Нормы конституционного права: понятие, особенности и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы конституционного права: понятие, особенности и виды.



КПН - это об­щеобязательные, абстрактные, формально-опред.в констит.-пр.актах правила, установл.и охраняе­мые гос-вом и направленные на регулирование общ. отнош-й, составляющих предмет КП, путем установления П и О их участников. Нормы КП содержат в себе св-ва, характерные для любой пр.нормы, и специфические кач-ва, определяемые при­надлежностью к КП. К общим св-вам относится: нормативность, т.е.норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в кач-ве соц.регулятора общ.отнош-й через определе­ние П и О участников этих отнош-й. Обобщенность нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общ.отнош-ям и устанавливает правило поведения, кот.д.следовать суб-ты этих отнош-й. Общеобязательность проявл.в необх-ти под­чинения ей всех суб-тов, на кот.распространяется действие этой нормы. Формальная определ-ть означает, что нормы со­держатся в опр.актах — источниках права, письм.актах-до­к-тах, имеющих юр.силу. Признаки КПН: 1) круг общ.отнош-й - предмет регулирования КПН; 2) источники, в кот.содержатся КПН, из кот.особо необходимо выделить К.- осн.з-н го­с-ва; 3) учредит.хар-р предписаний. Это выраж-ся в том, что они закрепляют и оформляют осн.общ.-пол.институты и регулируют собственно процесс создания пр.норм. Этот при­знак наиболее характерен для норм, содержащихся в К-и; 4) разнообразие норм КП. КПН отличаются многообразием своих видов, среди кот.большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, де­финитивные и декларативные нормы. Нормы КП имеют своеобразную структуру (имеют обычно диспозицию). Классиф-ция КПН: 1. По содерж-ю: нормы закрепляющие основы конст.строя; нормы, регулир.П и С чел-ка и гр-на; нормы, определ.феде­рат.устр-во РФ; нормы, определ.поря­док осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации гос.вл; нормы, за­крепляющие систему МСУ; нормы, определяющие ста­тус К.2. По функциям, кот.выполняют пр.нормы: регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные КПН регулируют общ.отнош-я, определяя П и О их участников. Охранитель­ные закрепляют меры юр.отв-ти и меры защиты суб-ных прав. Особ-ть специализированных норм -непосредственно на основе них ПО не возникают. Они имеют дополнит.ха­р-р, кот.выражается в том, что при регулир-и общ.отно­ш-й они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализир.нормам отно­сятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и деклара­тивные нормы, а, с др.стороны, нормы, регулирующ.действие и приме­нение др.норм: оперативные и коллизионные нормы. Общие направлены на фиксирование в обобщенном виде опр.элементов регулируемых отнош-й. Дефи­нитивные закрепляют признаки опред.пр.категории. Декларативные отражают пр-пы регулирования общ.отнош-й нор­мами данной отрасли права, закрепляют задачи данной совок-ти пр.норм. Оперативные изменяют или отменяют действие иных норм, выпол­няя,т.о.,служебные ф-ции. Коллизионные оп­ределяют, какие нормы из совок-ти возможных применяются к данному отнош-ю. 3. По форме предписания: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Уп равомочивающие устанавл.право суб-та совершать действия, предусм.нормой. К ним относится большое кол-во норм, оп­редел.права чел-ка и гр-на. Обязывающие устанавл.обяз-ть суб-та совершать опред.действия. Запрещающие. устанавл.обяз-ть суб-та воздерживаться от опред.действий, не совершать их. 4. По методу прав. регулирования: императивные и диспозитивные. В императивных нор­мах содержатся категорические предписания, кот.не м.б.заменены др.по усмотрению суб-та. Диспозитивные определ.возм-ть совершения или не­совершения к-л действия, выбора варианта поведения. 5. По хар-ру регулятивных отнош-й: материальные и процессуальные. Материальные определяют содерж-е пр.регулир-я, П и О суб-тов права. Процессуальные закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действ-ть. 6. По юр.силе: в завис-ти от того, какой акт явл.источником нормы, а также от раз­граничения предметов ведения м/у Фед-й и ее суб-тами. Наи­высшей юр.силой обладают нормы К.РФ как осн.з-на гос-ва, а также нормы, содержащиеся в межд.дог-рах. 7. По терр-рии действия: нормы, кот.действуют на всей терр-и РФ, нормы, кот.распростр.на часть ее терр-ии. 8. По хар-ру действия: нормы прямого действия и опосредованные. 9.П о действию: постоянные, временные и чрезвычайные нормы.

