Воздействия средств информацион-но-коммуникационных технологий на обучающегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействия средств информацион-но-коммуникационных технологий на обучающегося



 

Процесс создания условий для предотвращения возможных негатив-ных последствий информатизации образования включает в себя опреде-ленную последовательность действий: выявление возможных последствии применительно к конкретному образо-вательному учреждению и учащемуся; разработка планов и программ их ус-транения и осуществление здоровьес-берегающей деятельности субъектов

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

образовательной среды; разработка системы управления данной деятель-ностью для достижения целей сохране-ния и укрепления здоровья учащихся

 

в процессе обучения; повышение ква-лификации учителей как в части ИКТ, так и в части сохранения и укрепления здоровья учащихся; разработка техно-логии обучения учащихся деятельнос-ти по формированию безопасной обра-зовательной среды и пр.

 

Переход в современном образо-вании на использование когнитивных технологий (информационные техно-логии, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей че-ловека) способствуют развитию вооб-ражение и ассоциативного мышления учащегося. Кроме того, данные техно-логии позволяют максимально ориен-тировать процесс понимания информа-ции каждым учащимся в соответствии с его потребностями и способностями; развивая его когнитивные способнос-ти; обеспечивая эффективные спосо-бы образовательной деятельности вне зависимости от содержания образо-вания; развивая личность учащегося

в части альтернативного мышления, поиска, обработки и представлении информации и т.д.

 

Рассматривая вопрос о возмож-ных негативных последствиях для обучаемого в процессе использования ИКТ необходимо исходить из того, что данные последствия можно условно разделить на три основные группы. Это медицинские, педагогические и социальные последствия. К негатив-ным факторам, сказывающим влияние на здоровье учащегося можно отнести как характеристики используемой ком-пьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользовате-лей ПК как в учебном заведении, так и


 

вне его. Значимо и наличие у учаще-гося информационной культуры, поз-воляющей, в том числе, формировать и контролировать безопасную для себя образовательную среду с использова-нием ИКТ.

 

К особенностям применения ком-пьютера вне учебного заведения необ-ходимо отнести возможность длитель-ного индивидуального использования, отбора программных средств роди-телями или самим учащимся, отсут-ствие как оперативного, так и сис-тематического контроля со стороны преподавателя, сложность примене-ния специализированного програм-много обеспечения, изначально ори-ентированного на классно-урочную систему; существование выраженных внешних отвлекающих факторов. Ин-дивидуализация обучения учащегося сопровождается и сокращением его социальных связей за счет перехода на невербальную коммуникацию в обра-зовательных и социальных сетях, ра-боту не с учителем, а с электронным образовательным ресурсом. Все это сказывается на способности учащего-ся в условиях личностного контакта вести диалог с учителем и учащимися, снижает способность к коллективной образовательной и социально-ориен-тированной деятельности.

 

Кроме того, эффективное исполь-зование средств ИКТ в образовании вне учебного заведения осложняется

 

и сниженной мотивацией учащегося в условиях естественной для него среды обитания. Возрастает риск использова-ния средств ИКТ во внеобразователь-ных целях, что приводит к быстрому утомлению учащегося и невозможнос-ти образовательной деятельности. Еще более возрастет влияние на образова-тельный процесс при привнесении в

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

образовательную среду учащегося эле-ментов виртуализации. Виртуальная образовательная среда представляет собой совокупность условий, обеспе-чивающих осуществление деятельнос-ти пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределен-ным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ин-формационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационно-го общения и личностью.

 

Важной особенностью информа-тизации образования является исполь-зование инновационной для человека формы представления знания, переход от традиционной знаковой системы представления информации к системе практических действий, т.е. перехода

 

к осмыслению знания, к действию, его использованию. Использование ПК изменило стандартный буквенно-циф-ровой интерфейс учебного материала за счет использования стандартизи-рованного визуального пользователь-ского языка, позволяющего учащемуся ориентироваться «по аналогии» при анализе новой информации в ситуа-ции особым образом организованной знаковой среды цифровой информа-ции и деятельности в соответствии с данной знаковой системой. Таким об-разом, происходит переход от тради-ционного интерфейса и культуры сбо-ра, обработки и передачи информации

