Анализ методологии рынка Ф. Хайека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ методологии рынка Ф. Хайека



Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) — лауреат Нобелевской премии, один из патриархов социально-экономической мысли, который продолжил развитие идей либерализма.

Хайек родился в Австрии, окончил Венский университет, получил ученые степени по юриспруденции и политическим наукам. С 1927 по 1931 г. возглавлял Австрийский институт экономических исследований, с 1931 г. преподавал в Лондонской школе экономи­ческих й социальных исследований.

В 30-е годы Хайек завоевал авторитет как один из лидеров неоавстрийской школы политической экономики, в традициях которой он создал денежную трактовку экономического цикла, развивает теорию рынка.

С 1950 по 1962 гг. Хайек работает профессором Чикагского университета, затем преподает в Зальцбургском (Австрия) й Фрэйбургском (ФРГ) университетах.

Хайек выступает оппонентом Дж. Кейнса. В 5060е годы интерес к его творчеству ослабевает, так как он выступает против государственного вмешательства, отвергает макроэкономику и эконометрику.

В 1974 г. Хайеку присуждается Нобелевская премия по экономике, и в условиях начинающегося кризиса кейнсианской макроэкономической теории возрождается интерес к его творчеству. Кроме того, стагфляция 70 80х годов подтверждает выводы Хайека о том, что государственное вмешательство имеет предел, за которым оно превращается в угрозу для функционирования рыночной экономики.

В настоящее время Ф. Хайек наряду с М. Фридменом признается одним из вдохновителей «неоконсервативного поворота» в экономической науке й экономической политике стран Запада. Он участвовал в разработке первоначальной программы правительства М. Тэтчер.

Хайеку принадлежит разработка экономических, философских, правовых и политических основ рыночного порядка, которые изложены в ряде его работ. Среди них: «Денежная теория й экономический цикл» (1923), «Цены и производство» (1931), «Прибыль, про­цент и инвестиции» (1939), «Чистая теория капитала» (1941), «До­рога к рабству» (1944), «Конституция свободы» (1960), трилогия «Право, законодательство и свобода» (1979).

Хайек является одним из ученых, которые в XX в. осуществили «парадигмальный сдвиг» в экономической теории вследствие смещения исследовательских интересов от вопросов производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ к проблемам распространения, переработки и исследования рыночной информации. Он стал одним из первых теоретиков, указавших на важную роль ожиданий в экономических процессах.

Хайек стоял у истоков современной теории экономических сис­тем, показал пример сравнительного анализа рыночных структур с сознательно организованными и централизованно управляемыми структурами.

Импульсом к разработке новых подходов являются идеи Хайека о временной протяженности, неопределенности, неравномерности экономических процессов.

«Поздний» Хайек — это не только экономист, но и философ с универсальным охватом социальной проблематики.

Вкладом в социальную философию являются методологические положения ученого, на основании которых он строит свои экономические концепции, в центре которых находится рынок.

В основе теории Хайека лежит понимание познания и задач экономической науки. Он исходит из концепции «неявного знания» и идеи разделения знаний, основой которых являются тезисы о принципиальной ограниченности человеческого знания и о «рассеянности» знаний между людьми.

Индивидуальные знания, отмечает Хайек, фрагментарны. Они постоянно меняются и представляют собой бесконечное разнообразие противоречивых фактов и мнений. Знание — это не просто набор конкретных сведений, а средство, помогающее людям ориентироваться в меняющемся мире.

В то же время Хайек считает, что индивидуальное знание играет определенную роль, так как обладание им обеспечивает индивиду сравнительные преимущества при осуществлении деятельности. В связи с этим решающее значение, по его мнению, приобретает про­блема координации в масштабе общества имеющейся у индивидов «неявной информации».

Хайек, исходя из принципа ограниченности знаний, трактует предмет, цели и задачи экономической теории. Так, он считает, что предмет состоит в исследовании проблем обеспечения лучшего использования (не распределения) ресурсов для целей, значение которых известно только самим индивидам.