 

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и
прекращения.

КПО - возникающая на основе норм КП общ.связь м/у суб-тами, выражающ-ся в форме субъ­ект.юр.П и О и поддерживаемая принуди­т.силой гос-ва. Классификация КПО: 1.По способу индивидуализации суб-тов: общие и конкретные. Общие ПО-.ПО, основанные на таких общих П и О, суб-ы кот. не имеют поименной индивидуализации. Суб-­тами таких ПО выступают все суб-ты в рамках пр.системы, каждый находится в отнош-и с каждым. Конкретные ПО- это отнош-я, суб-ты кот.определены путем поименной индиви­дуализации. Конкретные ПО: относительные и абсолютные. В относительных ПО поименно определены все суб-ты. В абсолютных ПО поименно определена одна сторона -носитель суб.права. 2. В завис-ти от ф-ций норм, на основе кот.возникают КПО: регулятивные и охранительные ПО. Регулятивные возникают вследствие правомерного поведения их суб-тов на основе действия регу­лят.норм, через них реализуются их П и О. Охрани­тельные возникают вследствие неправомер.поведения суб-тов на основе охранит.юридических норм, через них реализуются меры юр.отв-ти и меры защиты суб.прав.3. Регулятивные отнош-я в завис-ти от хар-ра П и О суб-тов и разновидностей регулятивных КПН: ПО активного и пассивного типа. ПО активного тина складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обяз-ть совершить опред.действия КПО пассивного типа складыв-ся на основании управомочивающих и запрещающих норм и ха­рактер-ся пассивной обяз-тью обязанного суб-та соблюдать права др.лица или соблюдать установл.запрет. Еще виды КПО: материальные и процессуальные, временные и постоянные, по конст.-пр.институтам, на основе кот.они возникают, по суб-там. Для возникновения, изменения или прекращения КПО необходимы юр.факты– жизн.обст-­ва, с кот.пр.норма связывает возникновение, изменение или пре­кращениеПО. Юр.факы: События обстоят-ва, не зависящие от воли людей (рождение чел-ка). Действия как волевое поведение людей, внешн.выражение их воли и со­знания раздел-ся на правомерные и неправомерные. Правомерное дейст­вие - волевое поведение, кот.соответствует пр.предписаниям, согласуется с содерж-м П и О суб-тов. Неправомерное - волевое поведение, кот.не соответствует пр.пред­писаниям, ущемляет суб.права, не согласуется с возлож.на лиц юр.обяз-ми. КПО возникают, изме­няются или прекращаются под действием не одного, а неск.юр.фактов, образующих фактич.состав (сис­тема юр.фактов, необход-х для наступления юр.последствий.

 

4. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

КПО - возникающая на основе норм КП общ.связь м/у суб-тами, выражающаяся в форме суб.юр.П и О и поддерживаемая принуди­т.силой гос-ва. Суб-ты КПО - участники общ.отнош-й, регулируемых КП, кот.по своим особенностям фактически м.б.носителями юр.П и О и кот.приобрели св-ва суб-та в силу норм КП. Способность выступать суб-том КПО –конст.правосубъектностью. Круг суб-тов КПО отлич-ся опре­д.спецификой. Суб-ми КПО м.выступать: физ.лица (гр-не, иностранцы, лица без гражд-ва /права последних 2 категорий ограничены/); гос-во, обладающее суверенитетом на всей терр-и и независимостью в отнош-ях с др.гос-вами; органы гос. власти (центральные, региональные, гос. органы МСУ); депутаты парламентов и региональных законодательных собраний, представительных органов МСУ; общности людей (народ данной страны, народы суб-ов фед-и, население адм.-территор. единиц); гос.-территор.образования (части федерации, автономии); органы МСУ (районные, городские, сельские); ассоциации гр-ан (полит. партии, массовые общ. организации, профсоюзы, религиозные объединения).

