Экономическая мысль античности и средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль античности и средневековья



Предмет и метод ИЭУ.

Предмет ИЭУ: изучение эволюции экономической мысли в историческом контексте.

2 аспекта:

1) эволюция экономической теории;

2) специфика, исторический контекст (национальные, личные особенности автора, страны; исторический период).

*С помощью ИЭУ изучают экономическую теорию.

Эк. теория

 

Эк. история ИЭУ (развитие эк. мысли в историческом контексте)

Факты

Факты неоднородные и нестабильные, таким образом, эк. теория разная (неоднородная).

Цели изучения ИЭУ:

1. Изучение различных школ и направлений экономического анализа (изучение исходных гипотез, идей (взглядов на экономическую реальность);

*Суть концепций и понятий (различны для каждой школы);

2. Изучение, как делать правильный выбор между теориями;

3. Получение новых идей из работ экономистов прошлого.

Методы ИЭУ (2 подхода):

1. Исторический: принимает, что содержание теории полностью определяется историческим контекстом, т. о., теории несравнимы и уникальны.

«+»: точнее воспроизводятся идеи автора, исходный смысл теории.

«-»: не сравнить теории между собой, не сделать выводы для определенного состояния.

2. Логический: все эк. теории связаны внутренней логикой, развитие теорий логично, устраняются проблемы. Экономика от простого состояния переходит к более совершенному.

«+»: можно использовать старые теории для создания новых.

«-»: легко можно исказить исходный смысл теорий.

Экономические школы:

1. Доклассический период:

a) Эк. мысль античности и средневековья;

b) Меркантилизм;

c) Физиократы:

2. Классическая (к.18 – к.19 вв.): Смит, Рикардо, Сэй;

3. Маржинализм (сер.19 в.): Леон Вальрас, Джевонс;

4. Неоклассическая (к.19 в.): Маршалл, Пигу;

5. Кейнсианство (1936 – н.вр.): Кейнс;

6. Монетаризм (сер.20 в. – н. вр.): Фридман;

7. Институционализм (сер.20 в. – н. вр.): Коуз.

Теория ренты и прибыли Рикардо.

 

Теория ренты Рикардо.

Основана на законе убывающей отдачи от земли.

Суть: При повышении кол-ва работников, используемых для обработки заданного участка земли, каждый дополнительный работник произведёт меньший объём продукции. (= закон убывающего предельного продукта)

Рента по Рикардо – это та доля продукта земли, которая выплачивается земледельцу за пользование первоначальными силами почвы.

Рента отличается от % на капитал, вложенный в землю (инвестиция в землю).

Причины возникновения ренты:

1) Ограниченность земли

2) Различия земли по качеству и местоположению

Теория прибыли

Теория прибыли Рикардо основана на действии двух законов: 1) Закон о тенденции нормы прибыли к понижению 2)Закон об обратном соотношении между прибылью и зарплатой.

Закон о тенденции нормы прибыли к понижению.

При повышении капитала в стране, при инвестировании капитала в экономику, норма прибыли уменьшается.

Закон об обратном соотношении между прибылью и зарплатой.

Норма прибыли повышается à ставка зарплаты понижается (в коротком периоде)

Предпосылки теории прибыли Рикардо:

1)Ставка заработной платы находится на естественном уровне

2) Действует закон убывающей отдачи от земли

3) Технология производства остаётся неизменной, кривые предельного продукта не сдвигаются.

4) Объём капитала и предложение труда могут изменяться

 

Теория полезности Джевонса.

u=U(x) – полезность зависит от объема потребления. «Последняя степень полезности» - это полезность последнего приращения блага.

Производная функции полезности – функция предельной полезности: u ' = MU

Закон убывающей предельной полезности: u ''(x) < 0. Последняя степень полезности (подразумевается очень малое или бесконечно малое приращения блага) имеет тенденцию убывать с ростом количества блага. Для объяснения Джевонс использует закон Вебера-Фехнера. При повторении раздражения в теч. определенного промежутка времени, сила реакции рецепторов снижается.

Теория ценности Джевонса

Определяет в ценности 3 категории:

MU
1. Потребительная ценность – это совокупная полезность, которую получает индивидуум от потребления какого-либо блага.

 
 

 


2. Интенсивность желания обладать данным благом – предельная полезность.

3. Меновая ценность - количество других товаров, которые можно получить в обмен на данный товар (рыночная цена товара).

Вода имеет большую (совокупную) потребительскую ценность, но малую предельную, а алмаз – наоборот.

