Тема 1. Периодизация истории экономических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Периодизация истории экономических учений



ВВЕДЕНИЕ

В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. По мере накопления эти знания обобщаются, систематизируются и принимают форму экономических учений, впоследствии преобразующихся в экономическую теорию.

Метод истории экономических учений - совокупность определенных способов, приемов, принципов познания экономической мысли прошлого.

 

 

Каждое экономическое учение выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной деятельности, на экономические отношения в обществе. Складывается такая система постепенно в процессе развития общества и данного общественного класса. В классовом обществе экономические учения носят классовый характер.


Раздел 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

Тема 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

В большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории.

Весьма обобщенно можно выделить этапы развития экономической мысли.

Первый этап - древний мир. Здесь экономическая мысль зародилась как часть общих рекомендаций по управлению государством.

Второй этап - средние века. Происходит выделение экономической науки в самостоятельную отрасль знаний, имеющую собственную проблематику и терминологию (IV - XVI вв.).

Третий этап - новое время. В экономической науке складываются основные направления и школы (XVII - начало XX вв.).

Четвертый этап - современные учения. Опираясь на экономическую мысль прошлого, ученые создали ряд новых направлений, разработали проблемы эффективного функционирования экономики.

Однако жесткий схематизм здесь недопустим. Периодизация истории экономических учений отдельной страны и периодизация истории экономических учений всего мира не всегда совпадают, как не совпадает экономическое развитие отдельно взятых стран.

Можно заметить, что, изучая историю экономических учений, очень важно знать, в каких исторических условиях возникло то или иное учение, кто по происхождению носитель выдвигаемой доктрины.


Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА и ГРЕЦИИ

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как называются представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать?

2. Чем характеризуются этапы развития экономической мысли?

3. Совпадают ли периодизация истории экономических учений отдельной страны и периодизация истории экономических учений всего мира?

4. Что оказывает влияние на формирование экономического учения?

5. Что анализировали выразители экономической мысли дорыночной эпохи?

  1. Кто является выразителем экономической мысли дорыночной эпохи?
  2. Какой документ является наиболее значительным памятником Вавилонского царства?
  3. С точки зрения царя Хаммурапи, каким должен быть срок долгового рабства?

9. Как Хаммурапи определял предел денежной и натуральной ссуды?

  1. С какой целью законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство?
  2. В чем суть «учения о естественном праве»?
  3. Кто является первым наиболее выдающимся выразителем экономической мысли древнего Китая?

13. Что с точки зрения Конфуция необходимо для достижения достатка?

14. К чему призывает конфуцианство государей?

  1. Кто является автором трактата «Домосторой»?
  2. Какую отрасль экономики Ксенофонт считал «наиболее достойным видом занятия»?

17. Кто утверждал, что всякому товару присущи полезные свойства (потребительская стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость)?

18. Кто ставил ценность вещи в зависимость от полезности?

19. Кто утверждал, что цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения?

20. Кто считал, что «цель хозяйственной деятельности – обеспечение производства полезных вещей (потребительской стоимости)»?

21. Кто предложил схему идеального государства?

22. Что является основой идеального государства Платона?

23. Какому сословию Платон отводил господствующую роль в идеальном государстве?

24. Что является признаком государства «близкого к его эпохе» (Платон)?

25. Кто предлагал установить «предел бедности»?

26. Что предлагал Платон для предотвращения классовой борьбы?

  1. Как древние мыслители определяли роль и функции денег?
  2. Какие виды деятельности выделял Аристотель?
  3. Как Аристотель определял «экономику» и «хрематистику»?
  4. Что относится к характерным особенностям азиатского способа производства?

Раздел 2. Систематизация экономических знаний

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Какие положения включает учение Ф. Аквинского?

  1. Как Ф. Аквинский трактовал собственность?
  2. В чем суть концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского?

4. Как Ф. Аквинский определял дозволенную и недозволенную торговлю?

5. В каком случае Ф. Аквинский считал уровень прибыли нормальным?

6. Как Ф. Аквинский трактовал процент?

  1. Кто является автором сочинения «Город Солнца»?

8. Какое сочинение положило начало утопическому социализму и дало ему название?

  1. В чем Т. Мор видел первопричину возникновения нищеты?

10. В нем суть проекта «Город Солнца»?

