Тема 4. Печать в годы нового революционного подъёма (1910-1914 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Печать в годы нового революционного подъёма (1910-1914 гг. ).



Цель занятия: ознакомить с общедемократическим направлением газеты «Қазақстан» («Казахстан»), освещением ею актуальных проблем казахской общественной, культурной, экономической жизни края. Анализ деятельности журнала «Айқап», редакторской работы Мухамеджана Сералина.

План:

- Содержание общедемократической газеты «Қазақстан» («Казахстан»)

- М. Сералин – редактор, издатель

- «Айкап» - первое национальное издание журнального типа

 

Революционная ситуация в крае способствовала появлению новых периодических изданий.

С 1911 по 1913 годы на русском и казахском языках издавалась газета «Казахстан». Она печаталась в типографии А.А. Щелковой. Первые два номера вышли в Урде, остальные 16 номеров - в Уральске. Редактор газеты – Елеусин Буйрин, один из первых казахских журналистов, публицистов, учитель по образованию. Он окончил Казанскую учительскую семинарию, хорошо владел казахским и русским языками.

Одной из целей газеты было обучение казахов полезным профессиям и пропаганда научных знаний. С газетой активно сотрудничали и помогали ей средствами видные деятели прогрессивно – демократического направления Бахытжан Каратаев, Сейткали Мендешев, Гумар Карашев. Газета способствовала развитию общественной мысли в демократическом направлении, воспитала целую плеяду казахских демократов.

Материалы газеты носили общедемократический, просветительский характер. В ряде публикаций газета освещала классовую борьбу в России («К Ленским событиям», «Наше положение», «Как живут киргизы»).

В статье «К Ленским событиям» от 24 апреля 1912 года анализируются причины выступлений и борьбы рабочих против капиталистов: «…В эти дни народ разделился: первая половина – это капиталисты, вторая половина – рабочие. В целях получения прибыли капиталисты жестоко эксплуатируют рабочих. Те в свою очередь требуют достойной оплаты своего труда, 8 -10 часового рабочего дня. В случае невыполнения этих требований рабочие отказываются выходить на работу и объявляют забастовку. Из – за забастовки остановится работа заводов и фабрик, что принесёт капиталистам убытки. Поэтому они должны прислушаться к требованиям рабочих и выполнить их. Затем автор разъясняет формы забастовок. Существует две формы забастовки: экономическая и политическая. В первом случае рабочие борются за улучшение положения рабочих и увеличение заработной платы и в случае невыполнения их требований они откажутся выйти на работу.

Задачи и значение политической забастовки важнее и глубже. В этом случае рабочие хотят взять власть в свои руки и бороться за установление справедливых гражданских прав.

В статье говорится о том, что в течении месяца рабочие – золотодобытчики губернии Уркит на реке Лене проводили забастовку. 4 апреля были вызваны войска, которые расстреляли бастующих. В результате этого 270 человек были убиты, 250 - тяжело ранены.

Из исторических документов известно, что в Ленских событиях принимали участие и казахские рабочие. Среди них - Мукатай Жанибеков. Он был осужден и приговорен к 12-ти годам каторги.

Вернувшись, он всю свою жизнь посвятил борьбе с царским самодержавием, был в рядах борцов за Советскую власть. Работая начальником уездной милиции, проявлял большую отвагу и смелость в борьбе с врагами. Член партии большевиков, преданный сын своего народа Мукатай Жанибеков умер 8 октября 1917 года в возрасте 45-ти лет.

Автор этой статьи неизвестен. По утверждению исследователя истории казахской периодической печати профессора Х. Бекхожина, это мог быть один из большевиков Уральска.

Само название газеты говорит об идее объединения казахских земель и установлении демократической республики. Газета «Казахстан» поднимала актуальные проблемы экономической, общественной и культурной жизни общества, призывала приспосабливаться к оседлому образу жизни, сближаться с русской культурой и постигать науку и знания.

Например, Б. Каратаев в своём письме «Азаматтарға» пишет о том, что прошло время кочевого образа жизни. Кочевой образ жизни и феодально-патриархальный быт являются препятствием для культурного развития народа.Он призывает противостоять таким отрицательным элементам, советует трудящимся начать жить в посёлках, отдавать детей в школы. В газете печатались также статьи по вопросам кооперации, агротехники,зоотехники, ветеринарии, научно –атеистического характера.

