Семинарских (практических) занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарских (практических) занятий



П Л А Н

Семинарских (практических) занятий

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

цикла С. 3. Б. 2 для курсантов 1 курса,

обучающихся на очной форме обучения, для слушателей 1 курса обучающиеся на заочной форме обучения

080101.65 – Экономическая безопасность

(специализация – экономико-правовое обеспечение

экономической безопасности)

Составители:

И.В. Жижина

 

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры экономики и экономической

безопасности 30.08.2013г., Протокол № 1

 

 

Нижний Новгород – 2013

 

 

История экономических учений: План семинарских занятий. – Н. Новгород: НА МВД РФ, 2013г. – 27 с.

План семинарских занятий подготовлен преподавателем кафедры экономики и экономической безопасности к.ю.н. Жижиной И.В.

 

 

Обсуждены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры экономики и экономической безопасности 30.08.2013г., Протокол № 20.

 

 

I. Организационно-методический раздел

План семинарских занятий составлен в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «История экономических учений» составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 081001, примерной программой ДКО МВД России, утвержденной Главным управлением кадров и кадровой политики МВД России 28 января 2000г.

Необходимость изучения данной дисциплины обусловлена тем, что в современных условиях успешная борьба с преступностью невозможна без выявления объективных закономерностей в развитии, как мировой, так и отечественной экономики. Знания в области эволюции экономической мысли формируют у юритста-экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации актуальных задач, формируют профессиональный взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни, закладывает основы юридическо-экономического образования, способствуют формированию всесторонней профессиональной культуры.

Цели курса.

Преподавание учебной дисциплины «История экономических учений» в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России ставит своей целью содействовать освоению курсантами экономики как важнейшей сферы современной жизни. В связи с этим курс «Истории экономических учений» призван раскрыть уровни осмысления экономики обществом на разных этапах его развития. Дать четкое представление об основных течениях и закономерностях развития мировой экономической мысли, показать своеобразие каждой школы, их задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность. Значение роста экономической науки для общества, её влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства.

- задача общеобразовательного характера – ознакомление с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;

- задача методологического характера – понимание объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики; формируют у курсантов эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях,

- задача профессионально – прикладного характера – сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач; позволяют узнать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.

Указанные цель и задачи реализуются на семинарских занятиях путем, во-первых, закрепления усвоенного ранее лекционного материала, во-вторых, углубления знаний за счет привлечения дополнительного учебного материала и активизации мыслительной активности обучаемых (доклады, решение расчетных задач и т.д.).

В планах семинарских занятий учебной дисциплины «История экономических учений» нашли отражение достижения современной экономической теории (в ее различных разделах, научных школах и направлениях), требования ФГОС ВПО, а также основные положения Концепции развития системы МВД России.

Порядок проведения семинарских занятий и их содержание определяется соответствующими методическими разработками, составленных с учетом действующих законодательных и иных нормативных актов, приказов, указаний и других документов МВД России.

Требуемый уровень освоения содержания учебной дисциплины «История экономических учений» определяется степенью объективной потребности практических работников ОВД в знании общих принципов и законов функционирования современной экономической системы.

В результате изучения учебной дисциплины «История экономических учений» выпускники должны:

знать: основные положения экономических школ по экономическим проблемам, представляющим общечеловеческие ценности, и ведущие теоретические подходы к раскрытию сущности базовых экономических категорий (общественно-экономических отношений, собственности, издержек, прибыли, капитала, воспроизводства и т.д.);

уметь: давать характеристику наиболее известным экономическим теориям; анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий; выявлять исторические корни основных направлений современной экономической мысли; объяснять причины актуальности экономических воззрений прошлого для современного периода.

владеть: навыками использования на практике полученные знаний для оценки результатов проводимых экономических реформ, грамотно ориентироваться в потоке современных событий.

иметь представление об основных тенденциях в отечественной и мировой экономике, направлениях развития и нерешенных проблемах современной экономической теории и экономической политики.

 

Бюджет учебного времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом, утвержденным ученым советом академии.

