Программа комплексной педагогической производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа комплексной педагогической производственной практики



 

Специальность 050711 Социальная педагогика

 

Квалификация (степень) выпускника специалист

 

г. Владимир, 2012


 

Пояснительная записка.

Производственная педагогическая практика студентов представляет собой комплекс учебно-практических мероприятий, направленных на формирование умений и навыков работы социального педагога, приобретение опыта работы по полученной на факультете специальности.

Цель и задачи педагогической практики разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта к выпускникам университетов по специальности. Главная цель педагогической практики – овладение студентами основными функциями социально педагогической деятельности и формирование у них профессиональных качеств личности социального педагога; практическое знакомство со спецификой организации деятельности социального педагога в различных типах социальных учреждений; воспитание у студентов любви и уважения к профессии.

Перед началом педпрактики проводится установочную, на которой студентам разъясняют задачи, содержание и порядок прохождения практики, знакомят с правами и обязанностями студента-практиканта.

Комплексная практика студентов 5 курса является завершающей и интегрирующей все полученные в процессе обучения и предыдущих учебных практик знаний и умений, объединяющая их в единую систему профессиональной подготовки.

Задачи педагогической практики:

- формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

- овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;

- исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы; ознакомление с коррекционными технологиями работы с детьми «группы риска».

Практика проводится на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа, подразделениях по делам несовершеннолетних РОВД, социальных учреждениях.

 

 

Содержание работы студентов в период практики.

 

Общее знакомство со школой и классом. Участие в беседе, проводимой администрацией школы. Изучение класса, к которому прикреплен студент для проведения психолого-педагогической деятельности. Беседы с классным руководителем и учителями, школьным психологом или социальным работником, работающими в данном классе. Изучение документации: план классного руководителя, классный журнал, личные дела учащихся. Проведение классного часа знакомства с учащимися. Выявление особенностей индивидуального и личностного их развития (материалы для тестирования, анкетирования, наблюдения и т.д.)

Студент осваивает способы организации своего труда:

а) взаимодействует с психологом, учителями, работающими в классе, и другими педагогами школы с целью решения психолого-педагогических проблем;

б) знакомится с организацией методической работы по предмету и с проблемами воспитания (изучает опыт коллег, готовит наглядные и методические пособия);

в) ежедневно планирует и анализирует свою психолого-педагогическую деятельность;

г) посещает педагогические советы школы, участвует в семинарах, методических объединений.

Студент знакомится с управленческими проблемами:

- изучает школьную документацию (устав школы, планы, отчеты); планирование в школе, распределение должностных обязанностей работников школы, систему аттестации и стимулирования работы педагогических кадров, участвует в занятиях и встречах с членами администрации.

Изучение опыта преподавания в школе и классе, к которому прикреплен студент. Ознакомление с планами работы учителя –тематическими, поурочными. Посещение и анализ уроков. Знакомство с учебным кабинетом. Планирование совей деятельности на период педагогическ5ой практики. Посещение и анализ внеклассного мероприятия, проводимого учителем (материалы для анализа внеклассного мероприятия).

Учебно-воспитательная работа. Разработка с помощью методиста и учителя плана внеклассного мероприятия на основе углубленного изучения специальной и методической литературы; отбор методов и средств обучения, дидактических материалов. Проведение мероприятия и самоанализ своей деятельности. Посещение и анализ мероприятий других практикантов. Использование результатов анализа и самоанализа своей психолого-педагогической деятельности в отчете по педагогической практики.

Работа с родителями. Посещение школьников на дому – индивидуальные работы с родителями. Присутствие на классном родительском собрании.

Работа по выбору. В зависимости от уровня подготовленности и интересов студента целесообразно проведение по выбору следующих видов работы:

- организация деятельности творческого объединения детей и родителей;

- работа в качестве организатора какого-либо вида воспитательной деятельности в школе;

- участие в подготовке и проведении общешкольного дела, в заседании методического объединения, педсовета и т.д.;

- проведение факультативных занятий;

- организация исследования с учетом профессиональных собственных интересов или заказа педагогов школы и т.д.

