События в Чехословакии в 1968 г.: причины и международные последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

События в Чехословакии в 1968 г.: причины и международные последствия.



События 1968 г. в Чехословакии были порождены рядом внутренних, обстоятельств. Они не только предопределили затяжной кризис общественного строя в стране, но и в значительной степени повлияли на внутренние и международно-политические процессы в мировой социалистической системе, на ход «холодной войны». Объективной причиной активизации общественных преобразований было постепенное исчерпание потенциала экстенсивного экономического развития. Ранее постоянное наращивание потенциала в основных отраслях обеспечивалось не только идеологически обусловленными приоритетами политики, но и объективными особенностями процесса индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Но к началу 60-х гг. источники для экстенсивного наращивания экономической мощи были исчерпаны.

В Чехословакии дискуссии о путях экономических реформ начались уже в 1963 г. Комиссия под руководством О. Шика сформулировала основные направления предстоящих преобразований: ликвидация жесткого директивного планирования, определение производственных планов с учетом рыночного спроса, ликвидация монополии отдельных предприятий, частичная либерализация ценообразования, ввод прогрессивного налогообложения. Концепция реформирования экономики была одобрена осенью 1964 г., и с 1965 г. была начата экспериментальная апробация ее отдельных элементов. Но уже на ХІІІсъезде КПЧ, который состоялся в 1966 г., обострилась дискуссия между консервативной частью Политбюро и радикальными реформаторами. Последние ратовали за углубление преобразований и осуществление демократизации политического строя.

Попытки пражских реформаторов в 1967-1968 гг. провести демократические преобразования, отказаться от партийно-бюрократических методов правления встретили сопротивление не только среди консервативных кругов страны, но и вызвали резкую реакцию со стороны руководителей СССР и других стран, участниц Организации Варшавского Договора.

В конце 1967 г. внутри КПЧ вызрел политический конфликт, результатом которого стало смещение в январе 1968 г. с поста Первого секретаря ЦК КПЧ А. Новатного. Это было поддержано и советским руководством. Л. Брежнев не мог простить Новатному симпатии к Н. Хрущеву. Первым секретарем был избран А. Дубчек, партийный лидер Словакии. Хотя он сам не принадлежал к горячим сторонникам реформ, однако отличался склонностью к компромиссам, легко поддавался внешнему влиянию. Дубчек считал, что, осуществляя либерализацию, нельзя касаться двух вещей: нельзя подвергать сомнению участие Чехословакии в Организации Варшавского договора; нельзя отказываться от однопартийной системы.

Вместе с тем, политическая жизнь страны кардинально стала меняться. Это нашло отражение в принятой в апреле 1968 г. «Программе действий», провозгласившей плюралистическую концепцию социализма «с человеческим лицом». Она предусматривала расширение внутрипартийной демократии, предоставление больших полномочий государственному аппарату, другим политическим партиям и парламенту, восстановление гражданских прав, свободы собраний и ассоциаций, проведение экономической реформы, которая должна была соединить элементы плановой и рыночной экономики, восстановление национальных прав этнических меньшинств, более решительную политическую реабилитацию, ужесточение контроля над службами безопасности и пр. Таким образом, речь шла о глубокой реформе самой модели социализма

В марте-апреле 1968 г. в стране началось широкое обсуждение важнейших направлений программы реформ и путей ее реализации. Действия нового руководства получили поддержку интеллигенции и студенчества. Атмосфера плюрализма и гласности активизировала прессу, превратив ее в реальную общественно-политическую силу. Так началась «Пражская весна».

Советское руководство было встревожено чехословацкими реформами, которые, как оно считало, могли угрожать стабильности всего социалистического содружества. Оно увидело угрозу идеологической монолитности системы. Именно поэтому возможность силового, военного воздействия на Чехословакию не исключалась лидерами СССР и других братских партий.

Под давлением из Москвы руководство Чехословакии во главе с Дубчеком решило притормозить процесс реформ. Это вызвало новую волну активности. По поручении деятелей искусств, ученых, журналистов известный публицист Л. Вацулик написал и опубликовал в «Литературной газете» манифест, получивший известность как «2000 слов». Это была программа очищения социализма от догматизма. В нем звучал призыв к устранению с руководящих постов тех, кто ответственен за экономический, интеллектуальный упадок в стране. Подписавшие его представители творческой интеллигенции не выступали против монополии КПЧ на власть, заявляли, что не собираются подрывать стабильность в стране. Но, тем не менее, они подчеркивали свою готовность поднять народ на сопротивление в защиту родины, «если потребуется, то и с оружием в руках».