к цифровому интерфейсу. В отличие от традиционной открытой, самораз-вивающейся знаковой системы (язык) данный интерфейс закрытый, ограни-чивается возможностями языка про-граммирования, отрасли знания, спо-соба представления информации и т.д. Использование распределенных элек-тронных образовательных ресурсов


 

 

предусматривает выход за рамки дан-ного интерфейса, так как предусматри-вают использование как цифровых, так

 

и аналоговых образовательных ресур-сов, сформированных на основе разных способов представления информации. Применение нелинейной структуры информации обуславливает возмож-ность переориентации учащегося на второстепенную информацию или вы-ход за пределы ресурса и учебного материала. Кроме того, сам объем об-разовательного ресурса может превы-шать возможности усвоения учащихся. Использование мультимедиа как спо-соба одновременного представления образовательной информации разны-ми способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информа-ции. Наряду с этим, только представ-ление информации исключает возмож-ность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Таким образом, мы приходим к тому, что современ-ный образовательный ресурс должен не только представлять знания, но и соответствовать обязательному свойс-тву инновационной образовательной технологии в части обеспечения кон-троля усвоения знания и влияния на физическое, психическое и социальное благополучие учащихся.

 

В настоящее время все активнее используются интерактивные методы обучения. Вместе с тем, они предъяв-ляют определенные требования к пси-хике учащегося, т.к. позволяют обеспе-чивать интерактивный диалог между пользователем и системой, наглядную визуализацию процесса или его моде-ли, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль ре-

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

зультатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет строить индивидуализированное обучения исходя из личностных особенностей учащегося и с учетом того, что и уча-щийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащего-ся умений созидания и представления нового знания. В интерактивном обу-чении среда является базовой состав-ляющей обучения, обеспечивающей эффективное взаимодействие обучаю-щего, обучаемого и средств обучения. При этом для участников взаимодей-ствия необязательно нахождение в од-ном месте, коммуникация происходит

 

в режиме диалога либо открытого для множества участниковобщения. Поз-навательный аспект реализуется через возможность анализа имеющейся в распределенном ресурсе информации и синтезе на ее основе новой инфор-мации, получают опыт работы с ней и преобразования ее. Тем самым, не меняя цель и содержания предметной области возможно изменение форм и методов представления информации и работы с ней. При этом необходимо, чтобы средства коммуникации, про-граммное обеспечение, организация рабочего места (аттестация) и т.д. со-ответствовали действующим санитар-ным нормам, были сертифицированы (в том числе и добровольно) для приме-нения в сфере образования. Организа-ция диалога в части времени общения должна укладываться в нормативное (по возрасту) время.

 

Для реализации целей и задач ин-терактивного обучения необходимо корректировать все основные компо-ненты дидактической системы обуче-ния: содержание, методы и приемы,


 

организационные формы, средства

 

и обеспечить переход от пассивного к активному познанию. Интерактив-ный компонент обеспечивается за счет включения в процесс не только обуча-ющего и обучаемого, но и иных обуча-емых и средств обучения на базе ИКТ. В основе реализации интерактивных подходов к содержанию обучения на-ходится разработка и использование профилированных интерактивных за-даний и упражнений, охватывающих как конкретную предметную область, так и аспект безопасной для здоровья образовательной среды. При этом в процессе освоения нового материала обучаемый должен не только закре-пить полученный материал, но и реа-лизовать его в виде конкретных уме-ний и навыков.

 

Говоря о негативных последс-твиях в социальной сфере необхо-димо акцентировать внимание на том, что изменение привычного ха-рактера коммуникативных процес-сов, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, приводит к формирова-нию нового типа социальных отноше-ний, моделей поведения, определяют возникновение коммуникационных предпочтений. Зачастую современная информационная среда обуславливает значительный рост объема информа-ции, получаемый учащимся. В услови-ях возрастания скорости ее продуци-рования и представления происходит рост ее значимости для учащегося и переход прямых к опосредованным (средствами ИКТ) коммуникациям. В условиях информационно неоднород-ного социума невозможно однородное образовательное сообщество. Прина-длежность к возрастной группе (груп-пе информационного общества, одного

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

вида деятельности, конкретной группе молодежной культуре, отдельному этносу и т.д.) приводит к диссонансу

 

с ценностями предшествующего по-коления, что в значительной степени снижает участие учителя в процессе социализации учащихся. Кроме того, существующие формальные агенты социализации (в т.ч. система образова-ния) не могут, в силу слабого владения навыками использования ИКТ, оказать действенное влияние на учащихся, чья жизнь и деятельность реализуется в рамках современной информационной среды.