Автор газеты Габдолла Копжасаров в № 11 за 1912 год пишет о пользе организации товариществ,которые могли бы способствовать открытию торговых лавок, заниматься сельским хозяйством,орошением земель. Такие товарищества способствуют сплочению людей, доверии их друг друг.

Причиной своего закрытия в статье за 27 января 1913 года «Құрмет иесі оқушыларымызға»(«Нашим уважаемым читателям») редакция объясняет нехватку средств.Однако царское правительство пугало прогрессивно-демократическое направление газеты,которое и стало причиной её закрытия.

Газета «Казахстан» из-за исторических обстоятельств не смогла подняться до революционно - демократических традиций. Тем не менее под влиянием нового революционного развития она придерживалась прогрессивного, просветительско-демократического направления.За три года существования вышло 18 номеров газеты.

Большим событием в культурной жизни казахского народа стало появление общественно-политического и литературного журнала «Айкап». Он выходил в г.Троицке Оренбургской губернии с 1 января 1911 по сентябрь 1915 года.Журнал печатался в типографии «Энергия». Издателем и редактором журнала был поэт,просветитель,педагог,журналист, публицист Мухамеджан Сералин (1872 -1929).

Мухамеджан Сералин окончил Троицкое медресе,двухклассную русско-татарскую школу в городе Кустанае.Работа учителя в казахской школе сыграли большую роль в формировании его просветительских и педагогических взглядов. Видя тяжёлое культурное положение соотечественников, неразвитость национальных школ, он задумывается о путях выхода из этого положения.

В первые месяцы журнал выходил один раз в месяц, с 1912 года – два раза в месяц. За пять лет своего существования журнала вышло в свет 88 номеров. В 1911 году -12 номеров,в 1912 году -14 номеров, в 1913 году – 24 номера, в 1914 году – 24 номера, в 1915 году -14 номеров. По некоторым сведениям тираж «Айкапа» составлял 1000 экземпляров.Журнал печатался на казахском языке на основе арабской графики.

Секретарем журнала в 1911- 1912 годах был Акрам Ташимов, в 1913 -1914 годах – Султанмахмут Торайгыров. В работе журнала принимали участие Сакен Сейфуллин,Молдагали Жолдыбаев,Сабит Донентаев, Бейимбет Майлин, Бахытжан Каратаев, Сабыржан Габбасов,Бекмухамед Серкебаев, Бекет Утетлеуов, Спандир Кубеев, Мухаметсалим Кашимов,Бекмырза Бекжанов,Нуралдин Айтмухамбетов,Есенгали Хасабулатов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Жансултан Сейдалин и другие писатели и публицисты.

Разными путями пришли в журнал,но руководствовались единой идеей – правом женщин на участие в общественной жизни и женщины – казашки:Мариям Сейдалина, Сакипжамал Тлеубайкызы,Куляим Утегенова.

«Айкап» развивал общественно – политическую мысль казахов,её литературу и публицистику на основе просветительских традиций Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Издание состояло из разделов: передовые статьи,зарубежные новости,события культурной жизни,хроника событий,фельетоны и стихи,новости науки, библиография, письма в редакцию.

Исходя из общего напрвления издания, можно классифицировать направления, которые были наиболее ярко выражены в «Айкапе».Это были политика и социум; литература и литературная критика;просвещение и вопросы его развития среди казахского населения;язык и языкознание; положение женщины в мусульманском обществе; прикладные материалы по медицине,сельскому хозяйству; вопросы развития науки; текущие события.

«Айкап» был передовым изданием своего времени. Читатели с нетерпеним ждали выхода его очередного номера. В редакцию журнала шли письма почти из всех регионов Казахстана: Букеевской орды, Мангистау, Атырау, Уральска, Актюбинска, Кустаная, Тургая, Каркаралинска, Семипалатинска, Аягуза, Астраханской губернии.

Тематика выступлений самого редактора журнала Мухамеджана Сералина разнообразна.

