Глава 2. Сравнительный анализ рынка труда и экономической безопасности личности в РФ и регионах юфо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Сравнительный анализ рынка труда и экономической безопасности личности в РФ и регионах юфо



Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты (или основы Надо выбрать одно) рынка труда и экономической безопасности личности. 5

1.1. Понятие, цель и задачи рынка труда и экономической безопасности личности 5

1.2. Методики оценки рынка труда и экономической безопасности личности………………………………………………………………………………………………………………………………………….13

1.3. Показатели оценки рынка труда и экономической безопасности личности………………………………………………………………………….14

Глава 2. Анализ рынка труда и экономической безопасности личности в РФ…………………………………………………………………………………18

2.1. Организационно-экономическая характеристика рынка труда и экономической безопасности личности в РФ за 2014-2015 гг. 18

2.2. Анализ рынка труда в РФ за 2014-2015 гг. 29

2.3. Оценка экономической безопасности личности в РФ.. 30

Глава 3. Выявленные проблемы и предложения по результатам проведенного анализа 39

3.1. Проблемы рынка труда и экономической безопасности личности. 39

3.2. Предложения (или мероприятия или пути) по повышению или улучшению или??? 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

 

Я просмотрела, что в плане получаются практически одинаковые пункты во 2 главе.

Давайте немного подкорректируем 2 главу:

Глава 2. Сравнительный анализ рынка труда и экономической безопасности личности в РФ и регионах ЮФО

Оценка рынка труда и экономической безопасности личности в РФ за 2014-2015 гг.

Анализ рынка труда и экономической безопасности личности в регионах ЮФО за 2014-2015 гг.

По логике написания курсовых работ, Вы должны, описывая в 1 главе теорию по методам и по показателям, во 2 главе по каким-то или по какому-то из приведенных методов сделать анализ на основе цифровых данных и по, допустим, одному-двум показателям.


Введение

Неотъемлемым атрибутом любой системы является понятие безопасности, изменяется лишь характер угроз, а стремление к безопасности остается неизменным. В настоящее время вопросы экономической безопасности становятся все более актуальными. Противоречивые последствия процесса глобализации мирового хозяйства приводят к усложнению условий для экономической деятельности, ужесточению борьбы за возможные рынки сбыта и ресурсы. В этой ситуации, перед каждой страной мира все более актуальным становится вопрос защиты своих интересов и реализации сравнительных преимуществ в глобальном мировом экономическом пространстве. Таким образом, решение проблем экономической безопасности страны является одним из важнейших приоритетов государственной политики и условием эффективности и стабильности общества.

Под обеспечением экономической безопасности мы будем понимать гарантии независимости государства, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Главной проблемой обеспечения экономической безопасности государства становится человеческий капитал, качество жизни населения и сферы его обеспечения, такие как образование, здравоохранение, культура населения.

К дестабилизирующим факторам национальной экономической безопасности России в рамках человеческого капитала можно отнести:

– ухудшение демографических показателей;

– резкое ухудшение показателей уровня здоровья населения;

– ухудшение качества образования и распад научно-технического потенциала страны;

– углубление социальной дифференциации в обществе, снижение качества жизни населения.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда и экономическая безопасность личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить понятие, цель и задачи рынка труда и экономической безопасности личности;

2. рассмотреть методики оценки рынка труда и экономической безопасности личности;

3. изучить показатели оценки рынка труда и экономической безопасности личности;

4. проанализировать рынок труда в РФ за 2011-2015 гг.;

5. оценить экономическую безопасность личности в РФ за 2011-2015 гг.;

6. выявить проблемы рынка труда и экономической безопасности личности и предложить мероприятия по повышению экономической безопасности.

Курсовая работа состоит из введения, …

 


Таблица 1.