Объект ПО – это то,на что направлено правоотношение. Объекты констит.-пр.отношений: гос.территория, самоопределение наций,полит.власть, поведение людей,действия гос.органов и общественных организаций, личный материальные ценности, собственность, права и свободы чел-ка, личные неимущественные блага: честь,достоинство, совесть.

 

5. Источники конституционного права России как отрасли: понятие, виды.

Источник права — это внешняя форма выражения пр.норм. В соотв-ии с этим источниками КП явл.разл.формы выражения констит.-пр.норм. Система источников существенно зависит от гос.-территориального устройства страны. В РФ, где имеется к-ия и система законод-ва не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят норм.акты и федерации и ее суб-тов. Источники КП м.разделить на 2 основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественным правом явл.общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав чел-ка. В России в числе источников права признается лишь позитивное право. Источники КП м.разделить по их юр.силе на следующие виды: 1. КРФ – явл.основным источником КП. Ее роль обусловлена разл.факторами, характеризующими полож-е среди др.источников КП. 1. она выступают наивысшей формой воплощения гос.воли народа. Она принимаются народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнед-ти общ-ва и гос-ва. Она касаются сущности и формы гос-ва, механизма гос. власти, функционирования гражд.общ-ва, прав и свобод чел-ка и гр-на. 2. К РФ обладают высшей юр.силой. З-ны и все др.НПА, принимаемые в стране, действия гр-н, обществ.объединений, должностных лиц и гос.органов не должны противоречить К-и. 3. Конституц.нормы явл. первичными и имеют учредит.хар-р. Для КРФ не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права. 4. нормы к-ии явл.важнейшим источником не только КП, но и всех др.отраслей права; они составляют основу пр.регулирования всех обществ.отнош-й. 2. З-ны обладают наибольшей после К-и юр.силой и явл.самым распростр.источником КП. Конечно, источником КП явл.не все з-ны, а только те, кот.содержат конституц.-пр.нормы. По территории действия з-ны делятся на общенацион.и региональные, в РФ — з-ны федерации и з-ны суб-тов федерации. 3. НПА исполн.власти. К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой гос-ва, прав-вом, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в гос.механизме главы гос-ва и прав-ва. Акты исполн.власти явл.источником КП лишь тогда, когда содержат его нормы. 4. НПА констит.контроля (надзора). К ним относятся реш-я констит.суда. Они явл.источниками КП, если носят норм.-пр.хар-р и содержат констит.-пр.нормы о конст-ти з-нов, о толковании конституции и т. д. 5. Реш-я ОМС. Такие нормы имеются, напр., в уставах, статутах муницип.образований, поскольку они регулируют отнош-я, связанные с осуществлением публичной власти. 8. Нормы межд.права, междунар.и внутригос.дог-ры. Эти акты служат источником КП в том случае, если регулируют конституц.проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. 9. К-ии республик – суб-тов РФ, Уставы. 10. Регламенты палат Фед.собрания. 11. Действующие практы бывшего СССР и РСФСР.

 

6. Конституция России как основной источник конституционного права РФ.

К РФ. КРФ - ос­н.источник любой отрасли национ.права, и в 1-ую оче­редь конст-го. Специфика К-и: 1) К принимается народом или от имени народа, она явл.высшей формой воплощения гос.воли народа. Рос.К.93г.б.принята на референдуме, кот.явл.высшим непосредственным выражением власти народа; 2) констит.нормы имеют учредит.хар-р, устанавли­вая осн.пр-пы существования гос-ва (основы конст.строя), основы организации гос. власти, устанавливают порядок создания иных пр.норм. К нормы первич­ны, нет др.пр.акта, которому К д.б. бы со­ответствовать; 3) К определяет некот.виды иных источников права; 4) К РФ обладает высшей юр.силой и непосредствен­ным действием на всей терр-и РФ. З-ны и иные НПА не д.противоречить К РФ; 5) К РФ имеет не только пр., но и большое общ.-пол.и идеолог.значение, закрепляя идеалы, к кот.стремится общ-во ин­дивидов, объедин-ых совместным существованием в рамках РФ. К РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования рос.общ-ва; 6) больш-во конст.полож-й имеют общий хар-р, на­правлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общ-ва, затраги­вая главные аспекты регламентирования общ. отнош-й. Указанные черты присущи также к-циям респ-к в составе РФ и уставам краев, областей, городов фед.значе­ния, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на тер­р-и соответствующих суб-тов Фед-и и возглавляют систему пр.актов регионального уровня. В к-иях и уставах суб-тов РФ закрепляется пр.статус регионов как состав­ных частей Фед-и. Региональные к-и и уставы не д.противоречить К РФ.