 

 

Примерный тематический план дисциплины

«История экономических учений» для курсантов 1 курса обучающихся на очной форме обучения 080101.65 – Экономическая безопасность (специализация – экономико-правовое обеспечение экономической безопасности)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего чсов Аудиторные занятия Самостоятель ная работа
лекции Семинар Практич. занятия
  Экономическая мысль древнего мира          
  Первые школы экономической мысли: меркантилисты, физиократы          
  Классическая школа. Последователи классической школы. Альтернативные концепции          
  Марксизм          
  Маржинализм          
  Неоклассическая экономическая школа          
  Кейнсианство, посткейнсианство, неокейнсианство          
  Институционализм          
  Монетаристы. Неолиберализм в экономической науке          
  Российская экономическая мысль          
  Подготовка к зачету          
  Зачет          
  Итого:          

Лекции читает: М.А. Шох, доцент кафедры, к.э.н.

Формы итогового контроля: 080101.65 – Экономическая безопасность (специализация – экономико-правовое обеспечение экономической безопасности) – зачет.

Примерный тематический план дисциплины

«История экономических учений» для слушателей 1 курса обучающихся на заочной форме обучения 080101.65 – Экономическая безопасность (специализация – экономико-правовое обеспечениеэкономической безопасности)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего чсов Аудиторные занятия Самостоятель ная работа
лекции Семинар Практич. занятия
  Экономическая мысль древнего мира          
  Первые школы экономической мысли: меркантилисты, физиократы          
  Классическая школа. Последователи классической школы. Альтернативные концепции          
  Марксизм          
  Маржинализм          
  Неоклассическая экономическая школа          
  Кейнсианство, посткейнсианство, неокейнсианство          
  Институционализм          
  Монетаристы. Неолиберализм в экономической науке          
  Российская экономическая мысль          
  Подготовка к зачету          
  Зачет          
  Итого:          

Лекции читает: И.В. Жижина, преподаватель кафедры, к.ю.н.

Основная литература по учебной дисциплине «История экономических учений»:

1. Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. Пособие для бакалавров / Г.Д. Головели. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 742с.

2. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических уче­ний: учебник / P.M. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2012. - 383 с.

3. Горянова Л.В. История экономических учений: учебно-практическое пособие – М.: Евроазиатский открытый институт, 2011. – 247с. (библиотека online)

4. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гэлбрейт; пер. с англ. П. А. Алябьева [и др.]. - М.: Эксмо, 2008. -1198 с.

5. История экономической мысли: учеб. пособие / А.В. Лабудин [и др.]; под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. - СПб.: Питер, 2008. - 232 с.

6. История экономических учений: учебник / под редакцией А.П. Макарова, Ю.К. Федулов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2012. – 472с. (библиотека online)

7. История экономических учений: учебник / А.С. Квасов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнати – Дана, 2012. – 496с. (библиотека online)

8. Синельник, Л.В. История экономических учений: учеб. пособие / Л.В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 272 с.

9. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 480с.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира

Семинарское занятие - 2 часа

Цель и задачи занятий: курсанты и слушатели должны усвоить особенности экономического развития древневосточных государств. Государства Междуречья, Египет. Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи. Памятник общественной мысли древней Индии «Артхашастра» – трактат об искусстве политики и управления государством. Экономические взгляды древнекитайского философа Конфуция. Конфуцианство.

Вопросы для обсуждения

1. Экономические взгляды Аристотеля.

2. Экономическая мысль Средних веков.

3. Экономическое учение Фомы Аквинского.

4. Каноническая доктрина XIV-XV вв.

Доклады:

1. Кодекс законов царя Хаммурапи.

2. Памятник общественной мысли древней Индии «Артхашастра».

3. Экономическая мысль православия. Русский «Домострой».

4. Понятие о «справедливой цене» и отношение к ссудному проценту в западном христианстве.

5. Ислам и экономическая мысль Арабского востока. Ибн-Хальбун.

 

Основная литература:

6. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических уче­ний: учебник / P.M. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 383 с.

7. История экономической мысли: учеб. пособие / А.В. Лабудин [и др.]; под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. - СПб.: Питер, 2008. - 232 с.

8. История экономических учений: учебник для вузов / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

9. Подмогильная, В.А. История экономических учений: учебно-метод. комплекс / В.А. Подмогильная. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 166 с.

Дополнительная литература:

1. Абалкин, Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой // ЭКО. - 2009. - № 11. - С. 147-154.