 

Заключая представленные выше материалы можно говорить о том, что ключевыми моментами в информати-зации образования, на современном этапе, являются личностно-ориентиро-ванный характер содержание образо-вания, ориентация учебного процесса на формирование готовности к само-образованию, активное использование творческой деятельности учащегося по формированию и представлению нового, развитие эмоционально-цен-ностной сферы учащегося, формиро-вание стремления к сотрудничеству и навыков групповой деятельности. Ориентация информационно-комму-никационной предметной среды на потребности конкретного учащего-ся позволяет ему самому определять свою образовательную траекторию. Основным условием обеспечения фи-зического, психического и социально-го благополучия учащихся в условиях такого обучения является, в том чис-ле, и предотвращение возможных не-гативных психолого-педагогических последствии использования инфор-мационно-коммуникационных тех-нологий в образовательном процессе. Уровень психического благополучия у


 

 

учащих определяется взаимодействи-ем неблагоприятные факторы среды и системой защитных психических ме-ханизмов, обеспечивающих эффектив-ную адаптацию и развитие. При этом некоторые факторы внешней среды, которые при сниженном потенциале выступают в качестве факторов рис-ка здоровью, могут при профилакти-ке или коррекции их рассматриваться как побуждающие к динамическому развитию личности и позитивной со-циализации. Значимым элементом яв-ляется реализация в образовательной среде учебного заведения комплекса организационных, психолого-педаго-гических и медико-социальных ме-роприятий, направленных на сохране-ние и развитие здоровья учащихся, их субъектное включение в здоровьесбе-регающую деятельность, постоянный мониторинг, как возможных угроз, так

 

и качества мероприятий по обеспече-нию физического, психического и со-циального благополучия учащихся. Знание о возможных негативных пос-ледствиях использования ИКТ в обра-зовании и умение их диагностировать

и осуществлять профилактику опре-деляют возможность построения и эффективной реализации модели здо-ровьесберегающей деятельности субъ-ектов образовательной среды учебного заведения.

 

Литература:

 

1. Материалы коллегии Минобрна-

 

уки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov. ru/files/materials/9144/11.12.27-spravka2.pdf

2. Мониторинг реализации прези-дентской инициативы «Наша новая школа» Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразователь-

 

ных учреждений http://www.kpmo.ru/kpmo/

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   
statistic/analitycs/tab/reg_worker/row/r4_7/ 7. Слободчиков В.И. Образователь-
col/value. ная среда: реализация целей образования

3. Материалы коллегии Минобрна- в пространстве культуры//Новые ценнос-уки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov. ти образования: культурные модели школ.

 

ru/str/kol/resh/2011/9144/. Вып. 7. М., 1997. С. 177 – 184.

 

4. Роберт И.В. Теория и методика 8. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А.

 

информатизации образования (психолого- Научное обеспечение модернизации про-

 

педагогический и технологический аспек- фессионального образования: отчет науч-

 

ты). М.: ИИО РАО, 2008. С.10-11. но-исследовательской работы Учреждения

 

5. Роберт И.В., Козлов О.А. Концеп-РАО«Институт педагогики и психологии

 

ция комплексной, многоуровневой и мно- профессионального образования» за 2010

 

гопрофильной подготовки кадров инфор- год// Казанский педагогический журнал.

 

матизации образования. М.: ИИО РАО, №1. 2011. С. 5-20.

 

2005. 50 с. 9. Мухаметзянов И.Ш. Социальные

 

6. Проект НФПК «Информатиза- последствия информатизации образова-

 

ция системы образования» http://edu.of.ru/ ния// Казанский педагогический журнал.

 

profil/news.asp?ob_no=13809 №3. 2011. С. 109-116.

 

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.033 с.)