 

7. Роль и место общепризнанных принципов и норм международного права и
международных договоров в конституционном праве России.

Следует различать межд.дог-ры и соглашения, заключаемые РФ с др.суверенными гос-вами, и внут­р.дог-ры и соглашения, заключаемые м/у Фед-ей и ее суб-тами или м/у суб-тами Фед-и. КРФ устанавливает, что общеприз­нанные пр-пы и нормы межд.права и межд.дог-ры РФ явл.состав­ной частью ее пр.системы. К устанавл.приоритет межд.права по отнош-ю к внутр-му, указывая. Включенная в К РФ формулировка "обще­признанные пр-пы и нормы межд.права" таит в себе много неясностей, т.к.в мире не суще­ствует общепринятого определения этих пр-пов и норм. Универ­сальное признание к-л нормы не порождает обязан-ти каж­дого гос-ва соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутр.праве, в акте ратифика­ции или в межгос.дог-ре. Многие исследователи задаются вопросом: существу­ют ли "общепризнанные пр-пы и нормы меж­д.права", каково их со­держ-е? Весьма многозначительна конст.формула о примате дог-рной нормы по отнош-ю к з-ну. В иерархии источников пра­ва ратифицированный межд.дог-р стоит выше, чем з-н,т.к. нормы последнего не м.отменять или противоречить нормам межд.дог-ра. Заключение РФ дог-ров с др.гос-вами регулир-ся ФЗ о межд.дог-рах РФ от 15 июля 95 г. З-н устанавливает, что полож-я официально опубликованных межд.дог-ров РФ, не требу­ющие издания внутригос.актов для примене­ния, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных полож-й межд.дог-ров РФ принимаются соответствующие пр. акты. З-ном устанавлив-ся порядок ратификации межд.дог-ров, порядок присоединения РФ к межд.дог-рам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия межд.дог-ров. Дела о соотв-и К РФ межд.дог-ров, не вступивших в силу (или отдельных их поло­ж-й), разрешаются КС РФ. Если Суд признает их не соответствующими К-и, то такие дог-ры не подлежат введению в действие и применению.

 

8. Законы как источники конституционного права РФ. Виды законов.

ФКЗ принимаются только по вопросам, предусмотренным КРФ. КРФ предусмотрена возможность принятия ФКЗ о чрезвычайном положении, о принятии в РФ и образовании в ее составе нов.суб-та, об изменении статуса суб-та РФ, о гос.флаге, гербе и гимне РФ, о референдуме, о военном положении, об Уполномо­ченном по правам человека, о Правительстве РФ, о суд. системе РФ, о КС, Верховном Суде, ВАСуде РФ, о Конституционном Собрании. В наст. время приняты ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», от 10 ок­тября 1995г. «О референдуме РФ», от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ», от 26 февраля 1997г. «Об Упол­номоченном по правам человека в РФ», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», от 28 апреля 1995г. «Об ар­битражных судах», «О чрезвычайном положении». ФКЗ имеют приоритет перед фед.з-ми и последние не д.им противоречить. ФКЗ имеют усложненную процедуру принятия.