2. Дмитриев, А.Л. Из истории отечественной экономической мысли: П.И. Георгиевский против М.И. Туган-Барановского // Проблемы современ­ной экономики. - 2009. - № 1. - С. 454-458.

3. Никитина, Л.М. Генезис идей социально-экономической ответственно­сти бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7. - С. 37-40.

2. Широкорад, Л.Д. Научная и педагогическая деятельность М.И. Туган- Барановского в Санкт-Петербурге (1893-1917) // Вестник Санкт-Петер­бургского университета. Сер. Экономика. - 2009. - № 1. - С. 48-66.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

 

 

Тема 2. Первые школы экономической мысли: меркантилисты, физиократы

 

Семинарское занятие - 4 часа

Цель и задачи занятия: уяснение сущности и основных черт меркантилизма. Ранний меркантилизм, которому соответствует теория денежного баланса. Поздний меркантилизм, которому соответствует теория торгового баланса. Экономическая доктрина меркантилизма в трудах Т.Мена, Л.Робертса, А.Серра. Особенности меркантилизма в различных странах. Школа физиократов и ее значение.

Вопросы для обсуждения

1. Предмет метод изучения меркантилистов.

2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Франсуа Кенэ и возникновение школы физиократов.

5. Вклад в науку Жака Тюрго.

6. Основные теоретические положения физиократов.

Доклады:

Семинар 1.

1. Роскошь и нищета Франции.

2. Завоевание Америки канкескодорами.

3. Антуан Монкретьен.

4. Экономическая доктрина меркантилизма в трудах Т.Мена, Л.Робертса, А.Серра.

Семинар 2.

1. Западные влияния и проникновение идей меркантилизма в Россию. «Книга о скудности и богатстве» И. Посошкова.

1. «Система Ло»: эксперимент и уроки.

2. Франсуа Кенэ – основоположник экономического учения физиократов.

3. Отличия физиократов от меркантилистов.

 

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

2. История экономических учений: учебник / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

3. История экономических учений: учеб. пособие / В. С. Автономов [и др.]; под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 783 с.

4. Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера. - М.: Эксмо, 2008. - 831 с.

5. Цвайнерт, И. История экономической мысли в России, 1805-1905 / И. Цвайнерт; пер. с нем. - 2-е изд. - М.: ГУВШЭ, 2008. - 410 с.

Дополнительная литература:

1. Базулин, Ю.В. Концепция денег М.И. Туган-Барановского // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 448-454.

2. Михаленко, Ю.П. Франсуа Кенэ - родоначальник физиократии // Фило­софия и культура. - 2010. - № 7. - С. 83-104.

3. Ханин, Г.И. Почему в России мало хороших экономистов? // ЭКО. - 2009. - № 8. - С. 83-114.

4. Яковец, Ю. Откат глобализации и трансформации мировой экономики // Международная жизнь. - 2009. - № 8. - С. 109-116.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

 

Тема 3. Классическая школа. Последователи классической школы. Альтернативные концепции

Семинарское занятие - 2 часа

Цель и задачи занятий: проанализировать исторические условия возникновения классической школы. Рассмотреть трудовая теорию стоимости, учение о заработной плате, о ренте, разработанные У.Петти. Экономическое учение А.Смита. Экономическое учение Д.Рикардо и его вклад в исследование экономических законов и взаимосвязей в обществе. Последователи классической школы. Идеи Жана-Батиста Сэя. Теорию стоимости. Теорию трех факторов производства. «Закон Сэя». Экономические идеи Томаса Мальтуса. «Закон народонаселения». Возникновение мелкобуржуазной критики капитализма.

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение классической школы: В. Петти и П. Буагильбер.

2. Создание системы: Адам Смит.

3. Развитие системы: Давид Рикардо.

4. Мальтузианство.

Доклады:

1. Исторические условия возникновения классической школы.

2. Идеи Жана-Батиста Сэя. Теория стоимости. Теория трех факторов производства. «Закон Сэя», или теория реализации.

3. Дж.Милль. Работа Дж.Милля «Основы политической экономии» – учебник для нескольких поколений студентов до начала ХХ в.

4. Возникновение мелкобуржуазной критики капитализма: Ж. Сисмонди, К. Робертус, П. Прудон.

