Д. К. Шарафутдинов, Р. Р. Сибагатуллин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. К. Шарафутдинов, Р. Р. Сибагатуллин



 

Статья посвящена анализу понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция» как педагогических категории применительно к организации и обеспечению безопасности труда, в частности в строительной отрасли. Пока-зана взаимосвязь профессиональных компетенций работников с их каждоднев-ными трудовыми операциями в разрезе обеспечения безопасной и безаварийной работы.

 

Ключевые слова: профессиональная компетентность,профессиональныекомпетенции, безопасность труда.

 

Professional competences and skills as essential factors of safeguarding labor safety. The article is devoted to the notions of «professional competence» and «skill»as pedagogic categories regarding to labor organization and safety provision, in par-ticular in the field of civil engineering. The interdependence of the employee’s profes-sional skills with his everyday work is shown from the point of view of safe and hazard-less workplace.

 

Key words: professional competences and skills, labor safety


 

Согласно доклада Минздравосоц-развития России [1] численность пост-радавших в строительной отрасли, по данным Росстата, за 2006 г. составляло 6590 человек, за 2007 г. – 6576. Числен-ность пострадавших со смертельным исходом, по тем же данным, за 2006-2007 г.г. возросло с 539 до 591 человек.

 

Строительная отрасль, наряду с сельским хозяйством и обрабатываю-щими отраслями промышленности, стабильно занимает “первые строчки“ по уровню производственного травма-тизма.

 

Основными причинами произ-водственного травматизма в Российс-кой Федерации в 2007 году[1, 2] явля-лись: организационные, технические, психофизиологические.

 

Детальный анализ организацион-ных причин, выполненных авторами, показывает, что в их составе 35-40%


 

 

составляют причины, связанные недо-статками профессиональной подготов-ки и обучения по безопасности труда.

 

В том числе и неэффективные инс-труктажи в этой предметной области. Отсюда вытекает, что значительные резервы в профилактике производс-твенного травматизма, в том числе и снижение смертности на производстве из-за несчастных случаев кроются в повышении качества обучения по бе-зопасности труда. Как современные достижения в педагогической науке и практике могут способствовать в ре-шении этой проблемы?

 

По мнению авторов, формирова-ние требуемых для обеспечения безо-пасности труда компетенций и компе-тентности будет способствовать реше-нию этой проблемы.

Рассмотрим, что из себя представ-ляют компетенции и компетентность в

 



Педагогика и психология профессионального образования

 

решении вопросов безопасности тру- Рассматривая профессиональные
да. Но сначала рассмотрим, как пред- компетенции, большинство исследова-
ставлены в научной литературе раз- телей [4, 5, 6, 7 и др.] выделяют:
личными авторами понимание этих 1. Простые (базовые) компетен-
понятий. ции, формируемые на основе знаний,
До настоящего времени не сущес- умений, способностей, легко фиксиру-
твует единства в понимании сущности мые, проявляющиеся в определенных
терминов «компетенция» и «компетен- видах деятельности.  
тность». Понятие «компетентность» 2. Ключевые компетенции – слож-
используется для описания конечного ные для учета и измерения, проявля-
результата обучения; понятие «компе- ющиеся во всех вида деятельности, во
тенция» приобретает значение «знаю, всех отношениях личности с миром,
как» в отличие от ранее принятого отражающие духовный мир личности
ориентира в педагогике «знаю, что». Н. и смыслы ее деятельности.  
И. Алмазова определяет компетенции «Компетентностный подход ори-
как знания и умения в определенной ентирован, прежде всего, на достиже-
сфере человеческой деятельности, а ние определенных результатов, приоб-
компетентность – это качественное ис- ретение значимых компетенций. Овла-
пользование компетенций [3]. Н. Ф. Та- дение … компетенциями невозможно
лызина, Н. Т. Печенюк, Л. Б. Хихловс- без приобретения опыта деятельности,
кий отмечают, что понятия «знания», т.е. компетенции и деятельность нераз-
«умения», «навыки» неточно характе- рывно связаны между собой. … В этих
ризуют понятие «компетентность», так условиях процесс обучения приобре-
как по их мнению, «компетентность» тает новый смысл, он превращается в
предполагает владение знаниями, уме- процесс учения/научения, т.е. в про-
ниями, навыками и жизненным опы- цесс приобретения знаний, умений,
том [4]. навыков и опыта деятельности с целью
При рассмотрении проблем мо- достижения профессионально и соци-
дернизации профессионального обра- ально значимых компетентностей». [8]
зования широко применяется термин Современная педагогика [9, 10]
«профессиональная компетентность». определяет «компетентность» в сфере
К. В. Шапошников понимает катего- охраны труда как профессиональную
рию «профессиональная компетент- (знания и умения) и психологическую
ность» как готовность и способность (поведение) готовность работника к
рабочего принимать эффективные ре- грамотному, безопасному и произ-
шения при осуществлении професси- водительному выполнению работы.
ональной деятельности [5]. Професси- Указанная формулировка выделяет
ональная компетентность в целом ха- психологическую (поведенческую)
рактеризуется совокупностью интег- готовность работников к безопасно-
рированных знаний, умений и опыта, а му труду как осознанное внутреннее
также личностных качеств, позволяю- стремление. В современных условиях
щих человеку эффективно проектиро- строительства зачастую нормативные
вать и осуществлять профессиональ- требования, работа руководителей и
ную деятельность во взаимодействии рабочих входят в противоречие друг
с окружающим миром. другу. В то же время, по мнению ав-
       