Показатели оценки угроз экономической безопасности личности по ее компонентам [6]

Компоненты экономической безопас­ности личности Показатели оценки угроз экономической безопасности личности
Экономическая безопасность личности в обеспеченности продовольствием 1) Уровень соответствия фактического и нормативного потребления по основным продуктам питания (%): - хлеб и хлебные продукты; - картофель; - овощи и бахчевые культуры; - фрукты и ягоды; - мясо и мясные продукты; - молоко и молочные продукты; - яйца; - рыба и рыбные продукты; - сахар и кондитерские изделия; - масло растительное и другие жиры. 2) стоимость фиксированного набора продовольствия в % к среднероссий­скому уровню
Экономическая безопасность личности в обеспеченности жильем и комфорт­ностью проживания в нем 1) введено жилых домов на 1000 жителей в м2 площади; 2) жилая площадь в расчете на одного жителя (м2); 3) уд. вес ветхого жилья (%); 4) % обеспеченности жилых помещений: - водопроводом; - водоотведением (канализацией); - отоплением; - ваннами (душем); - газом (сетевым, сжиженным); - горячим водоснабжением; - напольными электроплитами

Продолжение табл.1.

Экономическая безопасность личности в процессе воспроизводства населения 1) численность населения (тыс. чел.); 2) коэффициент демографической нагрузки; 3) коэффициент естественного прироста (убыли); 4) соотношение разводов на 1000 браков; 5) количество абортов на 1000 женщин; 6) доля расходов населения на алкоголь (%).
Экономическая безопасность личности в сфере правонарушений 1) количество преступлений на 100000 жителей
Экономическая безопасность личности в сфере здравоохранения 1) количество посещений в смену поликлиник в расчете на 10000 чел.; 2) численность врачей на 10000 населения; 3) заболеваний на 1000 чел.
Экономическая безопасность личности в экологической сфере 1) выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационар­ных источников в расчете на душу населения (кг на чел.)
Экономическая безопасность личности в сфере трудовых отношений 1) уровень экономической активности населения (%); 2) уровень безработицы (%); 3) среднее время поиска работы (месс.)
Экономическая безопасность личности в сфере дифференциации доходов и финансовой безопасности 1) объем ВРП на душу населения (тыс. руб.); 2) коэффициент Джини; 3) дефицит располагаемых ресурсов на одного члена семьи в бедных семьях (руб. в мес.); 4) среднедушевые денежные доходы в месяц (руб.); 5) численность населения ниже прожиточного минимума (в % к общей численно­сти); 6) задолженность по кредитам в рублях, выданных физическим лицам
Экономическая безопасность личности в сфере информационной обеспечен­ности 1) уд. вес домохозяйств имеющих ПК (%); 2) уд. вес домохозяйств имеющих интернет (%); 3) % охвата населения телевещанием (%)
Экономическая безопасность личности в сфере культуры и образования 1) отношение населения с высшим образованием в расчете на 1000 жителей; 2) численность зрителей в театрах в расчете на 1000 жителей; 3) количество посещений музеев в расчете на 1000 жителей; 4) количество спортивных сооружений в расчете на 1000 жителей; 5) количество спортивных залов в расчете на 1000 жителей; 6) количество спортивных бассейнов в расчете на 1000 жителей; 7) объем библиотечных фондов в расчете на 1000 жителей

Наличие такого широкого спектра показате­лей вызывает потребность построения инте­грального показателя с помощью метода главных компонент, и дальнейшей иерархической клас­сификации и кластеризации полученных резуль­татов.

Это больше подходит к п. 1.1. Эффективная социально-экономическая по­литика государства является основой для созда­ния системы экономической безопасности лич­ности, которая должна гарантировать условия защиты жизненных интересов, обеспечивать со­циальное развитие и социальную защищенность личности.

Государственная стратегия экономической безопасности личности должна включать:

- характеристику опасностей и угроз;

- определение критериев и параметров со­стояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности личности;

- механизмы обеспечения экономической безопасности личности, защиты жизненно важных интересов на основе применения всеми института­ми государственной власти правовых, экономиче­ских и административных мер воздействия.

Выводы по главе 1.


