Доклад, покрытый сахарной глазурью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад, покрытый сахарной глазурью



 

Рекомендации, касающиеся добавленного сахара, не менее возмутительны, чем те, что касаются белков. Примерно в то же время, когда был опубликован этот доклад FNB, экс-пертный совет, сформированный ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и Орга-низацией по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН (Food and Agricultural Organization, FAO), завершал новый доклад по вопросам диеты, питания и профилактики хронических заболеваний. Профессор Филлип Джеймс, еще один мой друг, был членом этого совета и его представителем по вопросам рекомендаций, связанных с добавленным сахаром. Просочились слухи, что ВОЗ и FAO в готовящемся докладе собираются рекомен-довать потребление добавленного сахара в количестве не более 10 % от всех поступающих

 

в организм калорий, что гораздо ниже показателя 25 %, установленного советом FNB.

 

В эту дискуссию немедленно вмешалась политика, как это уже происходило при под-

готовке более ранних докладов по вопросам потребления добавленного сахара7. Согласно

 

пресс-релизу, подготовленному администрацией генерального директора ВОЗ8, базирую-щаяся в США Ассоциация сахара и Всемирная организация исследования сахара, кото-рые «представляют интересы компаний, занимающихся производством и рафинированием сахара, организовали мощную кампанию по лоббированию, стремясь дискредитировать


 


Т. Кэмпбелл, К. Кэмпбелл. «Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья»

доклад [ВОЗ] и помешать его публикации». Они не хотели, чтобы верхняя граница допу-стимого диапазона устанавливалась на таком низком уровне. По информации лондонской

 

газеты Guardian7, американская сахарная промышленность угрожала «поставить Всемир-ную организацию здравоохранения на колени», если та не откажется от своих рекоменда-ций, касающихся добавленного сахара. По словам сотрудников ВОЗ, эти угрозы были «рав-носильны шантажу и хуже давления, которое когда-либо оказывалось со стороны табачной

 

промышленности»7. Базирующаяся в США группа даже публично угрожала пролоббиро-вать свои интересы в американском конгрессе, чтобы добиться сокращения финансирования ВОЗ со стороны США, которое составляло 406 млн долл., если организация будет упорство-вать в установлении верхней планки потребления сахара на таком низком уровне, равном 10 %! Сообщалось, что после того, как представители отрасли отправили письмо министру здравоохранения и социальных служб Томми Томпсону, администрация Буша склонялась к тому, чтобы встать на сторону сахарной промышленности. В то время меня и многих дру-гих ученых побуждали связаться с нашими представителями в конгрессе, чтобы положить конец тактике мощного давления, оказываемого американскими сахаропроизводящими ком-паниями.

 

Итак, сегодня у нас есть две «безопасные» верхние границы: 10 % – для междуна-родного сообщества и 25 % – для США. Чем обусловлена такая разница? Тем, что сахар-ная промышленность преуспела в получении контроля над подготовкой доклада американ-ского FNB, но потерпела неудачу с докладом ВОЗ/FAO? Как это характеризует ученых FNB, также разработавших новые рекомендации потребления белков? Разброс оценок объ-ясняется не различной научной интерпретацией. Здесь четко прослеживается неприкрытое политическое влияние. Профессор Джеймс и его коллеги по ВОЗ сумели противостоять оказываемому на них давлению; ученые из экспертного совета FNB, похоже, поддались. Американский совет получал финансирование от кондитерской компании M&M Mars и кон-сорциума компаний, производящих безалкогольные напитки. Возможно ли, что американ-ская группа ученых чувствовала себя обязанной этим компаниям? Между прочим, сахарная

 

промышленность в своей борьбе против заключения ВОЗ во многом опиралась7 на отчет FNB, где верхняя граница была установлена на уровне 25 %. Иными словами, комитет FNB разработал благоприятную рекомендацию для сахарной промышленности, которая затем использовала этот показатель как аргумент в борьбе против доклада ВОЗ.

 

Влияние промышленности

 

Нельзя оставить без ответа вопрос о том, как промышленность достигает такого исключительного влияния. Как правило, промышленные компании обращаются за консуль-тационными услугами к нескольким широко известным представителям академических кругов, которые затем переходят на руководящие политические должности за пределами академической сферы. При этом консультанты промышленных компаний продолжают дей-ствовать под маской ученых. Они организуют симпозиумы и семинары, пишут авторитет-ные обзоры, возглавляют экспертные группы по разработке политических мер и (или) ста-новятся руководителями профессиональных сообществ. Они стремятся к тому, чтобы занять руководящие посты в научных организациях, которые сильно влияют на государственную политику и деятельность которых получает общественное освещение.