Цена товара определяется предельной полезностью товара, затраты НЕ влияют на цену товара. Затраты не влияют на цену товара. «Цепочка Джевонса»: затраты определяют объем выпуска товара. Предполагается, что выпуск = спросу. Совокупный спрос определяет предельную полезность, а предельная полезность цену.

Цена = предельная полезность в состоянии равновесия.

P
SRS₁
D=MU
Джевонс анализировал текущую цену, а классики цену длительного периода.

LRS

             
   
p₁
     
 
     
E
 
Pe==p₂
 
 

 


Qe
Q₁
Q

 

В коротком периоде p=MC. В длительном периоде затраты = MU= p (с индексом e) = p₂.

 

Теория распределения

Неоклассическая теория распределения описана в работах Дж. Б. Кларка («Распределение богатства», 1899г.). Кларк рассмотрел проблему распределения произведенной продукции между владельцами факторов производства. При этом он предполагал метод построения кривой предельного продукта, предполагающий постепенную замену выходящего из строя оборудования.

 
 

 

 


 

 

Величина площади под кривой предельного продукта фактора будет равна величине совокупного объема произведенной продукции, цена единицы фактора при совершенной конкуренции будет равна предельному продукту фактора. Площадь прямоугольника под уровнем цены фактора будет представлять собой вознаграждение, которое получит данный фактор производства. Площадь над уровнем цены и под кривой предельного продукта будет предназначена для вознаграждения других факторов.

Вознаграждение труда:

W=pL*L= *L

 

 

Вознаграждение капитала:

I=pK*K= *K

 

Вознаграждение земли:

R=pN*N= *N (рисунок аналогичный рисунку вознаграждения труда и капитала)

L, K, N – количество труда, капитала, земли, используемы фирмой.

Доход предпринимателя является остаточным, т.е. на его долю приходится продукт, оставшийся после распределения продукции между факторами производства.

Кларк пытался показать справедливость распределения в соответствии с величиной предельного продукта. Предельный продукт труда, по мысли Кларка, описывает производительность труда без учета влияния капитала, т.е. предельный продукт – это справедливое вознаграждение вклада работника в производственный процесс. Подход Кларка предполагает, что любой предельный продукт труда произведен только трудом. Но из этого следует вывод, что вся площадь под кривой предельного продукта труда должна быть вменена труду, что невозможно. Невозможно рассматривать предельный продукт фактора как добавочный выпуск, произведенный исключительно предельной единицей данного фактора без помощи прочих факторов, как это пытался сделать Кларк. Вознаграждение фактора будет соответствовать его предельному продукту потому, что для нанимателя предельный продукт труда означает величину прироста выручки в случае найма работника. Таким образом, оплата согласно предельному продукту факторов не имеет никакого отношения к справедливости. Предельный продукт факторов и доли факторов в совокупном продукте задаются соотношениями количеств факторов, имеющихся на данный момент, т.е. относительной редкостью факторов, а также наличной технологией производства. (Иными словами, вознаграждение факторов, т.е. распределение продукции между факторами происходит в зависимости от их редкости и используемой технологии, а не в зависимости от морально-этических соображений)

В данной теории встает проблема исчерпанности ресурсов – проблема равенства суммы вознаграждений, получаемых факторами производства, общему выпуску продукции.

В неоклассической теории принимается, что цены факторов производства соответствуют величине предельного продукта фактора. А отсюда следует необходимость доказать равенство суммы вознаграждений факторов общему выпуску. Если y=f(K,L) – производственная функция, то необходимо доказать следующее:

p(K), p(L) – цены капитала и труда соответственно.

Благодаря теореме Эйлера, удалось доказать, что это равенство выполняется в случае постоянной отдачи от масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба сумма вознаграждения факторов будет больше величины выпуска, а при убывающей – меньше. Т.е. при положительной отдаче от масштаба средние затраты по мере увеличения выпуска понижаются, т.е. при любом уровне выпуска предельные затраты ниже средних. В случае конкурентного ценообразования цена устанавливается на уровне предельных затрат, следовательно, общая выручка будет меньше общих затрат, таким образом в отрасли с положительной отдачей от масштаба ценообразование не может быть основано на равенстве цены предельным затратам.

В ситуации с убывающей отдачей предельные затраты выше средних, следовательно, ценообразование на основе равенства предельных затрат ценам обеспечит фирмам не только полное возмещение затрат на факторы, но и получение сверхприбыли.

Монетаризм

Монетаризм – направление в денежной теории ХХ века.

Создатели: М.Фридман, А.Шварц

Т. Веблен

Работы:

1. «Теория праздного класса» - 1899г.

2. «Теория делового предприятия» - 1904г.

3. «Инстинкт мастерства и состояние промышленных умений» - 1914г.