Таблица 2

Численность занятых в Российской Федерации с 2007-2014гг. [7] Ед. изм.??? Приведите таблицу в норму. Возьмите лучше цифры за 2010-2014 гг. и добавьте графы с абс. изменением, темпами роста. А потом после таблицы делайте анализ.

               
70770,3 71003,1 69410,5 69933,7 70856,6 71545,4 71391,5 71539,0

Уровень занятости ЭАН на фоне сокращения общей численности населения России в рассматриваемом периоде также устойчиво возрастал — с 89,4% в 2000 году до 94,8% в 2014 году. Кризис 2008-2009 годов незначительно и лишь на относительно короткое время повлиял на эту тенденцию: сокращение наметилось в 2008 году (показатель занятости ЭАН упал до 93,8% — на 0,2 п.п. по сравнению с 2007 годом), и усилилось в 2009 году — до минимума 91,7%. Однако уже в 2010 году уровень занятости ЭАН возрос до 92,7% и продолжал расти в последующие годы. В 2012 году он составил 94,5%, превысив докризисные показатели 2007-2008 годов, после чего рост фактически остановился (-0,02 п.п. в 2013 году и +0,3 п.п. в 2014 году).

В разрезе отдельных видов экономической деятельности, например в обрабатывающей промышленности и в строительстве, также прослеживается связь динамики среднегодовой численности занятых и производства, в том числе из-за кризисных явлений. Однако влияние и последствия кризиса 2008-2009 годов для разных секторов экономики оказались различными. (табл. 3. см.приложение). Так, численность занятых в обрабатывающей промышленности сократилась в 2008-2009 годах на 1,7 млн чел. (или на 14%), после чего до сих пор так и не восстановилась, несмотря на положительные значения прироста физического объема производства (около 8% в среднем за год в 2010-2012 годах).

Вне рамок рассмотрения проблем занятости в Российской Федерации обычно остается часть населения страны, определяемая как экономически неактивное население. Между тем, согласно данным Росстата, в данную группу входит в среднем каждый четвертый житель страны, причем половина из них находится в трудоспособном возрасте. Численность экономически неактивного населения и его доля в населении страны в анализируемом периоде имела устойчивую тенденцию к сокращению (Таблица 4). В 2009 году на фоне кризиса в данной категории населения до максимума в 16% вырастала доля выразивших желание иметь работу и одновременно среди них падала доля отчаявшихся найти работу.

Преобладающую часть экономически неактивного населения (более 80%) составляют лица, не выражающие желание иметь работу по объективным причинам — обучающиеся по очной форме обучения, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.


 

Таблица 4

Некоторые характеристики экономически неактивного населения в России [8]

Показатели                  
Численности экономически неактивного населения, млн. чел. 40,0 36, 9 36,6 36,2 36, 0 35, 1 34,5 34,7 34,1
Удельный вес экономически неактивного населения в общей численности населения, % 27,4 25,9 25,6 25,4 25,2 24,6 24,1 24,2 23,7
Из общей численности экономически неактивного населения лица:                  
- не выразившие желания иметь работу, % 84,6 86,5 85,1 83,9 87,4 88,9 89,2 84,6 85,7
- выразившие желание иметь работу, % 15,4 13,5 14,9 16,1 12,6 11,1 10,8 15,4 14,3
Из общего числа выразивших желание иметь работу:                  
- ищут работу, но не готовы приступить к ней, % 9,0 7,8 9,7 10,7 11,6 11,2 6,7 9,00 8,4
- не ищут работу, %   92,2 90,3 89,3 88,4 88,8 93,3   91,6
из них отчаялись найти работу 21,1 26,7 24,4 19,7 20,1 23,1 18,4 21,1 23,2

 

Остальные (а в различные годы их удельный вес колебался в пределах 11-15%), судя по данным обследований, проводимых Росстатом, желали иметь работу, но не работали и не относились к безработным — как зарегистрированным, так и незарегистрированным. Эта группа экономически неактивного населения достаточно слабо реагировала на изменения ситуации на национальном рынке труда, в том числе в период кризиса 2008-2009 годов, а абсолютное большинство ее представителей (88% и более) вообще не ищут работу, в том числе в связи с невозможностью ее получения («отчаялись найти работу»).

