Путешествие гнома Любознайки по океану Знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие гнома Любознайки по океану Знаний



Содержание

Паспорт программы Пояснительная записка Направленность программы Новизна программы Цель Задачи Характеристика программы Основные принципы организации воспитательно-образовательного процесса Организация образовательного процесса Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты Учебно-тематический план Модуль «Речецветик» Пояснительная записка Цель и задачи Содержание модуля «Речецветик» Модуль «Заниматика» Пояснительная записка Цель и задачи Содержание модуля «Заниматика» Модуль «Мастерок» Пояснительная записка Цель и задачи Содержание модуля «Мастерок» Модуль «Развивайка» Пояснительная записка Цель и задачи Содержание модуля «Развивайка» Методическое обеспечение программы Контрольно-диагностический блок КТП по модулю «Речецветик»(приложение 1) КТП по модулю «Заниматика» (приложение 2) КТП по модулю «Мастерок» (приложение 3) КТП по модулю «Развивайка» (приложение 4) Перечень дидактических пособий Материально-техническое обеспечение Формы организации сотрудничества с родителями Литература для педагогов Рекомендуемая литература для родителей 21 22 29 29 29 35 35 35 40 40 40 41 46 53 55 56 57 58

 

Паспорт программы

1. Наименование программы
Модифицированная комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Росток» по адаптации детей 5-7 лет к школе.
2. Автор программы
Педагоги дополнительного образования МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион» Камбикова Е.И., Сарычева О.С., Чикичева И.В.
3. Образовательная направленность
Социально-педагогическая
4. Цель программы
Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
5. Задачи программы
Развивающие: · развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи); · развивать познавательные процессы; навыки общения; · развивать детское творчество. · развивать мелкую моторику руки. Обучающие: · формировать элементарные математические представления; · практическое овладение обучающимися нормами речи; · формировать графические умения. Воспитательные: · воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; · приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); · приобщать к устному народному творчеству.
6. Возраст обучающихся
5-7 лет
7. Год разработки программы
2011 год
8. Сроки реализации программы
1 год
9. Нормативно-правовое обеспечение программы
· Конвенция о правах ребенка; · Закон РФ «Об образовании» (1.01.2005); · Федеральные государственные образовательные стандарты; · Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (7 февраля 2011 г. № 163-р); · Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года; · Послания Президента Федеральному собранию (5.11.2008., 12.11.2009, 30. 11.2010); · Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (04.02.2010 г. Пр-271); · Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.); · Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; · Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-4S/I6); · Закон «Об образовании в Кемеровской области»; · Устав МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион»; · Положение об организации деятельности МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» по составлению, согласованию и утверждению учебных программ; · Учебный план МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион»; · уставом, программой деятельности и программой реализации воспитательной системы МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион»; · Письмо Министерства образования РФ от 31.07.2002г. № 271/23-16 "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации». · Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» · Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» · Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации · Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003г.) · Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования · Письмо Министерства образования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г. № 237/23-16
10. Методическое обеспечение программы
Контрольно-диагностический блок КТП по модулю «Речецветик» (приложение 1) КТП по модулю «Заниматика» (приложение 2) КТП по модулю «Мастерок» (приложение 3) КТП по модулю «Развивайка» (приложение 4) Перечень дидактических пособий Материально-техническое обеспечение Формы организации сотрудничества с родителями Литература для педагогов Рекомендуемая литература для родителей и детей
11. Рецензенты
 

Пояснительная записка

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально-волевая. Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.

С целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего успешного обучения в начальной школе была разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом модифицированная комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Росток».

Программа реализуется в группах кратковременного пребывания детей и способствует формированию готовности к школьному обучению и позволяет увидеть “слабые звенья” в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. В связи с тем, что достаточное количество детей не посещают массовый детский сад по состоянию здоровья, по причине дезадаптации или просто из-за отсутствия свободных мест, группы кратковременного пребывания дают возможность детям легче адаптироваться к условиям любого массового дошкольного учреждения, помогают решать проблему нехватки мест в детских садах и реализуют преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой.

Направленность программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Комплексная программа «Росток» разработана в соответствии c:

· Конвенция о правах ребенка;

· Закон РФ «Об образовании» (1.01.2005);

· Федеральные государственные образовательные стандарты;

· Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (7 февраля 2011 г. № 163-р);

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года;

· Послания Президента Федеральному собранию (5.11.2008., 12.11.2009, 30. 11.2010);

· Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (04.02.2010 г. Пр-271);

· Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.);

· Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

· Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-4S/I6);

· Закон «Об образовании в Кемеровской области»;

· Устав МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион»;

· Положение об организации деятельности МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» по составлению, согласованию и утверждению учебных программ;

· Учебный план МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион»;

· уставом, программой деятельности и программой реализации воспитательной системы МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион»;

· Письмо Министерства образования РФ от 31.07.2002г. № 271/23-16 "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации».

· Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

· Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

· Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации

· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003г.)

· Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования

· Письмо Министерства образования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г. № 237/23-16

Новизна программы

Программа «Росток» реализуется на принципе развивающего обучения, учитывая «зону ближайшего развития ребенка», при котором подразумевается приоритетное и целенаправленное развитие личности ребенка на занятиях.

В основе занятий лежит принцип ведущей (игровой) деятельности.

Данная программа состоит из системы занятий, которые через игру объединяют различные направления развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Все модули объединены единой тематикой, на каждом занятии (в течение одного посещения) одна и та же тема отрабатывается, исходя из частных задач, в рамках общей цели. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Комплексно – игровой метод организации занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. В программе выделены темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, ознакомление с животными, растениями, достопримечательностями родного края. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.

 

Цель

обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Задачи

Развивающие:

· развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи);

· развивать познавательные процессы; навыки общения;

· развивать детское творчество;

· развивать мелкую моторику руки.

Обучающие:

· формировать элементарные математические представления;

· практическое овладение обучающимися нормами речи.

Воспитательные:

· воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

· приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· приобщать к устному народному творчеству.

Характеристика программы

Модифицированная комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Росток» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом для реализации в группах кратковременного пребывания детей. Такая форма работы обусловлена тем, что достаточное количество детей не посещают массовый детский сад по состоянию здоровья, по причине дезадаптации или просто из-за отсутствия свободных мест. Для родителей этой категории детей оказалась очень удобной именно кратковременная форма пребывания ребенка. Кроме того, большинству детей необходимо живое общение со сверстниками, с коллективом.

Деятельность групп кратковременного пребывания регламентируется планом работы и расписанием занятий, утвержденных директором. Группы кратковременного пребывания дают возможность детям легче адаптироваться к условиям любого массового дошкольного учреждения и формировать готовность к школьному обучению, помогают решать проблему нехватки мест в детских садах, позволяют эффективно использовать материальные ресурсы учреждения.

Программа «Росток» состоит из 4 модулей: «Речецветик», «Заниматика», «Мастерок», «Развивайка». Все модули объединены единой тематикой, на каждом занятии (в течение одного посещения) одна и та же тема отрабатывается, исходя из частных задач, в рамках общей цели. Обучающиеся одного года обучения путешествуют с гномами.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

· Путешествие гнома Любознайки по океану Знаний;

· Гном Соня в гостях у сказки;

· Путешествие по родному краю с гномом Всезнайкой;

· Зимние приключения с Весельчаком;

· Гном Глупыш на любимых праздниках;

· Путешествие во времена года с гномом Почемучкой;

· Мир вокруг меня с Задавайкой;

· Космическое путешествие с Тихоней;

· Ворчун в стране Словандии.

В основе реализации программы лежат методы обучения, соответствующие возрастным особенностям дошкольников.

Методы обучения (классификация методов по способам передачи и получения информации):

· Вербальные;

· Наглядные;

· Игровые.

Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в дошкольном школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом педагогу необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет обучающемуся идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны педагога.

Формы обучения:

· Групповое занятие;

· Игры-путешествия, конкурсы, соревнование, экскурсии, выставки.

Структура занятия строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки)

Общая структура занятий:

1. Вводная часть:

· приветствие;

· рефлексия предыдущего занятия;

· создание игровой мотивации.

2. Основная часть:

· теоретическая часть: ознакомление с темой занятия, показ способов действия и совместное выполнение заданий.

· вариативная часть: игры и упражнения на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

· практическая часть: игры и задания на закрепление новой темы.

3. Заключительная часть:

· рефлексия;

· подведение итогов;

· прощание.

Программа предполагает введение в структуру занятий помимо константной (игры, задания, упражнения, рефлексия усвоенных знаний), вариативной части (пальчиковые игры, динамические паузы и т.д.), игры и упражнения которой могут проводиться не только после теоретической части занятия, но и вводной и практической части. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Основные принципы организации воспитательно-образовательного процесса

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей строится на основе личностно-ориентированного подхода, который предоставляет каждому дошкольнику возможность обучаться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, поэтому обучение постоянно ведется в индивидуальной “зоне ближайшего развития ребенка”. Личностно-ориентированная методика стремится научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через различные формы работы на занятиях, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребенка.