В качестве задач своей теории он выделял:

1. Опора в экономическом анализе на реальную психологию поведения людей, отражающую их сознание и подсознание

2. Изучение обычаев и столкновения интересов, приводящих к возникновению институтов общества

3. Необходимо показать не только нынешнее состояние основных экономических явлений, но и их генезис и динамику

В основе его теорий лежит рассмотрение поведения человека с точки зрения инстинктов. Ведущий инстинкт, который определяет действия человека, - стремление к превосходству. При капитализме это инстинкт реализуется в стремлении захватить как можно больше рыночных активов. Появляется праздный класс – люди, которые захватили собственность. Появляется «Эффект Веблена» - праздный класс ведет себя в сфере потребления по-особенному, т.е. действует по схеме демонстративного потребления – потребления дорогих товаров с целью продемонстрировать свой доход. Кривая спроса, таким образом, принимает положительный наклон.

Концепция общественного развития: социальный прогресс возникает в результате борьбы за существование. Результатом такого прогресса является создание новых институтов общества – особых форм человеческих отношений. Основа эволюции – меняющаяся психология человека. Социальный прогресс, по Веблену, в значительной степени отождествляется с техническим. С целью ответа на вопрос «что побуждает человека совершенствовать технику и производство» Веблен создает концепцию побудительных психологических мотивов. Основных мотивов 6: 3 положительных и 3 отрицательных.

Положительные:

1. Родительское чувство – забота об общем благе

2. Инстинкт мастерства – любовь человека к процессу творчества

3. Чистая любознательность – бескорыстное стремление к знанию

Отрицательные:

1. Эгоизм, или стремление к самоутверждению

2. Корыстолюбие или стяжательство

3. Драчливость

Разлчиные

Различные комбинации инстинктов представляют собой институт того или иного человека, социального слоя, нации.

Под влиянием трансформации комбинаций инстинктов общество проходит 6 основных стадий развития:

1. Раннюю дикость

2. Позднюю дикость

3. Хищное варварство

4. Полумирное варварство

5. Ремесленную стадию

6. Промышленную стадию

Технический прогресс привел общество к промышленной стадии – капитализму, который Веблен оценивал критически. Главное противоречие капитализма – разделения бизнеса и промышленности. Промышленность производит товары, а бизнес делает исключительно деньги. Бизнес основан на отрицательных инстинктах и он тормозит технический прогресс.

Веблен отрицательно относился к капитализму. Он считал, что капитализм тормозит техническое развитие и подавляет положительные инстинкты в человеке. Выход из этого положения – технократическая утопия, в которой ученые захватывают власть и начинают управлять экономикой на научных началах.

Дж. Гэлбрейт

В теории Дж. Гэлбрейта базой выступает теория корпорации. Гэлбрейт выделяет 2 этапа развития корпорации в 20 веке:

1. Период предпринимательской корпорации (период до второй мировой войны). Характерны следующие атрибуты: небольшой размер предприятия; наличие одного владельца; главный мотив индивидуального предпринимателя – максимизация прибыли; стихийная конкуренция на рынке; кризисы перепроизводства и массовая безработица

2. Зрелая корпорация – укрупнение размера производства. Собственность превращается в групповую акционерную собственность. Реальный контроль в зрелой корпорации принадлежит не собственникам, а техноструктуре – управленческому и научно-техническому персоналу. У техноструктуры нет мотива погони за прибылью, но появляются 4 иных побудительных мотива: принуждение, вознаграждение, отождествление и приспособление. Цели зрелой корпорации можно разделить на положительные и защитные. Положительные – корпорация стремится к росту производства, стабильности экономики. Защитные – стремление техноструктуры защититься от влияния других общественных сил и поддержать свою автономию.

Тот факт, что зрелая корпорация занимает доминирующее положение в рыночной структуре, ведет к переходу от рыночной к планируемой системе. Промышленное планирование включает в себя внутрифирменное согласование важнейших показателей и действий с позиций поддержания непрерывного процесса производства.

Появление зрелой корпорации модифицирует государство. За 20 век государство в развитыхзападных странах прошло по Гэлбрейту 3 основные стадии развития:

1. Ранняя стадия индустриального развития (начало 20 века – 20-е годы): слабое развитие техники, отсутствие макроэкономического планирования, небольшой размер фирмы и т.д. Это была эпоха господства отдельных капиталов над государством

2. Переходная стадия государства (1930-1940гг.) – изменение соотношения сил в пользу государства, появление техноструктуры, переход к зрелой корпорации.

3. Стадия государства техноструктуры (после второй мировой войны) – господство зрелой корпорации. Образование становится важнейшим видом богатства.

