобиля каждый раз дает новый шанс на прибыль, а это желание в современном человеке уже пустило глубокие корни. Четвертый фактор имеет очень серьезное значение: в наши дни возрастает потребность в новых раздражителях, так как старые очень скоро надоедают и перестают волновать.

Сущность обладания

Обладание исключает других людей и представляет их как неодушевленные предметы.Утверждение: «Я (субъект) обладаю О (объектом)» — это просто дефиниция: определение меня через мое обладание объектом.Моя собственность создает меня и мою индивидуальность. И заявление: «Я есть я» приобретает подтекст: «Я есть я, поскольку я имею Х», где Х обозначает все объекты живой и неживой природы, на которые я распространяю свою власть и право ими управлять и держать их под постоянным контролем.

Обладание — насилие — протест

Протест естественное явление на внешние давление.Однако человек с младенчества ограничен в возможностях свободного, спонтанного выражения своей воли. По мере взросления человек вынужден отказаться от большей части своих подлинных стремлений и интересов и принять волю, желания и чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны теми стандартами мышления и поведения, которые присущи данному обществу.

Общество и семья (как психосоциальные посредники) вынуждены решать трудную задачу: сломать человеческую волю так, чтобы человек этого не заметил.

В результате манипуляций и процедур по внушению индивиду определенных идей и доктрин с помощью целой системы поощрений, наказаний и идеологических ухищрений общество в целом решает эту задачу столь успешно, что большинству людей кажется, что они действуют по собственной воле. Под свободой я понимаю не свободу от всяких принципов, а свободу для того, чтобы расти и развиваться в соответствии со спецификой человеческого существования.

Таким образом, человек обладательного модуса видит счастье в превосходстве над другими, в сознании своей силы, в конечном счете — в своей способности завоевывать, грабить и убивать. (В то время, как для человека экзистенциального модуса счастье состоит в том, чтобы любить, делиться, жертвовать, то есть жить и давать жить другим.)

Для Фрейда человек, занятый исключительно мыслями о том, чтобы приобретать и обладать, — это душевнобольной, невротик, а следовательно, само общество, в котором преобладают личности с анальной структурой, следует признать больным.Существует экзистенциальное обладание, обладать ради бытия. Каждому из нас характерны как экзистенциальное обладание, так и характерологическое.

Глава 5

Что такое модус бытия?

Важнейшей предпосылкой для возникновения у человека ориентации на «бытие» (модуса бытия) является свобода и независимость, а также наличие критического разума. Главным признаком такого состояния духа является активность не в смысле деятельности, а в смысле внутренней готовности к продуктивному использованию человеческих потенций.

Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны, то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает.

В современном обществе, активен тот, кто совершает видимый результат. Крестьянин, пекарь и так далее. Но нет никакой разницы, если тебя принуждают быть активным или тебе не интересно это.

Современное понимание активности не проводит различия между активностью и просто занятостью.

К сожалению, в современной жизни понять это непросто, и многие категории нуждаются в разъяснении, ибо в нашем обществе активность чаще всего является отчужденной «пассивностью», в то время как продуктивная пассивность встречается крайне редко. Фома Аквинский и Аристотель называли активностью созерцание и наблюдение. Активность есть естественная форма жизни, а не лень и пассивность.

Глава 6

Новые аспекты проблемы

Человек уважает героев смелых и бесстрашных, тех, кто может оставить материальные вещи ради цели. Сам человек на такое не способен, он боится, что перестанет существовать, потому что он есть только то, чем он обладает. Лишившись всего, он перестает существовать.

Мужчина и женщина могут испытывать взаимную симпатию, и для этого могут быть самые разные причины: общие взгляды, вкусы, идеи, темперамент, ценностные ориентации и т. д. Однако люди с потребительским типом мышления обязательно переносят эти симпатии в сферу сексуальную. А люди экзистенциального склада умеют наслаждаться обществом друга (или подруги), не настаивая на том, чтобы обязательно «сорвать цветок».

Человек потребительского типа должен обладать предметом своего восхищения (подчинить его себе).Радость — это не экстаз, не вспышка, а пламя, которое освещает всю глубину бытия.В случае обладательной ориентации человек боится не смерти, он боится утратить то, что он имеет: тело, эго, имущество, личность, то есть им владеет страх «потеряться».

Глава 7







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.005 с.)