правовое регулирование торгового оборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

правовое регулирование торгового оборота



Учебное пособие

 

 

Издательство "Зерцало"

Лицензия № 064300 от 14 ноября 1995 г.

Подписано в печать 18.09.2000.

Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 25,0.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 588

 

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ППП "Типография "НАУКА"

121099, Москва, Шубинский пер., 6


1 Национальный референдум был проведен во Франции; в Дании референдум был проведен в два этапа (на первом итоги опроса оказались не в I пользу Маастрихтских соглашений); в Англии сменивший М. Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мэйджор едва не привел к падению свое правительство на пути получения парламентского одобрения названных соглашений, которого он в конце концов добился в июле 1993 г.

1 Население Норвегии, принявшее участие в голосовании по поводу присоединения к Европейскому Союзу, проголосовало против такого присоединения

1 См.: Opperman Th. European Economic Community. EPIL. Vol. 6 (1983). P. 160; Jacot-Guillarmod O. Droit commynautaire et droit international public. P., 1979; Мюллерсон Р. А. К вопросу о "праве европейских сообществ" // Вестник МГУ. Серия 11. Право, 1982. № 5. С. 50.

1 См.: Богуславский М. М. Международное экономическое право. М., 1986. С. 159.

1 Клемин А. В. Суверенные права государств и их реализация в рамках Европейского Союза // Московский журнал международного права. 1995. № 2.

2 Мереско М. Западная Европа на переломе веков: юридико-политические
аспекты интеграционных процессов в ЕС // Московский журнал междуна­родного права. 1993. № 4.

3 См.: Там же. С. 7.

1 Nugent N. The Deeping & Widening of the European Communities: Recent Evolution, Maastricht & Beyond // Journal of Common Market Studies. 1992. P. 311—327.

1 Королев К. И. Пути и формы европейского сотрудничества (Шестая сес­сия Академии Европейского Права) // Московский журнал международ­ного права. 1995. № 4. С. 170.

1 В марте 1995 г. Парламент использовал свое право вето, отвергнув пред­ложенный Примирительным комитетом текст проекта по спорной дирек­тиве (она касалась защиты изобретений в области биотехнологии). Данное действие Парламента тут же вызвало к жизни точку зрения, в соответст­вии с которой подобная деятельность Парламента может оказать дестаби­лизирующее влияние на весь законодательный процесс.

1 EuGHE. Rs. 106/77 — Administration ale delle Finanze dello Stato V. Simmenthal. SPA, 1978. S. 644.

1 Предполагается, что монетарная политика на втором этапе будет нахо­диться под контролем Экономического и Монетарного Института, находя­щегося во Франкфурте. В последующем он будет ликвидирован, а все его функции должны будут перейти к Европейскому Центральному Банку

1 Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. С. 65—66.

2 Борхардт К.-Д. Азбука права Европейского сообщества. М., 1994. С. 13.

3 Подробнее об этом см.: Энтин М. JI. Суд Европейских сообществ. М., 1987. С. 27—31; Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. С. 64—66; Костенко А. А., Лавренова И. В. К вопросу о наднациональ­ности и особенностях права ЕС // Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга I. М., 1992. С. 41—44.

1 Обзор литературы по данному вопросу см.: Шибаева Е. А. К вопросу о наднациональности межправительственных организаций универсального характера // Московский журнал международного права. 1992. № 4.

2 Согласно этому Договору (подписан 8 апреля 1965 г., вступил в силу 1 июля 1967 г.), а также Конвенции о некоторых общих институтах от 25 марта 1957 г. все три сообщества — ЕЭС, ЕОУС и ЕВРОАТОМ, вместе взятые, именуются Европейскими сообществами и обладают едиными ор­ганами: Ассамблеей (позднее — Европарламентом), Советом, Комиссией и Судом.

3 Клемин А. В. Еще раз о компетенции Европейских сообществ // Московский журнал международного права. 1992. № 4. С. 122—123.

4 Schulze R.Le droit prive commun Europeen // Revue international de droil compare. 1995. № 1. P. 23.

5 Шибаева E. А. Указ. соч. С. 81—93.

1 Цит. по: Костекко М. Л., Лавренова И. В. Указ. соч. С. 42.

