Аварии на железнодорожном транспорте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аварии на железнодорожном транспорте.



Зарегистрировано 15 аварий на железнодорожном транспорте, что на 66,66% больше, чем в прошлом году. В авариях пострадало и погибло 5 человек (в прошлом году пострадавших не было). Аварийные ситуации носили характер течи цистерн с нефтепродуктами и АХОВ, возгораний серы и агрегатов тепловозов, а также попадание людей под проходящий поезд. Наибольшее число аварий зарегистрировано в августе, ноябре и декабре. Наибольшая доля аварий приходится на Энгельсский район.

Основными причинами возникновения аварий на железнодорожном транспорте наряду с человеческим фактором, является износ основных фондов и в первую очередь локомотивов и вагонов. Износ тепловозного парка составляет – 66%, электровозного парка – 30%, пути-21%, вагонов-21%, вагонов пассажирских – 80%.

Аварии на речном транспорте

Зарегистрировано 4 аварии на речном транспорте, одна из которых привела к возникновению чрезвычайной ситуации. По сравнению с прошлым годом, количество аварий увеличилось в 2 раза. Количество пострадавших составляет 4 человека, из которых 3 погибло. По сравнению с прошлым годом число пострадавших уменьшилось в 2 раза (в 2001 году пострадало 8 человек, 3 из которых погибло). Основное число аварий приходится на май.

Так, 12 мая в 22:20 произошла чрезвычайная ситуация. Теплоход «Волго-Дон-5076» левым бортом ударился о левую опору №8 седьмого судоходного пролета Саратовского автодорожного моста.

В результате удара об опору, судно получило 8 пробоин различных размеров. Пробоины имелись в шестом балластном отсеке, топливной цистерне. Кроме того, имелись повреждения носовой переборки машинного отделения.

Основной причиной удара т/х «Волго-Дон-5076» об опору моста послужило: не выполнение первым штурманом должностных обязанностей предусмотренных нормативно-распорядительными документами требований «Устава службы на судах МРФ РСФСР» Статья 249 (11), ПП по ВВП РСФСР Правило 9 пункт 9.1. Низкая организация вахтенной службы со стороны капитана, который не произвел предрейсовой штурманской подготовки с судоводительским персоналом. Материальный ущерб составил 610 тыс. рублей.

16 мая в 19:40 на траверзе о.Казачий сел на мель сухогруз «Капитан Щербаков». Судовладельцем является фирма БСБС, г. Москва. По состоянию на 1ч 15 мин 19 мая сухогруз с мели был снят.

19 мая в 19:00 мин во время загрузки танкера «Григорий Бугров», принадлежащего ОАО пароходству «Волга – Танкер» (порт приписки-Астрахань) произошел пролив мазута, ориентировочно в объеме 100 кг. Во время заправки произошел выброс мазута через смотровой люк танка №2 с дальнейшем попаданием в акваторию нефтебазы. Мазут оказался между танкером и стенкой причала. Образовалось пятно размерами 50 м на 20–30 см. Разлив нефтепродукта произошел в закрытой акватории без выхода на фарватер р. Волга. Загрузка танкера была прекращена. В месте разлива были выставлены боновые заграждения. Мазут откачивался осинезационной машиной. В 00:30 20.05.02 откачка мазута машиной была прекращена из-за его сильного загустения в связи с понижением температуры воздуха. Сбор мазута продолжался подручными средствами. В 8:00 22.05.02 авария была устранена. 16 ноября в Балаковском районе в 500-х метрах ниже по течению от Саратовской ГЭС перевернулась лодка с 4-мя рыбаками. Спасен и госпитализирован с переохлаждением 1 человек. Три остальных человека утонули.

Аварии на продуктопроводах.

Зарегистрировано 2 аварии на промысловых нефтепроводах, что на 33,33% меньше, чем в прошлом году. На магистральных газо-,нефтепроводах и аммиакопровода аварий не зарегистрировано.