Это вопросы строительства посёлков и городов, перехода на оседлость. Об этом свидетельствуют его статьи,опубликованные в «Айкапе»: «Қазақ халқының мұқтаждығы», «Біздің бұрынғы һәм кәзіргі халіміз», «Отырыңқы болған қазақтар туралы» и другие.Так,в статье «Наше положение в прошлом и теперь»,опубликованной в журнале в феврале 1911 года он пишет: «...Чтобы наладить в дальнейшем нашу жизнь,необходимо перейти на оседлый образ жизни.Переходя на городской образ жизни,нам надо заняться ремеслом городских жителей....Нам надо приучать себя к промыслам народов,которые раньше построили города.Обучать детей сообразно времени жить и промышлять в тесных городских условиях...

Учёные уподобляют развитие мира боевым сражениям.Они подразумевают под сражением хозяйственную заботу(экономическая война).В этой войне нет кровопролития,но последствия её хуже войн, где проливается кровь.В экономической войне соревнуются профессии и искусство,они уничтожают людей ещё больше,чем пушки и винтовки.В этой войне побеждает не тот, у кого больше людей, а побеждает тот народ, у кого выше наука,искусство.Поэтому,если мы не хотим попасть под пяту в соревновании с другими народами,нам надо вооружать детей знаниями...

Назидание казахскому народу:стройте посёлки, города, живите в народе,хотя немного, но хороших эемель останутся у вас.Получите свою долю в современности,только тогда сохраните свою народность,выйдите в ряды передовых.Иначе исчезнете с лица земли...

Объединение принесет вам пользу, разъединение приведет к гибели.До того,есть мы или нет, другим нет дела.Подумайте,мои соотечественники!»

По мнению М.Сералина плодородные земли не должны принадлежать только кулакам и баям. Он требовал справедливого исполнения аграрной политики.

В журнале обсуждались вопросы образования среди казахов, культурно - просветительской работы среди населения, вопросы разработки и подготовки новых школьных учебных программ. Этим проблемам посвящены статьи М.Сералина об обучении школьников, подготовки школьных учителей(«Вопросы орфографии»(15 января 1913.), «Наше положение в прошлом и теперь»(февраль 1911 г.)), С.Торайгырова «Қазақ ішінде оқу, оқыту қалай?» (№12,1913) и др.

На страницах журнала часто выступал А.Байтурсынов. В своих многочисленных статьях, опубликованных в журнале(«О порядке письма», и др.) он поднимает вопросы формирования языкознания,проблем алфавита, необходимости глубокого освоения грамоты.Большинство опубликованных в «Айкапе» статей А.Байтурсынов подписывал псевдонимами «А.Б.», «А.А.Б.».

«Айкап» внёс значительный вклад в развитие казахской литературы и казахского языка. Например,в статье Султанмахмута Торайгырова «Поэтические книги на казахском языке» анализируются поэмы «Заркум», «Сал-сал», «Алпамыс».Торайгыров критикует,что хоть и написаны они на казахском языке, но очень коряво, не к месту употребляются отдельные сравнения,- словом, отсутствует национальный колорит.

В статье «Басқармадан», опубликованной в августе 1915 года причиной закрытия журнала Мухамеджан Сералин называет нехватку средств. Он пишет: «Граждане! Мы сделали все, что было в наших силах, издавали журнал, чтобы хоть как-то помочь казахскому народу. Мы не ставили целью обогащение, мы только хотели быть «глазами и ушами» народа, писали о чём знали и как могли. Может быть, и у нас были ошибки. Однако, о чём бы мы ни писали, мы писали от чистого сердца и с чистыми помыслами. Поэтому мы надеемся, что граждане нас не осудят. Цель издания журнала – мы хотели указывать дорогу народу, доказать, что и казахские джигиты могут издавать газеты и журналы. Мы достигли своей цели. Теперь дело за образованными молодыми людьми».

Ключевые слова: орган прогрессивной интеллигенции, просветительские традиции, актуальные проблемы общества, редакторская работа.

