Теория производственных факторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория производственных факторов



Теория производственных факторов основывается на положении Сея об определяющей роли (критериальной значимости) полезности в формировании ценности благ и умножении богатства.

Все виды промышленного производства, как отмечал Сей, "состоят из трех различных операций", а в процессе производства участвуют три фактора: труд, земля и капитал. Производственные факторы рассматриваются как равнозначные источники ценности. Каждый из собственников указанных факторов- рабочий, землевладелец, предприниматель- должен быть вознагражден по засдугам. Соответственно рабочий получает доход в форме заработной платы, земельный собственник – ренту, предприниматель – прибыль.

Трехфакторная теория ценности Сея основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора определяется ценой на производимый товар и предложением производственного фактора.

 

Кратко:

Богатство – полезные вещи и услуги, полученные за счет производства и имеющие собственника

Человек не может создать материю (Она – от Бога), но создает и увеличивает полезный эффект (полезность)

Полезность создается за счет трех видов знаний, трех факторов производства, в которых эти знания проявляются

Наука о природе – земля, природные условия

Прикладные знания, организаторские способности – капитал, предпринимательство

Простые навыки и ремесленные умения - труд

Природу представляет собственник земли. Получает ренту, хотя его личные услуги не самые важные

Капитал представляет как банкир – кредитор, так и предприниматель. Получает процент и предпринимательский доход. Услуги самые дорогие, уникальные – организация, риск, умение сплотить людей, жертвовать своими интересами (потреблением)

Труд – пролетариат. Массовая услуга, много людей, малый вклад каждого, конкуренция на рынке труда.

Итог: каждый фактор получает по вкладу в производство полезности – рынки факторов – делят между ними доходы

Теория реализации

Товары обмениваются на товары

Каждый фактор прилагается ради дальнейших приобретений

Производство любого товара открывает сбыт для других товаров

Деньги – нейтральны, они – повозки для перемещения товаров

Сбережения – отложенный спрос: либо каких - то товаров не хватает, других – излишек, любо нужно купить большой товар длительного потребления

Кредит под оборот – решает все проблемы: изменения структуры производства и несовпадение во времени поступлений денег и покупок

Социальные выводы

Каждый заинтересован в благополучии всех, так как любая деятельность создает основу для всех других видов деятельности

Внедрение машин – благо для рабочих: облегчается труд, увольнение с одного места открывает возможности более выгодного найма на другом, дешевеют все продукты - растет реальная заработная плата, покупательная способность денежной единицы

Либерализм Сэя

Государство не может помочь экономике своим вмешательством: оно не знает конкретных нужд и условий жизни общества

Чиновник не может знать о данном производстве или рынке больше предпринимателя. Он в лучшем случае не навредит, в худшем – отвлечет ресурсы от выгодного приложения.

Государство должно работать на общее благо: фундаментальная наука, общая инфраструктура, образование, ускорение распространения информации, защита собственности

 

Вопрос 13. Т.Р. Мальтус

Теория реализации Мальтуса

Заимствуя порочный вариант теории стоимости Смита, в силу которого стоимость товара определяется трудом, не затраченным на его производство, а трудом, покупаемым на этот товар, Мальтус остановился в конце концов на теории издержек производства.
Понимая, что продажа товаров по ценам, равным издержкам производства, с точки зрения капиталистов является бессмысленной сделкой, он нашел выход в том, что включил прибыль в издержки производства в качестве одного из ее элементов. Это позволило ему дать в противоположность классикам апологетическую трактовку прибыли. Он рассматривал прибыль как порождение капитала: авансируя капитал, капиталист «авансирует» и прибыль как часть издержек производства. Но тогда встает вопрос — кто же реализует, кто оплачивает капиталистам эту заранее данную прибыль? При решении этого вопроса Мальтус и излагает свою теорию реализации, теорию «третьих лиц».
Мальтус утверждал, что для того, чтобы нация процветала, необходимо, чтобы в стране с развитыми производительными силами существовало определенное количество непроизводительных потребителей, «третьих лиц». Среди этих непроизводительных потребителей, ничего не производящих, а только потребляющих, реализуется та часть продукции, которая составляет прибыль капиталистов. Тем самым разрешается проблема реализации прибыли.