2 Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 65—66.

3 Юмашев Ю. М. Правовая эволюция Европейских сообществ: до и после Маастрихта // Московский журнал международного права. 1992. № 3. С. 83, 85.

4 См., например: Мюллерсон Р. А. К вопросу о праве Европейских сооб­ществ // Вестник МГУ. Серия 11. Право. М., 1982. № 5. С. 49; Аметис­тов Э. М. Современные тенденции развития права Европейских сообществ // Советское государство и право. 1985. № 7. С. 97.

5 Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 65.

6 Энтин М. Л. Суд Европейских сообществ. Правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987: С. 27.

1 См. по этому вопросу: Топорник Б. Н. Европейские сообщества: право институты. М., 1992. С. 18; Он же. Право и институты европейских сообществ на современном этапе: основные понятия // Европейская интегра­ция: правовые проблемы. Книга I / Под ред. Б. Н: Топорника, А. И. Ковлера и др. М., 1992. С. 8; Саидов А. X. Концепция "европейского правового пространства": проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. М., 1992, № 3.

2 Мюллерсон Р. А. К вопросу о "праве Европейских сообществ" // Вестник МГУ. Серия 11. Право. № 5. С. 49.

1 "Союз, — говорится в Маастрихтском договоре, — уважает основные права личности, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества" (ст. F, п. 2 Договора).

2 В общем и целом такая особенность присуща любой международной организации. Однако по широте и глубине интеграции (предопределяющих сферу и механизм действия права) Сообщества не имеют аналогов в мире.

3 Lasok D., Bridge J. W. Law and' Institutions of the European Communities. 5th ed. L., 1991. P. 82.

1 Современное буржуазное государственное право. Критические очерки / Отв. ред. В. А. Туманов. Т. 2. М., 1987. С. 317.

2 Борхардт К.-Д. Азбука права современного Сообщества. М., 1994. С. 31.

3 Так, например, в Конституции Греции 1975 г. говорится о возможности в целях обеспечения важ-ных национальных интересов и развития сотруд­ничества с другими государствами путем заключе-ния международного до­говора или соглашения признания "за международными организациями компетенции, предусмотренной настоящей Конституцией". Соответствен­но "Греция может пойти на ограничения в осуществлении своего нацио­нального суверенитета" (п. 2, 3 ст. 28).

4 Примечательна в этой связи характеристика Договора об учреждении ЕЭС, содержащаяся в одном из английских судебных решений 1974 г. Договор, говорится в нем, "устанавливает цели и задачи... Но в нем не хватает точности. Он употребляет слова и выражения, не определяя, что они означают... Весь Договор полон пропусков и пробелов, которые должны заполняться судьями, постановлениями или директивами" (цит. по: Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980. С. 154).

5 Энтин М. Л. Указ. соч. С. 36.

1 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 10.

2 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 13.

1 Подробнее см.: Энтин М. Л. Указ. соч. С. 39—41.

2 Losok D., Bridge J'. W. Op. cit. P. 244.

1 Hartley Т. С. Constitutional and institutional aspects of the Maastricht Agree­ment // International and Comparative Law Quarterly. April. 1993. P. 225; Boyron S. Maastricht and codecision procedure: a success story //International and Comparative Law Quarterly. April. 1996. P. 316.

2 Losok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 253.

3 Подробнее об этом см. ниже.

1 См. о нем ниже.

2 См.: Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 37— 39.

1 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 40; Гренедейк К. Применение права Евро­пейского сообщества в странах—членах ЕС: на примере допуска к государственной службе // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996, № 2. С. 71; | Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 231—232.

2 Однако он не может при этом повлиять на персональный состав новой Комиссии, поскольку ее члены "назначаются по общему согласию прави­тельств государств-членов" (ст. 11 Договора о слиянии). Поэтому не исключена ситуация, что отправленные в отставку члены Комиссии могут ока­заться в списке новых ее членов. Кроме того, постановка вопроса 6 недове­рии невозможна, если при обсуждении того или иного вопроса. Позиции Европарламента и Комиссии в целом совпадают и они выступают совмест­но против Совета. Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 254.

