Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.В. Мещерякова, Г.А. Иващенко, В.М. Камчаткина
Статья посвящена разработке и внедрению в образовательный процесс контролирующей программы по курсу «Начертательная геометрия». Ключевые слова: профессиональное образование,компьютерное тестиро-вание, контроль знаний, начертательная геометрия
Automation of the testing system of knowledge as an element of the moderniza-tion of professional education. The article is devoted to developing and implementingin educational process the controlling program about the course “Descriptive Geom-etry”. Key words: professional education, computer testing, checking the knowledge,descriptive geometry
В связи с возросшими требовани-ями, предъявляемыми современным социумом к квалификационным ха-рактеристикам выпускников высшей школы необходим новый подход к ор-ганизации обучения. В настоящее вре-мя происходит модернизация высшего образования, что связано с обновлени-
ем содержания, методик и технологий
в процессе профессионального образо-вания. Одним из важных компонентов этого обновления является автомати-зация процесса обучения и контроля знаний, которая может выражаться в одном из своих проявлений – компью-терном тестировании.
Информационные технологии в профессиональной школе
Основной проблемой любого об-разования, является отсутствие чет-кого контроля за качеством усвоения материала. Важным моментом сис-тематического автоматизированного контроля знаний является его объек-тивность, что обусловлено переносом акцента с карательной функции на ин-формативную. Только в таком случае учащийся не будет бояться контроля и изобретать способы получения повы-шенной оценки, а преподаватель будет получать реальную картину знаний учащегося.
Тесты представляют собой осо-бую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, со-поставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучае-мого в заданной образовательной об-ласти. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом – от корректировки содержания обра-зовательных стандартов и программ до совершенствования методов препо-давания и повышения эффективности стимулирования самостоятельных за-нятий студентов.
Как и все технологии, основан-ные на достижении науки, тестиро-вание требует серьезной подготовки со стороны тех, кто намерен всерьез заняться созданием и использованием педагогических тестов. Прежде всего необходимо глубокое овладение стро-гими правилами и математическим аппаратом, применяемыми в области педагогических тестов и их автомати-зации.
Классифицируя виды контро-ля, выделяют входной, текущий, тематический, рубежный (поэтапный)
и итоговый.
Входной контроль характеризу-ется сознательно поставленной целью определить уровень знаний пришед-ших студентов на начальном этапе обучения. Эта информация создает условия для своевременной коррекции базового уровня знаний, умений и на-выков отдельных студентов и помога-ет педагогу перестроить учебный про-цесс с учетом уровня подготовки всей группы (потока) в целом.
Организация текущего контроля, прежде всего, обусловлена необходи-мостью видеть полную картину про-хождения процесса обучения. Прове-дение текущего контроля — наиболее простой для преподавателя способ получить оперативную информацию о соответствии знаний обучаемых пла-нируемым эталонам усвоения. Эта информация создает условия для своевременной коррекции процесса усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми.
Тематический контроль выяв-ляет степень усвоения раздела или темы учебного курса. На основании данных тематического контроля пре-подаватель принимает управленчес-кое решение. Именно он делает вывод
в необходимости дополнительной про-работки данной темы. В тематическом контроле наиболее интересна инфор-мация о динамике усвоения обучаемы-ми материала раздела, о степени раци-ональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий теста. Поэтому разработка системы тестов для тема-тического контроля органически свя-зана с использованием ПЭВМ. Функциональное назначение ру-бежного контроля – выявление резуль-татов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обуча-
емых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам изуча-емого курса, экзаменов или тестов.
Цель итогового контроля- оцен-ка работы обучающихся после про-хождения всего учебного курса по дисциплине, т.е. установление соот-ветствия уровня и качества подготов-ки зафиксированной документально системе требований к уровню и качес-тву образования. Обычно формой ито-говой оценки обучаемого являются его отметка на экзамене либо результаты выполнения итогового теста.
