Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Индикаторы изучения феномена субъект-
Салимзянова Р.Р., Сабирова Л.Л.
Социальная психология
И коррекционная педагогика
ОкуловаЛ.П.
Изучение представлений о гендерных сте-реотипах у современной молодёжи....94-102
Коваленко А.В.
Структурные особенности психомоторных свойств у студентов с «автономным» и «за-висимым» типом субъектной регуляции дея-
КашаповаГ.И.
Ответственность как социально-психологи-ческий феномен и уровни ее развития.110-116
Симатова О.Б.
Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней
Информационные технологии в профессиональной школе
Мухаметзянов И.Ш.
Предотвращение возможных негативных психолого-педагогических последствий ис-пользования информационно-коммуника-ционных технологий в образовательном про-
Мещерякова Е.В.
Автоматизация системы контроля знаний, как элемент модернизации профессио-
Корчагин П.А., Бухмин В.С.
Информационно-коммуникационные тех-нологии как средство формирования про-фессиональных компетенций у студентов-радиофизиков........................................ 154-159
Сабирова Э.Г., Закирова В.Г.
Типы взаимодействий субъектов в информа-
Власова В.К.
Логистический метод в проектировании про-фессиональной инфраструктуры инфор-мационной образовательной среды... 163-168
История педагогики
и образования
Кадиров Р.М.
Проектирование и реализация курса исто-
Допрофессиональная
подготовка
Халикова Ф.Д.
Предпрофильная подготовка на уроках хи-мии в школе как начальный этап непрерыв-
Образование за рубежом Досбенбетова А.Ш. Учет этнорегиональных особенностей в со-
Список защищенных диссертаций в 2011
Научные сообщения
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РАО «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЗА 2011 ГОД
Г.В. Мухаметзянова
В 2011 году в рамках подпрограм-мы «Научное обеспечение модерниза-ции профессионального образования» Институт работал по 14 темам НИР. Реализацию плана фундаментальных исследований Института осуществля-ли 65 исследователей, из них 21 докто-ров и 33 кандидатов наук, 2 академика
и 1 член-корреспондент РАО. Исследования, проводимые ин- ститутом, полностью соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных ис-следований Российской академии об-разования – опираются на академи-ческий ресурс фундаментальности с ориентацией на насущные проблемы образовательной практики в Российс-кой федерации и в регионах.
Установлено, что формируется новый взгляд на профессиональное образование как системную целост-ность интегративного взаимодействия образования, науки и экономики, на-правленного на формирование кон-курентоспособного и компетентного специалиста, с одной стороны и на
развитие наукоемкого производства, востребующего высококвалифициро-ванные кадры – с другой.
Важнейшим научным результа-том, полученным в ходе исследований, является разработка педагогических
и социально-психологических основ развития системы профессионального образования в условиях становления инновационной экономики: выявлены
и обоснованы этапы, закономерности
и психолого-педагогические условия развития образования для экономики, основанной на знаниях; разработана концептуальная платформа автома-тизированного ментально-структу-рированного подхода к подготовке специалистов инженерного профиля
в компетентностном формате с уче-том психологических характеристик обучающихся; обоснована типология алгоритмов информационно-средово-го взаимодействия субъектов систе-мы профессионального образования
в условиях использования локальных
и глобальных информационных се-тей; разработаны модели структурно-
функциональной интеграции целей, содержания и технологий в современ-ном профессиональном образовании; интеграции содержания и технологий формирования и развития общей куль-туры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы; научно-методического обеспечения процесса подготовки будущего специ-алиста по техническому направлению, включающая модель компетенций ин-женера, механизм отбора и структури-рования содержания образования на основе принципов фундаментализа-ции и капитализации знаний.
Данные закономерности нашли применение в решении актуальной для практики задачи разработки ва-риативных моделей структурно-фун-кциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли. Разработаны и реализованы инновационные образо-вательные программы: а) «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов нефтехимического про-филя в условиях учебно-научно-про-изводственного комплекса» на базе профессионального лицея №19 г. Каза-ни; б) «Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях со-циального партнерства «ссуз-предпри-ятие» на базе Казанского авиационно-технического колледжа. Разработан и экспериментально апробирован курс «Экономико-математические методы
и модели» в системе подготовки ба-калавра экономики на основе компе-тентностного подхода. Разработана задачно-модульная технология физи-ко-математической подготовки сту-дентов технического вуза. Предложена вариативная модель интегрирован-ного курса физики и электротехники (для студентов средних специальных
учебных заведений) с учетом уровня и профиля подготовки специалиста. Раз-работаны дидактические требования к содержанию образования по уровням подготовки специалиста в вузе (бака-лавр, специалист, магистр) с учетом изменяющихся потребностей личнос-ти, общества и государства (на приме-ре курса математики);
Перспективы развития фундамен-тальных исследований в области про-фессионального образования связаны с разработкой методологии и теории его новой роли в инновационной эконо-мике. Это требует усиления государс-твенной поддержки фундаментальных психолого-педагогических исследова-ний в области профессионального об-разования.