5. Историческая школа в Германии, три этапа ее развития: старая, новая и новейшая исторические школы. Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Бретано, М. Вебер, В. Зомбарт.

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

2. Синельник, Л.В. История экономических учений: учеб. пособие / Л.В. Синельник. - М.: КноРус, 2010. - 270 с.

3. Сорвина, Г.Н. Российская школа экономической мысли: сборник / Г.Н. Сорвина, Ю.В. Яковец. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 221 с.

4. Холопов, А.В. История экономических учений: учеб. пособие / А.В. Холо - пов. - 2-е изд., доп. - М.: Эксмо, 2009. - 460 с.

Дополнительная литература:

1. Абалкин, Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой // ЭКО. - 2009. - № 11. - С. 147-154.

2. Дмитриев, А.Л. Из истории отечественной экономической мысли: П.И. Георгиевский против М.И. Туган-Барановского // Проблемы современ­ной экономики. - 2009. - № 1. - С. 454-458.

3. Никитина, Л.М. Генезис идей социально-экономической ответственно­сти бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7. - С. 37-40.

4. Широкорад, Л.Д. Научная и педагогическая деятельность М.И. Туган - Барановского в Санкт-Петербурге (1893-1917) // Вестник Санкт-Петер­бургского университета. Сер. Экономика. - 2009. - № 1. - С. 48-66.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

Тема 4. Марксизм

Семинарское занятие - 2 часа

Цели и задачи занятия: усвоитьисторические условия возникновения марксизма. Его идейные истоки. Экономические идеи марксизма.

Вопросы для обсуждения:

1 Исторический контекст возникновения марксизма.

2 Биография Карла Маркса.

3 Марксистская экономическая теория.

Доклады:

1. Исторические условия возникновения марксизма. Его идейные истоки.

2. «Капитал» К.Маркса как главное теоретическое произведение зрелого марксизма.

3. Современная оценка экономического наследия К.Маркса.

 

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

6. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических уче­ний: учебник / P.M. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 383 с.

7. История экономической мысли: учеб. пособие / А.В. Лабудин [и др.]; под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. - СПб.: Питер, 2008. - 232 с.

8. История экономических учений: учебник для вузов / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

9. Подмогильная, В.А. История экономических учений: учебно-метод. комплекс / В. А. Подмогильная. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 166 с.

Дополнительная литература:

1. Базулин, Ю.В. Концепция денег М.И. Туган-Барановского // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 448-454.

2. Михаленко, Ю.П. Франсуа Кенэ - родоначальник физиократии // Фило­софия и культура. - 2010. - № 7. - С. 83-104.

3. Ханин, Г.И. Почему в России мало хороших экономистов? // ЭКО. - 2009. - № 8. - С. 83-114.

4. Яковец, Ю. Откат глобализации и трансформации мировой экономики // Международная жизнь. - 2009. - № 8. - С. 109-116.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

Тема 5. Маржинализм

Семинар 1.

1. Причины возникновения маржинализма и его предшественники: А. Курно, И. Генрих фон Тюнен, Г. Госсен. Законы Госсена. Ж. Депон.

2. Биография К. Менгера.

3. Биография О. Бем-Баверка.

4. Биография Ф. Визера.

5. Биография Л. Вальраса.

Семинар 2.

1.Биография В. Парето.

2. Использование теории Ф. Эджуорта (кривые безразличия).

3. Оптимум Парето. Закон распределения доходов (закон Парето).

4. Современное значение теории предельных величин.

 

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

5. История экономических учений: учебник / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

6. История экономических учений: учеб. пособие / В.С. Автономов [и др.]; под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 783 с.

7. Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера. - М.: Эксмо, 2008. - 831 с.

8. Цвайнерт, И. История экономической мысли в России, 1805-1905 / И. Цвайнерт; пер. с нем. - 2-е изд. - М.: ГУВШЭ, 2008. - 410 с.

Дополнительная литература:

1. Абалкин, Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой // ЭКО. - 2009. - № 11. - С. 147-154.

2. Дмитриев, А.Л. Из истории отечественной экономической мысли: П.И. Георгиевский против М.И. Туган-Барановского // Проблемы современ­ной экономики. - 2009. - № 1. - С. 454-458.

