Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А.



 

Индикаторы изучения феномена субъект-

 

ности студента вуза................................... 82-89

 

Салимзянова Р.Р., Сабирова Л.Л.

 

Проблемы подготовки медиаторов........ 89-93

 

Социальная психология

 

И коррекционная педагогика

 

ОкуловаЛ.П.

 

Изучение представлений о гендерных сте-реотипах у современной молодёжи....94-102

 

Коваленко А.В.

 

Структурные особенности психомоторных свойств у студентов с «автономным» и «за-висимым» типом субъектной регуляции дея-

 

тельности ....................................................102-110

 

КашаповаГ.И.

 

Ответственность как социально-психологи-ческий феномен и уровни ее развития.110-116

 

Симатова О.Б.

 

Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней

 

общеобразовательной школы............. 117-123

 


ЮсуповаГ.Ф.   Грязнов А.Н., Грузкова С.Ю.  
Поликультурное содержание языковой под- Социально-психологическое исследование
готовки специалистов системы дошкольного отношения населения города Казани к про-
образования................................................ 64-67 филактике аддикций............................. 124-136

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

Информационные технологии в профессиональной школе

 

Мухаметзянов И.Ш.

 

Предотвращение возможных негативных психолого-педагогических последствий ис-пользования информационно-коммуника-ционных технологий в образовательном про-

 

цессе......................................................... 137-146

 

Мещерякова Е.В.

 

Автоматизация системы контроля знаний, как элемент модернизации профессио-

 

нального образования.......................... 146-153

 

Корчагин П.А., Бухмин В.С.

 

Информационно-коммуникационные тех-нологии как средство формирования про-фессиональных компетенций у студентов-радиофизиков........................................ 154-159

 

Сабирова Э.Г., Закирова В.Г.

 

Типы взаимодействий субъектов в информа-

 

ционно-образовательной среде........ 159-163

 

Власова В.К.

 

Логистический метод в проектировании про-фессиональной инфраструктуры инфор-мационной образовательной среды... 163-168


 

 

История педагогики

 

и образования

 

Кадиров Р.М.

 

Проектирование и реализация курса исто-

 

рии Татарстана....................................... 169-172

 

Допрофессиональная

 

подготовка

 

Халикова Ф.Д.

 

Предпрофильная подготовка на уроках хи-мии в школе как начальный этап непрерыв-

 

ного образования................................... 173-178

 

Образование за рубежом Досбенбетова А.Ш.

Учет этнорегиональных особенностей в со-

держании экономического образования
учащихся профессионально-технических
школ........................................................... 179-184

 

Список защищенных диссертаций в 2011

 

году....................................................................  
Сведения об авторах............................. 186-191

 


 

 


Научные сообщения

 

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

 

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЧЕТ

 

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РАО «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

ЗА 2011 ГОД

 

Г.В. Мухаметзянова


 

В 2011 году в рамках подпрограм-мы «Научное обеспечение модерниза-ции профессионального образования» Институт работал по 14 темам НИР. Реализацию плана фундаментальных исследований Института осуществля-ли 65 исследователей, из них 21 докто-ров и 33 кандидатов наук, 2 академика

 

и 1 член-корреспондент РАО. Исследования, проводимые ин-

ститутом, полностью соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных ис-следований Российской академии об-разования – опираются на академи-ческий ресурс фундаментальности с ориентацией на насущные проблемы образовательной практики в Российс-кой федерации и в регионах.

 

Установлено, что формируется новый взгляд на профессиональное образование как системную целост-ность интегративного взаимодействия образования, науки и экономики, на-правленного на формирование кон-курентоспособного и компетентного специалиста, с одной стороны и на


 

 

развитие наукоемкого производства, востребующего высококвалифициро-ванные кадры – с другой.

