Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III раздел. Ожидаемые резуль-таты обучения и итоговые контроль-но-оценочные средства
1. Ожидаемые результаты обуче-ния включают конкретные действия из конкретной единицы ФГОС ВПО, которыми будет обладать обучаю-щийся по окончании изучения данной программы, и которые будут способс-твовать его профессиональной востре-бованности на рынке труда, личност- ной и социальной самореализации. 2. Критериальные показатели сформированности компетенций по итогам изучения программы.
3. Совокупность итоговых конт-рольно-оценочных форм и средств для установления итогового уровня дости-жения результатов обучения по данной программе.
Педагогика и психология профессионального образования
В процессе исследования данной проблемы были выявлены возможные риски внедрения модульно-компе-тентностных учебных программ вобразовательный процесс высшей про-фессиональной школы, а именно:
• Риск определенной фрагмента-ции содержания обучения, поскольку каждый модуль является законченным автономным информационно-учебным блоком с набором абсолютно или от-носительно автономных подмодулей.
Мы считаем, что данный риск возможно минимизировать за счет:
1) более глубокой реализации системного подхода к профессиональ-ной подготовке по конкретной профес-сиональной деятельности, что сводит к минимуму подготовку по отдельным, не взаимосвязанным между собой мо-дулям;
2) реализации межмодульных связей, обеспечивающих логичность и целостность содержания учебного ма-териала.
• Некритичное восприятие за-рубежного опыта в ущерб отечествен-ным традициям.
Данный риск возможно миними-зировать за счет: 1) учета традиций и условий кон-кретного учебного заведения, образо-вательной ситуации при реализации модульно-компетентностных учебных программ;
2) с одной стороны, сохранения и приумножения достижений отечест-венной теории и практики по данной проблеме, с другой – выявления на-правлений и путей развития отечест-венной образовательной инновацион-ной индустрии по проектированию и реализации модульно-компетентност-ных учебных программ;
3) создания банков и базы данных инновационных разработок, проектов
и технологий по данной проблеме, ин-новационных стратегий экспорта науч-но-образовательных услуг с использо-ванием модульно-компетентностного подхода;
4) разработки моделей интегра-ции отечественного и зарубежного опыта по данной проблеме. • Излишняя ориентированность на практику, в ущерб получения глу-боких фундаментальных знаний по из-бранному профилю подготовки. Что, возможно, является оправданным, если речь идет о профессиональной подго-товке специалиста в системе НПО или СПО. Вместе с тем, данный риск имеет место, если модульно-компетентност-ные учебные программы реализуются
в системе высшего профессионально-го образования. Данный риск, на наш взгляд, можно минимизировать, если использовать модульно-компетент-ностные учебные программы в про-фессиональном цикле федеральных государственных образовательных стандартов, а именно в дисциплинах, носящих практико-ориентированную направленность.
• Риск уменьшения свободы творческой деятельности преподавате-ля и ограничения количества контакт-ных часов внутри модуля.
Данный риск возможно миними-зировать за счет:
– увеличение численности лекци-онных групп; – организации формирования гибких групп обучаемых в зависимос-ти от их выбора модулей и продвиже-ния в процессе обучения;
– внедрения и развития системы обучения студентов по индивидуаль-ным учебным планам, осуществления
ее комплексного обеспечения с науч-ных, учебно-методических и органи-зационных позиций; – разнообразия форм взаимо-действия между преподавателями и студентами, а также между самими студентами, создания службы кон-сультирования и взаимоконсультиро-вания;
– широкого использования воз-можностей компьютерных и телеком-муникационных технологий в об-разовательном процессе, для чего необходимо создать интегрированное информационно-образовательное про-странство учебного заведения при активном использовании глобальной сети Интернет, электронной почты, регионального портала, информаци-онно-технического обучения, которое будет не только информационным ре-сурсом и интерактивной программой, но и инструментом для коммуникации и совместной деятельности студентов и преподавателей.
• Риск значительных трудозат-рат профессорско-преподавательско-го состава при разработке, внедрении модульно-компетентностных учебных программ, их научном и учебно-мето-дическом обеспечении.
Данный риск возможно миними-зировать за счет: – разработки автоматизирован-ных систем контроля и учебно-мето-дического обеспечения образователь-ного процесса;
– пересмотра сложившейся прак-тики определения штатной численнос-ти профессорско-преподавательского состава (т.к. внедрение модульно-ком-
петентностных учебных программ свя-зано с увеличением самостоятельной работы студентов, а для преподавателя это связано с увеличением нагрузки по проектированию содержания обра-зования, научно-методическому обес-печению образовательного процесса, контролю уровня обученности студен-тов и их готовности к будущей профес-сиональной деятельности, вместе с тем существующая система планирования
и финансового обеспечения ориенти-рована на общую численность студен-тов и не учитывает эти особенности образовательного процесса); • Риск уменьшения внимания личностному развитию обучающихся из-за определенной алгоритмизации процесса обучения.