Наличие столь значительного контингента незанятого трудоспособного населения, не имеющего легальных источников средств существования, представляет серьезную социально-экономическую проблему — в контекстах бедности и необходимости ее снижения, а также формирования и распределения средств государственных внебюджетных фондов, с позиций эффективности функционирования государственной службы занятости и др.

Отсутствие возможности трудоустройства у значительной части экономически неактивного населения трудоспособного возраста, желающей работать, является также индикатором недостаточно эффективной работы государственной службы занятости.

Решение проблемы возможно путем углубленного изучения данного феномена, выяснения причин его возникновения и выработки специальных адресных мер в рамках федеральной и региональных целевых программ содействия занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные службы занятости, по сравнению с ноябрем текущего года снизилась на 71,5 тыс. вакансий и на конец декабря составила 1,14 млн. вакансий. Что в свою очередь негативно влияет на коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий, который в декабре текущего года увеличился и составил 101,3 человека (за соответствующий месяц 2014 г. - 73,4 человек).

С учетом поступивших статистических данных Росстат скорректировал оценку по номинальной начисленной заработной плате работников организаций за ноябрь в сторону понижения до 33347 рублей. При этом новое значение номинального прироста заработной платы в ноябре 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 года составило 3 % (предварительная оценка 4,6 %), а масштабы сокращения реальной заработной платы увеличились до 10,4 % (9 % по предварительной оценке).

Рисунок 1. Динамика заработной платы, % [9]

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в декабре 2015 г., по оценке Росстата, составила 42684 рубля и по сравнению с декабрем 2014 г. выросла на 1,6%, реальная заработная плата снизилась на 10 процентов.

В целом за январь-декабрь 2015 г. номинальная начисленная заработная плата, по оценке Росстата, составила 33925 рублей, номинальный прирост относительно 2014года составил 10,6 %, а реальная заработной платы снизилась на 9,5 процента.

Напоминаем, что данные за декабрь 2015 г. оценочные и могут быть значительно скорректированы в феврале текущего года.

Начиная с сентября 2015 г. в финансовой деятельности и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности сохраняются отрицательные темпы роста номинальной заработной платы. Так, в финансовой деятельности снижение заработной платы в ноябре 2015 г. относительно ноября 2014 г. составило 0,8 %, в государственном управлении и обеспечению военной безопасности снижение составило 11 процентов. Помимо вышеуказанных видов экономической деятельности, отрицательные темпы роста номинальной заработной платы в ноябре 2015 г. отмечались так же в торговле автотранспортными средствами и мотоциклами (снижение относительно ноября 2014 г. составило 0,8 процента).

Несмотря на то, что начиная с сентября 2015 г., снижение номинальной заработной платы в отдельные месяцы отмечалось уже в 5 наблюдаемых видах экономической деятельности (в финансовой деятельности, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, в научных исследованиях и разработках, в издательской и полиграфической деятельности и в торговле автотранспортными средствами и мотоциклами) в среднем за январь-ноябрь 2015 г. снижение номинальной заработной платы отмечалось только в государственном управлении и обеспечении военной безопасности - на 0,9 %, в финансовой деятельности был отмечен незначительный рост - на 0,2 процента.

Заработная плата в финансовой деятельности остается одной из самых высоких среди наблюдаемых видов экономической деятельности и превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2 раза (в 2013-2014 гг. - 2,1 раза). Лидерами по уровню оплаты труда так же остаются отрасли топливно-энергетического сектора, среднемесячная заработная плата в которых текущем году превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2,1-2,6 раза.

Аутсайдерами по уровню заработной платы остаются текстильное и швейное производство (47 % от среднероссийской заработной платы), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (53 %) и сельское хозяйство (58 процентов).

