Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воздействия средств информацион-но-коммуникационных технологий на обучающегося
Процесс создания условий для предотвращения возможных негатив-ных последствий информатизации образования включает в себя опреде-ленную последовательность действий: выявление возможных последствии применительно к конкретному образо-вательному учреждению и учащемуся; разработка планов и программ их ус-транения и осуществление здоровьес-берегающей деятельности субъектов
образовательной среды; разработка системы управления данной деятель-ностью для достижения целей сохране-ния и укрепления здоровья учащихся
в процессе обучения; повышение ква-лификации учителей как в части ИКТ, так и в части сохранения и укрепления здоровья учащихся; разработка техно-логии обучения учащихся деятельнос-ти по формированию безопасной обра-зовательной среды и пр.
Переход в современном образо-вании на использование когнитивных технологий (информационные техно-логии, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей че-ловека) способствуют развитию вооб-ражение и ассоциативного мышления учащегося. Кроме того, данные техно-логии позволяют максимально ориен-тировать процесс понимания информа-ции каждым учащимся в соответствии с его потребностями и способностями; развивая его когнитивные способнос-ти; обеспечивая эффективные спосо-бы образовательной деятельности вне зависимости от содержания образо-вания; развивая личность учащегося в части альтернативного мышления, поиска, обработки и представлении информации и т.д.
Рассматривая вопрос о возмож-ных негативных последствиях для обучаемого в процессе использования ИКТ необходимо исходить из того, что данные последствия можно условно разделить на три основные группы. Это медицинские, педагогические и социальные последствия. К негатив-ным факторам, сказывающим влияние на здоровье учащегося можно отнести как характеристики используемой ком-пьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользовате-лей ПК как в учебном заведении, так и
вне его. Значимо и наличие у учаще-гося информационной культуры, поз-воляющей, в том числе, формировать и контролировать безопасную для себя образовательную среду с использова-нием ИКТ.
К особенностям применения ком-пьютера вне учебного заведения необ-ходимо отнести возможность длитель-ного индивидуального использования, отбора программных средств роди-телями или самим учащимся, отсут-ствие как оперативного, так и сис-тематического контроля со стороны преподавателя, сложность примене-ния специализированного програм-много обеспечения, изначально ори-ентированного на классно-урочную систему; существование выраженных внешних отвлекающих факторов. Ин-дивидуализация обучения учащегося сопровождается и сокращением его социальных связей за счет перехода на невербальную коммуникацию в обра-зовательных и социальных сетях, ра-боту не с учителем, а с электронным образовательным ресурсом. Все это сказывается на способности учащего-ся в условиях личностного контакта вести диалог с учителем и учащимися, снижает способность к коллективной образовательной и социально-ориен-тированной деятельности.
Кроме того, эффективное исполь-зование средств ИКТ в образовании вне учебного заведения осложняется
и сниженной мотивацией учащегося в условиях естественной для него среды обитания. Возрастает риск использова-ния средств ИКТ во внеобразователь-ных целях, что приводит к быстрому утомлению учащегося и невозможнос-ти образовательной деятельности. Еще более возрастет влияние на образова-тельный процесс при привнесении в
Информационные технологии в профессиональной школе
образовательную среду учащегося эле-ментов виртуализации. Виртуальная образовательная среда представляет собой совокупность условий, обеспе-чивающих осуществление деятельнос-ти пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределен-ным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ин-формационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационно-го общения и личностью.
