Роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора.



Совет экономической взаимопомощи сформировался в результате послевоенного раздела Европы и мира на две конфронтирующие части. Несмотря на возникшие проблемы и трудности, интеграционное взаимодействие в рамках СЭВ расширялось, приобретая новые формы.

Но к середине 80-х гг. стали обостряться ряд застарелых проблем: растущий дефицит высококачественных товаров во взаимной торговле, их стоимостная несбалансированность, закостенелость структуры товарооборота и пр. Сдерживало развитие взаимного товарооборота сохранение устаревших методов управления внешнеэкономической деятельностью, чрезмерная централизация принятия решений, государственная монополия внешней торговли. Не было и соответствующих механизмов согласования экономических интересов стран-участниц. СЭВ превратился, по существу, в орган перераспределения ресурсов, в основном за счет СССР. Переводной рубль и клиринг не стимулировали товарообмен между странами, не способствовали освоению новых видов продукции, не толкали к снижению издержек производства, не позволяли наладить эффективную кооперацию между предприятиями. Выход виделся в изменении механизма взаимного сотрудничества, расширении и углублении производственной специализации и кооперации, научно-технического сотрудничества в рамках СЭВ.

Очередной попыткой добиться качественных изменений в рамках СЭВ было принятие решения о создании «единого социалистического рынка». На правительственном уровне впервые было признано, что внедрению отношений рыночного типа в экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ нет альтернативы. Создание единого рынка должно было привести к установлению прямых торгово-производственных связей, созданию ассоциаций производителей, международных социалистических концернов и консорциумов, объединяющих потенциалы крупных предприятий и объединений для освоения новейших технологий и массового наукоемкого производства.

Для реализации принятой «рыночной» стратегии на 44 сессии СЭВ (1988 г.) была образована временная рабочая группа. Она должна была подготовить конкретных предложений, касающихся методов и сроков намеченных преобразований.

Но уже начало работы группы показало, что существует разное понимание существа принятых решений. Руководство ГДР, Чехословакии, Болгарии, не желая никаких радикальных перемен внутри своих стран, лишь формально согласилось с рыночной терминологией. Режим Чаушеску в принципе отвергал идею единого рынка. Не смотря на то, что в Венгрии и Польше демонтаж командной экономики набирал силу, эти страны также заняли пассивную позицию. Таким образом, принятое решение не подкреплялось никакими конкретными действиями.

Крах политических режимов в странах СЭВ привел к тому, что их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных хозяйств в мировое хозяйство и, особенно, в западноевропейские интеграционные процессы.

Тем не менее, СЭВ еще некоторое время сохранялся, хотя было ясно, что большинство европейских стран-членов СЭВ потеряло интерес к какой-либо форме региональной интеграции в восточной части Европы. В документах 45 сессии СЭВ (январь 1990 г.) вообще даже не говорилось об интеграции в рамках СЭВ. Акцент делался на перевод всего взаимного обмена на условия и критерии обычной коммерческой практики мирового рынка, то есть применение во взаимных расчетах свободно конвертируемой валюты.

В середине 1990 г. СССР принял одностороннее решение о выходе из системы расчетов в переводных рублях с 1 января 1991 г. Это привело к тому, что в 1991 г. общим решением стран-членов СЭВ прекратил свое существование. Вместе с ним завершилась и история социалистической экономической интеграции.

В апреле 1985 г. в связи с истечением срока действия Договора об ОБВ, было принято решение о его продлении еще на 30 лет. С этого же времени стали ежегодно проходить Совещания ПКК ОВД (до этого времени они собирались нерегулярно, а по мере необходимости). На них обсуждались глобальные вопросы мировой политики, важнейшие европейские проблемы. Определялась общая линия ОВД в международных делах.

На фоне военного сотрудничества государств-участников ОВД в рамках Объединенных вооруженных сил (ОВС), Объединенного командования, Военного Совета, Комитета министров обороны, органы политического сотрудничества выглядели весьма скромно. ОВД была прежде всего военным, а не политическим объединением. Вместе с тем, ОВД осуществлял координацию внешнеполитической деятельности, разрабатывал и осуществлял коллективные инициативы в международных делах. Но конкретно такие инициативы выдвигались в основном Советским Союзом. На Совещаниях ПКК ОВД почти не было случаев, чтобы какое-то союзное государство, крое СССР, разрабатывало и вносило проекты соответствующих документов. Они лишь могли вносить несущественные коррективы в предложенные варианты. Соответственно и почти все военные расходы ложились на плечи СССР, что не могло не сказаться на его экономике.

Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась определенным поворотом к ослаблению международной напряженности. ПКК ОВД в 1987-1988 гг. выступал с предложениями по укреплению мира и безопасности, сокращению вооруженных сил и вооружений, мерам доверия на европейском континенте, созданию в Центральной Европе и на Балканах зоны, свободной от ядерного оружия. Политизация в деятельности ОВД была вызвана ослаблением напряженности и военного противостояния. Остро встал вопрос о демократизации Союза, уточнении состава и принципов работы ПКК, сужении его функций в военной области, равноправия при выработке политических и военных решений.

На Бухарестском (1989 г.) совещании государств-участников ОВД был впервые поставлен вопрос о превращении ОВД из военно-политического в политико-военный союз, провести демократизацию его деятельности. Но новые руководители восточноевропейских стран вообще не желали оставаться в ОВД, какой бы характер не приобрела эта организация. Они рассматривали свое членство в ОВД как обузу, как источник обязательств перед Советским Союзом и друг перед другом, от которых они хотели побыстрее освободиться. Поэтому начали отзывать свои контингенты из объединенных вооруженных сил ОВД, запрещали проводить военные маневры ОВД на своей территории. Между тем, даже на Западе не были заинтересованы в немедленном роспуске ОВД, поскольку это ломало всю концепцию включения объединенной Германии в НАТО, основанную на трансформации военных блоков, превращении их в политические организации.

Заседание Политического консультативного комитета Организации Варшавского договора в Москве (июнь 1990 г.) призвало преобразовать ОВД в чисто политический союз. В заключительном коммюнике, текст которого был согласован с большим трудом, было объявлено о решении «приступить к пересмотру характера, функций и деятельности Варшавского договора, а также к осуществлению преобразования ОВД в договор суверенных, равноправных государств, построенный на демократической основе». Предлагалось к концу ноября внести соответствующие предложения, но этого уже сделано не было. В результате произошел роспуск сначала военной, а затем политической организации Варшавского договора, которая прекратила существование летом 1991 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.005 с.)