Для обеспечения дополнительной поддержки наименее оплачиваемой категории работающих граждан в кризисный период был принят Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»«, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2016 г. повышен на 4% до 6204 рублей.

За январь-ноябрь 2015 года численность работников по сопоставимому кругу организаций, без учета Крымского федерального округа, относительно аналогичного периода 2014 года снизилась на 1,1 процента. После периода активного привлечения работников в финансовую деятельность на протяжении 2012-2014 гг., в кризисных условиях 2015 года организации данного сектора экономики провели заметную оптимизацию. Так, по сравнению с соответствующим периодом 2014 года за январь-ноябрь 2015 г. численность работников в финансовой деятельности снизилась на 4,9 % (в ноябре 2015 года - на 7,1 %, в октябре 2015 года - на 6,8 %, в сентябре 2015 года - на 6,4 процента). Среди других видов экономической деятельности в рассматриваемый период существенное снижение численности работников отмечено в промышленных видах деятельности (в целом по промышленности снижение 2 %) и в строительстве (снижение 3,8 процента). Рост численности работников в январе-ноябре 2014 г. относительно аналогичного периода 2014 года наблюдался в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - на 1,8 процента. С учетом неоднородности данного вида деятельности, следует отметить, что основным источником роста были подвиды, связанные с арендой и использованием вычислительных мощностей.

Рисунок 2. Структура просроченной задолженности по заработной плате, в % [10]

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2016г. Составила млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 декабря 2015 г. на

8,4 процента.

Суммарная задолженность по заработной плате, отмеченная на 1 января 2016 г., составляет 40,7 % от максимального значения, отмеченного в прошлый финансовый кризис 2009 года, и не превышает 1 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

С 1 января 2015 года в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсий. Стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля проиндексированы на 11,4 процента. В результате стоимость одного пенсионного коэффициента составила 71 рубль 41 копейку.

Индексация страховой пенсии, а также фиксированной выплаты к ней позволила повысить уровень пенсионного обеспечения почти 39 млн. человек, получающих на дату перерасчета страховые пенсии.

Кроме того, с 1 апреля 2015 г. на 10,3 процента проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Данное повышение затронуло свыше 3 млн. человек, получателей социальных пенсий и выплат.

Средний размер назначенных пенсий, по предварительной оценке Росстата, в 2015 году составил 11984 рубля и увеличился по сравнению с 2014 годом на 11,2 процента.

В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан осуществлена индексация в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2014 и 2017 годов». На 5,5 % с 1 января 2015 г. были увеличены размеры государственных пособий и социальных выплат гражданам, имеющим детей, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; с 1 апреля - ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, финансируемых из федерального бюджета.

Зафиксированное в 2014 г. снижение реальных располагаемых доходов населения продолжилось и усилилось в 2015 году. Несмотря на существенное замедление спада в декабре 2015 г. (снижение 0,7 % к декабрю 2014 г. после снижения на 6,5 % в ноябре 2014г. в годовом выражении), объясняемое низкой базой декабря 2014 года и снижением динамики индекса потребительских цен, в целом в 2015 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 4 процента.

По предварительной оценке Росстата, объем денежных доходов населения в 2014году составил 53202,9 млрд. рублей с ростом относительно 2014 года на 10,2 процента. Стоит отметить замедление темпов роста доходов в течение года с 12,8 % в I квартале до 9,3 % во IV квартале 2015 года. Денежные расходы и сбережения за год увеличились на 12,0 % относительно уровня 2014 года и составили 53620,9млрд. рублей. Традиционное превышение доходов над расходами и сбережениями, зафиксированное в декабре 2015 г. не компенсировало превышения расходов и сбережений над доходами в I квартале 2015 г., в результате чего в целом за 2014год расходы и сбережения населения превысили доходы на 418 млрд. рублей.[11]