Социальные преобразования в обществе во второй половине 20го века связаны у Гэлбрейта с его концепцией конвергенции – слияния капитализма и социализма и превращение их в единое индустриальное общество.

Предмет и метод ИЭУ.

Предмет ИЭУ: изучение эволюции экономической мысли в историческом контексте.

2 аспекта:

1) эволюция экономической теории;

2) специфика, исторический контекст (национальные, личные особенности автора, страны; исторический период).

*С помощью ИЭУ изучают экономическую теорию.

Эк. теория

 

Эк. история ИЭУ (развитие эк. мысли в историческом контексте)

Факты

Факты неоднородные и нестабильные, таким образом, эк. теория разная (неоднородная).

Цели изучения ИЭУ:

1. Изучение различных школ и направлений экономического анализа (изучение исходных гипотез, идей (взглядов на экономическую реальность);

*Суть концепций и понятий (различны для каждой школы);

2. Изучение, как делать правильный выбор между теориями;

3. Получение новых идей из работ экономистов прошлого.

Методы ИЭУ (2 подхода):

1. Исторический: принимает, что содержание теории полностью определяется историческим контекстом, т. о., теории несравнимы и уникальны.

«+»: точнее воспроизводятся идеи автора, исходный смысл теории.

«-»: не сравнить теории между собой, не сделать выводы для определенного состояния.

2. Логический: все эк. теории связаны внутренней логикой, развитие теорий логично, устраняются проблемы. Экономика от простого состояния переходит к более совершенному.

«+»: можно использовать старые теории для создания новых.

«-»: легко можно исказить исходный смысл теорий.

Экономические школы:

1. Доклассический период:

a) Эк. мысль античности и средневековья;

b) Меркантилизм;

c) Физиократы:

2. Классическая (к.18 – к.19 вв.): Смит, Рикардо, Сэй;

3. Маржинализм (сер.19 в.): Леон Вальрас, Джевонс;

4. Неоклассическая (к.19 в.): Маршалл, Пигу;

5. Кейнсианство (1936 – н.вр.): Кейнс;

6. Монетаризм (сер.20 в. – н. вр.): Фридман;

7. Институционализм (сер.20 в. – н. вр.): Коуз.

Экономическая мысль античности и средневековья

Доклассический период интересен тем, что именно тогда формировались постулаты, которые позже легли в основу классической политической экономии и затем перешли в неоклассическую экономическую науку.

Древнегреческий философ Ксенофонт (5-4 в до н.э.)

«Домострой» (пер oikonomia- oikos-дом, nomos- закон-«ведение домашнего хозяйства»)

По Ксенофонту, ценность- некоторая цена, которая задаётся качеством вещи. Это равновесная цена, к которой стремится текущая в длительном периоде, она объясняется объективными свойствами вещи.

Ценность- устойчивая категория, к которой стремится цена.

Т.к. величина ценности определяется полезностью вещи, то бесполезная вещь не имеет ценности.

 

Аристотель (4 в до н.э.)

Если товар А обменивается на товар Б в определенной пропорции (отношение А/Б), то в этом случае обмениваемые товары должны быть одинаковыми. В этих двух товарах одинаковое количество полезности, поэтому они обмениваются на рынке в данной пропорции=> обмен эквивалентности.

 

Уже античные философы говорили о том, что разделение труда способствует повышению производительности.

 

Средневековье

Христианская церковь стала основным институтом. Монахи-самые образованные люди, они занимаются экономикой. Церковь аккумулировала ресурсы=> экономическая мысль этой эпохи связана с церковными канонами. Эконом мысль носила нормативный характер (в эк работах было сформулировано, как должно быть с точки зрения церкви)

 

Теория справедливости цены

Фома Аквинский, условия справедливой цены:

1) Справедливость в обмене: цена должна соответствовать вкладу человека в создание товара (затраты, в первую очередь трудовые), она компенсировала затраты.

2) Справедливость в распределении: т.е. цена должна соответствовать вкладу человека в достижение цели, стоящей перед обществом. В качестве цели понималось спасение и вечная жизнь.. Так, служитель церкви, в отличие от сапожника, не производит материального продукта, но с точки зрения общества его работа намного важнее работы сапожника, поэтому доход служителя церкви должен превышать доход сапожника.

 

Теория ценности поздних схоластов

Создатели: Лессия, Молина, де Люго

1) Издержки (затраты) влияют на ценность, но логическим источником ценности является полезность.

2) Полезность субъективна. Она зависит от места и времени потребления, от человека.

3) Величина полезности зависит от количества вещи.

Эта теория совпадает с современным пониманием ценообразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.088 с.)