Так, ночью 22 мая в результате прорыва сальника в качалке скважины №109 Соколовогорского ПНГДУ ОАО «Саратовнефтегаз» произошел вылив около 500 кг нефтесодержащей жидкости. По старой бездействующей трубе нефтесодержащая жидкость слилась в р.Волга в районе пос.Затон в 150 метрах ниже (по течению) водозабора МУПП «Саратовводлканал». На поверхности акватории образовалось нефтяное пятно размером 200 кв.м и толщиной 1-5 мк с переменным направлением дрейфа.

В 10:30 22.05 силами ПНГДУ установлено 5 ниток (520 м) боновых заграждений для недопущения дальнейшего распространения нефтяного пятна и сбора нефтепродуктов. Угрозы загрязнения водозабора не возникло. Нефтяное пятно было обработано сорбентом.

В течение 21 и 22 мая велись работы по устранению последствий аварии. Было задействовано 10 ед. техники (бульдозеры – 2 ед., экскаваторы – 1 ед., вакуумная машина – 4 ед.) один катер и 40 человек личного состава Соколовогорского ПНГДУ.

В районе аварии работали:

· оперативная группа комитета ГОЧС г.Саратова;

· оперативная группа от главного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды по Саратовской области в количестве 3 человек во главе с начальником отдела водных ресурсов.

К 16:00 22.05 основная часть нефтепродуктов с поверхности воды была убрана полностью и частично велась зачистка береговой полосы от загрязненного грунта.

В течении дня 23 мая 2002 г. продолжалась зачистка береговой полосы от загрязненного грунта, который вывозился на сборный пункт. К исходу дня последствия аварии на акватории и берегу р.Волга ликвидированы.

Технической причиной разлива нефти является уход полированного штока привода глубинного насоса ниже устья сальника, возможно из-за отрыва полированного штока от траверсы подвески в результате заклинивания насоса или дефекта металла штока. Организационной причиной является снятие части обваловки вокруг скважины для заезда ремонтного агрегата и не восстановление ее после заезда.

Девятого июля в Советском районе на нефтепроводе Мечатка-Головные Заволжского НГДУ произошел прорыв трубы диаметром 150 мм. Площадь загрязнения составила 80 кв.м. Вылилось 2,4 куб.м. Водонефтяной эмульсии с содержанием воды 60%. Пролив произошел в сухой обвадной канал. Загрязненный грунт вывезен. В 22:00 неисправность устранена.

По территории Саратовской области проходит аммиакопровод протяженностью 547км., введенный в эксплуатацию в 1981 году и эксплуатируемый филиалом «Саратовское управление» ОАО «Трансаммиак».

В 2,5 км. зоне от оси аммиакопровода проживает более 50 тыс. человек.

Для приема, транспортировки и поставки аммиака имеются насосные и раздаточные станции.

Вся трасса аммиакопровода разбита на участки между насосными станциями с протяженностью в среднем 175км.

Максимальное содержание аммиака на одной насосной не более 10 тонн.

Линейная часть аммиакопровода засекционирована шаровыми кранами, расположенными в среднем через 5,4 км. В этих участках находятся по 300 тонн аммиака. Имеется 17 участков аммиакопровода, в которых находится более 500 тонн аммиака.

На линейной части аммиакопровода применена система контроля давления аммиака в трубе. В случае разрыва трубы происходит автоматическое закрытие шаровых кранов, ближайших от разрыва вверх и вниз по течению аммиака.

Вдоль всей трассы проложен кабель связи, который обеспечивает техническую связь, телеметрию и управление.

Весь участок трубопровода обследуется линейными обходчиками, согласно графику патрулирования, оснащенными телефонной связью на главных постах секционирования и на дому, средствами передвижения: трактор «Беларусь» и снегоход- «Буран».

Контроль за состоянием трубопровода осуществляется начальником смены ОАО «Трансаммиак» г. Тольятти, кроме того, контроль Саратовского участка осуществляется диспетчером филиала «Саратовское управление» ОАО «Трансаммиак» АСУТП.

Еженедельно обходчиками производится осмотр трассы аммиакопровода на предмет наличия подозрительных лиц, предметов и машин на трассе аммиакопровода, постах секционирования и сателитных постах.

Ежемесячно начальниками насосных и раздаточных станций составляются акты по антитеррористической деятельности и представляются в адрес руководства филиала.