Тестовые задания по теме:

1. Газета «Қазақстан» была закрыта

A) В 1913 году

B) В 1914 году

C) В 1915 году

D) В 1916 году

E) В 1917 году

 

2. Рукописный журнал «Садақ» («Стрела») издавался

A) в Уфе

B) в Ташкенте

C) в Омске

D) в Троицке

E) в Петропавловске

 

3. Организаторы рукописного журнала «Садақ»(«Стрела»)

A) Б. Майлин и Ж. Тлепбергенов

B) А. Байтурсынов и А.Букейханов

C) С. Торайгыров и А.Токмагамбетов

D) С. Сейфуллин и Б.Майлин

E) Г. Мусрепов и Г. Мустафин

 

Основная литература:

1.Аллаберген.К.,Нускабайулы. Ж.,Уразаев. Ф. История казахской журналистики(1870 – 2008).Алматы, Білім,2010.

2.Бекхожин.Х.Н. Очерки истории печати Казахстана. Алматы, Мектеп,1981.

Дополнительная литература:

1.Бейсембаев К. Данные из истории казахской печати. Алматы, КазГосиздат,1956.

2.Козыбаев С.К. Аудитория-весь Казахстан. Алматы, Мектеп,1984.

 

Тема 5. Казахские общенациональные, демократические издания

Цель занятия: ознакомить с содержанием газет «Сарыарқа» («Золотая степь»), «Бірлік туы» («Знамя единства»), «Жас азамат» («Молодой гражданин»), «Алаш», «Үш жүз» («Три жуза»), «Қазақ»(«Казах»), журнала «Абай». Анализ выступлений авторов данных изданий

План:

- Цели и задачи газеты «Сарыарка»

- Содержание газет «Бірлік туы», «Жас азамат», «Алаш», «Үш жүз»

- Общенациональное издание - газета «Казақ» («Казах»)

- Жусупбек Аймауытов и Мухтар Ауэзов – издатели журнала «Абай»

 

Общественно – политическая и литературная газета «Казах» начала выходить со 2 февраля 1913 года в Оренбурге один раз в неделю, с 1915 года – два раза в неделю.Тираж газеты составлял 3000 экземпляров, по некоторым данным - 8000 экземпляров. Первым редактором газеты был известный учёный, писатель, публицист, общественный деятель Ахмет Байтурсынов, вторым редактором - писатель, публицист, общественный деятель Миржакып Дулатов. Редактор газеты в 1918 году-

Жанузак Жанибеков. В свет вышло 266 номеров газеты.

Согласно циркулярному распоряжению от 9 декабря 1905 года за № 14508 газете «Казах» надлежало выходить по следующей программе:

1. Указания и правительственные распоряжения.

2. Работа Государственной Думы и Государственного Совета.

3. Внешние и внутренние известия.

4. История и быт киргиз.

5. Этика, история, этнография и культура.

6. Экономия: торговля, ремесло, сельское хозяйство, скотоводство.

7. Народное образование: мектебе, язык и литература.

8. Гигиена,медицина и ветеринария.

9. Фельетоны.

10. Корреспонденция и телеграммы.

11. Местная хроника.

12. Иллюстрация.

13. Почтовый ящик.

14. Обьявления.

 

Печаталась газета в типографии товарищества Каримова –Хусаинова.Подписная цена на газету в год-3 рубля,на полгода-1 руб.75 копеек,на 3 месяца-1 рубль.Отдельный номер-5 копеек.

В газете печатались проблемные материалы о состоянии казахского общества, о взаимоотношениях с другими странами,просвещении и образовании, воспитании подрастающего поколения, литературе и искусстве, традициях и обычаях казахского народа,стихи,публицистика,литературная критика.

В «Казахе» публиковали переводы из произведений Л.Н.Толстого («Жұмыртқадай бидай»), А.П.Чехова(«Хамелеон»), В.Г.Короленко(«От») и др.

Авторами газеты были Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Сабит Донентаев, Бейимбет Майлин, Шакарим Кудайбердиев, Халел Досмухамедов,Мыржакып Дулатов, Гумар Карашев,Алимхан Ермеков,Мухамеджан Тынышбаев,Машхур – Жусуп Копеев,Назипа Кулжанова,Кудайберген Жубанов,Жанша Сейдалин,Султанмахмут Торайгыров,Ильяс Жансугуров,Раимжан Марсеков.В работе газеты принимали участие доктора А.Алдияров,А.Бочтаев, редактор журнала «Мугалим» Хасан Али.