Разработка качественных гомо-генных тестов (тесты, предназначен-ные для контроля знаний по одному предмету или дисциплине) требует ис-пользования научных методов содер-жания отбора, теории педагогических измерений, современных математико-статистических методов, применяемых для проверки соответствия теста опре-деленным обоснованным критериям качества.
Новые возможности для форми-рования навыков самоконтроля откры-вают педагогические тесты.Специаль-но созданные тестовые программы в соединении с программно-инструмен-тальными средствами (оболочками), компьютерной техникой и шкалой для самооценки позволяют разгрузить преподавателей и реализовать идеи са-моконтроля в условиях массового обу-чения.
Контроль – это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности пре-подавателя. С помощью контроля мож-но выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уров-нями образования, сравнить работу
различных педагогов, оценить дости-жения обучающегося и выявить про-белы в его знаниях, дать руководите-лю учебного заведения объективную информацию для принятия управлен-ческих решений и выполнить ряд дру-гих не менее важных задач.
Чтобы помочь преподавателю преодолеть определенные трудности, связанные с более полной, а соответс-твенно более объективной и точной оценкой освоенного студентами мате-риала в условиях ограниченного ау-диторного времени нами была разра-ботана и внедрена в учебный процесс автоматизированная контролирующая программа, выполняющая функцию не только контроля знаний учащихся, но и помогающая студенту в освоении теоретического материала, поскольку при низких показателях оценки знаний отправляет студента к соответствую-щим разделам курса «Начертательная геометрия».
Рассмотрим более детально базо-вые составляющие информационных технологий тестирования. Контролирующая программа предусматривает два вида контроля текущий (промежуточный) и итого-вый и рассчитана для студентов днев-ной и заочной форм обучения ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», изучающих курс «На-чертательная геометрия», который входит в структуру всех дисциплин графического цикла.
Назначение промежуточного кон-троля – дифференцировать обучаю-щихся по уровню освоения материала с целью определения их готовности к следующему этапу процесса обучения и подбору индивидуальной схемы до-полнительного освоения материала.
Для более точной и корректной
Информационные технологии в профессиональной школе
оценки знаний студентов нами сфор-мулированы следующие требования к контролирующей программе:
1. Контролирующая программа должна обеспечивать работу с тесто-вым материалом произвольной длины, т. е. преподаватель всегда сам может определить количество необходимых вопросов для каждого студента.
2. Вопрос при необходимости дол-жен сопровождаться иллюстративным материалом. 3. Диапазон предлагаемых отве-тов на вопрос должен быть в пределах от двух до четырех, с присвоением 1 бала в случае выбора правильного от-вета; 4. Итог тестирования должен быть представлен в виде дифференциро-ванной оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлет-ворительно». 5. Вопросы контролирующей про-граммы должны находиться в тексто-вом файле. 6. Контролирующая программа должна быть инвариантна к ситуатив-ным изменениям или дополнениям, т.е. при необходимости корректировки вопросов в тесте или теоретического материала, не должен быть задейство-ван программный код.
7. На предложенный вопрос всег-да должен быть дан ответ. Предложенная нами контролиру-ющая программа позволяет препода-вателю оценивать не только уровень знаний студента, но и количество его обращений к прохождению каждого теста, а так же затраченное время на ответы (реализована функция счетчи-ка и таймера).
База данных контролирующей программы, а именно учебно-методи-ческий материал, реализована в текс-
товом редакторе Блокнот. Объектами хранения в текстовых базах данных являются тексты. Под текстом будут пониматься неструктурированные данные, построенные из строк. Ос-новной целью любой текстовой базы данных является хранение, поиск и выдача документов, соответствующих запросу пользователя.