К-цией указывается, что ФЗ не м.противоречить ФКЗ, из чего м.сделать вывод, что в иерархии источников права ФКЗ занимают более высокое место, следуя сразу же за К-ей. Констит.з-ны, как это вытекает из текста К-ии, д.приниматься по важней­шим вопросам, затрагивающим П и С гр-н, правомочия гос-ва. Такие з-­ны обязательно д.приниматься по вопросам, предус­мотренным К-цией; этих вопросов 15, но при­няты пока не все ФКЗ. ФКЗ не м.изменять К-ю и не явл. частью К-и. Многие из важных вопросов нуждаются в принятии только обычного фед.з-на. Требует изучения вопрос, почему столь важные для гос-ва по­рядок выборов Пр-та РФ или порядок фор­мирования Совета Фед-и и порядок выборов депутатов Гос.Думы устанавливаются обычным ФЗ, а порядок образования высших су­д. органов — ФКЗ. Констит.практика, пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия К-и, со временем выявит конкретную значимость та­кого подхода, пока же приходится исходить из стремления конст.законодателя по каким-то причинам сде­лать порядок создания суд.органов более сложным по сравнению с др.органами власти. Акты палат Фед.Собрания РФ. Гос.Дума и Совет Фед-и по вопросам, отнесенным К РФ к их ведению, вправе в соотв-ии с К РФ принимать постановления, больш-во из кот.носит правоприменительный хар-р, но некот.м.иметь и норм.хар-р. На­иболее значительными из них явл.Регламент Гос.Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Фед-и от 6 февраля 1996 г.Аналогичной силой в рамках суб-та Фед-и обладают акты законо­дат.(представительных) органов власти суб-тов РФ. Порядок принятия таких актов устанавливается в регион.к-циях и уставах.

 

9. Подзаконные акты как источники конституционного права РФ.

Указы Пр-та РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не д.про­тиворечить КРФ и ФЗ. Указы и распоряжения Пр-та отно­сятся к числу подзак.актов, т. е. м.б. отменены ФЗ. Указы Пр-та м.б.нормативными и ненормативными. 1-ые издаются на основании констит.полномочий Пр-та или в случае пробелов в законод-ве. 2-ые — это акты при­менения Пр-том какого-то з-на; по вр.действия и по кругу лиц, на кот.они распростр-ся, они носят ограниченный хар-р. Пр-т издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Пр-т вынужден издавать норм.указы по отдель­ным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, кот.сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие ФЗ. Распоряж-я Пр-та сравнительно редко носят норм.хар-р. Аналогичные пр.акты для своих терр-рий из­дают пр-ты и главы администраций рес­п-к и др. суб-тов РФ. Постановления Прав-ва РФ явл. источниками КП. Они издаются на основании и во исполнение КРФ, ФЗ, норм.указов Пр-та РФ. Это означает, что Прав-во РФ м.принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соотв-и с КРФ, ФКЗ «О Прав-ве РФ», указами Пр-та РФ. Т.к. Прав-во осуществляет исполн.власть, оно издает постанов­ления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Не все поста­новления Прав-ва имеют нор­м.значение и относятся к числу источников КП. Таковыми явл.акты, кот. содержат общеобязат.нормы, регулирующие отнош-я в сфере этой отрасли права. Все правител.акты явл.подзаконными актами, т. е. д.соотв-ть К, з-нам и указам Пр-та РФ. Постановления Прав-ва РФ явл.обязатель­ными для органов исполн.власти суб-тов Фед-и по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению Фе­д-и и ее суб-тов. Акты органов МСУ. Система МСУ, согласно К РФ, не входит в систему гос.власти. Поэтому акты органов МСУ не явл.в чистом виде НПА, а явл.источниками КП в смысле внеш.формы выражения норм.

 

10. Конституционно-правовые договоры и соглашения, юридический прецедент, правовой
обычай в системе источников конституционного права.

Следует различать межд. дог-ры и соглаш-я, заключаемые РФ с др.суверенными гос-вами, и внутр.дог-ры и соглашения, заключаемые м/у Фед-й и ее суб-тами или м/у суб-тами Фед-и. В практику РФ все шире входят внут­р. дог-ры и соглашения. Важным источником КП остается Федерат.Дог-р от 31 мар­та 1992 г., кот. были разграничены предметы ведения и полномочия РФ и ее суб-тов в той мере, в какой это не противоречит К-и. Др.пример: Дог-р м/у РФ Та­тарстан 1994 г., кот.было проведено разграничение пред­метов ведения и взаимное делегирование полномочий м/у органами гос. власти Федерации и Республики Татарстан. На июль 2001г. имелось 42 таких дог-ра. В наст.время обосновывается необход-ть отказаться от практики заключения дог-ров. Ряд суб-тов Фед-и заключили м/у со­бой соглашения по конкретным вопросам, в кот.содер­жатся отдельные конст.-пр.нормы.

Юридический прецедент также относится к числу исторически устоявшихся источников права. Юридический (или судебный) прецедент – это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел. Таким образом, можно выделить судебные и административные прецеденты.