 


Раздел 3. Первые теоретические системы

Тема 4. Меркантилизм как первая школа политической экономии (XV1—XVII1 в. в.)

Меркантилизм обозначил переходный период экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально – экономической сфере. Обычно меркантилизм связывается с именами французских министров финансов—герцогом Максимилианом Сюлли (1560—1641г.г.) и Жаном Батистом Кольбером (1619—1683г.г.); первый был министром в эпоху Генриха IV, а второй—Людовика XIV.

Меркантилизм - от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец

Меркантилизм выражал, прежде всего, экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.

Основная идея меркантилизма состоит в том, что главное богатство и основное средство экономической деятельности — деньги. Любая экономическая деятельность связана с деньгами, деньги оценивают труд, с их помощью обмениваются продукты труда, деньги обеспечивают деятельность государства. Деньги выше всех остальных товаров, поскольку они неуничтожимы в обмене, а товары всегда потребляются и тем самым уничтожаются.

Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлистическая теория денег, они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Вся государственная политика была направлена на получение денег любым путем —практически все европейские страны имели строгие законы, запрещавшие вывоз золота.

Но кто создает это богатство в виде золота? Источником такого богатства считалась торговля, а основным производительным классом — купцы. Именно они располагали всем капиталом общества и финансировали все проекты короля.

Прибыль в торговле получается только тогда, когда продал дороже, а купил дешевле. Основной лозунг эпохи меркантилизма — «Не обманешь, не продашь», причем по отношению к представителям другого народа или веры такой принцип поддерживался даже церковью.

Но торговля внутри национального государства не поощрялась — ведь здесь равное количество денег используется в обмене.

Меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе, поэтому государство ограничивало ввоз и покровительствовало вывозу товаров. Монополии торговли считались неотъемлемым средством экономической политики. Но монополии отдавались и на производство товаров— цеховая система в городах была организована по монопольному принципу (например, мастер, производивший кареты, уже не мог сам производить колеса, это была другая монополия).

 

Государственное регулирование было естественным, вопрос о самостоятельности экономической деятельности вообще не ставился. Государство регулировало и сферу производства, и обмен, и внешнюю торговлю, и цены, и минимальный уровень оплаты труда, почти любое экономическое действие было урегулировано правовыми нормами.

Естественно, что такая экономическая политика только мешала развитию новых капиталистических отношений.

В своем развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая – ранний меркантилизм, связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия – развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы.

 

Ранний меркантилизм (сер. ХУ1в.) Поздний меркантилизм (ХУ11 в.)
Уровень внешней торговли
Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер
Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса
Доминирует идея «денежного баланса - задача накопления денежных богатств в стране решалась главным образом административными мерами, обеспечивавшими жесткую регламентацию денежного обращения, внешней торговли. Установление максимально высоких цен на экспорт товаров Всемерное ограничение импорта товаров Запрет вывоза из страны золота и серебра, как денежного богатства Устанавливались высокие пошлины Господствует положение о «торговом балансе» - основное правило внешней торговли - превышение вывоза над ввозом. Экономическая политика протекционизма в интересах собственных мануфактуристов и купечества Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей Допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле Вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса
Позиции в области теории денег
Преобладает номиналистическое восприятие теории денег, Правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес Устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег, Констатация денежной сущности золота и серебра в силу природных свойств, В качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги «революция цен» ХУ1в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству, уровень цен прямо пропорционален их количеству денег, рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю) Констатация товарной сущности денег, но по - прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра Определяющей функцией денег признается функция средств обращения

Основная ошибка меркантилистов – в сфере обращения, богатство не создается, а перераспределяется.

Меркантилизм обогатил историю экономических учений не только концепцией всеобщей коммерциализации хозяйственной жизни и масштабного участия в ней государственных структур, но и обозначил «зачатки экономической науки».

Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726 г.г.)

- соратник Петра I,

– оригинальный экономист - мыслитель, пытавшийся решать острые проблемы жизни.

Посошков вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью.

Книга «О скудости и богатстве» (1724 г.) и предназначалась для Петра I. В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

Устранение скудости и умножение богатства России – центральная тема книги. Посошков критически относился к системе и порядкам управления в России.

Считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Различает богатство вещественное (богатство государства (казны) и богатство народа) и невещественное («истинная правда», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной).

Задачей экономической политики государства ставил «всенародное обогащение». Он писал: «... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». Рост народного богатства выгоден и народу и государству – такова основная мысль.

Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране необходимо:

1. заставить всех людей работать, причём прилежно и производительно,

2. уничтожить праздность во всех её видах;

3. решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всём.

Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстаёт против хищнического отношения к естественным богатствам страны. Много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных заводов. При этом указывал, что развитие крупной отечественной промышленности будет содействовать «соблюдению» денег в стране. В числе мер, направленных на развитие производства, рекомендовал

1. строить заводы на средства государства и передавать их затем в частные руки,

2. предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства;

3. ссылаясь на богатства страны, доказывал необходимость разведки её недр.

Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий – купечеству. «Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое и малое государство быть не может», – писал Посошков. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей.

Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке, Посошков высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля.

Отрицательно оценивал систему внутренних пошлин, которые существовали тогда во всех странах и сильно стесняли внутренний товарооборот. Предлагал установить один сбор с товаров, причём пониженный против суммы существовавших тогда внутренних сборов.

Предлагал такую систему организации внешней торговли, которая, по его мнению, способна обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала

· ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно.

· запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зеркала, шляпы и другие товары. Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране.

· создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения собственного производства, по его мнению, следовало прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

В лице И.Т. Посошкова русская экономическая мысль конца XVII – начала XVIII вв. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.


Ключевые понятия:


барыш,

богатство,

внешнеторговый баланс,

«всенародное обогащение»,

государственная политика,

деньги,

конкуренция,

кредитор,

меркантилизм,

металлистическая теория денег,

монетаризм,

монополия,

обмен,

первоначальное накопление капиталов,

плата за труд,

пошлины,

прибыль,

протекционизм,

процент,

разделение функций,

рынок,

собственность,

спекулятивность,

товарооборот,

товары,

цены,

цеховая система.


Вопросы для семинарского занятия

  1. Что такое меркантилизм? Какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?
  2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.
  3. В чем сущность порчи национальной монеты и к каким последствиям она может привести экономику страны?
  4. Сравните трактовку денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма.
  5. Покажите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.
  6. Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова на богатство общества. Его книга «О скудности и богатстве».
  7. Задача экономической политики государства с точки зрения И.Т. Посошкова. Пути уничтожения скудости и достижения богатства в России.
  8. Взгляды И.Т. Посошкова на особенности развития русской промышленности. Роль внутренней и внешней торговли.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как называлась первая школа политической экономии?

2. Значение понятия «меркантилизм»

  1. Что является предметом изучения меркантилизма?

4. В чем основная идея меркантилизма?

5. Что меркантилисты считали источником богатства?

6. Интересы какого класса выражали меркантилисты?

7. Почему меркантилисты считали, что деньги выше всех остальных товаров?

8. Что рекомендовали меркантилисты?

9. Каков основной лозунг эпохи меркантилизма?

10. Какая торговля поощрялась меркантилистами?

11. Кто являлся основным производительным классом с точки зрения меркантилистов?

12. Что регулировало государство в эпоху меркантилизма?

13. Чем характеризовалась политика государства в эпоху меркантилизма?

14. Как называется первая стадия развития меркантилизма?

15. Как называется вторая стадия развития меркантилизма?

16. Что характерно для раннего меркантилизма?

17. Что характерно для позднего меркантилизма?

18. В чем основная ошибка меркантилистов?

19. Как называлась книга И.Т. Посошкова?

  1. Что Посошков И.Т. понимал под богатство общества?
  2. Что рекомендовал И.Т. Посошков для уничтожения скудости и достижения богатства в стране?
  3. Какому виду хозяйственной деятельности И.Т. Посошков придавал наибольшее значение?
  4. Как И.Т. Посошков определил задачу экономической политики государства?

Тема 5. Развитие КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Классическая школа сменила меркантилизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел несравненно более широкое распространение.

Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.

Во Франции, где до последней трети XVII в. сохранялся феодальный строй, капитализм с большим трудом пробивал себе дорогу.

Автором термина политическая экономия является А. Монкретьен.