Работа над проектом. В зависимости от профессиональных интересов практиканта, его индивидуальных способностей и задач профессионального роста предусматривается выполнение им учебного проекта по выбору, одобренному руководителем практики. Учебный проект может включать проведение исследовательской работы по проблемам учебной и внеучебной деятельности школьников, изучению психических и личностных особенностей учащихся (или учителя), по проблемам формирования и развития индивидуальных и личностных качеств школьников и т.д. Проект может выполняться студентом под одновременным руководством преподавателя-методиста и преподавателей кафедры теории и методики воспитательной работы или кафедры педагогики и психологии.

Проект может включать:

а) анализ одной из решаемых студентом психолого-педагогических проблем, включающий следующие моменты: формулировку и описание своего собственного взгляда на проблему; объяснение причин возникновения данной проблемы в работе студента; обоснование способов решения проблемы с учетом теоретических знаний, полученных в вузе, мнений и советов коллег и других специалистов; описание хода решения проблемы; обоснованные выводы об эффективности используемых способов решения проблемы;

б) анализ (описание) опыта работы классного руководителя, учителя –предметника, педагога-психолога, школьного психолога, социального работника и т.д.

 

Характеристика основных периодов работы студента.

I. Подготовительный период.

В этот период проводится вся работа студента по изучению научно-методической литературы; пособий и рекомендаций по проведению практики; подбор библиографии по тематике курсовой или квалификационной (дипломной) работы; разработка проблемных вопросов, тестов, тренингов для учащихся; участие в установочной конференции, уточнение и корректировка индивидуальной программы практики в процессе участия студентов ВУЗа в установочной конференции.

Установочная конференция проводится в соответствии с распоряжением по практике и планом конференции.

Установочная конференция призвана решать следующие задачи:

- информирование студентов о планах предстоящей практики и требованиях, предъявляемых к студентам в ходе ее проведения;

- доведение до студентов примерных схем изучения личности школьника, составления психолого-педагогической характеристики учащегося, классного коллектива, а также других документов;

- обсуждение программы практики;

- обсуждение содержания отчета и документации по результатам практик;

- обсуждение режима работы студентов – практикантов во время практики.

II. Проведение практики.

- Студент-практикант знакомится с особенностью конкретного образовательного учреждения.

- Разрабатывает и осуществляет индивидуальную программу практического исследования.

- Изучает деятельность всего учреждения и отдельных его структурных подразделений.

- Анализирует связи образовательного учреждения другими учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

- Изучает индивидуальные особенности учащихся и проводит социометрические исследования.

- Выявляет неформальные коллективы, их интересы.

- Изучает специфику работы педагога-психолога в данном учреждении.

- Участвует в работе ПМПК.

- Присутствует на занятиях.

- Работает с отдельными учащимися, нуждающимися в психолого-педагогической поддержке.

- Проводит консультирование учащихся и преподавателей.

- Разрабатывает рекомендации по работе с конкретными учащимися и отдельными группами.

Для достижения цели педагогической практики необходимо решить следующие задачи:

 

1. Изучение документации учреждения:

- устав учреждения и основных направлений (образовательных программ) его работы;

- нормативно-правовой основы деятельности учреждения (Законы РФ, МО, приказы местных органов управления образованием, которыми руководствуются сотрудники в своей работе);

- содержание работы психолого-педагогической службы учреждения (Программы психолого-педагогического сопровождения развития личности воспитанника, плана работы, результатов психодиагностики, психолого-педагогического просвещения, личных карт воспитанников);

- социально-педагогическая работа (социальный и правовой статус детей, план социально-педагогической работы и ее основные результаты);

- коррекционно-педагогическая работа с детьми «группа риска» (протоколы профилактических и индивидуальных бесед, карточки учета, тетради личностного роста и т.д.);

- работа педагогов дополнительного образования (график работы кружков и студий, контингент занимающихся, результаты участия в мероприятиях учреждения, города, района, области);

- личные дела воспитанников;

- работа ПМПК (протоколы заседаний).