По теме «Психолого-педагоги-ческая модель развития професси-онального образования для эконо-мики, основанной на знаниях» (на-учный руководитель – академик РАО Мухаметзянова Г.В.) выявлены и обос-нованы психолого-педагогические ус-ловия развития профессионального об-разования для экономики, основанной на знаниях: формирование в учреж-дениях профессионального образова-ния инновационной образовательной среды, а также интеграция традиций и инноваций в процессе взаимодействия учреждений профессионального об-разования с наукой и производством, проектирования содержания профес-сиональной подготовки, технологиза-ции профессионального образования,
а также управления профессиональ-ной школой.
Образовательная среда – это мно-гомерная и полифункциональная дан-ность, характеризующаяся неразрыв-ностью, процессуальностью, обнов-ленным содержанием и выступающей
Научные сообщения
объективным фактором личностно-профессионального развития и обу-чаемых, и преподавателей. Инноваци-онная образовательная среда – интег-рированное средство профессиональ-но-личностного развития будущего специалиста, созданного новым про-граммно-методическим обеспечением, многоуровневой подготовкой, крос-сдисциплинарными технологиями и обуславливающего быструю и эффек-тивную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям системы про-фессионального образования. Органи-зация инновационной образователь-ной среды опирается на совокупность принципов непрерывности и диск-ретности, стандартизации и вариатив-ности, функционирования и развития, фундаментализации и капитализации знаний, кастодиальности и опереже-ния содержания профессиональной подготовки, конвергенции и диверси-фикации профессиональной школы. Структурообразующие компоненты инновационной образовательной сре-ды профессиональной школы состав-ляют партисипативно-профессиональ-ное, проектно-интегративное, инфор-мационно-коммуникационное, социо-культурное, событийно-креативное, психолого-педагогическое окружение, здоровьесбережение, дополнитель-ное образование и социальная инфра-структура.
Интеграция традиций и иннова-ций в развитии профессионального образования обусловлена изменени-ем требований производства к качес-тву профессиональной подготовки и профессионально- квалификационной структуре кадров. Современный эко-номический рост характеризуется ве-
дущим значением научно-техничес-кого прогресса и интеллектуализаци-ей основных факторов производства. Внедрение нововведений стало клю-чевым фактором рыночной конкурен-ции, позволяя передовым предприяти-ям добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной рен-ты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий. Следствием стало превращение науки в ведущую производительную силу, которая не-прерывно генерирует новые техно-логические возможности. Переход к экономике знаний вызвал серьезный сдвиг в структуре общественного про-изводства, резко увеличив потребнос-ти и возможности профессионального образования и творческой деятельнос-ти. В результате достигается устойчи-вая тенденция повышения высокой ин-новационной активности интегратив-ных связей профессиональной школы с производством.
Установлены этапы (адаптаци-онный, знаниевый, продуктивный) и закономерности (продуктивность образования для экономики, основан-ной на знаниях, достигается при усло-вии интегративного взаимодействия профессиональной школы с наукой
и производством; зависимость качес-тва профессиональной подготовки будущих специалистов от системной целостности инновационного содер-жания, персонализированных модуль-но-компетентностных технологий и научно-методического обеспечения; эффективность профессионально-личностного становления будущего специалиста достигается при условии взаимосвязи собственной учебной и научно-исследовательской активности с высоким уровнем профессионализма
научно-педагогических кадров) разви-тия образования для экономики, осно-ванной на знаниях.