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

торов, внутренняя готовность не га-рантирует безопасный труд, посколь-ку рабочему необходимы личностные качества, позволяющие организовать и безопасно выполнить трудовую опера-цию, такие как кругозор, активность, внимание, стремление к отстаиванию собственных интересов.

 

Применительно к сфере охраны труда в литературе термин «компетен-ция» звучит как личная способность работника выполнять требования нор-мативных требований по охране труда.

В то же время на действующем стро-ящемся объекте одной лишь способ-ности к безопасному труду зачастую недостаточно для сохранения жизни и здоровья работников, поскольку «я способен» часто не означает «я сде-лаю» или «я должен это сделать». Отсюда необходимо более широкое толкование термина «компетенция» в части внутренних осознанных стрем-лений рабочих к безопасному труду

 

Авторы данной статьи, являясь разработчиками инновационных ди-дактических средств повышения ка-чества обучения по охране труда и промышленной безопасности [11], за годы практической работы выработа-ли свою терминологию понятий «ком-петентность» и «компетенция».

 

По нашему мнению, профессио-

 

нальная компетентность в обеспече-нии безопасности труда –это владе-

 

ние работниками профессиональными знаниями (требования правил, норм, инструкций по безопасности труда), навыками (по безопасному выполне-нию тех или иных рабочих операций) и присутствие в них личностных ка-честв по безопасности труда (понима-ние приоритета безопасности труда, стремление работать безопасно, жела-ние работать без происшествий, забота о здоровье работающих рядом, поиск


 

новых, более безопасных методов и приемов работы), позволяющие сохра-нить их жизнь и здоровье.

 

Действительно, профессиональ-ный, подготовленный работник во многом является не «бездумным си-юминутным исполнителем», а «со-ставным элементом» единого непре-рывного производственного процесса. Компетентный работник в известной степени является творцом рабочего процесса на участке выполнения ра-бот. Зная, как должен быть организо-ван его безопасный труд, умея безава-рийно выполнять рабочие операции, имея желание и настойчивость по тре-бованию от себя и руководителей (мас-теров, прорабов) обеспечения собс-твенной жизни и здоровья, рабочий в значительной мере будет огражден от риска травмирования.

 

Известно много случаев, когда неподготовленные рабочие, не осозна-вая опасность работы в тех или иных условиях на строящемся объекте, при определенном стечении обстоятельств получали травмы, вплоть до смертель-ных. В то же время, осознавая в пол-ной мере риск нахождения в условиях воздействия опасных и вредных про-изводственных факторов, компетент-ный рабочий не приступит к работе в этих условиях, благодаря чему сохра-нит свои жизнь и здоровье.

 

По мнению авторов, «профессио-нальная компетенция» – операционная составляющая «компетентного» рабо-чего, как важнейшего субъекта совре-менного высокотехнологичного стро-ительства, позволяющая оценить, про-анализировать, принять правильное решение и безопасно выполнить пред-писанные трудовые операции. Авто-рами выделен ряд профессиональных компетенций современного работника строительной отрасли (рис. 1).