Все главные посты секционирования (ГПС), сателитные посты, насосные и раздаточные станции ограждены решетчатой металлической сеткой с предупредительными табличками и обнесены колючей проволокой.

По всему периметру ограждения насосных и раздаточных станций, ГПС расчищена охранная зона, позволяющая следить за подходами и подъездными путями.

Водные переходы контролируются обходчиками и проводятся осмотры согласно разработанных и утвержденных инструкций.

С каждой насосной, раздаточной станции имеется:

· местная связь;

· селективная связь с оператором ЦПУ;

· селективная связь с диспетчером филиала;

· связь по рации.

В настоящее время филиалом «Саратовское управление» «Трансаммиак» проводятся работы по оснащению главных постов секционирования (ГПС) охранной сигнализацией.

Два раза в год меры безопасности доводятся до населения проживающего вдоль трассы аммиакопровода через средства теле- и радиовещания и путем раздачи памяток.

Для предупреждения разгерметизации аммиакопровода и снижения выхода количества аммиака при возникновении аварий предусмотрено:

· подземная прокладка трубопровода на глубине в среднем 1,4м.;

· секционирование трубопровода на участки шаровыми кранами в среднем через 5,2-5,4км.;

· установка в основном без фланцевой (на сварке) запорной арматуры;

· катодная и дренажная защита от электрохимической коррозии;

· двухслойная изоляция трубы пленкой от почвенной коррозии;

· добавка в жидкий аммиак 0,2% воды для защиты трубы от коррозийного растрескивания;

· прокладка трубопровода через водные преграды в защитном трубопроводе типа «труба в трубе» с заполнением азотом межтрубного пространства;

· защита трубопровода защитным кожухом на пересечениях с железными и автомобильными дорогами.

Для ликвидаций аварий и чрезвычайных ситуаций в филиале создана сводная специализированная группа в количестве 35 человек с соответствующим оснащением.

Однако наряду с положительными вышеназванными моментами имеется ряд недостатков, которые негативно влияют на состояние защиты и безопасности работы аммиакопровода. А именно:

· не создана локальная система оповещения населения проживающего в 5-ти километровом коридоре вдоль трассы аммиакопровода;

· проектом не предусмотрена физическая охрана насосных и раздаточных станций;

· обходчики участков аммиакопровода не оснащены мобильными средствами связи;

· физическая охрана аммиакопровода не надежна и террористические акты вполне возможны.

Магистральные нефтепроводы Саратовского районного нефтепроводного управления были построены в 1973-77 годах, т.е. работают 25 и более лет, и естественно находятся в стадии износа (норма амортизации 3,3% годовых).

Поддержание работоспособности и безаварийной работы является основной задачей Саратовского РНУ.

Управление технологическим процессом перекачки нефти и контроль за ходом технологических процессов в реальном времени, осуществляется системой диспетчерского контроля и управления магистральными трубопроводами.

При возникновении ЧС (аварийная разгерметизация магистральных нефтепроводов) информация поступает в районный диспетчерский пункт (РДП) и на центральный диспетчерский пункт (ЦДП) в ОАО «Приволжскнефтепровод» в г. Самаре.

Охрана линейных производственно-диспетчерских станций (ЛПДС) и нефтеперекачивающих станций (НПС) и охранное патрулирование линейной части магистральных трубопроводов осуществляется командами охраны отряда Службы безопасности ОАО «Приволжскнефтепровод» при Саратовском РНУ.

Личный состав охраны Службы безопасности обеспечен радиостанциями, спецсредствами и автомобилями повышенной проходимости, однако служебное огнестрельное оружие отсутствует.

С целью уменьшения аварийности и снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций в Саратовском РНУ проводятся следующие мероприятия:

· комплексное обследование магистральных нефтепроводов с применением внутритрубных инспектирующих снарядов;

· капитальный ремонт нефтепроводов с целью восстановления их несущей способности;

· ведется строительство новых, реконструкция и ремонт существующих защитных сооружений, установка стационарных и быстровозводимых боновых заграждений на малых реках;

· закуплены мобильные средства удержания и сбора нефти на воде, которые позволяют собирать нефть на поверхности вводы с толщиной пленки от нескольких сантиметров до нескольких микрон;

· создан аварийный запас сорбирующих средств;

· разработаны планы ликвидации аварийных ситуаций;

· разработан проект плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на объектах Саратовского РНУ;

· создана мобильная группа обеспечения экологической безопасности.

