Зал 17. Итальянское искусство XVII – XVIII веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зал 17. Итальянское искусство XVII – XVIII веков



Эпохой барокко называют в искусстве Италии XVII столетие. Этот стиль, ставший одним из доминирующих в европейской живописи, характеризуется чувственной полнокровностью мировосприятия, динамизмом художественных решений. С особой полнотой он раскрылся в масштабных градостроительных, архитектурных и живописных ансамблях. Многоликость итальянского искусства определяется разнообразием местных художественных традиций, но, как и в эпоху Ренессанса, в центре внимания художников остается образ человека.

Пьетро да Кортона, архитектор и художник, вошел в историю искусства как автор знаменитых циклов росписей, украсивших дворцы Рима и Флоренции. Его композиция «Возвращение Агари» является превосходным образцом станковой картины мастера, стремившегося придать стилю барокко почти классицистическую строгость решения.

Расцвет стиля барокко связан с творчеством неаполитанца Луки Джордано, работавшего в разных городах Италии и оказавшего влияние на многих художников. Присущие его работам динамика движения и внутренний пафос особенно полно раскрылись в алтарных образах, в циклах монументально-декоративных полотен и стенных росписях. Кисти этого выдающегося мастера в собрании Музея принадлежит несколько произведений, позволяющих судить о масштабе его дарования. Это полотна на аллегорические, евангельские и мифологические сюжеты — «Наказание Марсия», «Брак в Кане Галилейской», «Мучение св. Лаврентия». Лучшим из них, без сомнения, является композиция «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие».

Несколькими работами представлена в экспозиции неаполитанская школа, отмеченная самобытностью развития. Политически Неаполитанское вице королевство находилось под властью испанской короны, что наложило свою печать и на развитие искусства. Картина Бернардо Каваллино «Изгнание Илиодора из храма», в которой своеобразно преломились академические традиции, и окрашенные драматизмом работы Андреа Ваккаро («Мария и Марфа») и Доменико Гарджуло («Перенесение ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим») свидетельствуют о многообразии художественных поисков внутри отдельных школ.

Стиль барокко дал мощный импульс для расцвета пейзажа, натюрморта, жанровой картины в их неповторимом национальном итальянском варианте.

На рубеже XVII–XVIII веков перед искусством встает задача преодоления академизма, превратившегося в набор отвлеченных формул. В Болонье, этом оплоте академической традиции, Джузеппе Мария Креспи, умело используя игру светотени, по-новому решает религиозные («Святое Семейство») и мифологические сюжеты («Нимфы, обезоруживающие амуров»), наполняя их живым человеческим чувством. Генуэзец Алессандро Маньяско, работавший в Милане, Флоренции, Болонье, опираясь на живописные традиции XVII века, развивал романтические тенденции. Черты гротеска присущи его необычным, написанным нервным подвижным мазком композициям со сценами из жизни монахов и странствующих актеров («Пейзаж с монахами», «Трапеза монахинь», «Ученая сорока»). И даже жизнеутверждающая мифологическая тема «Вакханалии» в интерпретации мастера наполняется чувством глубокой меланхолии. Это полотно художник исполнил в соавторстве с Клементе Спера, автором архитектурных руин.

(Пьетро Берреттини) Пьетро да Кортона Возвращение Агари Около 1647

 

Бернардо Каваллино Изгнание Илиодора из храма Около 1650
Любовь и пороки обезоруживают правосудие

 

Джузеппе Мария Креспи Святое семейство

 

Алессандро Маньяско Вакханалия между 1720 и 1730 годами

 

   
   

 

   

 

   

 

   

 

Искусство Италии

Италия все еще культурный центр Европы, ведущий стиль XVII века - барокко, возник именно в Риме. Итальянское барокко получило ярчайшее развитие в архитектуре и градостроительстве. Ярким представителем архитектурно-скульптурного искусства в XVII веке был Бернини. Ни менее значительное место в истории занимает его коллега Боромини - антипод и соперник.

Ужин в Эммаусе 1601-1602. Караваджо

 
 

Живопись Италии XVII века представлена двумя направлениями "болонским академизмом", который возник с легкой руки братьев Карраччи и реализмом Караваджо. Эти два направления и положили начало итальянскому барокко.

В последние десятилетия XVII века искусство Италии претерпевает некоторые изменения: увеличивается декоративность, усложняются ракурсы фигур и динамика.

В начале XVIII века Италия уже теряет свои позиции, начинается упадок. Испанское владычество сменяется австрийским, что несомненно оказывает влияние на искусство и культуру. Италия перестает занимать ведущее место в мировой культуре.

Архитектура и скульптура

Архитектура барокко включает в единый архитектурный ансамбль сооружения, площади и даже улицы. Начало и конец улиц обязательно венчает площадь или памятник. Со временем статуи на площадях сменились обелисками или фонтанами.

Ранее барокко не предполагало создания новых типов построек: дворцов, вилл, соборов, главное внимание зодчих было сосредоточено на усилении декоративных элементов. Мастера барокко применяли свой талант в создании внутренних дворов, дворцовых садов и т.д.

Архитектурный декор стал отличительной чертой зрелого барокко. Украшался не только главный фасад, но и стены со стороны сада.

Фонтан Тритона. Бернини

Скульптура неразрывно связана с архитектурой. Статуи и скульптурные ансамбли украшают фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады, парки, алтари, надгробия и фонтаны.

Значительным мастером итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини (7.12.1598 - 28.11.1680). Первый заказ Бернини получил на скульптуру в 16 лет. Его творчество было многогранно: создание церквей, уличных фонтанов, портретов, статуй, надгробий и алтарей. В 1623 году по поручению своего покровителя папы Урбана VIII, Бернини занимается убранством собора св. Петра, где выполняет торжественную сень над алтарем.

Давид. Бернини

Известный фонтан, созданный Бернини - фонтан Тритона, композиция которого состоит из четырех дельфинов, несущие трубящего в раковину морского бога. Другой его фонтан Четырех рек представляет собой ансамбль обелиска с фонтаном.

Ярчайшим скульптурным произведением Бернини считается "Давид", часто сравниваемый искусствоведами с образом Давида, авторства мастеров предыдущих эпох. "Давид" Бернини более драматичен и динамичен. В нем ясно читается острота конкретной характеристики.

В 1647 году Бернини взялся за создание мраморной группы "Экстаз святой Терезы". Композиция ансамбля помещена на подножии из серого мрамора, изображающем облака на фоне ярко сверкающих металлических лучей.

Бернини в основном знаменит как архитектор и скульптор, но его авторству принадлежит серия парадных репрезентативных портретов. Лучшие из них - "Портрет кардинала Боргезе" 1632 года и "Портрет Констанцы Буонарелли" 1635 года.

Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане. Борромини

Итальянская архитектура барокко представлена еще одним мастером Франческо Борромини (настоящее имя Франческо Кастелли) (25.09.1599-2.08.1667). Одним из характерных произведений Борромини стала церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. В основе объемов в соборе овал, перекрытый куполом, пространство усложнено расположенными крест-накрест эллиптическими нишами и проемами в соседние помещения. Волнообразная лепка поверхностей интерьеров и наружных объемов введена Борромини в язык барочных средств выразительности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)