 



Педагогика и психология профессионального образования

 

 

Рис. 1. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции современного работника строительной отрасли.


 

Перечисленные профессиональ-ные компетенции являются составля-ющими единого процесса действий и принятий решений работника, прак-тически в полной мере защищенного от возможного несчастного случая в любой момент времени: от получения задания от руководителя до окончания рабочей операции.

 

Профессиональная компетенция «по владению информацией по бе-зопасности труда и пониманию про-блематики охраны труда» позволяет работнику выполнить порученную работу с соблюдением предписанных требований безопасности, при этом инициатива, желание, необходимость безопасной работы будут исходить не-посредственно от работника.

 

Находясь на участке производс-тва работ, с помощью профессиональ-ной компетенции «по своевременной самостоятельной оценке имеющихся


 

 

производственных профессиональных рисков», работник самостоятельно, со всем возможным усердием и внимани-ем, предварительно, до начала выпол-нения работы, выявит все имеющиеся и потенциально возможные опасные и вредные производственные факторы, которые могут нанести вред его здоро-вью.

 

Обладая знаниями и умениями по охране труда, работник внимательно и скрупулезно анализирует методы и способы возможного снижения уровня выявленных опасных и вредных про-изводственных факторов и принима-ет обоснованные решения. Работник может самостоятельно ликвидировать эти факторы, например, выставив ог-раждения, используя дополнительные средства индивидуальной защиты и др. Также, при невозможности само-стоятельно ликвидировать опасные факторы, работник может обратиться

 


 


Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

к непосредственному руководителю. Данная последовательность действий характеризует профессиональную компетенцию «по выработке решений по снижению уровня опасных и вред-ных производственных факторов».

Профессиональная компетенция «по безопасной организации рабочего места» позволяет с помощью знаний нормативных документов по охране труда, умений по безопасной органи-зации рабочего процесса, творчески, внимательно подготовить участок, на котором будет выполняться рабочая операция. От того, насколько полно, разносторонне будет организовано ра-бочее место, зависит вероятность воз-никновения нештатной ситуации не-посредственно с работающим, а также на смежных участках работы.

 

Серьезное, внимательное отноше-ние к обеспечению требований охраны труда с применением знаний безопас-ных методов и приемов работ, умений по безопасному выполнению работы, в значительной мере является залогом безопасной и безаварийной работы ра-ботника, что характерно для профес-сиональной компетенции «по безопас-ному выполнению работы».

 

Профессиональная компетенция «осуществление постоянного само-контроля» позволяет в каждый момент времени внимательно, самокритично оценивать собственные действия и сопоставлять их требованиям безо-пасности и риску получения травмы. «Живой», думающий работник в зна-чительной мере способен выявить воз-можный риск нештатной ситуации как непосредственно с собой, так и с чле-нами бригады, находящихся поблизос-ти.


 

Для активного, думающего, от-ветственного работника окончание работы не является поводом для «вы-ключения рабочего процесса». Напро-тив, работник, владеющий професси-ональной компетенцией «разработка перспективных и действенных спосо-бов и мер по улучшению условий тру-да» по окончании работы анализирует все этапы выполняемой работы, ищет методы и способы по оптимизации работы в будущем, по снижению ко-личества и уровня опасных и вредных производственных факторов.

 

Таким образом, работники в сов-ременных условиях производства должны в равной мере успешно обла-дать всеми профессиональными ком-петенциями по безопасности труда, поскольку каждый из них жизненно необходим в повседневном труде и в конечном итоге позволяет предотвра-тить нештатные ситуации и несчаст-ные случаи с работающими в условиях воздействия на них опасных и вредных производственных факторов.

 

Применение одного из наиболее эффективных методов формирования профессионально значимых качеств, каким является в настоящее время компетентностный подход к процессу обучения, направленного на формиро-вание и обеспечение безопасных и здо-ровых условий труда рабочих позво-лит достичь требуемых результатов в повышении профилактики производс-твенного травматизма и несчастных случаев. Формируя в процессе обуче-ния необходимые профессиональных компетенций по безопасности труда в конечном итого произойдет уменьше-ние воздействия на работающих су-ществующих профессиональных рис-ков.