 

Важнейшим научным результа-том, полученным в ходе исследований, является разработка педагогических

 

и социально-психологических основ развития системы профессионального образования в условиях становления инновационной экономики: выявлены

 

и обоснованы этапы, закономерности

 

и психолого-педагогические условия развития образования для экономики, основанной на знаниях; разработана концептуальная платформа автома-тизированного ментально-структу-рированного подхода к подготовке специалистов инженерного профиля

 

в компетентностном формате с уче-том психологических характеристик обучающихся; обоснована типология алгоритмов информационно-средово-го взаимодействия субъектов систе-мы профессионального образования

 

в условиях использования локальных

 

и глобальных информационных се-тей; разработаны модели структурно-

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

функциональной интеграции целей, содержания и технологий в современ-ном профессиональном образовании; интеграции содержания и технологий формирования и развития общей куль-туры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы; научно-методического обеспечения процесса подготовки будущего специ-алиста по техническому направлению, включающая модель компетенций ин-женера, механизм отбора и структури-рования содержания образования на основе принципов фундаментализа-ции и капитализации знаний.

 

Данные закономерности нашли применение в решении актуальной для практики задачи разработки ва-риативных моделей структурно-фун-кциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли. Разработаны и реализованы инновационные образо-вательные программы: а) «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов нефтехимического про-филя в условиях учебно-научно-про-изводственного комплекса» на базе профессионального лицея №19 г. Каза-ни; б) «Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях со-циального партнерства «ссуз-предпри-ятие» на базе Казанского авиационно-технического колледжа. Разработан и экспериментально апробирован курс «Экономико-математические методы

 

и модели» в системе подготовки ба-калавра экономики на основе компе-тентностного подхода. Разработана задачно-модульная технология физи-ко-математической подготовки сту-дентов технического вуза. Предложена вариативная модель интегрирован-ного курса физики и электротехники (для студентов средних специальных


 

 

учебных заведений) с учетом уровня и профиля подготовки специалиста. Раз-работаны дидактические требования к содержанию образования по уровням подготовки специалиста в вузе (бака-лавр, специалист, магистр) с учетом изменяющихся потребностей личнос-ти, общества и государства (на приме-ре курса математики);

 

Перспективы развития фундамен-тальных исследований в области про-фессионального образования связаны с разработкой методологии и теории его новой роли в инновационной эконо-мике. Это требует усиления государс-твенной поддержки фундаментальных психолого-педагогических исследова-ний в области профессионального об-разования.

 

По теме «Психолого-педагоги-ческая модель развития професси-онального образования для эконо-мики, основанной на знаниях» (на-учный руководитель – академик РАО Мухаметзянова Г.В.) выявлены и обос-нованы психолого-педагогические ус-ловия развития профессионального об-разования для экономики, основанной на знаниях: формирование в учреж-дениях профессионального образова-ния инновационной образовательной среды, а также интеграция традиций и инноваций в процессе взаимодействия учреждений профессионального об-разования с наукой и производством, проектирования содержания профес-сиональной подготовки, технологиза-ции профессионального образования,

 

а также управления профессиональ-ной школой.

 

Образовательная среда – это мно-гомерная и полифункциональная дан-ность, характеризующаяся неразрыв-ностью, процессуальностью, обнов-ленным содержанием и выступающей

 



Научные сообщения


 

объективным фактором личностно-профессионального развития и обу-чаемых, и преподавателей. Инноваци-онная образовательная среда – интег-рированное средство профессиональ-но-личностного развития будущего специалиста, созданного новым про-граммно-методическим обеспечением, многоуровневой подготовкой, крос-сдисциплинарными технологиями и обуславливающего быструю и эффек-тивную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям системы про-фессионального образования. Органи-зация инновационной образователь-ной среды опирается на совокупность принципов непрерывности и диск-ретности, стандартизации и вариатив-ности, функционирования и развития, фундаментализации и капитализации знаний, кастодиальности и опереже-ния содержания профессиональной подготовки, конвергенции и диверси-фикации профессиональной школы. Структурообразующие компоненты инновационной образовательной сре-ды профессиональной школы состав-ляют партисипативно-профессиональ-ное, проектно-интегративное, инфор-мационно-коммуникационное, социо-культурное, событийно-креативное, психолого-педагогическое окружение, здоровьесбережение, дополнитель-ное образование и социальная инфра-структура.

