Цель и задачи курса «Исследование систем управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи курса «Исследование систем управления»



Цель и задачи курса «Исследование систем управления»

Исследование систем управления (англ. management system research) – процесс, нацеленный на определение степени соответствия системы управления стоящим перед ней стратегическим, тактическим и оперативным целям и решаемым задачам.

• Применение научных методов исследования позволяет диагностировать состояние существующей системы управления, выявлять проблемы (аномалии) в функционировании системы управления, корневые проблемы менеджмента и разрабатывать проекты ее улучшения.

• Курс «Исследование систем управления» направлен на практическое освоение навыков проведения системных измерений (анализ, синтез, диагностика, прогнозирование).

Цель курса ИСУ – систематизированное изложение методологии проведения исследования систем управления и усвоение конструктивных методов анализа и диагностики

 

Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания

В философском словаре дается следующее определение:

«Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Знания определяются как:

1) результаты познания, научные сведения;

2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о той реальной и изменяющейся природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа

Многозначность понятия исследование:

научный труд

Теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний

Вид деятельности человека (исследователи, научные сотрудники

Научное познание заключается в понимании действительности, достоверном обобщении фактов.

Научное познание имеет следующие отличительные признаки:

- целенаправленность, т.е. наличие поставленной цели и четко сформулированных задач;

- направленность на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей;

- систематичность, т.е. упорядоченность процесса и результатов познания;

- строгая доказательность, последовательность и обоснование сделанных обобщений и выводов;

- точность (понимаемая по-разному в различных областях науки).

Исследование – это вид деятельности человека, включающий:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Результатами исследования являются:

1) выявленные проблемы СУ;

2) оценка их влияния на объект управления;

3) определение источников, условий и факторов возникновения проблем;

4) предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности СУ.

5) ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

6) 1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

7) 2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

8) 3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

9) 4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

10) 5. Тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

11) 6. Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

12) 7. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

13) 8. Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

 

Общие принципы

1. Принцип обратной связи

Связь между явлениями (объектами, элементами, системами) существует, если они накладывают ограничения на поведение друг друга.

Функционирование совокупности отдельных объектов в качестве целостных систем обеспечивается взаимодействием этих объектов, т.е. установлением и реализацией определенных связей между ними.

Отрицательная обратная связь – воздействие, передаваемое с выхода управляемой системы на ее вход, обеспечивающее поддержание системы в заданном состоянии (при неизменном состоянии значений описывающих характеристик). Рынок – стабилизатор экономики

Положительная обратная связь – воздействие, передаваемое с выхода управляемой системы на ее вход, предназначенное для перевода системы в новое состояние, которое зависит от сложившейся конкретной ситуации. Данная связь – основа расширенного воспроизводства.

2. Принцип моделирования

Моделирование – выявление или воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) с помощью другого объекта (его модели).

3. Принцип гомеостазиса

Гомеостазис или гомеостаз (от греческого homeo – подобный + statis – неподвижность) – свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных в некоторых заданных пределах. Это понятие ввел американский физиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон (1871-1945) и относится к деятельности природных механизмов животных (концентрация глюкозы в крови и т.п.). В основе гомеостазиса лежит механизм обратных связей.

Существенными называют характеристики, тесно связанные с основным качеством системы, нарушение которого приводит к ее разрушению.

Экономический гомеостазис – устойчивое равновесное функционирование хозяйственной системы в изменяющейся природно-социальной среде

Закон необходимого разнообразия

Разнообразие системы – число ее различимых возможных состояний, или логарифм этого числа.

Управление есть, по существу, ограничение разнообразия, ибо управление осуществляется с целью приведения системы в некоторое заданное ограниченное множество состояний или единственное состояние и поддержание этого состояния.

Данный закон сформулировал английский нейрофизиолог и кибернетики Уильям Росс Эшби

5. Принцип черного ящика

Черный ящик – система, о внутренней организации которой сведений нет, но существует возможность воздействовать на ее входы и воспринимать воздействия ее выходов.

Метод черного ящика заключается в том, что система изучается не как совокупность взаимодействующих элементов, а как нечто целое (неделимое), взаимодействующее со средой на своих входах и выходах.

Подготовка исследования

Описание и постановка проблемы исследования

Определение конкретной цели и задач исследования

Определение объекта и предмета

Уточнение терминологии

Предварительный анализ объекта

Определение подхода и методов исследования

Формирование плана исследования

Проведение исследования

− Сбор, систематизация и анализ вторичной информации

− Корректировка плана с учетом необходимости получения первичной информации

− Сбор собственной первичной информации

− Анализ результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций

Подходы к проведению аналитической части исследования

Экспериментирование- Формулировка теоретической гипотезы; формирование выборки данных (объектов), подлежащей исследованию, размещение выборки в экспериментальных условиях; введение изменений в одной или более переменных; измерение значений зависимых переменных; контроль значений других переменных

Изучение практической ситуации -Проведение эмпирического исследования определенного явления или проблемы по мере его естественного проявления, сопровождающееся сбором многочисленных данных

Этнографический подход-Интерпретация исследуемой области и существующей проблемы с позиции участников процесса ее решения внутри организации

Исследование действием-Проведение исследования в контексте реализации положений теории управления изменениями. Предполагает активное участие как исследователя, так и представителей организации в исследовании и решении проблемы

Содержание системных исследований

В широком смысле термин «системные исследования» используется для обобщения дисциплин, связанных с изучением и проектированием сложных систем.