Одну из главных задач экономической науки ученый видит в выявлении того, каким образом из удивительного многообразия поступков людей складывается вполне определенный социальный порядок, названным им «спонтанным».

Порядок, по мнению Хайека, может создаваться сознательно или складываться стихийно. Специфика «спонтанного порядка» состоит в том, что он не является воплощением замысла, а образуется эволюционным путем в ходе естественного процесса развития общества, как бессознательный результат сознательных действий множества людей, которые преследуют частные цели. Спонтанный порядок — это ре­зультат человеческого действия, но не продукт человеческого разума.

Примером самоорганизующихся социальных систем являются мораль, право, рынок, деньги и т.д., в которых упорядоченность создается не управлением из центра, а регулярностью взаимоотношений между составными частями структуры.

Хайек связывает происхождение фундаментальных социальных институтов с механизмом «невидимой руки» А. Смита.

Одной из форм, сущностью спонтанного социального порядка выступает рынок (рыночный порядок), для обеспечения которого Хайек вводит понятие каталлактика. По его мнению, рынок формируется в процессе естественного отбора и не подчинен решению определённых задач. Он предназначен для соединения и увеличения возможности людей в достижении их конкурирующих целей.

Рынок — это сложное придаточное устройство, позволяющее наиболее хозяйственно использовать информацию, рассеянную среди множества экономических субъектов.

Методологические подходи Хайека определили его позиции в анализе поведения экономического субъекта в условиях рынка. Важнейшими сторонами рыночного порядка, по мнению Хайека, являются цены и конкуренция. Он ставит на первое место цены, поскольку считает, что ведущая функция рынка заключается в распространении знания, большая часть которого воплощена в ценах.

Именно механизм цен, считает ученый, является уникальным способом коммуникации в сложной системе. Цени для экономичес­ких субъектов выступают носителем оперативной, обширной и в то же время компактной информации. Они играют роль сигналов, побуждающих индивида принимать условия, которые прежде всего отвечают его собственным установкам, но которые в конечном счете способствуют реализации целей других людей.

Хайек отмечает, что цены, установленные рынком, — это свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей и хозяйства в целом.

Таким образом, рынок через сигналы рыночных цен позволяет координировать информацию в масштабах общества, которая порождается самим ходом рыночного процесса.

Процедурой открытия такого системного знания выступает конкуренция.

У Хайека конкуренция приобретает философскую окраску и рассматривается как информационная основа альтернативных способов организации общества. Для него конкуренция — это эффективный способ направления неизвестных ресурсов на известные цели.

Конкуренция дает стимулы для выявления уже накопленных человеком знаний, а также к поиску, выявлению, распространению и эффективному использованию новых данных о предпочтениях, ресурсах и технологиях.

Таким образом, рынок выступает также катализатором и коор­динатором поисковой активности людей.

В результате рынок «невидимой рукой» направляет индивидуумов к социальному оптимизму, который понимается Хайеком как наиболее полное использование фрагментарного знания, рассеянного в обществе, и эффективное распределение ресурсов является итогом эффективной координации знаний.

Хайек, исследуя проблемы инфляции, приходит к выводу о том, что причиной инфляции является расстройство структуры относительных цен.

Каждое дополнительное поступление денег неравномерно распределяется в экономике. На увеличение предложения денег в од­них секторах экономики цены реагируют сразу, в других — повышаются с опозданием. В результате рыночная информация, заключенная в относительных ценах, оказывается искаженной, что сопровождается неэффективным размещением ресурсов общества.

Для преодоления инфляции Хайек предлагает непродолжительное сокращение денег. Впоследствии, потеряв веру в возможность дисциплинировать поведение правительства, он выдвигает проект денационализации денег, т.е. лишения государства монопольного права на денежную эмиссию.

Хайеку принадлежит оригинальная трактовка проблемы стагфляции, которая получила распространение в развитых государствах в 70-80е годи.

О возможности возникновения и последствиях данной проблемы экономист высказывается еще в 30-е годи, когда разрабатывал основы кредитно-денежной теории цикла.