 

Интеграция традиций и иннова-ций в развитии профессионального образования обусловлена изменени-ем требований производства к качес-тву профессиональной подготовки и профессионально- квалификационной структуре кадров. Современный эко-номический рост характеризуется ве-


 

 

дущим значением научно-техничес-кого прогресса и интеллектуализаци-ей основных факторов производства. Внедрение нововведений стало клю-чевым фактором рыночной конкурен-ции, позволяя передовым предприяти-ям добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной рен-ты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий. Следствием стало превращение науки в ведущую производительную силу, которая не-прерывно генерирует новые техно-логические возможности. Переход к экономике знаний вызвал серьезный сдвиг в структуре общественного про-изводства, резко увеличив потребнос-ти и возможности профессионального образования и творческой деятельнос-ти. В результате достигается устойчи-вая тенденция повышения высокой ин-новационной активности интегратив-ных связей профессиональной школы с производством.

 

Установлены этапы (адаптаци-онный, знаниевый, продуктивный)

и закономерности (продуктивность образования для экономики, основан-ной на знаниях, достигается при усло-вии интегративного взаимодействия профессиональной школы с наукой

 

и производством; зависимость качес-тва профессиональной подготовки будущих специалистов от системной целостности инновационного содер-жания, персонализированных модуль-но-компетентностных технологий и научно-методического обеспечения; эффективность профессионально-личностного становления будущего специалиста достигается при условии взаимосвязи собственной учебной и научно-исследовательской активности с высоким уровнем профессионализма

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

научно-педагогических кадров) разви-тия образования для экономики, осно-ванной на знаниях.

 

По теме: «Интеграция процес-сов воспитания и обучения в учреж-дениях профессионального образо-вания» (научный руководитель–д.пед. наук, проф. Масленникова В.Ш.) определены и обоснованы принципы интеграции процессов обучения и вос-питания: принцип креативности (раз-витие интегративных качеств личнос-ти, влияющих на ее самоопределение, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению при-нципиально новых задач, как в про-фессиональной сфере, так и в смежных областях); принцип акмеологичнос-ти (определение траектории образо-вательного роста каждого студента; интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъ-ектности); принцип событийности (включение субъектов учебно-обра-зовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оцен-ки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющих на их самоопределение и самосовер-шенствование); принцип субъектной интеграции (участие студентов как субъектов учебно-образовательного процесса в целеполагании, планирова-нии, организации, корректировке соб-ственного образования; выполнение социальных ролей под руководством преподавателя). Выявлены организаци-онно-педагогические условия интегра-ции процессов обучения и воспитания: включение студентов в разработку

 

и реализацию научно-образователь-ных и научно-производственных про-ектов; построение системы обучения


 

 

на интегративной основе посредством вариативных интеграционных меха-низмов; формирование информацион-но-креативной среды учебно-образо-вательного процесса; диалектическая взаимосвязь социально-нравственных норм поведения с профессиональным самосознанием студентов; развитие методологической культуры препода-вателей и их фасилитационная на-правленность, создание интерактив-ной социально-педагогической инфра-структуры.

 

Разработана методика интеграции обучения и воспитания как инструмен-та социального развития молодежи (на примере будущих специалистов техни-ческих специальностей), включающая участие студентов в социально-проек-тной деятельности, развитие самоуп-равления и соуправления, овладение информационно-коммуникационны-ми технологиями, модель формиро-вания патриотического самосознания студентов, включающая цель, задачи (формирование патриотического со-знания, развитие патриотической ини-циативы и ответственности, участие

 

в патриотической деятельности), при-нципы, методы (когнитивно-ориенти-рованные, проектно-кейсовые, патри-отическо-деятельностные), условия, критерии (поисковая активность, це-леустремленность и настойчивость в достижении цели, работоспособность, готовность к самостоятельным реше-ниям в ситуации выбора, ответствен-ность за выбор средств достижения цели, осознание себя патриотом).