 



Педагогика и психология профессионального образования

 

Литература: 6. Исаева Т. Е. Педагогическая куль-

 

тура преподавателя как условие и показа-

 

1. Доклад Министерства здравоохра- тель качества образовательного процесса в

 

нения и социального развития Российской высшей школе (сравнительный анализ оте-

 

Федерации «О реализации государствен- чественного и мирового образовательного

 

ной политики в области условий и охра- процесса). Ростов-н/Д: Рост.гос. ун-т путей

 

ны труда в Российской Федерации в 2007 сообщения, 2003. 312 с.

 

году». 7. Цодикова Д. С. Ключевые компе-

 

2. Государственный доклад «О состо- тенции менеджера ХХ века./ Практический

 

янии условий и охраны труда в Республике курс. – http:/www.buk.irk.ru/chairs/manage-
Татарстан в 2009 году» ment/programs/zodikova.htm.
3. Алмазова Н. И. Когнитивные ас-   8. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компе-
пекты формирования межкультурной ком- тентностный подход к практико-ориенти-
петентности при обучении иностранному рованному образованию. М, 2010.
языку в неязыковом вузе. Автореферат   9. Ворошилов С., Новиков Н., Файн-
дис. на соискание ученой степени доктора бург Г. Компетенции и компетентность
педагогических наук. Санкт-Петербург, персонала в сфере охраны труда http://www.
2003. 47 С.   nacot.ru/?q=node/667    
4. Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Т., Хих-   10. Иванова Е. О. Компетентнос-
ловский Л. Б. Пути разработки профиля тный подход в соотношении со знани-
специалиста. Саратов, изд. Концепция мо- ево-ориентированным и культуроло-
дернизации российского образования на гическим.// Интернет-журнал “Эйдос”.
период до 2010г.//Модернизация российс- 2007. 30 сентября. http://www.eidos.ru/
кого образования. Документы и материа- journal/2007/0930-23.htm
лы. М.:Изд-во ВШЭ, 2002. С263 282.   11. Инструктивно-методические и ру-
5. Шапошников К. В. Контекстный ководящие материалы по непрерывному
подход в процессе формирования профес- фирменному профессиональному обуче-
сиональной компетентности будущих лин- нию рабочих в дочерних обществах и орга-
гвистов–переводчиков. Автореферат дис… низациях ОАО «Газпром».
канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 26 с.        

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Й.Н. Ганиева

 

В статье, на примере Ульяновской сельскохозяйственной академии, рас-сматривается профессиональное воспитание в подготовке современного спе-циалиста. Воспитательная деятельность вуза рассматривается нами как необходимое условие, обеспечивающее субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса посредством специально организован-ной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов сель-скохозяйственного профиля нового социокультурного типа.


 


Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 

Ключевые слова: профессиональное воспитание,специалист сельскохо-зяйственного профиля, воспитательно-ориентированная среда вуза.

 

The social educational function of higher institutes of learning in training the modern specialists for agricultural and industrial complex. In this article it wastrying to reveal the especially realizations of the professional educational possibility in training the modern specialist of the agricultural profile as an example of Ulyanovsk agricultural Academy. The educational activity of the higher institutes is being considered as a necessary condition which provides the subject-subjective partners co-operation of the educational processes by means of special organized educational environment. This environment was aimed at preparation the specialist of agricultural profile the modern social and cultural types.

 

Key words: the professional education, the social educational function of thehigher institutes of learning, the specialist of agricultural profile, the educational aiming environment of the higher institutes of learning.


 

Процесс поиска личностью свое-го места в мире профессий, сопос-тавление своих интересов, взглядов, ценностей с требованиями професси-ональной деятельности – длительный процесс. Он характеризуется проти-воречиями между потребностью лич-ности в приобретении определённого социального статуса и отсутствием необходимых профессиональных зна-ний, умений и навыков, несформиро-ванными профессионально важными качествами. Рост уровня образования

 

и культуры способствовал тому, что в глазах молодых людей упал престиж многих профессий. Молодёжь выби-рает сельскохозяйственные профессии лишь тогда, когда осознаёт, что выбор любой другой желаемой профессии связан с множеством непреодолимых трудностей. Поэтому в сельскохозяйс-твенные вузы часто поступают абиту-риенты с низким качеством знаний, нежелающие после окончания вуза за-ниматься сельскохозяйственным тру-дом. Следствием чего является возрас-тание дефицита квалифицированных кадров на селе: сотни специалистов


 

 

получают образование, а лишь едини-цы используют его на производстве.