В первом номере газеты за 1913 год помещена специальная статья,где говорится о необходимости издания газеты: «...Газета – глаза народа, его уши и язык. Как человеку необходимы глаза, уши и язык, так и народу нужна газета. Народ без своей газеты рядом с народом, имеющим свою газету, как глухой без ушей, немой без языка, слепой без глаз. Во всем мире народы посредством телеграфа, почты связываются между собой, через газету рассказывает народу о происходящем, разговаривают и общаются как люди в одном доме.

Газета служит народу, через неё умные, образованные люди указывают путь остальным. Газета – распространитель знания народу, так как через неё люди узнают новости, черпают информацию,ширится кругозор,складывается собственное мнение. Газета – защитник народа. Она отстаивает его интересы. Пользу газеты лучше понимает народ, имеющий образованных, грамотных культурных людей.

Мы назвали свою газету «Казах». Она призвана помогать народу в его делах и во всех его начинаниях».

В газете были рубрики «Внутренние известия», «Внешние известия», «Управление», «Песни и сказания».

Одним из важных направлений газеты были вопросы просвещения и образования. Если в статьях за 1913 год «Оқу жайлы», «Қазақша оқу жайы» говорится о важности образования, то в опубликованных за 1914 год статьях «Бастауыш мектеп», «Мектеп керек», «Оқу мезгілі» поднимаются вопросы состояния школ, медресе края. В №18 газеты за 1913 год было опубликовано «Открытое письмо», в котором предлагалось оказывать помощь молодёжи, учащейся в гимназиях и университетах.При непосредственном участии М.Дулатова при газете был создан фонд помощи казахским студентам.Фонд оказывал помощь студентам,которые обучались в Стамбуле, Петербурге,Варшаве,Париже,Берлине.

В статье «Қазақ басқармасында сатылатын кітаптар» сообщается о новых книгах,которые желающие могут приобрести в редакции газеты:«Әліппе» А.Байтурсынова, «Қираөт кітабы» М.Дулатова, «Маса» А.Байтурсынова, «Аға тұлпар» Г.Карашева, «Жиған – терген» Б.Утетлеуова, роман «Бақытсыз Жамал», «Есеп құралы» М.Дулатова, «Тіл құралы» А.Байтурсынова и др.

Газета опубликовала статью М.Дулатова «Чокан Чингизович Валиханов(1835-1865)» в которой автор знакомит читателя с биографией,научной деятельностью первого казахского учёного.В статье говорится о том,что друг и соратник Чокана Валиханова Григорий Потанин видел в нём черты Пушкина и Лермонтова,человека,беззаветно любящего свой край и народ и готового на всё ради его будущего.В трёх номерах газеты(23,30 ноября и 22 декабря 1913 года) была опубликована статья А.Байтурсынова «Қазақтың бас ақыны» в которой он всесторонне анализирует творчество великого поэта Абая Кунанбаева,знакомит читателей газеты с его богатым поэтическим наследием.

Редакция уделяла большое внимание освещению работы Государственной Думы,знакомила спроблемными вопросами,рассматриваемыми на её заседаниях: «Государственная Дума»(№145,1915 г.), «23 января»(№98,1913 г.), «Орынбор,22 февраль»(1915 г.), «Государственная Дума открылась»(№169, 1916 г.), «Дума һәм хүкмет»(№207,1916 г.) и др.

А.Букейханов в своих многочисленных статьях,опубликованных в газете(«Төртінші Дума һәм қазақ»(№19,22,1913 г.), «Соғыс һәм қазақ»(№9,24,1913 г.), «Петроград хаты»(№191,197,1916 г.), открыто критикует деятельность Государственной Думы,слабые стороны принимаемых ею законов.

«Казах» уделяла большое внимание проблемам здравоохранения в крае.В конце 19-го начале 20 века из – за такой болезни как чума в Казахстане умерло большое количество людей.В связи с этим М.Дулатов опубликовал в издании статьи «Чума жайынан»(«О чуме», №55,1913 г.), «Чума сиезінен»(«Со съезда чумы», №55,1914 г.).Статья, опубликованная в газете за 9 января 1914 года(№45) приводит сведения о подписчиках издания:3007 человек. Из них:694 – в Тургайской области;612 – в Семипалатинской области;586 – в Акмолинской области; в Сырдарье – 327; в Семиречье -157; в Уральске -301; во Внутренней орде – 136; в Фергане -30; в Самарканде – 8;в Закаспийске – 5; в Томске -3;в Оренбурге-37; в Уфе – 14; 9 –в Петербурге; 3 – в Москве; 5 – в Турции;10 – Китае. Газета распространялась в 57 городах страны.