3. Никитина, Л.М. Генезис идей социально-экономической ответственно­сти бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7. - С. 37-40.

8. Широкорад, Л.Д. Научная и педагогическая деятельность М.И. Туган- Барановского в Санкт-Петербурге (1893-1917) // Вестник Санкт-Петер­бургского университета. Сер. Экономика. - 2009. - № 1. - С. 48-66.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

Семинар 1

1. Перерождение «политической экономии» в экономику.

2. Неоклассика: лозаннская школа и «математическая экономия». Л. Вальрас и В. Паретто как социальные философы и экономисты.

3. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.

4. Дальнейшее развитие ТОЭР в концепции В. Парето. Оптимум Парето.

5. Неоклассика: англо-американский маржинализм. «Механика полезности» У.С. Джевонса и развитие теории обмена Ф. Эджуортом.

6. Биография Л. Вальраса

7. Биография В. Паретто

8. Возникновение математической экономии в России: В. Дмитриев и Е. Слуцкий.

Семинар 2

9. Теоретический синтез А. Маршала: преемственность и новаторство.

10. Метод частичного равновесия и влияние фактора времени А. Маршала.

11. Проблемы государственного вмешательства и утилитаристская концепция благосостояния А. Пигу.

12. Маржиналисткая теория распределения общественного продукта: концепция предельной производительности Дж. Б. Кларка.

13. И. Фишер: понятие дисконтированного дохода и денежная теория.

14.Закон убывания предельной производительности труда и капитала.

15.Биография Д. Кларк.

16.Биография А. Пигу.

17.Биография И. Фишера.

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

2. История экономических учений: учебное пособие для бакалавров / Г.Д. Гловели. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 742с.

3. Синельник, Л.В. История экономических учений: учеб. пособие / Л.В. Синельник. - М.: КноРус, 2010. - 270 с.

4. Сорвина, Г.Н. Российская школа экономической мысли: сборник / Г.Н. Сорвина, Ю.В. Яковец. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 221 с.

5. Холопов, А.В. История экономических учений: учеб. пособие / А.В. Холо - пов. - 2-е изд., доп. - М.: Эксмо, 2009. - 460 с.

6. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009.

Дополнительная литература:

1. Базулин, Ю.В. Концепция денег М.И. Туган-Барановского // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 448-454.

2. Михаленко, Ю.П. Франсуа Кенэ - родоначальник физиократии // Фило­софия и культура. - 2010. - № 7. - С. 83-104.

3. Ханин, Г.И. Почему в России мало хороших экономистов? // ЭКО. - 2009. - № 8. - С. 83-114.

4. Яковец, Ю. Откат глобализации и трансформации мировой экономики // Международная жизнь. - 2009. - № 8. - С. 109-116.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

Семинар 1.

1.Великая экономическая депрессия.

2. Биография Кейнса.

3. Достоинства и недостатки кейнсианского подхода к экономическим проблемам. Значение кейнсианской теории.

Семинар 2.

1. Взгляды экономистов кейнсианской школы. Д.Хикс, О.Хансен, Р.Харрорд, Я.Тинберген, Дж.Робинсон.

2. Кривая Хикса–Хансена, особенность модели экономического равновесия Хикса.

3. Теория цикла: Р.Харрорд, П.Самуэльсон, Дж.Хикс, Э.Хансен. Теория экономического роста: Е.Домар. Уравнение устойчивого равновесия.

4. Современное кейнсианство (посткейнсианство). Его основные направления и их характеристика - монетарное: П.Дэвидсон, С.Вайнтрауб, Х.Мински, Я.Крегель, А.Эйхнер, Б.Морр (США), В.Чик, Ш.Доу, П.Эрл (Великобритания); калецкианское: М.Калецкий, М.Сойер, П. Рейнольдс и другие; неорикардианское: П.Сраффа, П.Гареньяни, Л.Пасинетти, А.Ронкалья, М.Милгейт.

5. Неокейнсианство: Дж.Стиглиц, Б. Гринвальд, Дж. Акерлоф, Дж.Йеллен, Дж.Мид.

6. Особенность методологии: использование математического аппарата неоклассиков, новое понимание кредитно-денежной политики, бюджетной политики, политики доходов. Теория имплицитных контрактов, теория инсайдеров-аутсайдеров.