 

Одна из основных задач аграрных вузов подготовка конкурентоспо-собных на рынке труда специалистов, способности реализовывать современ-ные технологии сельскохозяйственно-го производства. Из вышесказанного вытекает задача профессорско-препо-давательского состава сельскохозяйс-твенного вуза – трудовое воспитание. Студенты сельскохозяйственных ВУ-Зов осуществили свой профессиональ-ный выбор, значит в той или иной мере осознают значимость профессиональ-ного труда как фактора социального становления.

 

Профессиональное воспитание современного специалиста АПК долж-но рассматриваться в условиях инно-вационно развивающегося общества, обеспечивать субъект-субъектное взаимодействие участников образова-тельного процесса посредством специ-ально организованной воспитательной среды, ориентированной на подготов-ку специалистов сельскохозяйственно-го профиля нового социокультурного типа.

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

Специально организованная вос-питательная среда, ориентированная на подготовку специалистов сельско-хозяйственного профиля нового соци-окультурного типа способствует:

– усилению значимости профиль-но-отраслевой направленности содер-жания воспитательной деятельности, определяющей различия процесса и результата воспитания современных специалистов агропромышленного комплекса;

 

– целевому ориентированию вос-питательной деятельности на непре-рывно изменяющуюся модель специ-алиста как нового социокультурного образа, объединяющего качества лич-ности, компетентности и компетенции, соединенные педагогически значимы-ми связями, имеющими интегральный характер;

 

– направленностью структуриро-вания средового фактора воспитатель-ной системы в направлении формирова-ния воспитательно-ориентированной среды как условия подготовки специ-алиста сельскохозяйственного про-филя нового социокультурного типа, отвечающего современным запросам общества и рынка труда в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

 

Организация процесса профес-сионального воспитания в вузе сель-скохозяйственного профиля должна происходить путем педагогического преобразования желаемого образа спе-циалиста нового социокультурного типа для инновационной экономики, формируемого на основе требований современного государства и общества,

 

в компоненты компетентностно-ори-ентированной модели специалиста, являющейся источником стратегичес-кого моделирования воспитательной


 

 

среды вуза, динамически взаимосвя-занной с социокультурными условия-ми общества.

 

Структурное проектирование воспитательно-ориентированной сре-ды для подготовки специалистов сель-скохозяйственного профиля основыва-ется на моделировании инвариантных, вариативных и специфических групп факторов, реализующих функцию ба-зисного структурирования процессов в вузе (инвариатные), функцию мобиль-ного переструктурирования при изме-нении внешних условий и внутренних потребностей субъектов(вариативные), функцию обеспечения профильности, отраслевой направленности процессов (специфические). Комбинация групп факторов и изменяющихся внешних социокультурных условий формирует воспитательные микросреды, обес-печивающие профильно-отраслевую направленность: познавательно-твор-ческую активность; экологическое воспитание; самоменеджмент в соци-альной и профессиональной деятель-ности; гуманизацию сельскохозяйс-твенного образования; инновационное проектирование и предприниматель-скую деятельность[4].

 

Организационно-педагогическим инструментом реализации вышеназ-ванных структурных компонентов профессионального воспитания в вузе является средоформирующая система управления воспитательной деятель-ностью, включающая управления, объединенные в гибкую разветвлен-ную систему, качественно обеспечи-вающую параметры воспитательной среды вуза:

 

– общие: соотношение админис-тративных и общественных элемен-тов в структуре управления; характер информационного пространства вуза;

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

территориальная распределенность элементов;

 

– специфические: направленность/ специфичность функционального на-значения элемента структуры; харак-тер применяемых форм и технологий в рамках функции элемента; личностно-профессиональная ориентированность элементов структуры.