1 Несинхронность этой процедуры привела однажды к трениям внутри Сообществ. Так, одной из причин кризиса 1965 г. было выдвижение обвинения против Комиссии со стороны Франции в том, что Комиссия довела, свою позицию до сведения Европарламента раньше, чем вступила в контакт с правительствами государств-членов. На Люксембургской встрече 1966 г. было решено, что предложения и другие официальные акты, кото­рые Комиссия представляет на рассмотрение Совета и государств-членов, не могут быть опубликованы, покуда адресаты формально не подтвердят
факт их получения. Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 255.

2 Ibid.

3 См., например: Case 138/79: SA Roquette Freres V. Council [1980] ECR 3333.

4 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 256.

1 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 41.

2 Official journal. 1975. С. 89.

3 Lasok D., Bridge. J. W. Op. cit. P. 257.

4 Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 146—147.

1 Топорным Б. Н. Указ. соч. С. 147; Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 30.

2 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 269.

3 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 101.

1 Энтин М. Л. Указ. соч. С. 31

2 Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 164.

3 Энтин М. Л. Указ. соч. С. 25—37.

4 Там же. С. 32.

5 См., например: Змее С. Л. Источники права. М., 1982.

6 Энтин М. Л. Указ. соч. С. 24.

7 Договор о ЕОУС помимо приведенной формулы включает слова "а также правил, установленных с целью его выполнения".

1 См., например: Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 164, 173.

2 См., например: Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 31; Lasok D., Bridge J. W. Law and Institutions of the European Communities. L., 1991. P. 112.

3 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 114.

1 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 122—125.

1 Подробнее см.: Brown L. N. General principles of law and the English legal system // New perspective for a common law of Europe. Leyden, 1978. P. 178.

2 См.: Энтин М. Л. Указ. соч. С. 60—76.

1 См.: Энтин М. Л. Указ. соч. С. 75; Клемин А. В. Еще раз о компетенции. Европейских сообществ // Московский журнал международного права. 1992. № 4. С. 117—128.

2 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 45.

3 Данный пример лишь подтверждает, что в силу богатства содержания права единообразная трактовка принципов в специальной литературе практически недостижима. Ведь и в советское время учебники разных авторов по теории государства и права никогда не включали совпадающего перечня принципов социалистического права.

1 См.: Hartley Т. С. Op. cit. P. 214—215.

2 Топорник Б. Н. Указ, соч. С. 165.

3 Вопросы об актах Европейского инвестиционного банка мы опустим, по­лагая, что актов перечисленных органов вполне достаточно для получения представления об источниках "вторичного" права ЕС.

4 Вопросы о правотворческой роли Суда ЕС мы рассмотрим ниже.

5 Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 169.

6 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 34.

1 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 37.

2 ECJ, 19 Nov. 1991. ECR (Francovich) 1991. P. 5357.

3 Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. М., 1994. С. 240.

4 См.: Топорник Б. Н. Указ. соч. С. 171. Вместе с тем в указанной работе решение ошибочно названо постановлением.

5 См.: Топорнин Б. Н. Указ. соч. С. 171.

1 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 154.

2 Решения суда первой инстанции, созданного в соответствии со ст. 168а Единого Европейского Акта, не являются источниками права.

1 Case № 9/73; Schluter v. Hauptzollamt Lorrach (1973). ECR. P. 1175 at 1157

2 Case № 10/61; EEC Commision v. Italy (1962)' ECR 1 at 10 [19621; CMLR 187 at 203.

3 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 83.

4 Цит. по: Энтин М. Л. Указ. соч. С. 42—43.

1 Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 412—417.

2 См.: Уолкер Р. Указ. соч. С. 155.

3 Так, с конца 60-х по начало 80-х гг. с этой целью было принято лишь 4 конвенции: Конвенция 1968 г. о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, подписанная в 1969 г. и вступившая в силу в 1973 г.; Конвенция о праве, применимом договорным обязательствам, подписанная и вступившая в силу в 1980 г.; Конвенция 1968 г. о взаимном признании компаний и корпораций, подписанная в 1968 г., но не вступившая в силу, и Конвенция о Европейском патенте для общего рынка 1975 г., подписанная, но не вступившая в (Lasok D., Bridge J. W. Op. cit. P. 122—123).