«Классики» в отличие от меркантилистов

Меркантилисты Классики
Главный принцип экономической политики
Протекционизм Экономический либерализм
Предмет экономического анализа
Сфера обращения Сфера производства
Трактовка происхождения стоимости(ценности) товаров и услуг
В связи с «естественной «природой золотых и Серебряных денег и их количеством в стране С учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда
Концепция экономического роста
Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо во внешней торговле) Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере материального производства
Принцип достижения макроэкономического равновесия
Благодаря координирующим и регулирующим мерам государства Самоуравновешивание совокупного спроса и совокупного предложения благодаря «закону рынка»
Позиции в области теории денег
Деньги- искусственное изобретение людей, Деньги- фактор роста национального богатства Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар, Деньги – техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

5.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП – конец ХУ11 –начало ХУ111 в.

Родоначальники классической школы - У. Петти (Англия) и П Буагильбер (Франция).

Несмотря на то, что они принадлежат к классической школе, в их взглядах имеются различия, предопределяемые несхожестью экономического развитияАнглии и Франции ХУ11 в. Петти - идеолог промышленного капитализма, Буагильбер - защитник интересов крестьянства.

УИЛЬЯМ ПЕТТИ (1623-1687г.г.)

Родился он в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У. Петти – врач, учёный, политический деятель Англии.

По словам К. Маркса, У. Петти –«отец политической экономии … гениальнейший и оригинальнейший исследователь -экономист».

Основной труд - «Трактат о налогах и сборах» (1662) - крупнейшее политэкономическое и финансовое произведение ХУ11 века.

Основатель трудовой теории стоимости. Первым пришел к выводу о том, что источником стоимости является труд. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны предлагал вместо тюремного заключения ввести денежные штрафы, заставлять преступников трудиться.

Рента – прибавочный продукт, разница между стоимостью товара и заработной платой. Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти – единственная форма прибавочной стоимости.

Он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника.

Ввел понятие дифференциальная земельная рента, причины существования которой видел в различном плодородии и местонахождении земли.

Ссудный процент – плата за неудобство, причиненное кредитору при суживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которую можно купить на ссуду.

Р абочее время делил на необходимое и прибавочное.

Определял заработную плату как цену труда рабочего, минимум средств для существования его и его семьи. Был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

Показал, что заработная плата и прибыль движутся в противоположном направлении.

В отличие от меркантилистов считал, что богатство образуют не только драгоценные камни и металлы, включая деньги, но и земли, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка.

Отрицал участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства. Считал основой хозяйства производство. Предлагал сузить сферу обращения и сократить число занятых в торговле.

Использовал новаторскую методологию, которая нашла выражение в разработке абстрактного метода в политической экономии: от описания явлений он перешел к анализу их сущности.

НО смешивалменовую и потребительскую стоимость, абстрактный и конкретный труд, не знал категории рабочей силы, считал, что продается труд (труд это процесс, который продать нельзя), поскольку основным объектом приложения труда в его эпоху была земля, это объясняет ошибочное признание Петти земельной ренты всеобщей формой прибавочной стоимости.

Пьер БУАГИЛЬБЕР (1646-1714г.г.)

Его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии.

Первая книга - «Подробное описание положения Франции...«(1696г.).

Источником богатства считал сферу производства, а сфере обмена отводил роль условия для развития экономики.

Считал, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей, прежде всего в продуктах земледелия.

Трудовая теория стоимости. Различал рыночную цену и «истиннуюстоимость». Если рыночные цены – случайны, то «истинная стоимость» закономерна, определяется трудом, затраченным на производство товара. Её величину определял рабочим временем. Стоимость выступала у него в пропорциях между обмениваемыми товарами, отражающими равные затраты труда. Именно затраты труда, т.е. рабочего времени делают вещи соизмеримыми.

«Истинную стоимость» принимал за основу пропорционального обмена. Его идеальной формой, обеспечивавшей сохранение пропорциональности, он считал обмен товара на товар. Такой обмен должен был развиваться на основе свободной конкуренции.

Выступал против денег, которые, по его мнению, нарушают товарное обращение. Он назвал их «всеобщим палачом». Считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости»

Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.

Уделял внимание налоговой системе. Выдвинул прогрессивный для своего времени принцип налогообложения (всеобщность и пропорциональность), за что был подвергнут опале.

Уильям Пети иПьер Буагильбер резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему. Подчеркивали приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

Экономическая школа физиократов (ХУ111 в.)

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы».

Главная идея физиократов — основой экономики является не торговля, а производство — земледельческий труд (поэтому и систему физиократов еще называли земледельческой).