Воспитательная среда вуза как относительно устойчивая совокуп-ность личностных элементов, ок-ружения студента, непосредственно влияет на процесс его социализации

 

и индивидуализации, а критерием её эффективного воздействия на каждого является функционирование вуза как корпорации, открытой системы, цент-ра коммуникации и здорового образа жизни. Этому способствует и система управления воспитательными воздейс-твиями, которая гармонично сочетает педагогическое воздействие и самоуп-равление субъектов воспитания.

 

К примеру, Ульяновская сельско-хозяйственная академия имеет кодекс вуза, тем более что такие составляю-щие кодексов, как миссия, цели, поли-тика, стали обязательными компонен-тами вузовских систем менеджмента качества. Корпоративный кодекс име-ет смысл как ресурс воспитания толь-ко в том случае, если заложенные в его основу идеи определяют содержание всех процессов вуза и отношений внут-ри них и выбираются с учетом направ-ленности профессиональной подго-товки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

 

Развитию корпоративной культу-ры, основанной на ценностях сотруд-ничества, творчества и новаторства, высоких достижений качества деятель-ности, личностного развития и само-


 

реализации персонала и студентов в академии уделяется особое внимание. Поддержка гармоничного развития личности студентов, их стремления к саморазвитию и самореализации, вос-питание нравственных регуляторов их делового поведения и гражданской ак-тивности, развитие у студентов лидер-ских качеств и способности работать

 

в команде, готовности к предприни-мательской деятельности; поддержка студенческого самоуправления как субъекта управления образователь-ным учреждением; оказание качест-венных услуг аграрным организациям и органам управления АПК Ульянов-ской области с целью повышения их эффективности, обеспечение образо-вательной и информационно-консуль-тативной поддержки государственных программ развития АПК в Ульяновс-кой области – все это входит в содер-жание корпоративной культуры акаде-мии.

 

Воспитание – процесс непрерыв-ного творческого поиска. Система вос-питания, несомненно, должна носить динамичный характер. Необходимо постоянно изучать и обобщать поло-жительный опыт воспитательной де-ятельности, распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех дру-гих подразделениях академии. Поэто-му концепция воспитательной работы

в Академии постоянно творчески раз-вивается и обогащается.

 

Учебный процесс в академии в це-лом, каждая дисциплина в отдельности нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социаль-но-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На 1-2 курсах преимущес-твенное значение имеют задачи со-циально-гражданского и общегума-

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

нитарного развития, на 3-4 курсах приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений и качеств, не-обходимых в будущей профессии. На заключительном этапе обучения (5 курс) завершается формирование лич-ностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивиду-альной работы со студентами.

 

Исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач в академии реализуются следующие направления воспитательной деятельности:

 

1. Профессионально-трудовое

 

– формирование творческого подхо-да, воли к труду и самосовершенство-ванию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сооб-щества, нормам корпоративной этики;

 

2. Гражданско-правовое – меры, способствующие становлению актив-ной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благо-получие своей страны, региона, акаде-мии;

 

3. Культурно-нравственное – фор-мирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с норма-ми и традициями социальной жизни; содействие эстетическому развитию студентов, усвоению ими принципов и навыков здорового образа жизни.

 

Направления воспитательной де-ятельности находят своё выражение в конкретных видах воспитательной работы, часть из которых являются традиционными, а часть – инноваци-онными. К традиционным относятся различные внеаудиторные формы вос-питательной деятельности: научные


 

 

общества, клубы, секции, мероприя-тия. К инновационным – проектная де-ятельность. Разработка студентами со-циальных проектов различного уровня сложности – от уровня учебной груп-пы до уровня республиканского масш-таба позволяет формировать активную жизненную позицию студентов по от-ношению к проблемам российского об-щества. Проекты минимально затрат-ны по ресурсам, дают возможность реализации потенциала студентов с разным уровнем социального опыта, привлечь к участию в общественной деятельности максимальное количест-во студентов. Вся внеучебная деятель-ность (творческая система, социаль-но-значимая деятельность, волонтеры, студенческое научное общество, спор-тивно-оздоровительная работа, центр планирования профессиональной ка-рьеры, центр национальных культур, студенческое самоуправление) являет-ся составной частью образовательно-го процесса академии и обеспечивает формирование нравственных, граж-данских, общекультурных, и профес-сиональных качеств личности будуще-го специалиста. Она является важным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности пре-подавателей и руководителей образо-вательного заведения.