1 Достаточно сказать, что с середины 80-х гг. здесь издается ежегодно бо­лее 12 тыс. актов. (Оррегтап Т. Europarecht. Juristische Kurzlehrbttcher. Mtinchen, 1991. S. 153).

2 Resolution (of the European Parliament) on Action to Bring into Line the Private Law of the Member States (1989) // Official journal C. 158/400/26. May. 1989.

3 Resolution (of the European Parliament) on the Harmonization of Certain Sector of the Private Law of the Member States (1994) // Official journal. C. 205/518/6. May. 1994.

4 См. об этом: Corien Prins. Towards a Europian Civil Code: Some Thought on Law and Paperless Communication in a New Millenium // The EDI Law Review. Vol. 2. № 1, 1995; Legrand P. European Legal Systems are not con­ verging// International and Comparative Law Quarterly. Vol. 45, part. I, Jan. 1996.

1 См.: Lando О., Beale H. (ed.). The Principles of European Contract Law. Part I. Non-Performance and Remedies. Dordrecht, 1995.

2 См.: Schulze R. Le droit prive commun europeenne // Revue international de droit compare. 1995. № 1. P. 31.

3 Hartkamp A. S., Hesselink M. W., Haudins E. H. e. a. Towards a European) Civil Code. Dordrecht, 1994.

1 См.: Guinchard S. Rez.: Storme М. (ed.) — Rapprochement du droit judiciaire de 1'Union europeenne. — Approximation of Judiciary law in the European Union. Dordrecht, 1994 // Revue international de droit compare. 1996. № 1. P. 235—236.

2 Council Reg. (EEC) № 2913/92 (1992) O. J. 302/2.

3 Commision Red. (EEC) № 2454/93 (1993).

4 Regs (EC). Nos 3665/93 (1993). O. J. L. 355/1; 655/94 (1994). O. J. L. 82/15.1

5 Council Reg. (EC) № 1500/94 (1994). O. J. L. 1.62/1.

6 См.: ICLQ, Jan. 1995. P. 225.

7 Taupitz J. Europaische Privatrechtsvereinheitlichung heute und morgerf. Tubingen, 1993.

1 Sturner R. L'Acte notaire daus le commerce juridique Europeen // RIDC. 1996. № 3. P. 515—533.

2 Vanderstanden G. (sous la direction). La reforme du systeme juridictionnel communitaire. Bruxelles, 1994.

3 Hamoniaux T. L'Agence nationale pour 1'emploi entre droit national et droit Communautaire// Droit social. 1995. № 11. P. 851—852.

4 В ее состав на момент подписания соглашения входили 6 государств: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция. В связи со вступлением в ЕЭС в 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, а в 1986 г. — Португалия.

1 Подробнее см. об этом: Костенко М. Л., Лавренова И. В. Европейское экономическое пространство: новый этап сотрудничества ЕЭС и ЕАСТ // Государство и право. 1993. №11; Саидов А. X. Концепция "европейского правового пространства": проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 1992. № 3.

2 Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. С. 240.

1 Грёнендейк К. Указ, статья. С. 64—65.

2 Борхардт К.-Д. Указ. соч. С. 19.

3 Обращает на себя внимание нечеткость процедуры, предусмотренной этими положениями Договора. Так, в первом случае совершенно не определены минимальные сроки, в течение которых заинтересованное государство должно прореагировать на заключение Комиссии. Ведь не исключено, что срок, установленный для этого Комиссией, может оказаться недостаточным. Во втором случае не регламентирована состязательная процедура обоснова­ния заинтересованными государствами своих позиций. Между тем важность вопросов, о которых идет речь (ведь субъекты здесь — государст­ва!), предполагает четкую отлаженность процедуры.

1 См.: Gautron G.-C. La question prejudicielle: une approche theorique // Le droit communautaire, les juges et Aquitaine. Talence. 1994. P. 17—18.

1 См. BIT Documents de droit social. 1990/1. P. 36 et seq.

2 См.: Кепке Г. Социальное измерение единого европейского рынка // Pa6oчий класс и современный мир. 1990. № 2. С. 111.