В течение всего 2015 года население придерживалось сберегательной модели поведения. В результате доля доходов, направленная на приобретение товаров и оплату услуг, снизилась до 71,2 % с 75,3 % в 2014 году (справочно: в 2013 г. - 73,6 %, в 2012 г.-74,2процента). Таким образом, можно говорить о достаточно серьезных изменениях в потребительском поведении населения, произошедших в ответ на неблагоприятную экономическую динамику. В условиях сокращения реальных заработных плат и реальных располагаемых доходов население в целях экономии сократило объем расходов на те покупки, которые можно отложить. Сокращение потребительского кредитования выступило еще одним фактором, способствующим снижению доли потребительских расходов. По оценкам Росстата, снижение объема задолженности по кредитам населения в 2015 году составило 822,9 млрд. рублей.

 

% млрд. руб

Рисунок 3. Склонность к сбережению и изменение задолженности по кредитам

Снизив уровень потребления, население значительно увеличило долю сбережений в структуре использования денежных доходов. При этом в течение года население использовало разные формы сбережений. Доля доходов, направленных на приобретение валюты по итогам года составила 4,2 %, против 5,8 % в 2014 году. Высокая значимость банковских вкладов как инструмента сбережения в 2015 году объясняется более высокой, чем в прошлые годы доходностью депозитов. Прирост сбережений на депозитных счетах населения составил 5% доходов населения (2672,4 млрд. рублей) в то время как в 2014г. по результатам года был зафиксирован отток денежных средств с депозитов в размере 308,4 млрд. рублей. Наиболее значимый прирост средств на депозитных счетах населения пришелся на декабрь 2015 года, составив 1033,3 млрд. рублей.

Доля доходов, направленная на приобретение недвижимости, в 2015 г. оказалась на 2 п.п. ниже, чем в 2014 году, составив 2,5 процента. Это связано с тем, что повышение ставок по кредитам сделало ипотеку менее доступной для населения.

Доля доходов, направленная на приобретение государственных и других ценных бумаг, в 2015 году осталась стабильной относительно уровня 2014 года, составив 1,5 % (в 2014 г. - 1,4 процента).

В результате норма чистых сбережений в целом за 2015 год составила 15,4 %, что стало максимальным показателем за последние 5 лет.

Высокие темпы роста инфляции в 2015 году стали причиной существенного роста величины прожиточного минимума.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2015 год, по предварительной оценке, составила 9701 рубль с ростом к соответствующему периоду 2014 года на 20,5 процента при среднегодовом росте потребительских цен на 15,5 процента. Прожиточный минимум трудоспособного населения в 2015 году оценивается на уровне 10455 рублей, пенсионеров - 7965 рублей и детей - 9472 рубля.

Основной рост величины прожиточного минимума пришелся на I - II кварталы 2014года, в то время как снижение стоимости продуктов питания в составе потребительской корзины летом и осенью 2015 года привело к снижению размера величины прожиточного минимума в III-IV кварталах 2015 года.

Существенный рост величины прожиточного минимума в начале года, в свою очередь, повлек за собой рост уровня бедности. Как и ожидалось, сезонное снижение цен на отдельные группы продовольственных товаров обеспечило положительную динамику доли бедного населения, снизив ее в III квартале до 12,4 процентов. В целом за 9 месяцев 2015 года уровень бедности составил 14,1 процента. С учетом этого, Минэкономразвития России ожидает, что в целом за 2015 год уровень бедности составит около 13 процентов.

Дифференциация населения по уровню доходов за 2015 год, по предварительным данным, составила 15,5 раз против 16,0 раз в 2014 году.

Везде, перед рисунками, таблицами, схемами должны быть в тексте ссылки на нижеприведенные рисунки, таблицы или схемы.

Небольшое окончание после пункта.