Важной особенностью информа-тизации образования является исполь-зование инновационной для человека формы представления знания, переход от традиционной знаковой системы представления информации к системе практических действий, т.е. перехода
к осмыслению знания, к действию, его использованию. Использование ПК изменило стандартный буквенно-циф-ровой интерфейс учебного материала за счет использования стандартизи-рованного визуального пользователь-ского языка, позволяющего учащемуся ориентироваться «по аналогии» при анализе новой информации в ситуа-ции особым образом организованной знаковой среды цифровой информа-ции и деятельности в соответствии с данной знаковой системой. Таким об-разом, происходит переход от тради-ционного интерфейса и культуры сбо-ра, обработки и передачи информации к цифровому интерфейсу. В отличие от традиционной открытой, самораз-вивающейся знаковой системы (язык) данный интерфейс закрытый, ограни-чивается возможностями языка про-граммирования, отрасли знания, спо-соба представления информации и т.д. Использование распределенных элек-тронных образовательных ресурсов
предусматривает выход за рамки дан-ного интерфейса, так как предусматри-вают использование как цифровых, так
и аналоговых образовательных ресур-сов, сформированных на основе разных способов представления информации. Применение нелинейной структуры информации обуславливает возмож-ность переориентации учащегося на второстепенную информацию или вы-ход за пределы ресурса и учебного материала. Кроме того, сам объем об-разовательного ресурса может превы-шать возможности усвоения учащихся. Использование мультимедиа как спо-соба одновременного представления образовательной информации разны-ми способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информа-ции. Наряду с этим, только представ-ление информации исключает возмож-ность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Таким образом, мы приходим к тому, что современ-ный образовательный ресурс должен не только представлять знания, но и соответствовать обязательному свойс-тву инновационной образовательной технологии в части обеспечения кон-троля усвоения знания и влияния на физическое, психическое и социальное благополучие учащихся.
В настоящее время все активнее используются интерактивные методы обучения. Вместе с тем, они предъяв-ляют определенные требования к пси-хике учащегося, т.к. позволяют обеспе-чивать интерактивный диалог между пользователем и системой, наглядную визуализацию процесса или его моде-ли, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль ре-
зультатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет строить индивидуализированное обучения исходя из личностных особенностей учащегося и с учетом того, что и уча-щийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащего-ся умений созидания и представления нового знания. В интерактивном обу-чении среда является базовой состав-ляющей обучения, обеспечивающей эффективное взаимодействие обучаю-щего, обучаемого и средств обучения. При этом для участников взаимодей-ствия необязательно нахождение в од-ном месте, коммуникация происходит
в режиме диалога либо открытого для множества участниковобщения. Поз-навательный аспект реализуется через возможность анализа имеющейся в распределенном ресурсе информации и синтезе на ее основе новой инфор-мации, получают опыт работы с ней и преобразования ее. Тем самым, не меняя цель и содержания предметной области возможно изменение форм и методов представления информации и работы с ней. При этом необходимо, чтобы средства коммуникации, про-граммное обеспечение, организация рабочего места (аттестация) и т.д. со-ответствовали действующим санитар-ным нормам, были сертифицированы (в том числе и добровольно) для приме-нения в сфере образования. Организа-ция диалога в части времени общения должна укладываться в нормативное (по возрасту) время.
Для реализации целей и задач ин-терактивного обучения необходимо корректировать все основные компо-ненты дидактической системы обуче-ния: содержание, методы и приемы,
организационные формы, средства
и обеспечить переход от пассивного к активному познанию. Интерактив-ный компонент обеспечивается за счет включения в процесс не только обуча-ющего и обучаемого, но и иных обуча-емых и средств обучения на базе ИКТ. В основе реализации интерактивных подходов к содержанию обучения на-ходится разработка и использование профилированных интерактивных за-даний и упражнений, охватывающих как конкретную предметную область, так и аспект безопасной для здоровья образовательной среды. При этом в процессе освоения нового материала обучаемый должен не только закре-пить полученный материал, но и реа-лизовать его в виде конкретных уме-ний и навыков.