В целях укрепления материальной базы «Казаха» в 1915 – 1916 годах представители казахской интеллигенции создали казахского акционерное общество «Азамат»,что позволило обеспечить издание газеты.В состав товарищества вошли:Мыржакып Дулатов,Ахмет Байтурсынов, Бадрисафа Байтурсынова, Аргынгазы Боштаев, Габдолла Нусипбаев,Алихан Букейханов,Мухамеджан Тынышбаев,Аубакир Алдияров,Бирмухамет Алдияров,Медеу Оразбаев,Каражан Укибаев,Шакарим Кудайбердиев,Габдикен Кунанбаев,Турагул Кунанбаев,Жамила Боленова и др.

Газета рассказывала читателям о Первой мировой войне,о причинах,породивших её,о воюющих странах,о ходе военных действий.

Царское правительство издало Указ от 25 июня 1916 года о наборе на армейские работы народов Казахстана, Средней Азии,Сибирской и Астраханской губерний.В газете появились рубрики «Внешние известия», «Война», «Из газет».

Газета публиковала статьи,в которых деятели Алаша призывали провести мобилизацию справедливо,без вымогательства,с учетом пожеланий населения,выражали свое мнение по поводу целесообразности службы казахов в кавалерийских войсках.

Учитывая сложившуюся в степи сложную ситуацию,казахские лидеры просили своих соотечественников повиноваться Указу о воинской повинности.В случае неповиновения казахов ждали тяжёлые последствия. Вставка из лекции №6???? Впоследствии представителей казахской интеллигенции обвинили в том,что они призывали соотечественников повиноваться Указу царя.

Со стороны правительства газета «Казах» подвергалась жестокой цензуре.На каждом номере издания можно было увидеть треугольный знак с надписью «Дозволено военной цензурой». Например, в номере за 3 августа 1914 года передовая статья газеты не была разрешена к печати. За публикацию статей в № 78 за 1914 год «Алашқа» и в №79 «Ресейдегі ұйымшылдық» Ахмет Байтурсынов был обвинён в выступлении против царской политики и осужден на два года. За статью «Бұл қалай?» редактору был вынесен приговор суда – штраф в 50 рублей и две недели заключения в тюрьме. За статью «Заң жобасының баяндамасы» генерал – губернатор Оренбурга вынес приговор Ахмету Байтурсынову - штраф 1500 рублей или три месяца тюремного заключения.

Несмотря на такие сложности и препятствия газета смогла продержаться до сентября 1918 года. Это первое, так долго просуществовавшее издание в истории казахской периодической печати. Газета «Казах» является родоначальницей национальной демократической прессы.

Газета «Казах» была закрыта согласно постановлению Омского исполнительного комитета от 4 марта 1918 года данного Оренбургскому Совдепу: «В виду того,что киргизский орган партии Алаш «Казах» является контреволюционным,открыто выступает против Советской власти, организуя Алаш – Орду,просим закрыть газету».

М.Дулатов в своём биографическом очерке,посвящённом 50 –летию А.Байтурсынова в 1922 году писал: ««Казах» просуществовала до 1918 года.Созданная почти из ничего и просуществовавшая в тяжёлых условиях царско – политического режима,благодаря умелому и самоотверженному труду А.Байтурсынова газета перед закрытием имела свою собственную типографию,большой запас бумаги,небольшую библиотеку,тираж превышал 8000 экземпляров».