3 Подробнее см.: Heylen F., Goubert L., Omey E. Unemployment in Europe: a problem of relative or aggregate demand for labour? // International labour review. 1996/1. P. 17—36.

4 См.: МОТ. Политика в области занятости в условиях глобализации эконо­мики. МВТ. Женева, 1996. С. 40.

1 Функции этих органов определены Регламентом № 1612/68 от 15 октября 1968 г.

1 См.: BIT. Documents de droit social, 1990/1.

1 См.: Gabriel G. European Collective bargaining and the Maastricht Treaty// International Labour Review. 1992. № 6. P. 588.

2 Подробнее о процедуре исполнения соглашений, заключенных на уровне ЕС // International Labour Review. 1992. № 6. P. 590—592.

1 См.: Рабочий класс и современный мир. 1990. № 2. С. 113.

1 См.: ILO. Labour Law Documents. 1993/3. P. 117—120,

1 См.: Джо Кирвин. Европейский Союз и советы предприятий // Трудовой мир. № 4. 18 дек. 1996. МВТ. Женева. С. 15.

1 Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сбор­ник нормативных актов: законодательство о компаниях, монополиях и кон­куренции / Под ред. М. И. Кулагина, В. К. Пучинского. М.: Издательство УДН, 1987. С. 230.

1 Derecho derivado comunitario. P. 1491—1520.

1 Derecho derivado comunitario. P. 1143—1148.

2 Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции / Под ред. М. И. Кулагина, В. К. Пучинского. М.: Издательство УДН, 1987. С. 234.

3 Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сбор­ник нормативных актов: законодательство о компаниях, монополиях и кон­куренции / Под ред. М. И. Кулагина, В. К. Пучинского. М.: ИздательствоУДН, 1987. С. 234

1 Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сбор­ник нормативных актов: законодательство о компаниях, монополиях и кон­куренции / Под ред. М. И. Кулагина, В. К. Пучинского. М.: Издательство УДН. 1987. С. 237

1 Адвокатом считается любое лицо, управомоченное осуществлять свою профессиональную деятельность под одним из следующих наименований: Бельгия — avocat / advocaat; Дания — advocat; Германия — Rechtsanwalt; Франция — avocat; Ирландия — barrister, solisitor; Испания — abogado; Италия — awocato; Люксембург — avocat, avoe; Нидерланды — advocoat; Объединенное Королевство — advocate, barrister, solisitor; Португалияabogado

1 "Регламент" Совета № 2913/92.

1 "Регламент" Совета № 2658/87 от 23 июля 1987 г.

2 Taric — сокращенное наименование Интегрированной тарифной системы Сообщества, принятой в виде "Регламента" Совета № 265/87 от 23 июля 1987 г.

1 См. подробнее: Никеров Г. И. Защита свободной конкуренции антитре­стовскими законами США. М., 1997.

2 Boner R. A., Krueger R. The Basics of Antitrust Policy. A. Review of Ten Nations and the European Communities. W., 1991. P. 38

3 Common Market Law Review. 1996. № 4. P. 720.

1 Korah V. An Introductory Guide to EEC Competition Law and Practice. Oxford, 1990. P. 34.

1 Ibid. P. 52; Boner R. A., Krueger R. Op. cit. P. 37.

1 Korah V. Op. cit. P. 213.

2 Common Market Law Review. 1995. № 4. P. 941; 1996. № 4. P. 739.

1 Common Market Law Review. 1995. № 4. P. 921—922; 1996. № 4. P. 720, 739.

2 См. текст Закона со всеми поправками к нему: Тотъев К. Ю. Конкурен­ция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 193—217.

1 См. примечание на с. 165.

1 Во Франции, например, дата первых торгов государственными облигациями, выраженными в евро, назначена на 7 января 1999 г. — См.: Samer I. Paris to convert debt to nearest euro // Financial Times. July 9. 1997. P. 3.

2 См.: Munchau W. Emu may lead to profit margin squeeze // Financial Times. July 8. 1997. P. 2.

3 Такой стратегией одними из первых обзавелись, например, "Bosch и "Bayer". — См.: Bowley С. Emu "boost for Bosch" // Financial Times. July 8. 1997. P. 2.