Говоря о негативных последс-твиях в социальной сфере необхо-димо акцентировать внимание на том, что изменение привычного ха-рактера коммуникативных процес-сов, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, приводит к формирова-нию нового типа социальных отноше-ний, моделей поведения, определяют возникновение коммуникационных предпочтений. Зачастую современная информационная среда обуславливает значительный рост объема информа-ции, получаемый учащимся. В услови-ях возрастания скорости ее продуци-рования и представления происходит рост ее значимости для учащегося и переход прямых к опосредованным (средствами ИКТ) коммуникациям. В условиях информационно неоднород-ного социума невозможно однородное образовательное сообщество. Прина-длежность к возрастной группе (груп-пе информационного общества, одного
Информационные технологии в профессиональной школе
вида деятельности, конкретной группе молодежной культуре, отдельному этносу и т.д.) приводит к диссонансу
с ценностями предшествующего по-коления, что в значительной степени снижает участие учителя в процессе социализации учащихся. Кроме того, существующие формальные агенты социализации (в т.ч. система образова-ния) не могут, в силу слабого владения навыками использования ИКТ, оказать действенное влияние на учащихся, чья жизнь и деятельность реализуется в рамках современной информационной среды.
Заключая представленные выше материалы можно говорить о том, что ключевыми моментами в информати-зации образования, на современном этапе, являются личностно-ориентиро-ванный характер содержание образо-вания, ориентация учебного процесса на формирование готовности к само-образованию, активное использование творческой деятельности учащегося по формированию и представлению нового, развитие эмоционально-цен-ностной сферы учащегося, формиро-вание стремления к сотрудничеству и навыков групповой деятельности. Ориентация информационно-комму-никационной предметной среды на потребности конкретного учащего-ся позволяет ему самому определять свою образовательную траекторию. Основным условием обеспечения фи-зического, психического и социально-го благополучия учащихся в условиях такого обучения является, в том чис-ле, и предотвращение возможных не-гативных психолого-педагогических последствии использования инфор-мационно-коммуникационных тех-нологий в образовательном процессе. Уровень психического благополучия у
учащих определяется взаимодействи-ем неблагоприятные факторы среды и системой защитных психических ме-ханизмов, обеспечивающих эффектив-ную адаптацию и развитие. При этом некоторые факторы внешней среды, которые при сниженном потенциале выступают в качестве факторов рис-ка здоровью, могут при профилакти-ке или коррекции их рассматриваться как побуждающие к динамическому развитию личности и позитивной со-циализации. Значимым элементом яв-ляется реализация в образовательной среде учебного заведения комплекса организационных, психолого-педаго-гических и медико-социальных ме-роприятий, направленных на сохране-ние и развитие здоровья учащихся, их субъектное включение в здоровьесбе-регающую деятельность, постоянный мониторинг, как возможных угроз, так
и качества мероприятий по обеспече-нию физического, психического и со-циального благополучия учащихся. Знание о возможных негативных пос-ледствиях использования ИКТ в обра-зовании и умение их диагностировать и осуществлять профилактику опре-деляют возможность построения и эффективной реализации модели здо-ровьесберегающей деятельности субъ-ектов образовательной среды учебного заведения.
Литература:
1. Материалы коллегии Минобрна-
уки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov. ru/files/materials/9144/11.12.27-spravka2.pdf 2. Мониторинг реализации прези-дентской инициативы «Наша новая школа» Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразователь-
ных учреждений http://www.kpmo.ru/kpmo/
3. Материалы коллегии Минобрна- в пространстве культуры//Новые ценнос-уки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov. ти образования: культурные модели школ.
ru/str/kol/resh/2011/9144/. Вып. 7. М., 1997. С. 177 – 184.
4. Роберт И.В. Теория и методика 8. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А.
информатизации образования (психолого- Научное обеспечение модернизации про-
педагогический и технологический аспек- фессионального образования: отчет науч-
ты). М.: ИИО РАО, 2008. С.10-11. но-исследовательской работы Учреждения
5. Роберт И.В., Козлов О.А. Концеп-РАО«Институт педагогики и психологии
ция комплексной, многоуровневой и мно- профессионального образования» за 2010
гопрофильной подготовки кадров инфор- год// Казанский педагогический журнал.
матизации образования. М.: ИИО РАО, №1. 2011. С. 5-20.
2005. 50 с. 9. Мухаметзянов И.Ш. Социальные
6. Проект НФПК «Информатиза- последствия информатизации образова-
ция системы образования» http://edu.of.ru/ ния// Казанский педагогический журнал.
profil/news.asp?ob_no=13809 №3. 2011. С. 109-116.
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.033 с.) |