По теме «Методологические основы моделирования интегра-ционных процессов в современном профессиональном образовании»

(научный руководитель – канд. пед. наук Щербаков В.С.) на основе анали-

 



Научные сообщения


 

за современных тенденций развития профессионального образования (гло-бализации, массовизации, универса-лизации) типизированы по различным основаниям структура и содержание интеграции в системе непрерывного профессионального образования. Дана сущностная характеристика принци-па трансверсальности, обуславливаю-щего непрерывность и дискретность интеграционных процессов в систе-ме профессионального образования, кастодиальность и опережение содер-жания профессиональной подготов-ки, конвергенцию и диверсификацию профессиональной школы. Разрабо-таны механизмы проектирования ин-теграционных процессов. Обоснованы механизмы управления интеграцией

 

в целях, содержании и формах транс-формаций профессионального образо-вания. Представлен комплекс принци-пов, адекватный мировым интегра-ционным образовательным трендам. Разработана концепция структурно-функциональной интеграции целей, содержания и технологий в современ-ном профессиональном образовании.

Выделены три уровня интеграции

 

– методологический, теоретический и практический. Данные уровни имеют инвариантный характер, так как могут быть относимы ко всем разновиднос-тям педагогической интеграции. В на-стоящее время наблюдается тенденция к сближению указанных уровней друг с другом. Это обусловлено, с одной стороны, технологизацией теоретико-методологических конструктов педа-гогики, с другой, – усилением их вли-яния на технологические разработки в области образовательной практики.

 

Ключевые характеристики интег-рационных процессов в современном профессиональном образовании пред-


 

 

ставлены в целях, содержании и тех-нологиях. В целях профессионального образования современные процессы интеграции специфицируются: комп-лексированием потребностей агентов образовательной деятельности (уча-щихся, профессорско-преподаватель-ского состава, работодателей); объ-единением разнохарактерных логик, исходящих из логики развития науки

 

и логики изменяющихся потребностей социума; полицентризмом современ-ных образовательных целей, включа-ющих личностную, фундаментально-научную и массово-потребительскую центрации. В содержании професси-онального образования интеграция характеризуется: синтезом фундамен-тальной научной подготовки и профес-сиональных компетенций; поливален-тностью – достаточным количеством образовательных модулей или под-модулей, позволяющих формировать необходимое многообразие образова-тельных траекторий; проектностью как интегративной основой современ-ного профессионального образования. В технологиях профессионального образования интеграция характеризу-ется: наличием качественного скачка в информатизации образовательной сре-ды, в образовательных технологиях и в организации сетевого пространства; управляемостью образовательным процессом как средством достижения релевантного результата; команднос-тью профессиональной подготовки. Разработанная концепция учитывает данные особенности, акцентируя вни-мание на появление эмерджентных свойств и качеств в системе професси-онального образования.

 

По теме «Научные основы кор-поративного профессионального об-

 

разования» (научный руководитель–

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

д. пед. наук Корчагин Е.А.) проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта корпоративного профессионального образования. Ус-тановлено, что корпоративное профес-сиональное образование за рубежом отличается от российского большей практической направленностью, ори-ентацией на карьерный рост, развитие персонала компании. Выяснено, что корпоративное образование представ-ляет собой процесс совершенствова-ния кадровой подготовки посредством многомерного взаимодействия субъек-тов производства, образования и науки единой отраслевой направленности, а также реализации инновационных об-разовательных программ на базе пред-приятий. Специфика корпоративного образования состоит в формировании

 

у рабочих и специалистов конкретных компетенций,исходя из требований специальности, стандартов квалифи-кации, занимаемой должности или ис-полняемой служебной деятельности. Выявлены и систематизированы со-циально-экономические предпосылки (обострение конкуренции в условиях глобализации экономики; реализация новых бизнес-инициатив; укрепление и развитие корпоративной культуры; привлечение иностранного капитала; дуальная система обучения) возник-новения корпоративного образования. Определены основные направления (массовость; динамичность обновле-ния содержания образовательных про-грамм; ориентация на профессиональ-ные и личностно-ориентированные компетенции) и особенности развития (практическая направленность, ориен-тация на карьерный рост сотрудников) корпоративного образования. Выяв-лены критерии (обучение и развитие персонала; научное обеспечение кор-