Так, Хайек высказал идею о том, что замедление темпов экономического роста при одновременном повышении цен может быть следствием нарушения в структуре общественного производства, выражающегося в чрезмерном расширении производства средств производства в ущерб производству предметов потребления.

Источник экономических проблем Хайек видел в отклонении «рыночного процента» от естественного в результате осуществления политики кредитной экспансии банков. Он отмечает, что это отклонение становится неверным сигналом, который приведет к увеличению инвестиционных процессов, косвенно связанных с процессами производства предметов конечного потребления. Соответственно перераспределяются финансовые ресурсы и происходит сдвиг в системе относительных цен: цены на средства производства повышаются, что позволяет привлечь дополнительные ресурсы, повысив на них цену.

В результате, с одной стороны, происходит изменение производственной структуры в целом. При той же ресурсной базе производится меньше предметов потребления й больше средств про­изводства. Повышение заработной платы в І подразделении ведет к повышению спроса на потребительские товары, производство которых уменьшилось, в итоге происходит рост цен на эту группу товаров и развивается тенденция в сторону расширения данного про­изводства.

Однако, если искусственное стимулирование кредита прекратить, то можно говорить о перераспределении уже имеющихся фондов из І во II подразделение, что не может происходить свободно в силу специфики их трудовой деятельности. Следовательно, возникают свободные мощности в І подразделении, что ведет к увеличению несбалансированности. В результате, на фоне повышения цен образуется избыток мощностей в отдельных отраслях, ведущий к сокращению спроса на рабочую силу.

Хайек обратил внимание на то, что важной стороной воспроизводственного процесса являются изменения в двух соотношениях: между заработной платой и ценами на потребительские товары. В связи с этим он отмечает, что при замедлении роста реальной зара­ботной плати, вызываемом повышением цен на потребительские товары, трудящиеся оказывают воздействие на рост номинальной за­работной плати и одновременно увеличивают реальное предложение труда. И то и другое существенно деформирует рынок рабочей силы, усугубляя ситуацию в области занятости.

Таким образом, Хайек рассмотрел феномен стагфляции в кон­тексте нарушения структурного равновесия в производстве. Определяя возможные направления выхода из подобной ситуации, он отбрасывает кейнсианские рекомендации, которые, по его мнению, способны лишь усу губить проблему. Общая и исходная его рекомендация состоит в устранении искусственного давления со стороны государства, восстановлении гибкости относительных цен, создании условий для установления равновесия.

Хайек является одним из наиболее последовательных противников расширения системы государственного вмешательства, что вытекает из положений социальной философии, которых он придерживается. Среди них утверждения ученого об абсолютной и высшей ценности индивидуальной свободы, о спонтанном характере рыночного порядка, его эволюционной природе, о специфическом харак­тере экономического знания, его не формальности и рассеянности в системе.

Хайек оценивает систему регулирования не с позиции ее эффективности при решении тех или иных задач, а только с точки зрения последствий ее для индивидуальной свободы. Расширение функции государства Хайек расценивает как движение в сторону тоталитаризма, как отход от нравственных принципов, являющихся высшим достижением европейской цивилизации. Предельное выражение этой тенденции он связывает с социализмом, который отождествляет с командно-бюрократической системой.

Хайек высказывает негативное отношение к централизованному планированию. Он отмечает, что существуют не просто технические различия между рыночным порядком и планированием, состоящие в том, что централизованная структура не в состоянии переработать весь тот массив информации, который децентрализовано перерабатывается рынком. Главное отличие состоит в том, что экономически значимая информация носит мимолётный характер и состоит из практических навыков, умений, установок, которые не могут бить формализованы и полностью переданы.

Хайек является также последовательным критиком принципа социальной справедливости, считая, что она может бить только ин­дивидуальной, а не социальной, поскольку только человека можно считать моральным существом, наделённым ответственностью за совершенные им действия. Поэтому создаваемый рынком спонтанный порядок этнически нейтрален.