По теме: «Интеграция процес-сов воспитания и обучения в учреж-дениях профессионального образо-вания» (научный руководитель–д.пед. наук, проф. Масленникова В.Ш.) определены и обоснованы принципы интеграции процессов обучения и вос-питания: принцип креативности (раз-витие интегративных качеств личнос-ти, влияющих на ее самоопределение, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению при-нципиально новых задач, как в про-фессиональной сфере, так и в смежных областях); принцип акмеологичнос-ти (определение траектории образо-вательного роста каждого студента; интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъ-ектности); принцип событийности (включение субъектов учебно-обра-зовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оцен-ки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющих на их самоопределение и самосовер-шенствование); принцип субъектной интеграции (участие студентов как субъектов учебно-образовательного процесса в целеполагании, планирова-нии, организации, корректировке соб-ственного образования; выполнение социальных ролей под руководством преподавателя). Выявлены организаци-онно-педагогические условия интегра-ции процессов обучения и воспитания: включение студентов в разработку
и реализацию научно-образователь-ных и научно-производственных про-ектов; построение системы обучения
на интегративной основе посредством вариативных интеграционных меха-низмов; формирование информацион-но-креативной среды учебно-образо-вательного процесса; диалектическая взаимосвязь социально-нравственных норм поведения с профессиональным самосознанием студентов; развитие методологической культуры препода-вателей и их фасилитационная на-правленность, создание интерактив-ной социально-педагогической инфра-структуры.
Разработана методика интеграции обучения и воспитания как инструмен-та социального развития молодежи (на примере будущих специалистов техни-ческих специальностей), включающая участие студентов в социально-проек-тной деятельности, развитие самоуп-равления и соуправления, овладение информационно-коммуникационны-ми технологиями, модель формиро-вания патриотического самосознания студентов, включающая цель, задачи (формирование патриотического со-знания, развитие патриотической ини-циативы и ответственности, участие
в патриотической деятельности), при-нципы, методы (когнитивно-ориенти-рованные, проектно-кейсовые, патри-отическо-деятельностные), условия, критерии (поисковая активность, це-леустремленность и настойчивость в достижении цели, работоспособность, готовность к самостоятельным реше-ниям в ситуации выбора, ответствен-ность за выбор средств достижения цели, осознание себя патриотом). По теме «Методологические основы моделирования интегра-ционных процессов в современном профессиональном образовании» (научный руководитель – канд. пед. наук Щербаков В.С.) на основе анали-
Научные сообщения
за современных тенденций развития профессионального образования (гло-бализации, массовизации, универса-лизации) типизированы по различным основаниям структура и содержание интеграции в системе непрерывного профессионального образования. Дана сущностная характеристика принци-па трансверсальности, обуславливаю-щего непрерывность и дискретность интеграционных процессов в систе-ме профессионального образования, кастодиальность и опережение содер-жания профессиональной подготов-ки, конвергенцию и диверсификацию профессиональной школы. Разрабо-таны механизмы проектирования ин-теграционных процессов. Обоснованы механизмы управления интеграцией
в целях, содержании и формах транс-формаций профессионального образо-вания. Представлен комплекс принци-пов, адекватный мировым интегра-ционным образовательным трендам. Разработана концепция структурно-функциональной интеграции целей, содержания и технологий в современ-ном профессиональном образовании. Выделены три уровня интеграции
– методологический, теоретический и практический. Данные уровни имеют инвариантный характер, так как могут быть относимы ко всем разновиднос-тям педагогической интеграции. В на-стоящее время наблюдается тенденция к сближению указанных уровней друг с другом. Это обусловлено, с одной стороны, технологизацией теоретико-методологических конструктов педа-гогики, с другой, – усилением их вли-яния на технологические разработки в области образовательной практики.
Ключевые характеристики интег-рационных процессов в современном профессиональном образовании пред-
ставлены в целях, содержании и тех-нологиях. В целях профессионального образования современные процессы интеграции специфицируются: комп-лексированием потребностей агентов образовательной деятельности (уча-щихся, профессорско-преподаватель-ского состава, работодателей); объ-единением разнохарактерных логик, исходящих из логики развития науки
и логики изменяющихся потребностей социума; полицентризмом современ-ных образовательных целей, включа-ющих личностную, фундаментально-научную и массово-потребительскую центрации. В содержании професси-онального образования интеграция характеризуется: синтезом фундамен-тальной научной подготовки и профес-сиональных компетенций; поливален-тностью – достаточным количеством образовательных модулей или под-модулей, позволяющих формировать необходимое многообразие образова-тельных траекторий; проектностью как интегративной основой современ-ного профессионального образования. В технологиях профессионального образования интеграция характеризу-ется: наличием качественного скачка в информатизации образовательной сре-ды, в образовательных технологиях и в организации сетевого пространства; управляемостью образовательным процессом как средством достижения релевантного результата; команднос-тью профессиональной подготовки. Разработанная концепция учитывает данные особенности, акцентируя вни-мание на появление эмерджентных свойств и качеств в системе професси-онального образования.