1 Europe: The Unemployment Conundrum // The Economist. February 15. 1997. P. 26.

2 См.: Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова. Т. 1. М.: Финансы и статистика, 1984. С. 421.

1 Economic and Monetary Union; иногда эту аббревиатуру истолковывают как European Monetary Union, или Европейский валютный союз.

1 См.: Основы внешнеэкономических знаний. М.: Высшая школа, 1990. С. 47—48.

2 См. Encyclopaedia Britarmica, 1990 ed.

3 См.: прим. 8.

4 Первоначальная схема, выдвинутая в 1972 г., ввела режим совместно ко­леблющихся валютных курсов валют стран ЕЭС. Основывалась на "плане Вернера" — плане поэтапного создания экономического и валютного союза стран ЕЭС, нацеленного на достижение полной взаимной обратимости ва­лют стран-членов на основе неизменных паритетов. Получила прозвище "змея в тоннеле" ("snake") за то, что графическое изображение системы колебания курсов выглядело как ломаная линия в узких "тоннельных" границах: ±1,125% колебания курсов национальных валют между собой и ±2,25% совместного их колебания по отношению к доллару. Действовала с апреля 1972 г. по март 1979 г. См.: Kent P. Law of the European Union. 2nd edition. L.: Pitman Publishing, 1996. P. 165; The Economist. April 11—17. 1998. EMU Survey. P. 4; Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузо* ва. Т. 1. М.: Финансы и статистика, 1984. С. 403.

1 Bulletin of European Communities. 1978. № 6. P. 6.

2 Членство в EMS было объявлено добровольным, и вступление в нее оказалось "ступенчатым": сразу же после ее создания в нее вступили страны: Бенилюкс, Западная Германия, Дания, Италия и Франция; Англия сначала вступила, затем через два месяца вышла и вновь вступила лишь в октябре 1990 г. К 1992 г. EMS объединяла всех членов ЕЭС, за исключением Греции.

3 ERM вместе с европейской расчетной единицей (ECU — European currency unit) стал составной частью европейской валютной системы (EMS - European monetary system), созданной 9 странами — членами ЕЭС в 1979 г. для обеспечения сотрудничества в деле создания "зоны валютной стабильности в Европе". См.: Алътшулер А. Б. Международное валютное право. М.: Международные отношения, 1984. С. 160—162. Понятие "экю" практически равнозначно понятию "евро", (см.: прим. 14—15.и 17).

4 См.: Основы внешнеэкономических знаний. М.: Высшая школа, 1990. С. 45.

1 Алътшулер А. Б. Международное валютное право. М.: Международные отношения, 1984. С. 156—162; Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова. Т. 1. М.: Финансы и статистика, 1984. С. 403—403.

2 ЭКЮ, или ECU, стал преемником другой европейской расчетной едини­цы, European unit of account, которая была привязана к цене золота и использовалась для проведения операций Европейского фонда валютного сотрудничества (European Monetary Co-operation Fund). С 1979 г. на осно­вании Регламента № 3180/70 операции названного фонда начали прово­диться в ЭКЮ, расчетной единице, основанной не на цене золота, а на "валютной корзине", вмещающей основные национальные валюты, вклю­чая западногерманскую марку и английский фунт стерлингов. Первона­чально ЭКЮ использовались лишь для учетно-бухгалтерских целей в рас­четах между учреждениями ЕЭС; в настоящее время ЭКЮ широко приме­няется и в системе международных расчетов. Реальным платежным сред­ством ЭКЮ в настоящее время выступает лишь в Бельгии. См.: Kent P. Op. cit. P. 166.

3 За пределами Евросоюза — в США — нарождающийся евро также вызывает озабоченность. В нем видят явного и в перспективе сильного конкурента доллару. Специалисты полагают, что европейская денежная единица может оказаться более надежной, чем американский доллар; противники подобной конкуренции, отдающие себе отчет в необратимости процесса появления евро, выступают за отсрочку его введения. Так, некоторые известные финансисты выступают в СМИ с указаниями на несвоевременность введения в обращение евро, чреватого, по их мнению, существенными осложнениями в валютно-финансовой и банковской системе Европы. См.: Катин В. Трудное партнерство Европы и США // Независимая газета. 1998. 22 апреля. С. 6.