Таким образом, юридический прецедент – своего рода " эталон ", "клише"для разрешения спора, созданный не правотворческим органом, а непосредственно судьей во время осуществления им процесса отправления правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями. Таково классическое понимание юридического прецедента, хотя практика применения прецедентов в различных странах неодинакова.

Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым. Это один из наиболее распространенных источников права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной источник права, относятся к системе общего права. Среди них Великобритания,Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Австралия. Родиной юридического прецедента по праву считается Англия.

Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило повдения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемых обществом. Однако правовым становится не любой обычай, а лишь тот, который получает официальное признание государства, то есть получает юридическую силу.

Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени.

Правовой обычай является исторически первым источником права. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на обычае) право регулировало, прежде всего, брачно-семейные, имущественные отношения, порядок землеводопользования.

 

11. Место конституционного права в системе Российского права.

Система права в РФ состоит из многих отраслей — ГП, УП, ТП, АП и т. д. Среди них КП занимает ведущее место. Такая роль КП предопределяется след.факторами: 1) обществ. Отнош-ми, кот.оно регулирует, т. е. самим предметом КП; 2) его источником явл.КРФ — основной з-н в гос-ве, нормы кот.явл.исходными для всех отраслей права; 3) оно устанавливает основополагающие принципы конституц.строя, являющиеся важнейшими нормами и для др.отраслей права; устанавоивает основополаг.принципы устройства общ-ва и гос-ва,определяя общие основы управления всеми обществ.процессами,какой бы стороны жизни общ-ва лни не касались,эта отрасть тем самым дает ориентиры пр.регулирования во всех сферах обществ.отнош-й. 4) оно фиксирует основные права и свободы чел-ка и гр-на, реализация кот.порождает ПО в др.отраслях права; 5) оно устанавливает принципы гос.-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее суб-тами; 6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деят-ти и компетенцию; 7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды пр.актов. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет др.отрасли права. Оно устанавливает основополаг.принципы, кот.должны соответствовать нормы др.отраслей права. Напр.,определяя систему органов исполнит.власти,их пр.статус, компетенцию,нормы КП устанавливают основные начала для адм.права.Закрепляя разл.формы собств-ти,права собственника,принципы хозяйствования,КП служит базой для ГП и хоз.прва. Регулируя основы бюджетной системы РФ,нормы КП предопределяют основы финансового права.

 

12. Конституционное право России как наука: предмет, функции, источники и методология.