По теме «Научные основы кор-поративного профессионального об-
разования» (научный руководитель–
д. пед. наук Корчагин Е.А.) проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта корпоративного профессионального образования. Ус-тановлено, что корпоративное профес-сиональное образование за рубежом отличается от российского большей практической направленностью, ори-ентацией на карьерный рост, развитие персонала компании. Выяснено, что корпоративное образование представ-ляет собой процесс совершенствова-ния кадровой подготовки посредством многомерного взаимодействия субъек-тов производства, образования и науки единой отраслевой направленности, а также реализации инновационных об-разовательных программ на базе пред-приятий. Специфика корпоративного образования состоит в формировании
у рабочих и специалистов конкретных компетенций,исходя из требований специальности, стандартов квалифи-кации, занимаемой должности или ис-полняемой служебной деятельности. Выявлены и систематизированы со-циально-экономические предпосылки (обострение конкуренции в условиях глобализации экономики; реализация новых бизнес-инициатив; укрепление и развитие корпоративной культуры; привлечение иностранного капитала; дуальная система обучения) возник-новения корпоративного образования. Определены основные направления (массовость; динамичность обновле-ния содержания образовательных про-грамм; ориентация на профессиональ-ные и личностно-ориентированные компетенции) и особенности развития (практическая направленность, ориен-тация на карьерный рост сотрудников) корпоративного образования. Выяв-лены критерии (обучение и развитие персонала; научное обеспечение кор-
поративных программ по управлению HR) и факторы (непрерывность про-фессиональной подготовки персонала; практическая направленность профес-сиональной подготовки персонала; ис-пользование преимущественно актив-ных форм и методов профессиональ-ной подготовки персонала) повышения эффективности подготовки, перепод-готовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в условиях корпоративного образования. Модель корпоративного образования носит непрерывный характер. Установлено, что для оценки эффективности обу-чения, наиболее активно используют-ся модель Киркпатрика и таксономия Блума. Модель оценки Блума предус-матривает возможность оценки эф-фективности достижения непосредс-твенно учебных целей. Модель Кирк-патрика может быть использована для оценки бизнес целей обучения. Разра-ботана технология внутрифирменной подготовки специалистов техничес-кого профиля с учетом современных требований нефтегазовой отрасли. Выявлены закономерности внутри-фирменной подготовки специалистов технического профиля (целостность, саморегулируемость, продуктивность, эффективность), сформулированы принципы (интеграции, саморегуля-ции, диалогичности, транспарентнос-ти, динамичности, инновационности, практикоориентированности), выде-лены функции (обучающая, мотиваци-онная, корпоративная, опережающая, адаптационная), обоснован механизм (государственно-целевой, региональ-но-экономический, социально-про-фессиональный), заложенный в основу внутрифирменной подготовки специа-листов технического профиля.
Научные сообщения
По теме «Проектно-целевой подход к развитию региональных систем профессионального обра-зования» (научные руководители–академик РАО Мухаметзянова Г.В., к. пед. наук Голышев И.Г.) раскрыто со-держание и структура комплексной теоретико-прикладной модели разви-тия региональных систем профессио-нального образования с позиций про-ектно-целевого подхода. Предлагается совокупность компонентов и связей, реализация которых в сфере разви-тия профессионального образования способна детерминировать процессы инновационного преобразования со-циально -экономического уклада рос-сийских регионов.
Фундаментальными основами проектируемой модели являются базо-вые общественные запросы, предпоч-тения и ожидания различных целевых аудиторий от интеграции профессио-нального образования и производства,
а также их возможности по управле-нию интеграционными процессами. При оценке этих целевых аудиторий учитывалось, что каждая из них обла-дает собственной степенью организа-ции (самоорганизации), прямо влияю-щей на их управленческие возможнос-ти.