Исторически сложились и существуют три крупных методологических направления, связанные с изучением системных объектов:

1. Структурно-функциональный анализ – ставит во главу угла изучение различных частей системы с точки зрения выполнения ими функций по отношению к целому;

2. Структурализм – исходит из анализа структуры объекта;

3. Системный подход – направлен на получение синтетической картины этого целого. В системном подходе центральным моментом является более широкое понятие «система» и связанные с ним понятия «структура», «функция», «организация», «элемент», «отношение», «связь» и т.д.

 

Направления Теория систем Системный подход Системология Системный анализ Системотехника Кибернетика Исследование операций

 

Системный подход есть совокупность методологических принципов исследования объекта как целого, т.е. как множества элементов, находящихся во взаимодействии, порождающем новые свойства. Системный анализ есть комплекс специальных есть комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода.

 

ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ ВОЗНИКАЕТ В СЛЕДУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ:

• при решении новых проблем, когда с помощью системного анализа формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;

• если решение проблемы предусматривает увязку цели со средствами ее достижения;

• если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства;

• при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

• во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;

• в случаях, когда осуществляется совершенствование производства или управления в организации;

• во всех проблемах, связанных с автоматизацией и внедрением информационных систем;

• если принимаемые на будущее решения должны учитывать факторы неопределенности и риска;

• когда выработка ответственных решений принимается на длительную перспек­тиву;

• везде, где требуется выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.

 

Классификация систем

Основание (критерий) классификации Классы систем
По взаимодействию с внешней средой Открытые Закрытые Комбинированные
По структуре Простые Сложные Большие
По характеру функций Специализированные Многофункциональные (универсальные)
По характеру развития Стабильные Развивающиеся
По степени организованности Хорошо организованные Плохо организованные (диффузные)
По сложности поведения Автоматические Решающие Самоорганизующиеся Предвидящие Превращающиеся
По характеру связи между элементами Детерминированные Стохастические
По характеру структуры управления Централизованные Децентрализованные
По назначению Производящие Управляющие Обслуживающие

 

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

1) Эмерджентность – свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

2) Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

3) Относительная изолированность системы означает, что совокупность элементов, образующих систему можно отграничить от других объектов и рассматривать изолированно.

4) Делимость. Система может быть разделена, на относительно самостоятельные части – элементы.

5) Эквипотенциальность: упорядоченность систем по вложению или иерархичность.

 

Проведение

Вводное совещание (Представить команду и основных аудиторов Подкоррек-тировать график аудита Уточнить цели аудита)

Интервью / Беседы (Собрать показатели Записать обнаруженные отклонения)

Подведение итогов

Заключительное совещание (Сформулировать несоответствия.Обсудить возможные недопонимания.Подчеркнуть сильные и слабые стороны.Составить письменный отчет)

Отчет об аудите содержит:

1.Цели и область проведения аудита, название требований

2.Несоответствия и замечания

3.Аудиторы, проверяемые,

просмотренные документы

4.Оценка степени соответствия

сильные и слабые стороны

Цель и задачи курса «Исследование систем управления»

Исследование систем управления (англ. management system research) – процесс, нацеленный на определение степени соответствия системы управления стоящим перед ней стратегическим, тактическим и оперативным целям и решаемым задачам.

• Применение научных методов исследования позволяет диагностировать состояние существующей системы управления, выявлять проблемы (аномалии) в функционировании системы управления, корневые проблемы менеджмента и разрабатывать проекты ее улучшения.

• Курс «Исследование систем управления» направлен на практическое освоение навыков проведения системных измерений (анализ, синтез, диагностика, прогнозирование).

Цель курса ИСУ – систематизированное изложение методологии проведения исследования систем управления и усвоение конструктивных методов анализа и диагностики

 

Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания

В философском словаре дается следующее определение:

«Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Знания определяются как:

1) результаты познания, научные сведения;

2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о той реальной и изменяющейся природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа

Многозначность понятия исследование:

научный труд

Теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний

Вид деятельности человека (исследователи, научные сотрудники

Научное познание заключается в понимании действительности, достоверном обобщении фактов.

Научное познание имеет следующие отличительные признаки:

- целенаправленность, т.е. наличие поставленной цели и четко сформулированных задач;

- направленность на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей;

- систематичность, т.е. упорядоченность процесса и результатов познания;

- строгая доказательность, последовательность и обоснование сделанных обобщений и выводов;

- точность (понимаемая по-разному в различных областях науки).

Исследование – это вид деятельности человека, включающий:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Результатами исследования являются:

1) выявленные проблемы СУ;

2) оценка их влияния на объект управления;

3) определение источников, условий и факторов возникновения проблем;

4) предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности СУ.

5) ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

6) 1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

7) 2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

8) 3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

9) 4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

10) 5. Тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

11) 6. Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

12) 7. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

13) 8. Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.075 с.)