 

2. Изучение образовательного процесса в учреждении:

- знание учителем основ теории обучения, руководство в своей деятельности основными обучающими принципами, владение разнообразными методами обучения;

- владение учителем содержанием базового компонента преподаваемого предмета;

- дифференциация содержания и методов преподнесения материала в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучаемых;

- использование основных и особенных методов поддержания и развития познавательной активности и коммуникативной культуры обучающихся;

- достижение решения образовательной, развивающей и воспитательной задач учебного занятия;

- применение в своей деятельности современных инновационных образовательных технологий;

- наличие элементов творчества в содержании и технологии образования;

- создание комфортного микроклимата в образовательном процессе.

 

Задания по изучению деятельности образовательного учреждения

1. Исследуйте специфику базы практики. Определите структуру данного образовательного учреждения.

2. Изобразите графически организационную структуру образовательного учреждения.

3. Отразите основные составляющие социокультурной среды образовательного учреждения.

4. Исследуйте функциональные обязанности и особенности деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, пользуясь основными нормативными документами.

5. Опишите формы и приемы деятельности педагога-психолога.

6. Исследуйте особенности работы методического кабинета учреждения.

7. Выявите резервы, потенциальные возможности и перспективы на основе анализа деятельности учреждения.

8. Изучите передовой опыт работы администрации, преподавателей и педагога-психолога или психолого-педагогической службы.

9. Исследуйте систему управления образовательным учреждением.

10. Проанализируйте систему воспитательной работы образовательного учреждения.

 

Вопросы для изучения условий образовательной и воспитательной деятельности учреждения

1. Какими нормативными документами регламентируется деятельность данного образовательного учреждения?

2. Какими путями реализуется кадровая политика данного образовательного учреждения?

3. Как используется методический потенциал данного образовательного учреждения?

4. Какова материально-техническая база обучения и воспитания?

5. Как осуществляется повышение квалификации педагогических работников?

6. Какие информационные технологии воспитания и обучения разработаны в данном учреждении?

 

Социально-психологические исследования

1. Диагностика содержания общения подростковых и юношеских групп

2. Методы работы педагога-психолога с группами различной направленности

3. Методика организации групп взаимопомощи

 

Исследование управления образовательным учреждением

1. Наблюдение за образовательно-воспитательной деятельностью администрации, педагогов, педагога-психолога.

2. Опросы специалистов учреждения и учащихся по проблемам обучения и воспитания в данном учреждении.

3. Анкетирование педагогического состава, учащихся.

4. Психолого-педагогическая диагностика.

5. Методы беседы, интервью, опроса.

6. Игровые методы (деловая игра).

7. Методы прогнозирования, проектирования, конструирования.

8. Обмен передовым опытом.

9. Метод социометрии.

10. Методы психолого-педагогического тестирования.

 

3. Изучение воспитательной работы с детьми с последующим анализом по схеме:

- соответствие содержания воспитательного мероприятия основным воспитательным направлениям современной воспитательной системы России;

- соответствие воспитательного мероприятия возрастным возможностям воспитанников;

- соответствие выбранного воспитателем содержания форме, в которой проводится занятие;

- оригинальность форм занятий и их композиционная стройность;

- решение в ходе воспитательного мероприятия образовательных задач (были ли включены в содержание мероприятия новые для воспитанников сведения, расширяющие их кругозор, формирующие мировоззренческие позиции, развивающие их познавательные возможности);

- решение в ходе воспитательного мероприятия задач развивающего характера (прививались ли новые чувства – эстетические, нравственные, патриотические и т.д., развивались ли способности и склонности воспитанников, формировались ли новые формы поведения, черты личности воспитанника и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.044 с.)