 

 

поративных программ по управлению HR) и факторы (непрерывность про-фессиональной подготовки персонала; практическая направленность профес-сиональной подготовки персонала; ис-пользование преимущественно актив-ных форм и методов профессиональ-ной подготовки персонала) повышения эффективности подготовки, перепод-готовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в условиях корпоративного образования. Модель корпоративного образования носит непрерывный характер. Установлено, что для оценки эффективности обу-чения, наиболее активно используют-ся модель Киркпатрика и таксономия Блума. Модель оценки Блума предус-матривает возможность оценки эф-фективности достижения непосредс-твенно учебных целей. Модель Кирк-патрика может быть использована для оценки бизнес целей обучения. Разра-ботана технология внутрифирменной подготовки специалистов техничес-кого профиля с учетом современных требований нефтегазовой отрасли. Выявлены закономерности внутри-фирменной подготовки специалистов технического профиля (целостность, саморегулируемость, продуктивность, эффективность), сформулированы принципы (интеграции, саморегуля-ции, диалогичности, транспарентнос-ти, динамичности, инновационности, практикоориентированности), выде-лены функции (обучающая, мотиваци-онная, корпоративная, опережающая, адаптационная), обоснован механизм (государственно-целевой, региональ-но-экономический, социально-про-фессиональный), заложенный в основу внутрифирменной подготовки специа-листов технического профиля.

 



Научные сообщения


 

По теме «Проектно-целевой подход к развитию региональных систем профессионального обра-зования» (научные руководители–академик РАО Мухаметзянова Г.В., к. пед. наук Голышев И.Г.) раскрыто со-держание и структура комплексной теоретико-прикладной модели разви-тия региональных систем профессио-нального образования с позиций про-ектно-целевого подхода. Предлагается совокупность компонентов и связей, реализация которых в сфере разви-тия профессионального образования способна детерминировать процессы инновационного преобразования со-циально -экономического уклада рос-сийских регионов.

 

Фундаментальными основами проектируемой модели являются базо-вые общественные запросы, предпоч-тения и ожидания различных целевых аудиторий от интеграции профессио-нального образования и производства,

 

а также их возможности по управле-нию интеграционными процессами. При оценке этих целевых аудиторий учитывалось, что каждая из них обла-дает собственной степенью организа-ции (самоорганизации), прямо влияю-щей на их управленческие возможнос-ти.

 

Выделены три категориальных механизма управления региональными системами профессионального образо-вания: а) управление «сверху» (госу-дарственный механизм); б) управление «снизу» (общественный механизм); в) «компромиссное» управление (госу-дарственно-общественный механизм). Выявлены организационно-педагоги-ческие условия реализации данных механизмов управления: согласование структуры (объема) подготовки кад-ров и структуры (объема) спроса на


 

 

них на рынке труда; оптимизация сети учреждений профессионального обра-зования; согласованность рынка труда

 

и рынка образовательных услуг; со-циальная защищенность выпускников учреждений профессионального обра-зования; развитие договорных форм трудоустройства “выпускник – рабо-тодатель – УПО”; многоуровневость

и многоступенчатость системы про-фессионального образования; преемс-твенность общих и профессиональных образовательных программ.

Установлено, что в развитии реги-ональных систем профессионального образования важную роль играет со-здание государственно-обществен-ных координационных советов или ассоциативных отраслевых структур предпринимателей для осуществления сертификации, оценки квалификации выпускников, участия в организации стратегического планирования де-ятельности центров профессионально-го образования, обеспечения монито-ринга рынка труда, аттестации препо-давательского коллектива учреждений профессионального образования.