С целью обеспечения безопасности при эксплуатации нефтепроводов управление их работой осуществляется с помощью телеметрии. Контрольные телеметрические пункты располагаются по участкам между насосно-перекачивающими станциями (НПС). На расстоянии не более 8 км. друг от друга. Данные телеметрического контроля поступают на центральный диспетчерский пункт (ЦДП) в г. Самара.

Для устранения возможности проведения террористических актов, в Саратовском РНУ организовано ежесуточное наземное патрулирование наиболее уязвимых и экологически опасных участков нефтепроводов, доступных для закладки взрывных устройств.

Также периодически осуществляется воздушное патрулирование магистральных нефтепроводов на вертолете, с целью обнаружения технологических дефектов, хищения нефти и имущества, профилактического осмотра линейной части магистральных газопроводов.

Для повышения оперативности реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, а также снижения последствий от них необходимо ускорить строительство крытой стоянки аварийной и тяжелой техники в районе НПС «Терновка».

Учитывая то обстоятельство, что аварийные ситуации на магистральном трубопроводе связаны с большими выбросами нефти и нарушением жизнеобеспечения населения, особенно на реке Волга и малых реках, Саратовскому РНУ необходимо разработать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти.

Проект плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти представленный СРНУ в министерство по делам ГО и ЧС Саратовской области требует качественной переработки.

ОАО «Саратовнефтегаз» осуществляет производственную деятельность в 14-ти административных районах Саратовской области.

Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений ведется тремя нефте-, газодобывающими управлениями (НГДУ), а именно: Правобережным, Заволжским и Пугачевским.

Обустройство месторождений проводилось в 60-70-е годы, соответственно срок службы трубопроводов на этих месторождениях составляет 20-40 лет.

В результате добычи нефти и газа загрязняется окружающая среда, а именно:

· выбросы вредных веществ в атмосферу;

· загрязнение почвы нефтепродуктами;

· загрязнение сточных вод (сбрасываемые в водоемы, закачиваемые в пласты);

· загрязнение водоемов и почв в результате аварийных ситуаций (порывов продуктопроводов).

Исходя из анализа количества и причин аварий за последние три года на внутри и межпромысловых нефте- и газопроводах можно сделать вывод о том, что они находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Это обусловлено целым рядом причин:

· основная часть трубопроводов выработала свои амортизационные сроки (10-12 лет) и превысила их в 2-3 раза;

· темпы проведения технической диагностики (обследования) трубопроводов не позволяют в полном объеме и своевременно выявлять опасные места, а, следовательно, производить их ремонт и замену;

· темпы старения трубопроводов и оборудования опережают темпы их замены и ремонта, что является основной причиной увеличения аварийности оборудования и порывов нефтепроводов;

· недостаточное количество технических средств для работ по техническому обслуживанию, защите трубопроводов от коррозии, контроля за состоянием трубопроводов;

· фактическое отсутствие средств автоматики и телемеханики на системах промысловых трубопроводов.

Продолжается эксплуатация малонадежных стальных нефте-, газопроводов в Саратовском, Лысогорском, Ровенском и Энгельсском районах.

В целом по внутри- и межпромысловым трубопроводам из всего числа аварий основной причиной является физический и коррозионный износ трубопроводов.

Наиболее опасные аварии на трубопроводах по их последствиям возможны на многочисленных переходах через малые реки, которые могут привести к загрязнению водоемов и попаданию нефти в р. Волга.

Особую тревогу вызывает состояние дел с промышленной безопасностью в Соколовогорском цехе добычи нефти и газа, который является самым опасным из всех имеющихся производственных объектов в ОАО «Саратовнефтегаз». За последние два года аварии с попаданием нефти в р. Волга происходят ежегодно в этом цехе. Практически каждая авария в этом цехе несет непосредственную угрозу обеспечению качественной питьевой водой населения г. Саратова, так как нефть попадает в р. Волга выше водозаборов ВК-2 и ВК-3 МУПП «Саратовводоканал». Имеющийся комплект боновых заграждений «Кама-10» предназначен для использования на малых водоемах и обеспечивает сбор нефтепродуктов на р. Волга при волнении воды до 1 балла (максимальная высота боновых заграждений составляет 11см.). В настоящее время ОАО «Саратовнефтегаз» не располагает нефтесборщиками. Сбор нефти с поверхности воды проводится вручную, что не обеспечивает оперативную ликвидацию последствий подобных аварий.