1 Именно на этом этапе механизм ERM, задуманный в качестве краеуголь­ного камня экономической и финансовой политики, подвергся давлению со стороны международного валютного рынка. В результате Англия и Италия вышли из ERM в 1992 г. После этого амплитуда допустимых курсовых колебаний национальных валют относительно центрального курса ERM была расширена, что позволило сохранить механизм ERM для других стран-участниц.

2 Для целей введения обменного курса евро в Европейском Союзе установ­лено, что один ЭКЮ должен быть равен одному евро. См.: The Economist. April 11—17. 1998. EMU Survey. P. 4.

1 The Economist. April 11—17. 1998. EMU Survey. A Bank Is Born. P. 12.

2 Термином "репо" с начала 60-х гг. принято обозначать сложившиеся в практике межбанковских отношений особые соглашения о продаже с пра­вом обратного выкупа — "repurchase agreement". Предметом подобных соглашений выступают ценные бумаги, иностранная валюта. Цель таких репо-операций состоит в предоставлении банковской системе финансовых резервов.

1 В соответствии со ст. "G" договора о Европейском Союзе термин "Евро­пейское экономическое сообщество" заменен термином "Европейское сооб­щество". С тем, чтобы провести различие между аббревиатурой Европей­ский Союз (ЕС) и Европейское сообщество (ЕС), в дальнейшем Союз будет именоваться ЕС, а Европейское сообщество — просто Сообществом.

1 См., например: Юмашев Ю. М. Международно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС. М., 1989; Европа в меняющемся мире. М., 1995; European Union law. St. Paul, 1995 и др.

2 См.: Курс международного права. В семи томах. Том 7. М., 1993. С. 223, 241.

3 См., например: Юмашев Ю. М. Указ, соч.; Олтеану О. М. Европейское экономическое сообщество — субъект международного права особого рода // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1982. № 1 и др.

1 Например: п. 2 ст. 52, ст. 93 и ст. 94 в связи со ст. 6 Протокола об отноше­ниях с Советом Европы.

1 В настоящее время более 150 государств имеют дипломатические миссии при ЕС, наряду с этим ЕС имеет свои представительства в отдельных странах (США, Японии, России и др., а также в регионах (в Каракасе для Латинской Америки и т. д.) и при ряде международных организаций (ООН, ОЭСР и др.).

1 Так, ЕС присоединился к санкциям против Родезии в 1976 г., Ирана в 1980 г., Аргентины и Советского Союза в 1982 г., Ирака в 1990 г.

2 См., например: Международное право. Учебник. М., 1994. С. 260—261. Встре­чаются и другие подходы к основаниям применения санкций. См.: Курс Международного права. В семи томах. Том 3. М., 1990. С. 243—247.

1 Для того, чтобы отличить наименования актов органов ЕС — "регла­мент", "директива", "решение" и т. д. — от общеупотребительного значе­ния этих терминов, в тексте они будут заключаться в кавычки.

1 Название дела ведет происхождение от аббревиатуры указанного соглашения на английском языке — European Road Transport Agreement (ERTA).

1 Название программы — аббревиатура ее наименования на английском языке: "PHARE — Poland and Hungary: Assistance for the Reconstruction of their Economies".

1 На Румынию ФАРЕ была распространена в 1991 г., когда вступило в силу Соглашение между ЕС и Румынией о торговле и сотрудничестве.

1 В течение переходного периода он не будет применяться в отношении преимуществ, предусмотренных в Приложении 1 к соглашению.

2 Соглашение о ПС с Россией, например, подписано 24 июня 1994 г., а ратифицировано в 1998 г.

3 Временное соглашение с Россией вступило в силу 1 февраля 1996 г.

4 Речь идет о торговле продукцией сталелитейной промышленности и тек­стилем.

1 Монголия участвует в ТАСИС с 1994 г.

2 Фрукты, овощи, вино и оливковое масло.

1 Британское содружество наций.

1 Таких стран по данным ООН в настоящее время насчитывается около 40.

2 В настоящее время Гаити входит в страны АКТ.