Этими непроизводительными потребителями, призванными спасать нацию от разорения и гибели, Мальтус считал роскошествующих землевладельцев, духовенство, всякие деклассированные элементы и тому подобные общественные группы, не занимающиеся никакой производственной деятельностью.

Таким образом, своей теорией реализации Мальтус удовлетворял классовые запросы и буржуазии, и земельных собственников: буржуазии, поскольку своей теорией прибыли он маскировал источник прибавочной стоимости — эксплуатацию рабочего класса; земельных собственников и духовенства, поскольку он объявил их якорем спасения капиталистического общества.

Мальтус не заметил, что его теория реализации — это едкая насмешка над его же «Опытом о законе народонаселения». Мальтус как теоретик народонаселения говорит: производство продуктов не может угнаться за быстротою размножения населения, слишком много едоков и слишком мало пищи; не размножайтесь, а то нация погибнет. Мальтус как теоретик капиталистического накопления говорит: нация будет процветать тем успешнее, чем больше будет людей, ничего не производящих и лишь пожирающих средства существования.

«Теория» народонаселения Мальтуса

Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».

Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). (Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения). Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс — это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения — она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.

Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» — воздержание неимущих от браков. в болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.

Теория ренты.

Происхождение ренты по Мальтусу и Рикардо. Две первые категории дохода легко было объяснить, но откуда происходила последняя категория, этот доход, который создал английскую аристократию, а с ней и историю Англии? Мы знаем, что физиократы, называвшие его чистым продуктом, видели в нем щедрость природы, дар Бога и что сам Адам Смит, несмотря на то, что он перенес с земли на труд роль творца богатства, допускал, что значительная часть земельного дохода, по крайней мере одна треть, обязана своим происхождением и содействию сил природы.

Мальтус брал за исходный, по крайней мере, пункт объяснения физиократов и Адама Смита, т.е. он видит в ренте "естественный результат известного сообщенного Богом земле качества, которое дает земле силу прокормить больше людей, чем нужно для обработки ее". Но у него рента не результат только физического закона, она является также результатом экономического закона; это значит, что у земли есть исключительная привилегия самой создавать спрос на свои продукты и, следовательно, сохранять и бесконечно увеличивать свой собственный доход и свою собственную ценность. Почему? Потому что народонаселение всегда стремится идти вровень или даже обгонять массу средств существования, иначе говоря, потому что повсюду родится по меньшей мере столько людей, сколько земля может прокормить. Это новое объяснение земельной ренты есть вывод из закона Мальтуса, т.е. из закона постоянного давления народонаселения на производство.

Наконец, Мальтус отмечает в ренте еще другой характер, - верное и важное замечание, которое покажется соблазнительным для теории Рикардо, - а именно то, что при неодинаковом плодородии земель вложенные в них капиталы по необходимости дают неодинаковую прибыль и эта разница (difference) между нормальной высотой прибыли на земле средней плодородности и высшей нормой прибыли на землях, более плодородных, как раз и составляет к выгоде собственника плодороднейших земель специальную категорию ренты - дифференциальную ренту, как назовут ее впоследствии.

Эта рента представлялась Мальтусу, так же как раньше физиократам, совершенно законной и вполне отвечающей интересам общества. Для первоначальных собственников она была лишь справедливым вознаграждением "за их силу и талант", а для тех, кто позже купил землю, она является таким же вознаграждением, потому что земля эта куплена ими вместе с плодами труда и таланта. Несомненно, она существует независимо от труда собственника, но это то же, что главный выигрыш, otium cum dignitate (достойный досуг), который есть справедливое вознаграждение за всякое похвальное усилие.

Кратко:

Теория ренты

Рента – это эффект производительности более плодородных участков по сравнению с менее плодородными.

Земля – ограничена, плодородие земли по мере эксплуатации – падает, нужно переходить на менее плодородные земли, издержки производства с/х продукции – растут. Владельцы относительно более плодородных участков – получают дополнительную ренту за их эксплуатацию

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.014 с.)