Таблица 5

Типология регионов по соответствию фактического уровня потребления основных продуктов питания рациональным нормам в 2013 г. по регионам РФ (в %) [14]

Груп па Число регионов хлеб карто­ фель овощи фрукты мясо молоко яйца рыба сахар масло рас­тительное
    95,6 101,2 95,6 106,6 108,1 98,6 100,5 110,8 112,0 113,8
    84,8 80,3 82,0 101,0 100,8 92,3 91,1 100,9 94,7 97,1
    104,0 90,8 74,8 78,1 84,0 77,3 76,5 76,3 94,1 100,3
    140,3 112,5 120,4 108,1 106,4 107,0 74,4 71,4 130,6 141,6
Всего Среднее значение 95,3 93,8 88,6 99,7 101,6 93,0 92,7 100,6 104,3 107,4

Нормы потребления превышены по картофе­лю, фруктам и ягодам, мясу и мясным продуктам, яйцам, рыбе и рыбным продуктам, сахару и кон­дитерским изделиям, а также растительному мас­лу и другим жирам. Не достигнуты нормы по­требления по хлебу и хлебобулочным изделиям, овощам и бахчевым культурам, молоку и молоч­ным изделиям.

В отдельную группу выделились Карачаево- Черкессия и Чеченская республика - эти два ре­гиона имеют максимальные значения превыше­ния рациональных норм потребления по восьми из десяти основных продуктов питания, не соот­ветствуют фактические нормы потребления про­довольствия по яйцам и рыбе, что частично свя­зано с особенностями национальной кухни и тра­дициями.

К первичным (базовым) потребностям челове­ка кроме продовольствия также относится наличие жилья, а также комфортность проживания в нем, обусловленная обеспеченностью водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, ван­нами (душем), газом (сетевым, сжиженным)[15].

Наилучшие показатели обеспеченности жи­льем и его благоустроенностью сложились в восьми регионах РФ: г. Москва, г. Санкт-Петер­бург, Мурманская, Тюменская, Магаданская, Са­халинская области, Камчатский край, Чукотский АО. К регионам с низкими показателями обеспе­ченности жильем и его комфортностью можно отнести республики: Карелия, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Забайкальский, Красноярский, Приморский край, Иркутская, Ке­меровская, Новосибирская, Томская, Амурская области.

Самая крупная группировка объединила 41 регион, большинство которых представляют Цен­тральный и Приволжский федеральный округа, в них средний размер жилой площади в расчете на душу населения составил 24,25 м2, что на 0,61 м2 выше среднероссийского уровня, также положи­тельным моментом является высокий процент обеспеченности газом - 83,53 %, при среднерос­сийском показателе - 67,49 %.

Одним из показателей, характеризующим угрозу экономической безопасности личности является удельный вес ветхого жилья, среднерос­сийский уровень которого составил 4,23 %. Гра­ницы колеблемости данного показателя находятся в пределах от 0,4 % до 20,9 %.

Расчеты сгибов Тьюки показали, что в 20 ре­гионах удельный вес ветхого жилья не превышает 1,7 %, медианное значение составляет 2,65 % и в 75 % исследуемой совокупности 5,5 %. Разброс представленных характеристик обуславливает наличие правосторонней существенной асиммет­рии (2,22), то есть в большинстве исследуемых регионах существует превышение среднероссий­ских результатов, наличие положительного зна­чения эксцесса (5,7), указывает на смещение ре­гионов к центру, что вызывает островершинный характер распределения.

К регионам с серьезными проблемами с наличием значительного удельного веса ветхого жилья относятся республики: Ингушетия (20,9 %), Дагестан (18,5 %), Тыва (17,5 %), Саха (Якутия) - 13,8 % и Магаданская область (11,1 %). К регионам с наиболее низким значени­ем изношенности жилья следует отнести: Чечен­ская республика (0,4 %), г. Санкт-Петербург (0,4 %), г. Москва (0,4 %), Ставропольский край (0,6 %) и Курская область (0,7 %).