Приведем примеры формирова-ния текстовой базы данных тестовых заданий для проведения промежуточ-ного и итогового контроля знаний по курсу “Начертательная геометрия”: I. Прямая MN по отношению к плоскости α (f∩g)…
1) параллельна
2) пересекает плоскость 3) перпендикулярна 4) не принадлежит II. Прямая n параллельна плоскос-ти на рисунке… 1)
III. Пирамида – это многогранник, получения от программного объекта,
↑
Контроль
↑
Обучение
↑
Теория
↑
О программе
↑
Выход
↑
Текущий критерии: 1) темы 2) время тести-рования 3) кол-во воп-росов
↑
↑ Итоговый критерии: 1) все темы 2) время тести-рования 3) кол-во воп-росов
↑
↑
критерии:
выбор темы подключение подсказок; подключение теории
↑
теоретический
материал
↑
о авторе
вывод результатов;
сохранение в фор- мате файла Word
Рис. 1. Структура интерфейса контролирующей программы Информационные технологии в профессиональной школе
Стартовая страница контролиру-ющей программы по курсу «Начерта-тельная геометрия» представлена на рис.2. Контроль и соответствующее теоретическое обеспечение содержит материал по следующим разделам как «Проецирование точки», «Проециро-вание прямой. Взаимное положение прямых», «Проецирование плоскости. Плоскости частного и общего положе-
ния», «Взаимное положение прямой и плоскости, плоскостей», «Проециро-вание многогранных поверхностей», «Образование кривых поверхностей. Линейчатые поверхности. Поверхнос-ти вращения», «Пересечение поверх-ности прямой линией», «Сечение по-верхностей плоскостью», «Взаимное пересечение поверхностей», «Аксоно-метрические проекции».
тельного факультета Братского госу-дарственного университета.
Автоматизации контроля знаний студентов в экспериментальной груп-пе обусловила ряд существенных пре-имуществ:
• преподаватель освобождается от трудоемких рутинных операций и может уделить больше времени инди-видуальной работе со студентами;
• повышается точность регистра-ции результатов и исключаются ошиб-ки обработки исходных данных, неиз-бежные при ручных методах расчета выходных показателей; • оперативность обработки дан-ных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовый контроль путем параллель-ного тестирования всех испытуемых;
• тестирование на компьютере более интересно по сравнению с тра-диционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у студентов.
• быстрое получение результатов существенно облегчает возможность проведения корректирующих дейс-твий в учебном процессе, что крайне важно в условиях ограниченного вре-мени аудиторной работы.
Графическая иллюстрация ре-зультатов внедрения контролирующей программы в учебный процесс (рис. 3), показывает, что в эксперименталь-ной группе ЭУН-08 прирост показате-лей средней оценки знаний студентов значительно выше, чем в контрольной группе ГСХ-08.
Рис. 3.
Наблюдения показали, что студен-ты экспериментальной группы делали меньше ошибок при решении задач, реже обращались за консультациями
к преподавателю, проявляли большую самостоятельность в выполнении рас-четно-графических работ. Кроме того, в экспериментальной группе возрос-ло качество выполнения графических
работ, количество пропусков замет-но уменьшилось. Контролирующая программа по курсу «Начертательная геометрия» играет роль своеобразно-го «умного» учебника, несущего ряд функциональных нагрузок.
Функция руководства, которая осуществляется посредством ранжи-рования учебного материала, что поз-
Информационные технологии в профессиональной школе
воляет дозировать усвоение учебной информации.
Функция стимулирования, про-являющаяся в повышении мотивации студентов к усвоению материала и проявлению интереса к его использо-ванию.
Функция управления познава-тельной деятельностью, реализующа-яся через систему структурированно-го изложения учебной информации и учебно-познавательных заданий, раз-вивающих способности у студентов
к систематизации и интерпретации в практической деятельности получен-ных знаний.
Функция закрепления материала и осуществления самоконтроля про-является в том, что контролирующая программа предоставляет возмож-ность повторного изучения, самосто-ятельной проверки правильности сло-жившихся понятий, представлений, образов, точности усвоения правил, законов, выводов.