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

2. История экономических учений: учебник / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

3. История экономических учений: учеб. пособие / В. С. Автономов [и др.]; под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 783 с.

4. Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера. - М.: Эксмо, 2008. - 831 с.

5. Цвайнерт, И. История экономической мысли в России, 1805-1905 / И. Цвайнерт; пер. с нем. - 2-е изд. - М.: ГУВШЭ, 2008. - 410 с.

Дополнительная литература:

1. Базулин, Ю.В. Концепция денег М.И. Туган-Барановского // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 448-454.

2. Михаленко, Ю.П. Франсуа Кенэ - родоначальник физиократии // Фило­софия и культура. - 2010. - № 7. - С. 83-104.

3. Ханин, Г.И. Почему в России мало хороших экономистов? // ЭКО. - 2009. - № 8. - С. 83-114.

4. Яковец, Ю. Откат глобализации и трансформации мировой экономики // Международная жизнь. - 2009. - № 8. - С. 109-116.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

 

Тема 8. Институционализм

Цели и задачи занятия: Уяснить понятие институционализма, общественных институтов, общественной психологии, ее связи с экономическими процессами. Основные положения и методология институционализма. Этапы развития.

Вопросы для обсуждения

1 Методологические особенности и структура нового институционализма.

2 Права собственности, трансакционные издержки, контрактные отношения.

3 Теорема Коуза.

Доклады:

Семинар 1

1. Первый этап институционализма: характерные черты. Торстейн Веблен: психологическая теория экономического развития, экономика и дарвинизм, «эффект Веблена».

2. Противоречие капитализма - противоречие между индустрией и бизнесом.

3. Д. Коммонс: роль общественных организаций в экономике, понятие и стоимость сделки, социальные гарантии в обществе.

4. Второй этап развития институционализма. Д. Кларк: понятие общественной эффективности и общественных издержек.

Семинар 2.

7. Третий этап развития институционализма, его характерные черты.

5. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

6. Роль институционализма в развитии экономической науки.

 

Основная литература:

1. История экономических учений: учебник / Я.С. Ядгаров [и др.]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.

2. Гусейнов, Р.М. Экономическая история. История экономических уче­ний: учебник / P.M. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 383 с.

3. История экономической мысли: учеб. пособие / А.В. Лабудин [и др.]; под ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. - СПб.: Питер, 2008. - 232 с.

4. История экономических учений: учебник для вузов / В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 471 с.

5. Подмогильная, В.А. История экономических учений: учебно-метод. комплекс / В.А. Подмогильная. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 166 с.

Дополнительная литература:

1. Абалкин, Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой // ЭКО. - 2009. - № 11. - С. 147-154.

2. Дмитриев, А.Л. Из истории отечественной экономической мысли: П.И. Георгиевский против М.И. Туган-Барановского // Проблемы современ­ной экономики. - 2009. - № 1. - С. 454-458.

3. Никитина, Л.М. Генезис идей социально-экономической ответственно­сти бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7. - С. 37-40.

4. Широкорад, Л.Д. Научная и педагогическая деятельность М.И. Туган - Барановского в Санкт-Петербурге (1893-1917) // Вестник Санкт-Петер­бургского университета. Сер. Экономика. - 2009. - № 1. - С. 48-66.

Перечень необходимых дидактических материалов: учебная лекция по данной теме.

П Л А Н

семинарских (практических) занятий

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

цикла С. 3. Б. 2 для курсантов 1 курса,

обучающихся на очной форме обучения, для слушателей 1 курса обучающиеся на заочной форме обучения

080101.65 – Экономическая безопасность

(специализация – экономико-правовое обеспечение

экономической безопасности)

Составители:

И.В. Жижина

 

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры экономики и экономической

безопасности 30.08.2013г., Протокол № 1

 

 

Нижний Новгород – 2013

 

 

История экономических учений: План семинарских занятий. – Н. Новгород: НА МВД РФ, 2013г. – 27 с.

План семинарских занятий подготовлен преподавателем кафедры экономики и экономической безопасности к.ю.н. Жижиной И.В.

 

 

Обсуждены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры экономики и экономической безопасности 30.08.2013г., Протокол № 20.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.199 с.)