Выделены три категориальных механизма управления региональными системами профессионального образо-вания: а) управление «сверху» (госу-дарственный механизм); б) управление «снизу» (общественный механизм); в) «компромиссное» управление (госу-дарственно-общественный механизм). Выявлены организационно-педагоги-ческие условия реализации данных механизмов управления: согласование структуры (объема) подготовки кад-ров и структуры (объема) спроса на
них на рынке труда; оптимизация сети учреждений профессионального обра-зования; согласованность рынка труда
и рынка образовательных услуг; со-циальная защищенность выпускников учреждений профессионального обра-зования; развитие договорных форм трудоустройства “выпускник – рабо-тодатель – УПО”; многоуровневость и многоступенчатость системы про-фессионального образования; преемс-твенность общих и профессиональных образовательных программ. Установлено, что в развитии реги-ональных систем профессионального образования важную роль играет со-здание государственно-обществен-ных координационных советов или ассоциативных отраслевых структур предпринимателей для осуществления сертификации, оценки квалификации выпускников, участия в организации стратегического планирования де-ятельности центров профессионально-го образования, обеспечения монито-ринга рынка труда, аттестации препо-давательского коллектива учреждений профессионального образования.
Разработанная комплексная тео-ретико-прикладная модель развития региональной системы профессио-нального образования отражает при-оритетные направления разработки и принятия решений основными субъ-ектами интеграции – органами власти, вузами и сообществом работодателей
– в сфере рационального обучения и профессиональной востребованности компетентного специалиста. Модель характеризуется ключевыми показате-лями (общественно-государственная, проектно-целевая, многоуровневая, субсидиарная). Модель включает в себя все функции управления (плани-рование/проектирование, организа-
цию, мотивацию и контроль) и детали-зирует предлагаемый нами управлен-ческий механизм интеграции высшего образования и производства.
Модель состоит из компонентов и связей. Компоненты – это институцио-нальные и инфраструктурные элемен-ты модели. Связи – функциональные контакты между компонентами, лежа-щие в основе интеграционных процес-сов. Модель базируется на пара-дигме общественно-государственного управления образованием: инициати-ва рассматриваемых интеграционных процессов и усилий по их развитию должна принадлежать в первую оче-редь заинтересованным обществен-ным группам, а органы власти долж-ны лишь обеспечивать их нормативно и административно.
По теме «Информационно-сре-довый подход к информатизации профессионального образования» (научный руководитель – д. пед. наук Кирилова Г.И.) обоснована оригиналь-ная типология алгоритмов информаци-онно-средового взаимодействия, поз-воляющая реализовать вариативную основу, предусматривающую выбор актуальных уровней автоматизации и целей, достигаемых в процессе взаи-модействий в условиях использования локальных и глобальных информаци-онных сетей. В рамках предложенной типологии создана библиотека алго-ритмов в соответствии с актуальными уровнями автоматизации.
В каждом типе алгоритмов вы-явлены особенности, связанные с сов-ременным развитием общества, ин-формационной науки, производства и образования. В том числе, разрабо-танные инвариантные и вариативные алгоритмы информационно-средо-вого взаимодействия по реализации
методического обеспечения новых образовательных стандартов предус-матривают управления разработкой стандартов третьего поколения по вертикальной схеме, по схеме взаи-модействия в условиях параллельного проектирования, а также взаимодейс-твие через специально организованное вспомогательное звено. Особенности алгоритмов взаимодействий студен-тов в образовательном процессе за-ключаются в совместно-индивиду-альной, совместно-последовательной, совместно-взаимосвязанной природе осуществления информационной де-ятельности, предложенные алгоритмы способствуют переходу от совместной деятельности первоначально имеющей инструментально-ориентированную ролевую структуру, к взаимодействи-ям в процессе реализации типового и инновационного проектирования, в процессе аналитико-прогнозного ис-следования, технико-технологической реализации, опытной эксплуатации
и внедрения. Особенностью алгорит-мов мониторинга целесообразных и нежелательных взаимодействий явля-ется их вариативность, определяемая по основаниям: активные или пассив-ные, процессуальные или постфакт-ные, стандартные или технологичные. Особенностями алгоритмов взаимо-действий в условиях подготовки виде-оресурсов в образовательном процессе является их ориентация на деятель-ностный, материально-технический, программно-методический и профес-сионально-ориентированный аспекты этой проблемы. По теме «Социализация аддик-тивной личности как инновацион-ная функция современной профес-сиональной школы» (научный руко-
водитель – д. псих. наук Грязнов А.Н.)