В 1917 - 1918 годах в Семипалатинске издавалась газета «Сарыарка». Ответственный издатель газеты – Халел Габбасов. Газета освещала вопросы создания правительства «Алаш-Орда», формирования казахской государственности. На страницах издания печатались статьи Алихана Букейханова, Халела Габбасова, Турагула Кунанбаева, Маннана Турганбаева,Султанмахмута Торайгырова,Шакарима Кудайбердиева и др. Здесь была опубликована политическая программа Семипалатинского отделения Алаш –Орды. Активное участие в работе газеты принимал Жусупбек Аймауытов.Были опубликованы его произведения: в первом номере – стихотворение «Сарыарқаның сәлемі», во втором – стихотворение «Тұр,бұқара, жиыл кедей, Ұмтыл жастар!», в третьем номере – статья «Партия», рассказы «Ғашықтық», «Жынды»,«Айна», крылатые слова. Жусупбек Аймауытов был не только замечательным поэтом, талантливым писателем, но и прекрасным публицистом.

Газета опубликовала статью сына Абая Кунанбаева «Ел қамы».

Научный и литературный журнал «Абай» издавался в Семипалатинске с 4 февраля по октябрь 1918 года под редакторством известного казахского писателя,публициста Жусупбека Аймауытова. Организаторы издания подписывали его псевдонимом «Екеу».Вторым издателем был Мухтар Ауэзов. Журнал освещал этнографические, культурные, литературные, научные вопросы. Основные жанры журнала:аналитические и критические статьи,обозрения,путевые заметки.

С журналом активно сотрудничали и публиковали в нём свои работы Шакарим Кудайбердиев, Султанмахмут Торайгыров,Сабит Донентаев, Гумар Карашев, Смагул Садвакасов, Халел Досмухамедов.

Учившийсяв то время в Семипалатинской учительской семинарии Мухтар Ауэзов опубликовал в журнале более десяти статей, посвящённых проблемам культуры, науки, просвещения (№7 за 1918 год., статья «Ғылым тілі» и др.), перевод рассказа Льва Толстого «Будда».

В марте 1918 года в журнале «Абай» была опубликована публицистическая статья Султанмахмута Торайгырова «Социализм», в которой он призывает своих соотечественников к овладеванию знаниями, культурой, техникой, наукой и брать пример в этом с Европы, которая сильно преуспела в этом.

Одним из активных авторов журнала был Сабит Донентаев, который учился на 3-х месячных учительских курсах в Семипалатинске. В первом номере журнала за 1918 год он опубликовал стихотворения «Бозторғай», «Абайға», статьи «Қазақ әйелдері туралы», «Жазушыларға». В третьем номере издания за 1918 год были напечатаны статьи Сабита Донентаева «Қоныс құтты болсын», «Алашқа», «Философия жайынан», «Тұңғыш құрбан».

Шестой номер журнала вышел 19 июля 1918 года. В нём были опубликованы: информация «Омбы қаласында өткен жалпы жастар съезі туралы», статья М.Ауэзова «Жастар ұйымдарына ашық хат», проблемная статья неизвестного автора «Қайткенде адам боламыз».

Последний 11-й номер журнала «Абай» увидел свет в октябре 1918 года. В нём были напечатаны реклама(на первой странице),статья «Ұлтты сүю», стихотворение Абая «Қайран жүрек.Абай сөзі»,научная работа С.Асфендиярова «Обадан сақтану һәм емделу шаралары».

Журнал «Абай» был закрыт в конце 1918 года в связи с прекращением деятельности правительства «Алаш – Орда» и приходом к власти большевиков в Семипалатинске.

С 26 ноября 1916 до середины 1917 года в Ташкенте издавалась еженедельная газета «Алаш». Редактор - Кольбай Тогысов, издатель - Мариям Тогысова. Газета печаталась в типографии «Туркестанский курьер».

Цель издания была обозначена в программной статье:«Для того, чтобы существовать как подданные Российского государства, перед казахским народом стоят проблемы оседлости и кочевничества, проблемы становления учебно - просветительской работы, участия в Государственной Думе, приведения в порядок судебных дел, женского равноправия, вообще упорядочения жизни и быта народа».

В статье «Долой Романовых!» Кольбай Тогысов писал: «… каждый народ вправе получить свой суверенитет и создать демократическую республику».

В работе газеты принимали участие женщины – казашки:Сабира Абдихалык-кызы опубликовала здесь своё произведение «Қыз баланың зары».

Кольбай Тогысов вскоре был избран в Народное собрание сьезда крестьян в Петербурге и в 1917 году с 22 номера редактором газеты стал Тузел Жанбаев.Об этом сообщалось в статье Жанбаева «Оқушыларға өтініш».