Наука КП – совок-ть точек зрения, концепций, доктрин о КП как отрасли права. Наука состоит из ряда теорий (теория федерализма, парламентаризма и т.п.). Теория - система знаний, описывающая и объясняющая конст.-пр.явления. Концепция - последовательно развиваемая взаимосвязанная цепь рассуждений, подкрепляемая доктринами. Доктрина - учение, научная или философская теория. Предметом изучения конст.-пр.науки явл.ряд пр.явлений: 1) общ. отнош-я, являющиеся предметом регулир-я от­расли КП. Общ.отнош-я явл.первона­чальным звеном в построении системы конст.-пр.регулир-я. Наука КП изучает общ.отнош-я с целью содействия наиболее точному определению меры и способов конст.-пр.воздействия на них; 2) нормы отрасли КП. Наука КП изучает консти.-пр.нормы, их св-ва, признаки; си­стему этих норм и ее функционирование; механизм конст.-пр.регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли КП, ее институтов; 3) источники отрасли КП КРФ и иное законод-во РФ, акты органов МСУ, конст.-пр.дог-ры, нормы межд. права, реш-я КС РФ. Наука изучает осн.св-ва каждого вида источников, их соотношение др.с др., коллизии, возникающие м/у ними, расположение норм КП в различных источниках; 4) констит.-пр. отнош-я. Конст.-пр.на­ука изучает ПО как рез-т урегулированности общ.отнош-й, эффективность воздействия пр.норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного рез-та. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика гос.органов. Т. об., конст.-пр.наукапредставляет собой си­стему обобщенных теоретико-методологических знаний о КП и общ. отношениях, им регулируемых. Развитие науки рос.КП прошло 3 периода и находится на четвертом: 1) дореволюционный этап (до Октябрьской социалистической революции 1917 г.); 2) период парламентской республики (февр. 1917 г. — до сер. 20-х гг.); 3) коммунистический этап; 4) демократический этап - создание современного КП на основе Конституции России 1993 г. (с сер. 80-х г.г.). Методология – совок-ть методов, кот.применяются при исследовании конст.-пр.явлений. Методы: 1) исторический. Наука исследует все конст.-пр.процессы в их истор.развитии. Это необходимо для выявления преемст­в-ти в пр.регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общ.развития, о соотв-и его тем соц.ценностям, кот.и пол-и, и в норм.форме признаются приоритетны­ми на данном этапе. Наука КП изучает историю развития к-ций, текущего конст.-пр.законод-ва. В наст.время истор.методпознания расширяет свои границы. Наука КП д.заново ос­мыслить историю развития КП дооктябрьской России; 2) сравнительно-пр. Он заключ-ся в сравни­т.анализе конст.-пр.норм, регулир-х однородные сферы общ. отнош-й в разл.странах.3) системный. Наука КП рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимо­связи, анализирует и систему каждого пр.инст-та. Большое внимание уделяется и выявлению места отрасли КП в общей системе права РФ, соот­ношению с др.отраслями. Это способствует правильному оп­ред-ю предмета отрасли, отграничению конст.-пр.отнош-й от правоотношений др.видов, облегчает правоприменительную деят-ть; 4)с татистический метод помогает анализировать эффектив-ть действия конст.-пр.норм, их влияние на общ.процессы. Количественный фактор — важный по­казатель реальн-ти демократич.инст-тов, закрепляемых пр.нормами. Поэтому наука КП ана­лизирует статистические данные, касающиеся всех сфер регули­руемых одноименной отраслью общ.отнош-й и на ос­нове этих данных делает выводы; 5) метод конкретно-социологических исследований используется наукой КП для изучения соц.и пол.сфер, в кот.происходит реализация конст.-пр.норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общ.сознания, на формирование общ.мнения, определяющие поведенческие установки гр-н в отнош-и содерж-я тех или иных конст.-пр. норм; 6) логический метод используется для формирования понятий, категорий); 7) кибернетический метод позволяет с помощью системы понятий, з-нов и технических средств кибернетики познать конст.-пр.явления; 8) формально-юр.метод позволяет определить юр.понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, тол­ковать содерж-е пр.предписаний и т.п., анализ нормы с практикой ее применения; 9) констит. толкование;10) конст.-пр. моделирование;11) марксистско-ленинский подход. Формулируя теоретические выводы, наука КП опирается на широкую систему источников, под кот.подразумеваются факторы, составляющие исходные основы науч­ного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зару­бежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суж­дения о проблемах, значимых для конст.-пр.науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют не­одинаковую методологическую основу объяснения процессов об­щ. развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосыл­кой обогащения науки достижениями всего мирового опыта разви­тия цивилизации. Источниками науки КП явл.и НПА (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конст.-пр.нормы, прежде всего К РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает зало­женные в НПА концепции, понятия, ис­пользуемые в конст.-пр.нормах, раскрывает су­ществующие м/у ними взаимосвязи. Наука не м.бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те про­цессы, кот.происходят в жизни на базе действия конст.-пр.норм и институтов. Поэтому источником науки КП явл. и конкретная практическая деят-ть органов госуд. власти, всех субъектов пр.отнош-й, осуществляемая на базе норм КП. Функции науки конституционного права: А) Познавательная функция – познание предмета науки конституционного права; Б) Практическая функция – получение и углубление знаний о конституционном праве способствует усовершенствованию конституционно-правовых норм и отношений, права в целом и др. В) Прогностическая функция – выработка научных прогнозов.

13. Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности, отличия от иных видов
ответственности. Основания возникновения.