Научные сообщения
установлено, что трудности адаптации аддиктивной личности к условиям профессионального образования и последующей профессиональной заня-тости связаны со снижением мобиль-ности, слабой адаптивностью, а также повышенной тревожностью, боязнью трудностей и уходом от ответствен-ности, что тормозит эффективное про-фессиональное становление личности будущего специалиста. Разработаны теоретико-методические основания социализации аддиктивной личнос-ти в профессиональном образовании, включающие: субъектно-регулятор-ный подход к выявлению «универ-сальных» личностно -типологических качеств аддиктивной личности; при-нцип единства медико-биологичес-кого и социально-психологического превентивного перманентного целево-го воздействия на аддиктивную лич-ность; модель переструктурирования потребностей аддиктивной личности; метод комплексного социально-психо-логического воздействия; механизмы социально-психологической адапта-ции аддиктивной личности (метаста-тичность и стуктурность). Разработана психолого-педагогическая программа «Шаг за шагом к сознательной трез-вости» по снижению уровня аддикций у студентов.
Программа «Шаг за шагом к со-знательной трезвости» является по-бедителем Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ “Новые технологии для Новой шко-лы” в номинации профилактические психолого-педагогические программы
и рекомендована к внедрению Минис-терством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России.
Установлены особенности про-фессионального самоопределения сту-дентов, склонных к аддикциям: удов-летвореннность уровнем полученного образования, достаточность его для будущей работы, отсутствие интере-са к коллективу, общению (различия средних достоверны на уровне p≤0,05); отсутствие стремления заниматься бизнесом, находя различные причины, которые мешают им начать собствен-ное дело (различия средних достовер-ны на уровне p≤0,05); упрощение и ог-раничение числа социальных связей.
По теме «Ментально-структури-рованная образовательная техноло-гия, ориентированная на подготовку элитных специалистов и реализуе-мая на базе психосинергетического подхода» (научный руководитель–академик РАО Манушин Э.А.) опреде-лено, что посредством особой менталь-но-структурированной организации учебного процесса, привязанной в ос-новном к объективно существующим закономерностям памяти и мышления, можно реализовать в учебных проце-дурах условия, наиболее благоприят-ные для возникновения синергетичес-ких эффектов. К ним относятся куму-лятивный, прожекторный, эмерджент-ный и др. эффекты, благодаря которым обеспечивается возможность практи-ческой реализации «информационного резонанса» двух структур, имеющих различные физические основания. При этом имеется в виду методологически гармонизированное взаимодействие функциональной структуры изучае-мого ментально-структурированного предметного содержания и функци-ональной структуры, объективно су-ществующих возможностей памяти и мышления.
Указанное обстоятельство опи-рается на эффект когнитивного пси-хосинергетического резонанса, прояв-ляющегося при особой форме органи-зации взаимодействий типа «препода-ватель–студент» или при специфичес-ком виде «мозгового штурма» (в том числе человеко-машинного), в котором используется специальное информа-ционно-психологическое обеспечение, повышающее эффективность познава-тельных, поисковых и порождающих процедур.
Специальное информационно-психологическое обеспечение, целе-направленно формирующее наиболее благоприятные условия для возник-новения в учебных процедурах содер-жательных составляющих эффекта когнитивного психо- синергетического резонанса, включает в себя: стратегию, тактику и семантическую обратную связь (поддерживающую «логику от-крытия», в том числе процессы позна-ния, порождения и целенаправленного поиска эффективных решений в усло-виях значительной неопределённости как исходных данных, так и проектных критериев), специальные интеллекту-альные поддержки (подкрепляющие операционный, ассоциативный и эв-ристический «выходы» пользователя),
а также смысловые опоры и информа-ционные свёртки, обладающие «пред-сказательной силой», что позволяет целенаправленно формировать (в част-ности, с помощью ЭВМ) три типа вне-логических навыков, которые связан-ны с работой сознания, подсознания и сверхсознания, а также нарабатывать три соответствующих вида интуи-ции – утверждение, прогнозирование и озарение; особые пользовательские интерфейсы, или информационные слайды, построенные по сугубо чело-
веческим, а не «машинным» правилам, обеспечивающие возможность порож-дения принципиально новой информа-ции, не содержащейся ни в прошлом опыте обучающегося (пользователя), ни в базах знаний ЭВМ. Это достига-ется посредством предъявления обу-чающемуся или пользователю ряда ви-зуализированных по закономерностям памяти и мышления ментально-струк-турированных поведенческих мнемос-хем, а также использования природ-ных возможностей человека решать сложные нечётко обусловленные зада-чи типа «попадание в цель». При этом возможности присущей человеку био-логической обратной связи реализуют-ся посредством использования особых джойстиков, имеющих шесть и более степеней свободы (по числу отыскива-емых проектных параметров).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.139 с.) |