В чем особенности предмета и метода в теории Кенэ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем особенности предмета и метода в теории Кенэ?



Предмет и метод. Первоочередным считал изучение сельскохозяйственного производства. Опираясь на свой опыт врача сравнивал экономику с живым организмом, где экономика независимо от воли и сознания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам, отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. И если люди, прежде всего власть имущие, действуют вопреки «естественным» законам экономики, она заболевает. Главной задачей школой физиократов было выявление этих законов и доведения сведений о них до правительства.

 

Вопрос

Металлическая теория денег

Одной из наиболее ранних теорий денег является металлическая теория денег. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.).

Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма. Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и настаивало на развитии торговли.

Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI в. и XVII в., когда большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда главную цель торговли и служило важнейшей предпосылкой к развитию промышленности, торговли, накоплению средств в стране.

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимая законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.

Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег: средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще считали чем-то противоестественным.

Из вышеизложенного видно, что металлисты не пытались понять законы денежного обращения, а лишь пытались понять их сущность.

 

Вопрос

Теория третьих лиц

Мальтус утверждал, что для того, чтобы нация процветала, необходимо, чтобы в стране с развитыми производительными силами существовало определенное количество непроизводительных потребителей, «третьих лиц». Среди этих непроизводительных потребителей, ничего не производящих, а только потребляющих, реализуется та часть продукции, которая составляет прибыль капиталистов. Тем самым разрешается проблема реализации прибыли.

Этими непроизводительными потребителями, призванными спасать нацию от разорения и гибели, Мальтус считал роскошествующих землевладельцев, духовенство, всякие деклассированные элементы и тому подобные общественные группы, не занимающиеся никакой производственной деятельностью.

Таким образом, своей теорией реализации Мальтус удовлетворял классовые запросы и буржуазии, и земельных собственников: буржуазии, поскольку своей теорией прибыли он маскировал источник прибавочной стоимости — эксплуатацию рабочего класса; земельных собственников и духовенства, поскольку он объявил их якорем спасения капиталистического общества.

По своему конкретному содержанию мальтузианская теория реализации основана на ненаучных предпосылках и логических противоречиях. Во-первых, она покоится на догме Смита, поскольку Мальтус совершенно игнорирует производство и воспроизводство средств производства. Во-вторых, она исходит из ошибочной постановки самой проблемы реализации, поскольку вся: ее трудность сводится к трудностям реализации одной части общественного продукта — прибавочной стоимости (см. критику теории Сисмонди). И в-третьих, Мальтус попал в логический круг. Его «третьи лица» на самом деле не могут выполнить своей благотворительной деятельности и реализовать всю прибавочную стоимость по той простой причине, что их доходы—рента, жалованье священников и пр.—являются не самостоятельными видами доходов, а частью прибавочной стоимости, а стало быть, на нее, как и на прибавочную стоимость в целом, распространяется трудность реализации.

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.004 с.)