В октябре – ноябре 1917 года в Казахстане появилась социалистическая партия «Үш жүз» и как его печатный орган газета «Үш жүз».

Редактором газеты «Үш жүз» был один из лидеров партии «Үш жүз», юрист, писатель, журналист и первый казахский драматург Кольбай Тогысов. Он родился в 1879 году в Чоргинской волости Зайсанского уезда Семипалатинской области. Трудовую деятельность начал переводчиком мирового судьи Каркаралинского уезда. В «Семипалатинском листке» им были опубликованы его статьи с критикой политики царского самодержавия.За проводимую антиправительственную деятельность, осуждение политики и линии, проводимой царским самодержавием вскоре Кольбай Тогысов был арестован и выслан сроком на три года в Капальский уезд Жетысуйской области. В эти годы им в журнале «Айкап» были опубликованы статьи о состоянии культурно – просветительской, сельскохозяйственной, судебной работе в регионе.

После февральской революции Кольбай Тогысов стал членом партии «Алаш» и принимает участие в работе газеты «Алаш». В годы гражданской войны он был арестован колчаковцами, заключен в Петропавловскую тюрьму где и погиб после долгих мучений от рук белогвардейцев.

Газета «Үш жүз» вела идейно – политическую борьбу с партией «Алаш».

Общественно – политическая газета «Жас азамат» выходила с 20.07.1918 года в Кызылжаре (Петропавловске).Это было первое издание казахской молодёжи,орган организации «Жас азамат».Председателем объединённой организации был Мырзаулы,членами правления:С.Садуакасов, М.Сеитов,Т. Досымбеккызы,А.Байдильдаев.

Первый номер газеты открылся передовой статьёй «Жас тілек» («Молодое пожелание»). Статья отразила цели и задачи издания: свобода и равноправие нации.

В газете были опубликованы произведения Магжана Жумабаева «Я верю в молодёжь», Мыржакыпа Дулатова «Жертва Алаша». Статьи «Необходимая вещь», «Мирное сосуществование и Россия», «Бумажные деньги», «Наши националисты» были опубликованы под разными псевдонимами.

До нас дошло 18 номеров газеты:с 1-го по 22-е номера. Среди них отсутствуют номера:2;9;10;19. Издателем всех номеров газеты является товарищество «Алаш».

Последний 22 – й номер «Жас азамата» вышел в свет 3 февраля 1919 года. В нём были опубликованы статьи и фельетоны, вскрывающие пороки существующего общества: «Ештен кеш жақсы», «Алаш - Орданың қызметі»(автор-К.Г.), «Саяси әңгіме» (автор-Калмакбай), «Тұтқынның үйі»(автор-Ел баласы), «Земстуоның қысқаша жайы»(автор-Б.Ержанулы), «Тастаған шоқпар сорлыға тиеді»(автор-Холизе Ибрагимулы).

 

Ключевые слова: развитие прессы, исторические документы, буржуазно-демократическая революция, демократическая пресса.

Тестовые задания по теме:

1. Город, в котором выходила газета «Сарыарқа» («Золотая степь»):

A) Семипалатинск

B) Ташкент

C) Омск

D) Оренбург

E) Петропавловск

 

2. Ответственный издатель газеты «Сарыарқа» («Золотая степь»):

A) Халел Габбасов

B) Халел Досмухамедов

C) Ильяс Жансугуров

D) Сабит Муканов

E) Сакен Сейфуллин

 

3. Издатель газеты «Алаш»:

A) Мариям Тогысова

B) Сара Есова

C) Мариям Сейдалина

D) Фариза Онгарсынова

E) Куляш Ахметова

 

Основная литература:

1.Аллаберген К., Нускабайулы. Ж., Уразаев. Ф. История казахской журналистики (1870-2008).Алматы, Білім,2010.

2.Козыбаев С.К., Нода. Л.П., Рожков. А. В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. Алматы, Экономика,2006.

Дополнительная литература:

1.Бекхожин Х. Н. Очерки истории печати Казахстана. Алматы, Мектеп,1981.

2.Козыбаев С. К. Аудитория – весь Казахстан. Алматы, Мектеп,1984.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.199.251 (0.112 с.)