 

Разработанная комплексная тео-ретико-прикладная модель развития региональной системы профессио-нального образования отражает при-оритетные направления разработки и принятия решений основными субъ-ектами интеграции – органами власти, вузами и сообществом работодателей

 

– в сфере рационального обучения и профессиональной востребованности компетентного специалиста. Модель характеризуется ключевыми показате-лями (общественно-государственная, проектно-целевая, многоуровневая, субсидиарная). Модель включает в себя все функции управления (плани-рование/проектирование, организа-

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

цию, мотивацию и контроль) и детали-зирует предлагаемый нами управлен-ческий механизм интеграции высшего образования и производства.

 

Модель состоит из компонентов и связей. Компоненты – это институцио-нальные и инфраструктурные элемен-ты модели. Связи – функциональные контакты между компонентами, лежа-щие в основе интеграционных процес-сов. Модель базируется на пара-дигме общественно-государственного управления образованием: инициати-ва рассматриваемых интеграционных процессов и усилий по их развитию должна принадлежать в первую оче-редь заинтересованным обществен-ным группам, а органы власти долж-ны лишь обеспечивать их нормативно и административно.

 

По теме «Информационно-сре-довый подход к информатизации профессионального образования» (научный руководитель – д. пед. наук Кирилова Г.И.) обоснована оригиналь-ная типология алгоритмов информаци-онно-средового взаимодействия, поз-воляющая реализовать вариативную основу, предусматривающую выбор актуальных уровней автоматизации и целей, достигаемых в процессе взаи-модействий в условиях использования локальных и глобальных информаци-онных сетей. В рамках предложенной типологии создана библиотека алго-ритмов в соответствии с актуальными уровнями автоматизации.

 

В каждом типе алгоритмов вы-явлены особенности, связанные с сов-ременным развитием общества, ин-формационной науки, производства

и образования. В том числе, разрабо-танные инвариантные и вариативные алгоритмы информационно-средо-вого взаимодействия по реализации


 

 

методического обеспечения новых образовательных стандартов предус-матривают управления разработкой стандартов третьего поколения по вертикальной схеме, по схеме взаи-модействия в условиях параллельного проектирования, а также взаимодейс-твие через специально организованное вспомогательное звено. Особенности алгоритмов взаимодействий студен-тов в образовательном процессе за-ключаются в совместно-индивиду-альной, совместно-последовательной, совместно-взаимосвязанной природе осуществления информационной де-ятельности, предложенные алгоритмы способствуют переходу от совместной деятельности первоначально имеющей инструментально-ориентированную ролевую структуру, к взаимодействи-ям в процессе реализации типового и инновационного проектирования, в процессе аналитико-прогнозного ис-следования, технико-технологической реализации, опытной эксплуатации

 

и внедрения. Особенностью алгорит-мов мониторинга целесообразных и нежелательных взаимодействий явля-ется их вариативность, определяемая по основаниям: активные или пассив-ные, процессуальные или постфакт-ные, стандартные или технологичные. Особенностями алгоритмов взаимо-действий в условиях подготовки виде-оресурсов в образовательном процессе является их ориентация на деятель-ностный, материально-технический, программно-методический и профес-сионально-ориентированный аспекты этой проблемы.

По теме «Социализация аддик-тивной личности как инновацион-ная функция современной профес-сиональной школы» (научный руко-

 

водитель – д. псих. наук Грязнов А.Н.)

 



Научные сообщения


 

установлено, что трудности адаптации аддиктивной личности к условиям профессионального образования и последующей профессиональной заня-тости связаны со снижением мобиль-ности, слабой адаптивностью, а также повышенной тревожностью, боязнью трудностей и уходом от ответствен-ности, что тормозит эффективное про-фессиональное становление личности будущего специалиста. Разработаны теоретико-методические основания социализации аддиктивной личнос-ти в профессиональном образовании, включающие: субъектно-регулятор-ный подход к выявлению «универ-сальных» личностно -типологических качеств аддиктивной личности; при-нцип единства медико-биологичес-кого и социально-психологического превентивного перманентного целево-го воздействия на аддиктивную лич-ность; модель переструктурирования потребностей аддиктивной личности; метод комплексного социально-психо-логического воздействия; механизмы социально-психологической адапта-ции аддиктивной личности (метаста-тичность и стуктурность). Разработана психолого-педагогическая программа «Шаг за шагом к сознательной трез-вости» по снижению уровня аддикций у студентов.