Торговля не создает доход, она лишь оборачивает товары, деньги - лишь знаки, они предназначены для ускорения обращения товаров,

Монополия торговли, вывозные премии, высокие ввозные пошлины лишь повышают стоимость ввозимого продукта, поэтому государство не должно вмешиваться в регулирование торговли, так как оно искусственно повышает норму прибыли в торговле, тем самым, понижая ее в земледелии. Чем выше свобода экономической деятельности, тем больше производимый общественный продукт, функция государства должна ограничиться совершением правосудия и обеспечением равенства в экономической сфере.

Три принципа налогообложения:

1. Налогообложение является источником дохода,

2. Наличие соотношения между налогами и доходами,

3. Издержки взимания налогов не должны обременять.

ФРАНСУА КЕНЭ (1694- 1774г.г.)

- лидер и основоположник школы физиократов. Разработал концепцию о естественном порядке, юридической основой которого являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ.

Кенэ считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека.

В «Экономической таблице» выполнен первый анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Им была выявлена взаимосвязь: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством». Деньги – не более чем средство обращения. Торговля в сущности сводится к бартерному обмену. Производство автоматически генерирует доход, выплата которого позволяет перейти к следующему производственному циклу.

Центральное место занимала проблема «чистого продукта» (прибавочный продукт) и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии, именно сельскохозяйственный труд формирует богатство общества. Следовательно, и основные классы общества — землевладелец и земледелец. Доход первого получается вследствие естественного плодородия земли и вложений затрат в нее, доход второго зависит от прибыли от продажи сельскохозяйственных продуктов. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.

Возникает вопрос—разве ремесленник и рабочий ничего не создают и не являются представителями производительных классов? Кенэ считал, что раз они пользуются продуктами сельского хозяйства в качестве сырья, то лишь добавляют цену своих средств существования к цене сырья; являясь непроизводительными классами, они все же полезны и необходимы— «благодаря им увеличивается производительность сельскохозяйственного труда за счет того, что крестьянину не надо заниматься не свойственным для него трудом.

Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.

Анн Робер Жак ТЮРГО (1727-1781 г.г.)

Основное произведение «Размышления об образовании и распределении богатств» (1776 г).

Выделял в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве), бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг), собственники земли.

Тюрго обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наемного труда он видел в отделении производителей от земли. Выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны – наемных рабочих. Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.

Изменение заработной платы связывал с конкуренцией между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.

Деньги (золото и серебро) – один из товаров. Они изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большому или меньшему их изобилию.

Исследовал природу происхождения ссудного процента. Он утверждал, что в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Текущий процент служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов (низкий – последствие и показатель избытка капиталов.

Выделял ценытекущие (устанавливаются отношением спроса и предложения) и основные (минимум, ниже которого она не может опуститься). Редкость – «один из элементов оценки» при приобретении товаров.

Вопросы для семинарского занятия

  1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии?
  2. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У. Петти и П. Буагильбергера. Соответствует ли их трактовка богатства современному определению данной экономической категории?
  3. Почему У. Петти и П. Буагильбергер отрицательно рассматривали роль торговли и торгового капитала в создании национального богатства? Как ими трактуется теория стоимости?
  4. В чем сущность общих признаков классической политической экономии?
  5. Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение» в создании национального богатства и исходили из принципа саморегулируемости и автоматического равновесия экономики?
  6. Что такое «физиократия»? Какие особенности присущи учению физиократов?
  7. В чем суть концепции естественного порядка Ф. Кене? Раскройте сущность его учения о «чистом продукте».
  8. Каковы особенности теоретических воззрений Ф. Кенэ о классах, капитале, производительном труде?
  9. Как представлял Ф. Кенэ механизм кругооборота хозяйственной жизни? В чем историко –экономическое значение теории воспроизводства?
  10. Какие экономические идеи А. Тюрго показывают его приверженность учению физиократов?
  11. В чем новизна теории классов А. Тюрго?
  12. Насколько соответствуют определениям современной экономической науки трактовки А. Тюрго категорий «богатство», «заработная плата», «общее экономическое равновесие», «деньги», «ссудный процент», «цена».

Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Кто является автором термина «политическая экономия»?

2. Кто является родоначальником классической школы?

  1. Что является предметом изучения классической политической экономии?

4. Кто являлся идеологом промышленного капитализма на первом этапе развития классической политэкономии?

5. Кто является основателем трудовой теории стоимости?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.2.188 (0.114 с.)