Модифицированная комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Росток» основана на следующих принципах обучения и воспитания дошкольников:

· принцип развивающего обучения;

· принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка;

· принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;

· принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе в группах раннего развития «Росток»:

· Соблюдение санитарно-гигиенических требований в кабинете - температура и свежесть воздуха, оптимальный тепловой режим, чистота, освещение кабинета и доски;

· Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности;

· Место и длительность применения ТСО - умение педагога использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения;

· Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления - физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

· Психологический климат на занятии. Создание доброжелательной обстановки на занятии, использование игровых технологий.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю (возможно увеличение посещений в зависимости от потребностей ребенка и его родителей).

Программа предусматривает групповые занятия с детьми, консультации педагогов, работающих по программе «Росток».

Деятельность групп кратковременного пребывания регламентируется планом работы и расписанием занятий, утвержденных директором. Длительность и периодичность посещения ребенком группы оговаривается в родительском договоре и составляет два раза в неделю с двухчасовым пребыванием ребенка в группе. Наполняемость групп кратковременного пребывания осуществляется в соответствии с Уставом МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион».

Рационально построенный режим дня является основополагающим условием, обеспечивающим эмоциональный комфорт, здоровье и гармоничное развитие ребенка. Режим дня гарантирует успешное освоение содержания всех образовательных программ. Продуманное расписание занятий предполагает пропорциональную сбалансированность разных видов учебной деятельности. Это обеспечивает адекватную возрастным возможностям детей эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, способствует гармоничному, социальному и индивидуальному развитию ребенка. Перерывы между занятиями используются для:

– перехода детей в другой кабинет (по расписанию);

– отдыха, игры.

Кабинетная система позволяет повысить работоспособность детей, улучшить их эмоциональное настроение, а специальное оборудование, наглядные пособия, разнообразный дидактический материал, игрушки в кабинетах обеспечивают качество и результативность учебного процесса.

Сроки реализации программы:

№ п/п модуля Наименование модуля Сроки реализации Количество часов Автор
Модифицированная комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Росток», состоит из 4 модулей: 1 год    
1. «Речецветик» 1 год   Камбикова Е.И., Чикичева И.В.
2. «Заниматика» 1 год   Сарычева О.С., Чикичева И.В.
3. «Развивайка» 1 год   Чикичева И.В.
4. «Мастерок» 1 год   Чикичева И.В.

Формы и режим занятий

Объем программы - 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, форма обучения - групповые занятия в специально оборудованных кабинетах.

Наполняемость групп от 12 до 15 человек. В программу включаются следующие модули: развитие связной речи и обучение грамоте «Речецветик»; развитие математических представлений «Заниматика»; художественно-эстетическое развитие «Мастерок»; развитие интеллектуальных и личностных качеств «Развивайка».

Организация образовательного процесса регламентируется учебным и календарно - тематическим планом утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Ожидаемые результаты

Систематические занятия и предложенная система модулей позволяет оценить результативность освоения обучающимися образовательной программы «Росток» следующих показателей:

· учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

· умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

· развитие познавательных способностей: логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут); произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация);

· развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше – ниже, вперед – назад, слева – справа); координация в системе глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру–зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

· развитие речи и готовность к овладению грамотой: умения интонационно выделять заданный звук в слове, различать гласные и согласные звуки, членить слова на слоги, строить простые предложения из 4 и более слов, использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному, составлять маленькие рассказы о предметах, событиях; самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов; познакомиться с русскими народными сказками; освоение грамматического строя речи;

· развитие элементарных математических представлений: умения считать и отсчитывать предметы заданного количества, называть предыдущее и последующее число от заданного, знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, соотносить цифру и число предметов, составлять и решать задачи, различать и называть геометрические фигуры, ориентироваться на листке клетчатой бумаги; иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях, знать названия месяцев, дней недели и их последовательность, знать названия частей суток и их последовательность.

· уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи; знать правила поведения в общественных местах, правила безопасного поведения на улице;

· умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима; пользоваться инструментами в соответствии с функциональным назначением; приклеивать (прикреплять) заготовку на листе бумаги (картона), используя клеящий карандаш (пластилин); копировать действия взрослого; соотносить образец с готовой работойрисовать предметы/объекты, состоящие из несколько частей, выделять элементы рисунка; раскрашивать контурные рисунки, стараясь «не заходить» за контур; лепить предметы, состоящие из нескольких деталей (участвуя в анализе образца, выделять количество, форму и величину деталей, соединить эти детали


Учебно-тематический план одного года обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.091 с.)