Внедрение компьютерных тех-нологий в процесс обучения способс-твует гибкому управлению учебным процессом и совершенствованию ме-тодики изложения материала на основе анализа результатов систематического тестирования студентов по каждой теме
Из выше изложенного следует, что автоматизация системы контроля знаний дает возможность учащимся значительно расширить свои познания в курсе «Начертательная геометрия», а так же приобрести опыт работы с вы-числительной техникой. И кроме того, оценка знаний в предложенной нами форме является для студентов более
привлекательной. Эффективность ис-пользования средств компьютерных технологий в учебном процессе во многом зависит от успешности реше-ния задач педагогического характера, связанных с информационным содер-жанием и способом использования контролирующих и обучающих про-грамм. Разработка автоматизирован-ных программных продуктов для пе-дагогических целей на сегодняшний день является актуальной составляю-щей в модернизации системы высшего образования.
Литература:
1. Иващенко Г.А. Учебник и его роль вгеометро-графической подготовке студен-тов технических специальностей вузов./ Сибирский педагогический журнал. 2008. №12. С.18-26.
2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Техно-
логия мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”: Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Моисеев В.Б., Усманов В.В., Таран-цева К.Р., Пятирублевый Л.Г. Оцениваниерезультатов тестирования на основе экс-пертно-аналитических методов.// Журнал Открытое образование. №3. 2001. С.32-36. 4. Рудинский И.Д., Соловей Е.В. Реали-
зация алгоритмов прямого тестирования в интеллектуальной автоматизированной системе контроля знаний. // Сборник мате-риалов конференции. 2001. 5. Челышкова М.Б. Разработка педа-гогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб.пос. М.: Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-РАДИОФИЗИКОВ
П.А. Корчагин, В.С. Бухмин
В статье предлагается использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе при подготовке специалистов-радиофи-зиков, что позволяет многократно увеличить возможности педагогического воздействия на студента, сгладить противоречия между ограниченным вре-менным ресурсом учебного плана и усложнением нового материала, быстрым старением материально-технической базы и недостаточным финансировани-ем, и в целом вносит значительный вклад в формирование профессиональных компетенций, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность выпус-кника на рынке труда. Ключевые слова :профессиональное образование,компетентность,про-граммное обеспечение, информационно-коммуникационные технологии, вирту-ализация, образовательные технологии, организация учебного процесса.
Information-communication technologies as an approach of formation profes-sional competence of students-radio physicists. Herein information and communi-cation technology (ICT) is offered for usage in learning process when training pro-fessionals in Radiophysics, as it can increase many times capabilities of pedagogical influence on the student, smooth over differences between the limited time of the cur-riculum and the growing complexity of new material, as well as between rapid aging of the material-technical base and lack of funding, and overall contributes significantly to creation of professional competence, which provides graduate with high competitive position on the job market.
Key words: professional education, competence, software, information and com-munication technology, virtualization,educational technology, organization of educa-tional process.
Быстрые темпы роста областей применения цифровых устройств и продуктов радиоэлектроники актуали-зируют задачу подготовки специалис-тов радиофизиков с высоким уровнем профессиональной компетенции, что является залогом их качественной под-готовки к будущей профессиональной деятельности. Традиционные методы преподавания уже не могут в полном объеме сформировать у студента необ-ходимый уровень профессиональной-
компетенции, который бы обеспечил его устойчивую конкурентоспособ-ность на рынке труда. Для формиро-вания таких профессиональных ком-петенций у студентов-радиофизиков предлагаем использоватьинформаци-онно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе.
Одной из инновационных форм ИКТ является технология виртуализа-ции, которую мы применили в учебном
Информационные технологии в профессиональной школе
процессе для создания дидактических инструментов:
– виртуального кабинета препода-вателя;
– виртуальной машины;
– виртуального устройства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.117 с.) |