Данный риск возможно миними-зировать за счет:
– использования модульного пос-троения программ не только в профес-сиональной подготовке специалиста, но и при проектировании воспита-тельного процесса в образовательных учреждениях профессионального об-разования; – реализации процесса личностно-го развития студентов, формирования его социальных компетентностей че-рез содержание модулей и подмодулей профессиональной подготовки, через современные технологии и активные методы обучения и воспитания, через профессиональную деятельность и со-ответствующее при этом поведение, т.е. воспитательные аспекты в их мо-дульном представлении должны быть целенаправленно и системно интегри-рованы в процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров и ма-гистров в контексте компетентностно-го подхода и быть отражены в самой модульной программе;
Педагогика и психология профессионального образования
– разделения профессиональныхкомпетенций на компетенции деятель-ности (например, осуществить диа-гностику личностной (коммуникатив-ной, психологической и др.) готовности ребенка к обучению в школе и т.п.) и личностные компетенции (качества личности, которые проявляются через поведение, например, ответственность, коммуникабельность, инициативность
и др.), что позволит интегрировать в конечных целях изучения модульно-компетентностной программы обуча-ющий и воспитательный аспекты (при этом при формулировке целей, связан-ных с воспитательными аспектами не-обходимо, чтобы в них были заложены следующие позиции: 1) воспитание чего будет осуществляться в процес-се изучения данной программы; 2) как эти воспитательные составляю-щие будут отражены и реализованы через содержание конкретных моду-лей и подмодулей; 3) как будет, соот-носится аудиторная и внеаудиторная составляющие воспитательных аспек-тов профессиональной подготовки в модульно-компетентностной учебной программе.
Трудностями использования мо-дульно-компетентностных учебных программ в образовательном процессе высшей профессиональной школы яв-ляются: определение исходного уров-ня знаний и опыта студентов; опреде-ление и конкретизация формируемых в процессе освоения модульно-ком-петентностной учебной программы компетенций, их согласованность с ФГОС ВПО; выявление критериаль-ных показателей сформированности компетенций; раскрытие взаимосвязи
и представленность в модульно-ком-петентностных учебных программах
обучающих и воспитательных состав-ляющих профессиональной подготов-ки; установление междисциплинарных связей; объем самих модулей и их ис-пользование в нескольких курсах од-новременно; координация модульных курсов и контроль над их осуществле-нием; трудности, связанные с органи-зацией самостоятельной работы сту-дентов; проблемы установления связи между модулями и практикой и др.
Внедрение модульных учебных программ в компетентностном форма-те в образовательный процесс высшей профессиональной школы позволит минимизировать следующие недо-статки профессиональной подготовки будущих бакалавров/магистров: на-правленность профессиональной под-готовки не на получение профессии в общем, а на осуществление конкрет-ной практической деятельности адек-ватно поставленным целям; негиб-кость профессиональной подготовки относительно требований отечествен-ного и международного рынков труда
в целом, и отдельных производств и технологичных процессов, в частнос-ти; отсутствие учета индивидуальных особенностей, образовательных пот-ребностей и опыта обучающихся т.е. возможности построения индивиду-альной образовательной траектории, что позволит создать систему про-фессионального образования нового качества, отвечающую потребностям личности, возможностям современ-ной модели образования, требовани-ям работодателей и рынка труда, что
в целом будет способствовать обеспе-чению конкурентоспособности России на международном рынке образова-тельных услуг.
Литература:
1. Байденко В. И. Выявление составакомпетенций выпускников вузов как необ-ходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. М, 2006.
2. Байденко В.И. Болонский процесс:поиск общности Европейских систем обра-
зования (проект TUNING). М., 2006.
3. Батышев С.Я. Блочно-модульноеобучение. М., 1997. 4. Бородина Н.В, Эрганова Н.Е. Ос-
новы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетен-ции – новая парадигма результата образо-вания. – М., Высшее образование сегодня. № 5. 2003. – С. 34–42.
6. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н.,
Червякова Т. Н. Организация модульногообучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005. 7. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разра- ботка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2005. – 288 с.
8. Чошанов М.А. Гибкая технологияпроблемно-модульного обучения. – М.: На-родное образование, 1996. – 160 с. 9. Юцявичене П.А. Теория и практикамодульного обучения. Каунас, 1989. 10. Design, Management and Evalution of Open/Flexible learning. Modul program. Internatinal Training Centre of the ILO. Turin, 2004.
СТУДЕНТ ВУЗА КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.023 с.) |