Таким образом, ОАО «Саратовнефтегаз» не может эффективно и в кратчайшие сроки собственными силами ликвидировать последствия аварии связанные с попаданием нефти в р. Волга.

Осмотр, охрана и проверка состояния нефтепроводов ОАО «Саратовнефтегаз» осуществляется круглосуточно силами трех мобильных групп ООО ЧОП «Щит - Поволжье», в составе двух сотрудников каждая, а так же штатными линейными обходчиками и персоналом нефтепроводов.

«Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (ПБ 03-108-96) не требуют оснащения промысловых трубопроводов системами автоматики и телемеханики.

В каждом нефтегазодобывающем управлении (НГДУ) имеется утвержденный и согласованный график объездов и обходов нефте- газопроводов. Приказами по управлениям определены лица, ответственные за их исправное техническое состояние и проверку. Планируется дооснащение обходчиков мобильной связью.

Во исполнение решения Министерства энергетики РФ №1 от 29.05.02г. «Организация работ в ТЭК по предупреждению и ликвидации разливов нети и нефтепродуктов», указания ОАО «Сиданко» (письмо № TZ-26 от 20.08.02г.) и приказа генерального директора Общества № 0/246 от 09.09.02г. «О разработке программы по обеспечению промышленной и экологической безопасности трубопроводных систем» в ОАО «Саратовнефтегаз» создана рабочая группа под руководством первого заместителя генерального директора по производству, задачей которой является разработка Программы по обеспечению промышленной и экологической безопасности нефтепромысловых трубопроводных систем на период до 2005 года и на перспективу до 2010 года с последующим согласованием и утверждением ее в территориальных органах МЧС, Госгортехнадзора, МПР и МВД, а также разработка программы рекультивации земли до 2005 года.

ООО «Югтрансгаз» эксплуатирует в Саратовской области 5349км. магистральных газопроводов и 154 ГРС обеспечивающих газоснабжение потребителей Саратовской области.

Норма амортизационного отчисления для магистральных газопроводов принята в размере 3% годовых.

В процессе эксплуатации газопроводы периодически обследуются различными методами. По результатам обследования принимаются решения по ремонту, списанию или продолжению эксплуатации за пределами срока полной амортизации (33 года). Срок службы трубопровода по прочности металла нормативными материалами не ограничивается.

В связи с длительной эксплуатацией на многих объектах истекли сроки годности изоляционных покрытий на подземных газопроводах, происходит физический износ оборудования, чтобы избежать аварийных ситуаций проводится диагностирование. По выявленным дефектам составляются планы планово предупредительных ремонтов, мероприятия по повышению надежности, планы капитального ремонта, планы подготовки к осенне-зимнему периоду, составляются план-графики осмотров, обследований и текущих ремонтов.

В течение года намеченные мероприятия в основном реализуются.

Безопасность работы газопроводов в ООО «Югтрансгаз» обеспечивается:

· защитой всех компрессорных цехов от превышения давления на выходе компрессорной станции (КС) срабатыванием электро- контактного манометра, управляющего открытием шестых кранов (переводит газ на закольцовывание);

· ключом аварийной остановки станции (КАОС) для отключения компрессорных цехов от магистральных газопроводов в случаях аварийных ситуаций;

· контролем параметров и управлением защитной автоматикой на линейной части магистральных газопроводов (МГ) и газораспределительных станций (ГРС) осуществляемых линейной системой телемеханики с выводом информации на пульт диспетчера (телемеханизировано 3,9 тыс. км. газопроводов и 42 ГРС).

Особую тревогу вызывает восемь газораспределительных станций (ГРС), находящихся на балансе сторонних организаций не входящих в ОАО «Газпром», техническое состояние которых не соответствует нормам и правилам безопасной эксплуатации. В процессе эксплуатации ООО «Югтрансгаз» принимаются всевозможные меры по поддержанию в рабочем состоянии указанных ГРС, но этого недостаточно.