1 Rideau Joel. Droit institutionnel de Г Union et des Communautes Europeennes. 2 ed. P.: L. C. D. J., 1996. P. 136.

2 Ibid. P. 143.

1 В праве Франции такие основания соответственно обозначаются терминами: incompetence, vice de forme, violation de la loi и detournement de pouvoir.

2 Diego Lopez Garrido. Codigo de la Communidad Europea. T. 1. Madrid: EUROJURIS, 1992.

3 Discussions of guidelines before the signing of the ERTA (См. Commission v. Council (Re ERTA) (Case 22/70).

4 "A communication in the form of a registered letter from the Commission issued under the competition rules (stating that the company was no lomger immune from fines) Re: Noordwijk's Cement Accord" (Cases 8, 9, 10, 11/66). См.: Kent P. Law of the European Union. 2nd ed. Glasgow: Pitman Publishing, 1996. P. 68.

5 A reasoned opinion under Article 169 — Pigmeat (Case 7/61).

6 A letter from the Commission to an undertaking under Regulation 17 containing a statement of objections — IBM v. Commission (Case 60/81).

7 Preliminary observations by the Commission in a competition investiga­tion — Automec v. Commission (Case T-64/89).

1 См.: Kent P. Law of the European Union. 2nd ed. Glasgow: Pitman Publish 1996. P. 70.

1 Практике ЕСП известен случай, когда дело было принято к рассмотрению по истечении установленного давностного срока: Commission v. French Republic (Cases 6, 11/69). См.: Kent P. Law of the European Union. 2nd ed. Glasgow: Pitman Publishing, 1996. P. 71. Кроме того, следует иметь в виду, что принятие иска после истечения установленного срока давности возможно по основаниям, предусмотренным ст. 184 Римского договора.

2 Хотя в ст. 184 в качестве обжалуемых актов упомянуты только регламен­ты, логика подхода, закрепленного в ст. 173 и отдающего содержанию пред­почтение перед формой, предполагает допустимость обжалования и иных актов. Этой логике по всей видимости следовал и Суд в деле Sim/mental SpA v. Commission (Case 92/78). Речь в нем шла об общем приглашении к
участию в тендере, которое послужило основанием адресованного италь­янскому правительству решения, в котором заявитель был непосредствен­но заинтересован, — Суд отменил решение по основаниям ст. 184.

3 Kent P. Op. cit. P. 76.

1 Kent P. Op. cit. P. 73.

2 Иск был удовлетворен частично; Суд отказал в той части искового требования, в которой обязательные, по мнению истца, действия ответчика были сформулированы слишком неконкретно, чтобы можно было понудить к их исполнению. См.: Kent P. Op. cit. P. 74.

1 См. Kent P. Op. cit. P. 75.

1 Kent P. Op. cit. P. 81.

1 См.: Dictionnaire juridique des Communautes europeennes. P.: PUF, 1993. P. 858.

2 Цит. по: Rideau Joel. Op. cit. P. 145.

3 Там же.

4 Там же. С. 154.

1 Костин А. А., Яфаев А. И. Организационно-правовой механизм Европей­ского экономического сообщества // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции / Под ред. В. К. Пучинского и М. И. Кулагина. М.: Издатель­ство УДН, 1987. С. 227.

1 Совершен в Маастрихте 7 февраля 1992 г. Текст извлечений приведен по изданию: Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе / Отв. ред. Ю. А. Борко. М.: Международная издательская группа "Право", 1994.

 

1 Декларация выступает частью пакета документов, подписанных при заключении Маастрихтского договора. Текст Декларации приведен по изданию: Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе / Отв. Ред. Ю. А. Борко. М.: Международная издательская группа "Право", 1994.

1 Перевод документа выполнен Г.И. Никеровым по тексту, помещенному в издании: Korah V. An Introductory Guide to EEC Competition Law and Practice. Oxford, 1990.

1 Derecho derivado comunitario. P. 421—425.

1 Текст Устава приведен по изданию: Договоры об учреждении европей­ских сообществ / Отв. ред. Ю. А. Борко. М.: Международная издательская.группа "Право", 1994.

* Текст изменен в соответствии со статьей 20 Акта о вступлении Дании Ирландии и Соединенного Королевства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.147 с.)