Одной из важных проблем обеспечения эко­номической безопасности личности является про­цесс воспроизводства населения. Для выявления факторов, влияющих на данный процесс, рас­смотрим степень зависимости показателя есте­ственной прироста (убыли) населения по регио­нам РФ в зависимости от следующих факторов: коэффициент демографической нагрузки, коэф­фициент соотношения разводов на 1000 браков, количество абортов на 1000 женщин и доли рас­ходов на алкоголь. Расчеты проведены с исполь­зованием программы IBMSPSSStatistics. Приме­нение пошагового метода включения факторов позволило выявить наиболее значимую модель:

Y=51,945-0,039x:-0,045x2-0,104xs-1,505x4,

где Y - естественный прирост (убыль) населения;

x1 - коэффициента демографической нагрузки;

x2 - коэффициент соотношения разводов на 1000 браков;

x3 - количества абортов на 1000 женщин;

x4 - доля расходов на алкоголь.

Для данной модели зависимости индекс кор­реляции равен R=0,83, а коэффициент детермина­ции R2=0,69, следовательно 69 % вариации ре­зультативного показателя обусловлено воздей­ствием факторов включаемых в модель, скоррек­тированное значение индекса корреляции соста­вило (0,673) при стандартной ошибки оценки (3,097). Критерий Дарбина-Уотсона составил (1,29), следовательно, модель можно использо­вать для дальнейших расчетов.

Разложение множественного коэффициента детерминации на отдельные составляющие показа­ло, что максимальное воздействие на коэффициент естественной прибыли (убыли) населения оказыва­ет показатель соотношения разводов на 1000 бра­ков - 57 % всей вариации, далее по степени воз­действия имеет значение коэффициент демографи­ческой нагрузки - 31,8 % вариации, далее оказыва­ет воздействие показатель количества абортов на 1000 женщин - 5,8 % вариации и замыкает иссле­дуемые зависимость показатель расходов на алко­голь - 4,0 % вариации. Таким образом, для улуч­шения воспроизводства населения в первую оче­редь необходимо обратить внимание на статистику брачности и разводимости и выяснить причины изменения данного показателя.[16]

Угрозой экономической безопасности лично­сти является уровень преступности, расчет пока­зателей описательной статистики показал, что средний уровень количества преступлений на 100000 жителей составил 1587 случаев. Получен­ное распределение регионов по данному показа­телю позволяет его отнести к нормальному, так как показатели левосторонней асимметрии (-0,1) и плосковершинного эксцесса (-0,1) не являются существенными, что подтверждается расчетами среднеквадратической ошибки выборки.

К регионам с наиболее высокими показателя­ми преступности следует отнести: Забайкальский, Пермский и Приморский край, Иркутскую об­ласть, республику Бурятию, по результатам предыдущих исследований следует отметить, что именно в этих регионах сложился низкий уровень жизни населения. К регионам с низким уровнем преступности можно отнести Чеченскую, Ингуш­скую республики, Рязанскую область.

Одним из показателей комфортности прожи­вания населения является характеристика эколо­гической безопасности, одной из важнейших ха­рактеристик которой является показатель антро­погенной нагрузки, т. е. количества выбросов за­грязняющих веществ в атмосферный воздух, от­ходящих от стационарных источников в расчете на душу населения (тонн на человека).

Результаты исследования показали, что в 67 регионах РФ данный показатель в среднем со­ставляет 70,3 кг на душу населения в год, к терри­ториям с повышенной нормой антропогенной нагрузки (в среднем 338,7 кг на душу населения) следует отнести: Архангельскую, Вологодскую, Липецкую, Мурманскую, Оренбургскую, Сверд­ловскую, Иркутскую, Кемеровскую, Томскую об­ласти и Чукотский АО. В критической зоне эко­логической безопасности проживает население трех регионов: республики Коми, Тюменской об­ласти и Красноярского края (898,7 кг на душу в год). К территориям с комфортными показателя­ми антропогенной нагрузки следует отнести рес­публики Северного Кавказа: Ингушетия, Кабар­дино-Балкария, Северная Осетия (Алания) и Да­гестан.[17]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.087 с.)