 

На высоких должностях у консультантов появляется возможность формировать команды по своему усмотрению, назначая членов комитетов, докладчиков на симпозиумах, менеджеров и т. д. Наиболее полезными в таких командах становятся коллеги со столь же


 

 


Т. Кэмпбелл, К. Кэмпбелл. «Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья»

предвзятыми суждениями и (или) не замечающие, кто всем «заправляет». Это называется «набрать свою команду», и это действительно эффективно.

 

Экспертный совет FNB был организован под председательством ученого, который имел тесные личные связи с молочной промышленностью. Он помогал отбирать нужных людей, а также рекомендовал темы для доклада, играя самую важную роль в его подго-товке. Стоит ли удивляться тому, что молочная промышленность, у которой показатели, раз-работанные экспертным советом, должны были вызвать бурный восторг, также участвовала в финансировании подготовки доклада?

 

Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, что ученые могут получать компенсацию от промышленных компаний за свои частные услуги и при этом работать в общественно зна-чимых проектах, финансируемых государством. По иронии, они могут даже помогать раз-рабатывать программу действий для государственных органов, которым уже давно строго запрещается иметь такого рода связи с представителями промышленности. Эта лазейка рож-дает конфликт интересов и позволяет отраслям промышленности оказывать свое влияние, пробираясь в науку с черного хода. Вся система во многом находится под контролем про-мышленности. Правительственные и научные круги, выполняя возложенные на них задачи, по большей части действуют именно так, как от них ожидают.

 

Помимо компании M&M Mars среди корпоративных спонсоров FNB были и другие крупные пищевые и фармацевтические компании, заинтересованные в увеличении реко-

 

мендуемых норм потребления белков и сахаров2. Институт Dannon – ведущий консорциум по производству молочных продуктов, продвигающий свою собственную версию информа-ции по правильному питанию, – и Международный институт медико-биологических наук, в который входят около 50 компаний по производству продуктов питания, пищевых добавок и фармацевтической продукции, участвовали в финансировании подготовки доклада FNB.

 

Члены этих организаций – такие компании, как Coca-Cola, Taco Bell, Burger King, Nestlé,

 

Pfizer и Roche Vitamins 9. Некоторые фармацевтические компании занимались не только финансированием через Международный институт медико-биологических наук, но и напря-мую оплачивали подготовку отчета. Не припомню, чтобы частные компании оказывали финансовую поддержку экспертным советам Национальной академии наук.

 

Создается впечатление, что у этой истории нет конца. Председатель FNB был важ-ным консультантом нескольких крупных организаций, связанных с молочной промышлен-ностью (например, Национального совета по молочному животноводству; Mead Johnson Nutritionals, занимающейся продажей молочных продуктов; Nestlé Company и подразделе-

 

ния компании Dannon по производству йогуртов)10. Одновременно он возглавлял Коми-тет по разработке рекомендаций в области питания, который создает «пищевую пирамиду»

и устанавливает национальную политику в области питания, влияющую на Национальную программу школьных обедов и завтраков, Программу предоставления продовольственных талонов и Специальную программу обеспечения дополнительного питания для женщин

 

и детей грудного и раннего возраста1, 10. Являясь членом этого комитета, он обязан был публично раскрыть информацию о своих личных финансовых связях с пищевой промыш-

 

ленностью, как того требует закон11, но не сделал этого. В конце концов состоялся судеб-ный процесс, инициированный Комитетом врачей в поддержку ответственности в медицине

 

(PCRM)12, с тем чтобы обязать председателя FNB и его коллег обнародовать информацию об их связях с пищевой промышленностью. Хотя наиболее тесные связи обнаружились у председателя, выяснилось, что 6 из 11 членов комитета также имели отношение к молоч-

ной промышленности 10, 11.

 

Как я убедился, еще во время руководства Комитетом по информированию обще-ства о вопросах питания (см. главу 13), вся система подготовки предоставляемой обще-


 


Т. Кэмпбелл, К. Кэмпбелл. «Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья»

ству информации в области питания испытывает значительное влияние заинтересованных представителей промышленности, обладающих всеми необходимыми ресурсами. Они пра-вят бал. Они подкупают нескольких продажных ученых, которые занимают важные посты и имеют авторитет как в научной среде, так и в правительстве.

 

Любопытно, что, хотя ученые, работающие в правительственных учреждениях, не имеют права брать компенсацию от компаний за оказание частных услуг, их коллеги в ака-демической среде, напротив, могут получать деньги, откуда им заблагорассудится. В свою очередь, эти люди, чья деятельность сопряжена с конфликтом интересов, лидируют при сотрудничестве с коллегами, работающими в государственных структурах. Однако запрет ученым, работающим в академической сфере, на оказание консультационных услуг компа-ниям не решение проблемы – это лишь загоняет ее вглубь. Лучшим способом исправить ситуацию было бы публичное раскрытие информации о связях с промышленностью. Все должны знать, в какой степени тот или иной ученый связан с частными компаниями. Инфор-мационная открытость и полная прозрачность необходимы в интересах всего общества. Эти связи должны раскрываться не только во время судебных разбирательств.

