Тестирование, как метод профотбора руководителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестирование, как метод профотбора руководителей



 

В настоящее время в нашей стране чаще всего используется психологическое тестирование: претендент на должность того или иного руководителя (за исключением менеджеров высшего звена) выполняет определенные психологические тесты, а психолог на основании полученных результатов делает вывод о развитии у него определенных качеств. Многие начинающие психологи, занимающиеся подбором персонала, убеждены, что их профессиональная успешность прямо пропорциональна количеству имеющихся в их арсенале тестов.

Тестологическое направление является до сих пор наиболее распространенным в профессиональном отборе, хотя и критикуется на теоретическом уровне. По мнению таких авторитетов, как Мюррей и Фрейд, бесполезно спрашивать человека о мотивах его поведения, потому что мотивы находятся в подсознании и поэтому недоступны самонаблюдению.

В последнее время многие психологи считают целесообразным проводить тестирование в условиях стресса, т.к. при этом обнажаются глубинные пласты человеческой психики. Однако при этом есть опасность выйти за границы компетенции психолога. Так, во Франции использование личностных тестов, особенно проективных методик, считается недопустимым по этическим соображениям. Клиент должен знать, какие качества измеряются, и какова рода информация может быть выявлена. Поэтому так важно при подборе методов диагностики четко представлять, какие параметры личности надо исследовать и что, потом делать с полученными результатами.

Комплекс тестов, который психолог предлагает претенденту, строится по специальным правилам:

- правилу пересечения тестов (информация об одном и том же качестве извлекается из разных тестов); правилу необходимости и достаточности (тестов не должно быть в избытке - тратится драгоценное время, но и не должно быть мало - будет получено недостаточно информации);

- правилу полноты охвата (тесты должны дать всю необходимую информацию о личности);

- правилу разнородности тестов (должны использоваться как тесты, дающие информацию, осознаваемую человеком, так и тесты, черпающие информацию "из подсознания"). Это один из способов, с помощью которого психолог обеспечивает необходимый уровень достоверности получаемых данных. При этом, естественно, набор тестов в комплексе для одной должности отличается от набора, который используется для другой.

Обработка данных позволяет получить перечень определенных качеств, оценить эти качества с точки зрения "много - мало", "высокий, средний, низкий" или отнести претендента к определенному типу личности.

На этом этапе возникает много вопросов, так как могут быть получены самые разные и противоречивые данные. Например, по одному из тестов получается, что человек уверен в себе, решителен и стремится к успеху, а результаты другого утверждают, что он колеблется при принятии решений, избегает ответственности и живет по принципу "как бы чего не вышло".

Интерпретация результатов - основной, ключевой этап диагностики. Психолог должен объединить всю информацию: увидеть, какие качества в данном конкретном человеке главные, а какие - второстепенные, какие являются причиной, а какие - следствием, как часто каждое из них проявляется и в каких ситуациях, т. е. увидеть структуру личности. Как правило, все противоречивые данные находят в ней свое место.

Качества, которые психолог изучает при помощи тестов, в основном являются врожденными или в значительной степени строятся на врожденной основе, а заключение психолог готовит на конкретного человека, индивидуальность. Он должен заметить это индивидуальное, отличающее одного человека от другого, и оценить, насколько замеченное не случайно, а присуще этому человеку.

Для правильной интерпретации полученных данных психолог использует специальные знания о строении личности человека, взаимодействии и взаимовлиянии отдельных качеств (в т. ч. о причинно-следственных отношениях между ними), возрастных особенностях (одни и те же качества интерпретируются по-разному в зависимости от возраста человека), поведении в состоянии стресса и в конфликтных ситуациях, в нормальном и пограничном состоянии, а также о том, как у людей определенного склада проявляются срывы в адаптации к людям и обстоятельствам, и др.

Наконец, психолог должен выявить основные проблемы человека и увидеть, как они могут отразиться на его предполагаемой работе.

Чтобы уметь построить прогнозы и разработать рекомендации, психолог должен быть весьма квалифицированным специалистом: он должен знать, насколько пластичны (способны к изменению) те или иные качества человека, что происходит с определенными качествами с возрастом или под влиянием стресса и т. д. Но, самое важное, он должен умело применять эти знания к конкретной личности и видеть основные тенденции ее развития в целом и под влиянием конкретной профессиональной деятельности.

Заключение по результатам тестирования обычно бывает адресовано человеку, решающему вопрос о приеме претендента на работу (руководителю кадровой службы или руководителю фирмы). Этот человек не является специалистом в области психологии, поэтому первая задача, которая стоит перед психологом, - изложить свои мысли ясно и доходчиво, без использования специальных терминов. Вторая задача - написать заключение так, чтобы оно было не просто перечнем отдельно взятых качеств, а давало представление о конкретной личности со своими особенностями, отличающими ее от других, и своими проблемами. И, наконец, психолог должен исключить выражения в заключении своего личного отношения к претенденту, которое невольно складывается у него в процессе общения.

Наиболее часто при профессиональном отборе руководящего состава психологи используют следующие тестовые методики: тесты «Лидерство» и «Эффективность лидерства», методика т.Лири, методика «Исследование уровня мотивации», методика Р. Кэттелла, «Восьмицветовой тест Люшера», КОТ «Краткий ориентировочный тест», методика СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности).

1). Методика т.Лири

Назначение: определение ведущих форм социального поведения личности. Предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:

- доминантность, склонность к руководству, лидерские данные;

- уверенность в себе, самостоятельность;

- непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм;

- независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении;

- неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность;

- зависимость, подчиненность, неприспособленность;

- общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих;

- отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.

Процедура: испытуемый должен соотнести 128 характеристик с позиции «правильности». Тестирование занимает 25 минут.

2). Методика «Исследование уровня мотивации».

Назначение: оценка потребности в достижении, выявление долговременной мотивации поведения и деятельности.

Процедура: испытуемым предлагается опросник из 22 суждений. Нужно определить их «правильность» или «неправильность» по отношению к себе. Выполнение теста занимает 15 минут.

3). Методика Р. Кэттелла.

Назначение: выявление количественной оценки 16 различных черт личности человека.

Процедура: испытуемым предлагается опросник из 187 суждений Нужно определить их «правильность» или «неправильность» по отношению к себе. Выполнение теста занимает около 35 минут.

4). Методика «Восьмицветовой тест Люшера»

Назначение: полное характерологическое описание личности: скрытые конфликты, актуальные внутренние проблемы и их компенсация, наличие психологического и физиологического стресса, ведущие тенденции психической жизни, прогноз на будущее.

Разработан на основе функциональной психологии цветовосприятия, является высокоэффективной проективной методикой.

Действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения цвета в ряду индивидуального предпочтения. Интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов, стандартных размеров и оттенков.

Процедура: выбор исследуемым цветовых стимулов в порядке предпочтения. Из восьми цветов на первое место ставится самый приятный цвет, на последнее - наименее приятный. Выполнение теста занимает 2-3 минуты (на каждого испытуемого).

5). Методика КОТ «Краткий ориентировочный тест»

Назначение: исследование умственных способностей. КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику ведущих функций интеллекта:

- способность обобщения и анализа материала;

- гибкость мышления;

- инертность мышления, переключаемость;

- эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость;

- скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания;

- употребление языка, грамотность;

- выбор оптимальной стратегии, ориентировка;

- пространственное воображение.

Процедура: испытуемым предлагается 50 тестовых заданий с вариантами ответов. Выполнение теста занимает 25 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.009 с.)