 

Анализ структуры, содержания

 

и результатов внеучебной деятель-ности позволяет утверждать, что с ее помощью студенты погружаются в специфику профессиональной де-ятельности; она обеспечивает про-фессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста АПК. Например, «Школа управления» академии обеспечивает расширение «поля лидерства» и направлена на

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

обучение студенческого актива. Сту-дентам предоставляется возможность познавать управленческие процессы

 

и процедуры в условиях максимально приближенных к реальности, полу-чать конкретный продукт деятельнос-ти. Конкретным продуктом деятель-ности студента в известном смысле является дипломный проект. В этих условиях они оцениваются не только как студенты-активисты, которые вла-деют управленческими навыками, но и как лидеры, которые исполняют свои социальные роли и максимально реа-лизуют лидерский потенциал. Усилия всех субъектов «Школы управления» направлены на то, чтобы побудить всех студентов к активной социальной жизнедеятельности с первого курса, вызвать их интерес к участию в самых разнообразных делах, обеспечить тем самым формирование их гражданской

 

и личностной зрелости. [1].

Кроме того, в академии органи-зуется творческая система «Ярмарка творческих вакансий», которая харак-теризуется наличием тесной взаимо-связи всех структур и объединений АПК, решением общих задач и дости-жение конкретных результатов воспи-тания и обучения студентов.

 

Развитие передовых форм науч-но-исследовательской работы в акаде-мии и её соединение с учебным про-цессом позволяет осуществить наряду

с приобретением знаний процесс их продуцирования, превратить обуче-ние в динамичный процесс познания и преобразования природы, сельского хозяйства.


 

Таким образом, профессиональ-ное воспитание в нашей академии ори-ентировано на формирование специа-листа нового социокультурного типа,

 

в котором состоялось личностное и профессиональное развитие, направ-ленное на самоизменение и преобра-зование окружающей среды, ориента-цию на качество конечного продукта, способного к нравственному выбору, работе в команде, ответственному за свое здоровье и влияние своей работы на природу и общество, имеющему вы-сокий уровень социально-личностной компетентности, задающей вектор его развития в изменяющихся социокуль-турных условиях. [3].

 

Литература:

 

1. Ганиева Й.Н. Практика применения средового подхода в обучении и воспита-нии в вузе сельскохозяйственного профи-ля.// Казанский педагогический журнал. 2011. №3. С. 141-149.

 

2. Данилюк А. Я. Основные направле-ния воспитательной работы в современном вузе.//gup.ru›conference/daniluk.doc

3. Иншаков В. А. Формирование со-циально-профессионального статуса мо-лодых специалистов сельского хозяйства в регионе/ Автореферат дисс… канд.социол. наук. Саранск. 2009. 22с.

 

4. Мухаметзянова Г.В. Вопросы об-щей и профессиональной педагогики: Из-бранные труды в 3-х томах. Т. 2/ Казань: Магариф, 2005. 447 с.

 

5. Пачикова Л.П. Развитие социально-педагогической функции вуза в изменяю-щихся экономических условиях./ Екате-ринбург: Изд-во ГОУ ВПО “Рос.гос. проф. пед. ун-т”, 2007. 272 с.

 


 

 


Педагогика и психология профессионального образования

 

РАЗВИТИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ РОССИИ: ИМИДЖ УПРАВЛЕНЦА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Е.А. Ободкова

 

В статье ставится проблема поиска научных способов формирования ус-пешного адекватного реальности управленца через обучение управленческих кадров предприятий на основе «выращивания» знаний в логике механизмов фор-мирования имиджа (имидж как механизм психологического управления). Прово-дится анализ современного состояния исследований по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: обучение управленческих кадров предприятий,имидж уп-равленца, концепция имиджа как механизма психологического управления лич-ностью (организацией, обществом).

 

Development of qualified personnel of Russia: image of the manager. Problem statement. Article shows the problem of seeking scientific ways of forming a successfulmanager of adequate reality. Management Training business is based on “growing” knowledge. Management is considered in the logic of the mechanisms of image forma-tion (image as a mechanism of psychological control). The article analyzes the current state of research on identified problems.

 

Key words: management training business, image manager, image concept as amechanism of psychological control person (organization, society).


 

Модерн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.182 с.)