 

Программа «Шаг за шагом к со-знательной трезвости» является по-бедителем Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ “Новые технологии для Новой шко-лы” в номинации профилактические психолого-педагогические программы

 

и рекомендована к внедрению Минис-терством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России.


 

 

Установлены особенности про-фессионального самоопределения сту-дентов, склонных к аддикциям: удов-летвореннность уровнем полученного образования, достаточность его для будущей работы, отсутствие интере-са к коллективу, общению (различия средних достоверны на уровне p≤0,05); отсутствие стремления заниматься бизнесом, находя различные причины, которые мешают им начать собствен-ное дело (различия средних достовер-ны на уровне p≤0,05); упрощение и ог-раничение числа социальных связей.

 

По теме «Ментально-структури-рованная образовательная техноло-гия, ориентированная на подготовку элитных специалистов и реализуе-мая на базе психосинергетического подхода» (научный руководитель–академик РАО Манушин Э.А.) опреде-лено, что посредством особой менталь-но-структурированной организации учебного процесса, привязанной в ос-новном к объективно существующим закономерностям памяти и мышления, можно реализовать в учебных проце-дурах условия, наиболее благоприят-ные для возникновения синергетичес-ких эффектов. К ним относятся куму-лятивный, прожекторный, эмерджент-ный и др. эффекты, благодаря которым обеспечивается возможность практи-ческой реализации «информационного резонанса» двух структур, имеющих различные физические основания. При этом имеется в виду методологически гармонизированное взаимодействие функциональной структуры изучае-мого ментально-структурированного предметного содержания и функци-ональной структуры, объективно су-ществующих возможностей памяти и мышления.

 



Казанский педагогический журнал 1‘ 2012
   

 


 

Указанное обстоятельство опи-рается на эффект когнитивного пси-хосинергетического резонанса, прояв-ляющегося при особой форме органи-зации взаимодействий типа «препода-ватель–студент» или при специфичес-ком виде «мозгового штурма» (в том числе человеко-машинного), в котором используется специальное информа-ционно-психологическое обеспечение, повышающее эффективность познава-тельных, поисковых и порождающих процедур.

 

Специальное информационно-психологическое обеспечение, целе-направленно формирующее наиболее благоприятные условия для возник-новения в учебных процедурах содер-жательных составляющих эффекта когнитивного психо- синергетического резонанса, включает в себя: стратегию, тактику и семантическую обратную связь (поддерживающую «логику от-крытия», в том числе процессы позна-ния, порождения и целенаправленного поиска эффективных решений в усло-виях значительной неопределённости как исходных данных, так и проектных критериев), специальные интеллекту-альные поддержки (подкрепляющие операционный, ассоциативный и эв-ристический «выходы» пользователя),

 

а также смысловые опоры и информа-ционные свёртки, обладающие «пред-сказательной силой», что позволяет целенаправленно формировать (в част-ности, с помощью ЭВМ) три типа вне-логических навыков, которые связан-ны с работой сознания, подсознания и сверхсознания, а также нарабатывать три соответствующих вида интуи-ции – утверждение, прогнозирование и озарение; особые пользовательские интерфейсы, или информационные слайды, построенные по сугубо чело-


 

 

веческим, а не «машинным» правилам, обеспечивающие возможность порож-дения принципиально новой информа-ции, не содержащейся ни в прошлом опыте обучающегося (пользователя), ни в базах знаний ЭВМ. Это достига-ется посредством предъявления обу-чающемуся или пользователю ряда ви-зуализированных по закономерностям памяти и мышления ментально-струк-турированных поведенческих мнемос-хем, а также использования природ-ных возможностей человека решать сложные нечётко обусловленные зада-чи типа «попадание в цель». При этом возможности присущей человеку био-логической обратной связи реализуют-ся посредством использования особых джойстиков, имеющих шесть и более степеней свободы (по числу отыскива-емых проектных параметров).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.139 с.)