В требованиях социальной справедливости Хайек усматривает неосознанное желание вернуться к принципам, характерным для примитивной стадии развития.

Исходные положения Хайека определили его позицию относительно возможной реконструкции общественной системы. Он считает, что социальная система — это живой организм. Любые улучшения должны «вплетаться» в его функционирующее целое. Индивид не способен во всей полноте охватить и контролировать социальную сис­тему. В связи с этим Хайек делает вывод о том, что переустройство общества должно осуществляться эволюционным путем. Частичные, постепенные реформы предпочтительнее глобальных переворотов.

Значение социально-экономических идей Хайека многообразно. Оно связано с развитием экономического мировоззрения и методологии микроэкономики, попытки интегрировать макро и микроподходы в экономических исследованиях, решить проблему дихотомии «денежной» и бартерной моделей экономики.

Теория Хайека охватывает философию общественного поведения и выбора, предостерегает от разнообразных проектов преобразования экономики. «Профессор Хайек, — пишет философ Ч. Нишияма, — является одним из величайших мыслителей XX в. благодаря поразительной широте, глубине и поразительной согласованности всего комплекса разработанных им теорий и главное — благодаря неподдельной новизне его идей».

 

8.2. Корпоративный анализ Л. Мизеса

 

Людвиг фон Мизес (1881-1973) родился в Австро-Венгрии, окончил Венский университет. С 1913 по 1934 гг. он занимал должность профессора в Венском университете, до 1940 г. — в Женеве на кафедре международных экономических отношений, с 1940 по 1969 гг. — в Нью-Йоркском университете.

Мизес на протяжении всей жизни отстаивал идей экономическо­го либерализма. Основными его работами являются: «Теория денег и кредита» (1912), «Социализм» (1922), «Всемогущее правительство: происхождение тоталитарного государства и тотальной войны» (1944), «Бюрократия» (1944), «Человеческие действия: трактат об экономике» (1949), «Теория и история» (1957).

Мизес доказывал, что рыночный ценовой механизм — наиболее эффективная основа распределения ресурсов. Он применил концепцию предельной полезности в создании новой теорий денег и указал, что полезность может быть измерена только ординалистски, а не кардиналистски. Он также в общих чертах обозначил теорию покупательной способности, подобную теорий Касселя.

Абсолютными основами цивилизации, по мнению Мизеса, явля­ются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Со свободным обменом непрерывно связаны цены как указующие вехи хозяйствования. Стихийно складывающаяся система цен — это лоция предпринимательства.

Мизес утверждал, что производство ради прибыли есть производство для удовлетворения общественных потребностей. Рыночная система имеет возможность автоматически распределять ресурсы в соответствии с потребностями.

Мизес защищал принципы неограниченной свободы конкуренции, отвергал любое государственное вмешательство в экономику. Он считал, что единственно рациональной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предполагающий предоставление полной свободы хозяйствующим субъектам, выступающим на рынке.

Мизес выступал противником всякой формы интервенционизма — от советского государственного социализма до рузвельтовского «нового курса». Его аргументация развернуто представлена в монографии «Социализм». Важнейшей идеей труда было положение, что централизованно управляемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия. Если цена перестает быть мерилом связи спроса и предложения, она не может служить компасом, указывающим путь производству. В результате исчезает основа для сопоставления различных вариантов инвестиций и выбора наиболее эффективного использования средств производства и труда.

Мизес утверждал, что социализм как централизованно планируемое хозяйство с регулируемым государством рынком, с устанавливаемыми сверху ценами не может долго просуществовать. Для обоснования этого он отмечает, что экономический расчет в условиях социализ­ма невозможен, так как цены не отражают спроса и предложения и не указывают, в каком направлений следует развиваться производству для того, чтобы установить экономическое равновесие. Следовательно, правительство регулировать экономику в целом не может, и «регулируемая экономика социализма» на самом деле становится царством произвола государственных чиновников, даже при абсолютной их честности и благих намерениях. Интервенционистские системы, по выражению Мизеса, — это «планируемый хаос».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.029 с.)