 

Нас отбросили на годы назад

 

Не думайте, что докладу Совета по пищевым продуктам и питанию будет уделено лишь пять минут в выпуске новостей, а затем его отправят на полку какого-нибудь старого пыльного шкафа в одном из учреждений в Вашингтоне. Позвольте вас заверить, что данные рекомендации окажут непосредственное влияние на десятки миллионов людей. Согласно

 

резюме, приведенному в самом докладе13, рекомендуемые уровни потребления питательных веществ:

 

«…основа для маркировки продуктов питания, для “пищевой пирамиды” и для обра-зовательных программ по вопросам питания… [Они] используются для определения видов

 

и количества пищевых продуктов:

 

• предоставляемых в рамках специальной программы обеспечения дополнительного питания для женщин и детей грудного и раннего возраста, а также программ детского пита-ния, таких как программа школьных обедов;

 

• используемых для питания в больницах и домах престарелых в рамках программы

Medicare14;

 

• в составе еды, подлежащей обогащению отдельными питательными веществами;

 

• используемых во многих других важных федеральных программах и программах штатов, а также в других целях [например, когда устанавливаются эталонные значения

 

содержания питательных веществ, используемые при маркировке продуктов питания]13. По программе школьных обедов ежедневно питается 28 млн детей. Имея такие офици-

альные рекомендации по потреблению питательных веществ, мы свободно можем положить любые продукты в голодные рты детей, которые уже в беспрецедентном количестве стра-дают от ожирения и сахарного диабета. Кстати, в докладе FNB 2002 г. для детей все же сде-лано исключение: там говорится, что они могут потреблять до 40 % калорий в виде жиров, то есть больше, чем рекомендованные для всех остальных 35 %, при этом минимизируя риск хронических заболеваний. Специальная программа обеспечения дополнительного питания для женщин и детей грудного и раннего возраста влияет на питание еще 7 млн американцев, а в рамках программ стационарного лечения Medicare ежегодно обеспечиваются питанием миллионы людей. Можно с уверенностью сказать, что продукты, которые предоставляются в рамках этих государственных программ, едят 35 млн американцев ежемесячно.

14 Программа государственного медицинского страхования для населения старшего возраста и инвалидов. Прим. перев.



Т. Кэмпбелл, К. Кэмпбелл. «Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья»

Для тех, кто не охвачен правительственными программами, эта информация о пита-тельных веществах все же имеет значение. С сентября 2002 г. образовательные программы

 

в области питания по всей стране были скорректированы с учетом новых рекомендаций,

 

в том числе в начальных школах и университетах, программ обучения медицинских работ-ников и других, непосредственно затрагивающих общество. Эти изменения также касаются маркировки пищевых продуктов и информации о питании, которая проникает в нашу жизнь через рекламу.

 

Почти все далеко идущие последствия опубликованного в 2002 г. доклада FNB будут крайне негативными. Детям в школах будут давать больше жиров, мяса, молока, животных белков и сахара. Их научат, что такая еда полезна для здоровья. Целому поколению будут угрожать ожирение, сахарный диабет и прочие хронические заболевания, причем эти люди будут думать, что все делают правильно. Тем временем у нашего правительства и продаж-ных ученых будут развязаны руки, чтобы давать еще больше мяса, жиров, животных белков и сахара самым нуждающимся (например, участникам специальной программы обеспече-ния дополнительного питания для женщин и детей грудного и раннего возраста). Я считаю это безответственным и бесчеловечным пренебрежением здоровьем американских граждан. Конечно, эти женщины и дети не имеют возможности оплачивать исследования, спонсиро-вать политиков, ученых и финансировать государственные экспертные советы! Что касается тех, кто интересуется вопросами правильного питания, то каждый раз диетолог или нут-риционист, врач местной поликлиники или личный врач будут им говорить, что питание, богатое жирами, животными белками, мясными и молочными продуктами, помогает под-держивать здоровье и не стоит беспокоиться о том, что они едят слишком много сладостей. Плакаты на стендах государственных учреждений теперь тоже рассказывают о новых пра-вительственных рекомендациях.

 

Иными словами, опубликованный в 2002 г. доклад FNB, представляющий собой самый опасный и регрессивный политический документ по вопросам питания, который я когда-либо видел, будет на протяжении многих лет прямо или косвенно стимулировать рост забо-леваемости среди американского населения. На протяжении 25 лет мне доводилось входить

 

в несколько экспертных советов по разработке политических мер в области питания и здо-ровья, и я полагал, что их цель – укрепление здоровья потребителей. Больше я так не считаю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.045 с.)