Констит.-пр.отв-ть - применение к ли­цу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний КПН, мер гос. принуждения, предусмотр-х санкцией юр.нормы и выражающихся в отрицат.для него последствиях личного, организа­ционного или имущ. хар-ра. При изучении вопросов отв-ти затрагиваются вопросы ее оснований, суб-тов, мер и порядка привлечения к отв-ти. Конст.-пр.отв-ть имеет 2 основания: норма­тивное и фактическое. Нормативное -норма КП, предусматривающая отв-ть. Фактическое – это 1) правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, 2) правоприменит. акт - применение к правонарушителю мер гос. принуждения. Основанием конст.-пр.отв-ти явл.кон­ст. правонарушение - виновное деяние, противоречащее требова­ниям конст.-пр.норм и влекущее спец.конст.-пр.отв-ть. За нарушение норм КП наступает не только конст.-пр., но и иная – уг.и адм.отв-ть: за нарушение конст.обя­з-тей ее несут гр-не. Суб-ты конст.-пр.отв-ти: 1) гос-во в целом как суб-т, возмещающий вред, причиненный гр-нам незак-ми действиями органов гос.вл. или должностных лиц; 2) гос.органы, органы МСУ и должн. лица, в том числе выборные (Пр-т РФ, главы суб-тов Фед-и, депутаты законод.органов, Ген.прокурор и др.); 3) обществ.и религиозные объединения; 4) гр-не. Меры конст.-пр. отв-ти: 1) возмещение вреда, причинен.действиями органов гос.вл.или их должн.лиц; 2) отрешение от должности Пр-та РФ, досрочное освобождение от должности Ген.прокурора РФ, др.высших должн.лиц, отзыв депутатов представительных органов суб-тов Фед-и и органов МСУ, а также глав суб-тов Фед-и и глав МСУ, принудит.досрочное расформирование избирательных комиссий;3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах го­с.вл.и МСУ; 4) приостановление и принуд.ликвидация общ.объеди­нений, ликвидация и запрет деят-ти религиозных объединений; 5) отмена реш-я о приеме в гражд-во РФ. С особов привлечения к констит.-пр. отв-ти: 1) суд.порядок. ( гос-вом возмещается вред, причин-й его органами и должн.лицами, ликвидируются общ.и религ.объединения, приостанавливается их деят-ть); 2) принятие реш-я компетентным гос.органом (принимается реш-е об отмене реш-я о принятии в рос.гражд-во, освобождаются от должно­сти должностные лица органов гос.вл.и МСУ). 3) привлечение к отв-ти путем использования форм непосредств. демократии. Конституционно правовая ответственность в отличие от других видов ответственности чаще всего устанавливает нелегитимность того или иного процесса или явления, а не конкретизирует субъектт ответственности. Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение онституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д.

 

14. Основные теоретические подходы к определению сущности конституции.

Вопросы для для понятия сущности К:1. Воля каких полит. Групп нашла закрпеление в К?2. интересы каких соц. Групп отражаются в К?3. Какова степень легитимности К? Концепции к определению сущности К: 1. формально-юридическая.(нормативистская) к. 19-н. 20 в. Ганс Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги. Право- закон, принятый компетентным органом гос. Власти в особом порядке. Источник права- воля законодателя. К – юр. документ, основной закон гос-ва, закрепляющий механизм гос. власти, основные права и свободы человека и гражданина (высшая юр. сила, особый механизм охраны, верховенство.) Плюсы: Выработаны основные свойства К. Минусы: нельзя понять почему принимается К, почему вносятся изменения. 2. естественно-правовая (договорная) Жан Жак Руссо, Т. Гоббс, Радищев. Отрицали нормативистский характер права. Право- продукт человеческой цивилизации. К – совокупность норм естественного права, открытых и закрепленных гос-вом и обеспеченных возможностью гос. принуждения. Согласно теории общественного договора: К – соглашение всех членов общества, относительно тех принципов, на которых будет построено гос-во. Плюсы: воля соц. групп страны, соц.- экономические факторы, особенности принятия К(- соглашение населения). Разработчики К учли обе теории. Минусы: недостаточно внимания уделяется юр. свойствам К. 3. социологическая теория Ф. Лассаль. Писанная К (зафиксированное в письменном виде положение об устройстве гос-ва и общества, принимаемое в особом порядке), реальная К (реально существующее в гос-ве соотношение соц. сил). Плюсы: учитывает соц. факторы, влияющие на сущность К. Минусы: недостаточно внимания уделяется юр. свойствам К.

 

15. Понятие и виды конституций. Причины появления новых конституций.

Конституция России – это нормативный правов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.049 с.)