По данному вопросу было принято постановление Правительства Саратовской области от 13.06.97г. № 39-П «О ходе выполнения постановления Губернатора области о 18 февраля 1997 года №143 «О безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов, газопроводов и аммиакопровода, проходящих по территории Саратовской области»», которое обязало глав администраций Энгельсского, Саратовского, Лысогорского, Аткарского и Татищевского муниципальных образований в срок до декабря 1997 года привести в технически исправное состояние газораспределительные станции и газораспределительные сети и передать их в ООО «Югтрансгаз».

До настоящего времени главы администраций этих муниципальных образований не выполнили требований данного постановления, ссылаясь на отсутствие финансовых средств.

Вышеизложенные факты могут привести к аварийной ситуации, в результате которой в лучшем случае без тепла и газа останется 8 населенных пунктов с населением около 4 000 человек, а в худшем приведут к человеческим жертвам.

Оценивая общее состояние линейной части и ГРС можно сказать, что основные системы магистральных газопроводов Уренгой-Новопсков, САЦ, Союз, Оренбург-Новопсков работают без ограничения давления газа, а все ГРС работают на заданных режимах.

В связи с большой протяженностью газопроводов, организация круглосуточной охраны газопроводов является трудновыполнимой задачей. Такие объекты как ГРС обеспечиваются охранной сигнализацией, в производственных филиалах созданы мобильные группы для патрулирования газопроводов из числа сотрудников служб безопасности. В тоже время разграблению постоянно подвергаются средства электрохимзащиты являющиеся основным условием предотвращения коррозионного воздействия на подземные трубопроводы.

Охрана всех линейно-производственных управлений и станций подземного хранения газа осуществляется подразделениями службы безопасности, оснащенными служебным огнестрельным оружием, спецсредствами, средствами связи и автотранспортом. Патрулирование магистральных газопроводов осуществляют 17 мобильных внештатных групп. На 5-ти объектах используются служебные собаки.

Согласно разработанного на 2000-2007 годы плана по оснащению объектов инженерно-техническими средствами охраны, проведены работы по реализации мероприятий плана: установлению ограждения, установлению периметральной и охранной сигнализации наиболее важных объектов, частичное установление аппаратуры видеонаблюдения. В 2002 г. проведены 14 совместных учений с органами МВД, ФСБ, МЧС по предотвращению терактов и ликвидации последствий возможных аварий на линейной части магистральных газопроводов.

Опасными производственными объектами в газовом хозяйстве ОАО «Саратовоблгаз» являются газовые сети и сооружения на них, (газорегуляторные пункты, шкафные распределительные пункты, газовые колодцы и надземные узлы отключающих устройств). На балансе ОАО «Саратовоблгаз» находится 12 тыс. км. газопроводов, из них 6,3 тыс. км. подземных и 1100 газораспределительных пунктов (ГРП). В Обществе спланирована и проводится работа в целях предотвращения аварийных ситуаций на объектах газового хозяйства Общества, несанкционированного доступа в ГРП (ШРП), обеспечения безопасности населения при понижении давления газа на выходах газораспределительных станций, особенно в осенне-зимний период.

С этой целью:

· проведена регистрация опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре и оформлены лицензии на их эксплуатацию;

· увеличена периодичность осмотра технического состояния ГРП (ШРП);

· входные двери в ГРП оборудованы запорными устройствами, исключающими возможность проникновения к оборудованию посторонних лиц.

Прорабатывается вопрос установки запорной арматуры на шкафные распределительные пункты и задвижки на жилые многоэтажные дома, для недопущения их несанкционированного закрытия и дальнейшего открытия в целях проведения террористического акта. Обществом усилена работа по безопасному использованию газа в быту, для чего проводится дополнительное оформление стендов по безопасному использованию газа в быту населением, с размещением их в пунктах приема денежных средств. Через средства массовой информации проводится разъяснительная работа по правилам использования газа в быту. Проводятся контрольные проверки установленного газового оборудования и правильности его эксплуатации. Организовано проведение внеочередных инструктажей с ответственными за газовое хозяйство - потребителей газа административных, общественных и жилых зданий. Основными факторами возникновения аварийной ситуации являются:

1. Понижение давления газа на выходе ГРС ниже предельно допустимого, что приводит к отключению подачи газа потребителям. Особую опасность представляет отключение жилых домов, особенно многоэтажных. Возобновление подачи газа в этом случае представляет особую сложность: - пуск газа продолжителен по времени (до нескольких суток) в связи с необходимостью оповещения жителей каждой квартиры; необходимость опрессовки газопроводов.

2. Отсутствие достаточной одоризации газа, что приводит к угрозе возникновения массовых аварий в жилых домах. Единственным способом обнаружения утечки газа населением является наличие запаха.

3. Несанкционированные вмешательства в системы газоснабжения, к которым относятся:

· самовольные врезки в действующие газопроводы;

· самовольные установки газовых приборов в жилых домах;

· самовольный ремонт газового оборудования в жилых домах;

· самовольный пуск газа в неподготовленные котельные.

· повреждение подземных газопроводов при производстве земляных работ без согласования с ГРО;

· механические повреждения надземных газопроводов в результате наездов транспортными средствами;

· кража газового оборудования посторонними лицами.

4. Террористические акты на объектах газоснабжения.

5. Стихийные бедствия.

6. Низкое качество материалов и газового оборудования.

7. Отсутствие возможности проведения профилактического технического обслуживания внутридомового газового оборудования и переход на заявочную систему. Основной причиной этого является отсутствие денежных средств у населения за оплату услуг.

В настоящее время в системе АДС, несущей круглосуточное дежурство, задействовано более 12% от общей численности работников Общества и более 100 специально оборудованных автомобилей. В целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций и аварий, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в Обществе создана система производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включающая в свой состав 20 служб, расположенных в филиалах. Основными мерами, направленными на предотвращение аварий и катастроф, являются: проведение технического обслуживания системы газоснабжения, включающего в себя диагностику технического состояния, текущий и капитальный ремонт, выполнение организационно-технических мероприятий по утвержденному плану и периодические обходы трасс газопроводов. В целях предотвращения и ликвидации последствий техногенных аварий на газовых сетях в Обществе создана служба по предупреждению чрезвычайных ситуаций, состоящая из аварийно-спасательных и аварийно- восстановительных команд, общей численностью 1000 человек, из них 79 человек находятся в 5 мин. готовности. Имеется 35 аварийно-спасательных команд и 35 аварийно-восстановительных команд.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что разработка и осуществление мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф на объектах газового хозяйства области - одна из основных задач ОАО «Саратовоблгаз». Однако в результате проведенной комплексной проверки в период с 16 по 20 сентября 2002 года министерством по делам ГО и ЧС по Саратовской области совместно с надзорными органами были выявлены следующие недостатки:

· 200 км. газопроводов требуют ремонта, 400 км. срочного ремонта, а более 80 км. требуют замены;

· высокая текучесть кадров (за последние 2 года персонал обновлен на 80%);

· управлением ОАО «Саратовоблгаз» не обеспечивается активная работа своих работников в составе созданных администрациями муниципальных образований комиссий по инвентаризации действующих газопроводов расположенных на территориях соответствующих районов;

· отсутствует должный контроль за эксплуатацией внутренних газопроводов и газового оборудования жилых зданий, снятых с баланса ОАО «Саратовоблгаз», (не поставленных на баланс организациям, имеющим соответствующую лицензию) и в связи с сокращением соответствующих служб, обеспечивающих ранее подготовку и пуск газоиспользующего оборудования.

Физическая защита газопроводов осуществляется обходами трасс эксплуатационным персоналом филиалов Общества, в соответствии с требованиями «Правил безопасности в газовом хозяйстве» и «Правил технической эксплуатации и безопасности труда в газовом хозяйстве РФ», согласно утвержденных графиков.

Техническая защита газопроводов и сооружений от воздействия посторонних лиц осуществляется путем снятия штурвалов с задвижек на сетях низкого давления у жилых домов и установкой в ГРП решеток на окнах и дверях закрывающихся замками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.086 с.)