Реакция Москвы на издание манифеста свидетельствовала, что в советских верхах возобладали опасения о возможном отрыве от советского блока такого важного стратегического союзника как Чехословакия. Здесь сложилось убеждение, что коммунисты-реформаторы будут неизбежно сметены второй, более радикальной волной, в результате произойдет реставрация буржуазных порядков. Призыв к освобождению КПЧ от догматизма рассматривался в Москве как подрыв руководящей роли партии, как призыв к контрреволюции.

Решение о проведении военной операции было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 16 августа 1968 года. 18 августа в Москву прилетели руководители стран Варшавского договора, чьи войска должны были входить в Чехословакию. Главы компартий ГДР, Болгарии, Венгрии и Польши – Ульбрихт, Живков, Кадар и Гомулка одобрили оценки и выводы Политбюро ЦК КПСС, опасаясь, что «чехословацкая болезнь» распространиться на соседние страны. Таким образом, вторжению был придан характер интернациональной акции.

Вторжение оправдывалось тем, что социалистические страны обязаны вмешаться в дела другой страны, если под угрозу поставлена социалистическая форма правления как таковая. Положение о защите завоеваний социализма как общем интернациональном долге всех соцстран было главным пунктом еще в заявлении шести братских партий, принятом в Братиславе в июле 1968 г. Это формула получила в последствии название доктрина Л. Брежнева или доктрина ограниченного суверенитета. В выступлениях Л. Брежнева летом-осенью 1968 г. настойчиво повторялся тезис о приоритете классовых, интернациональных интересов, общих закономерностей развития социализма. Таким образом, была сформирована идеологическая концепция «коллективной ответственности за судьбы социализма», призванная обосновать право на вмешательство во внутренние дела социалистических стран во имя сохранения целостности общественного строя.

Войска ОВД были введены на территорию Чехословакии в ночь на 21 августа с четырех направлений. Самой крупной была советская группировка. Группы десантников сразу же взяли под контроль наиболее крупные и стратегически важные объекты в Праге. От президента Л. Свободы и министра обороны ЧССР М. Дзура, заранее извещенных о планируемой операции, были получены гарантии, что чехословацкая армия не покинет казармы. В первый же день операции чехословацкое руководство во главе с А. Дубчеком было арестовано и вывезено в Москву.

22 августа состоялся чрезвычайный XIYсъезд КПЧ. Его делегаты осудили акцию союзных войск, но не поддержали требование о провозглашении нейтралитета ЧССР и ее выходе из ОВД. В обращении делегатов к коммунистическим партиям всего мира звучал призыв защитить человеческое лицо социализма. На съезде состоялись выборы нового ЦК.

Среди населения крупных городов ширилось пассивное сопротивление. Распространялись листовки, действовали передвижные и подпольные радиостанции.

В этой ситуации Москва она вынуждена была вести переговоры с теми же деятелями КПЧ, которые были по ее приказу арестованы и интернированы. Но советское руководство пыталось придать переговорам видимость официальных. Чехословацкую делегацию возглавил лояльный Кремлю президент ЧССР Л. Свобода. Большую роль в достижении компромисса сыграл и заместитель председателя правительства Густав Гусак. В принятом по итогам переговоров Московском протоколе содержалась гарантия вывода войск ОВД с территории Чехословакии при условии нормализации положения в стране, правда, критерии этой нормализации не определялись. Делегация ЧССР признала недействительными выборы, прошедшие на XIYсъезде КПЧ.

Поскольку Дубчек и большинство лидеров реформаторского крыла КПЧ остались первоначально на своих постах, то подобный итог событий был воспринят в Чехословакии как победный. Но уже в начале 1969 г. стало очевидно, что в руководстве КПЧ складывается мощное консервативное крыло под руководством Г. Гусака. В апреле на Пленуме ЦК КПЧ он был избран первым секретарем партии. А. Дубчек получил пост посла в Турции. Уже в том же году началась критика рыночной экономической реформы и постепенное ее сворачивание. Руководство партии подверглось чистке. Деятельность любой идеологической оппозиции жестко пресекалось.

События в Чехословакии вызвали осуждение большей части государств и общественных сил. Вместе с тем, западные державы не были готовы ответить на вторжение применением силы. Более того, даже политическая реакция оказалась более сдержанной, чем можно было опасаться. Еще в мае 1968 г. на конференции Американской Ассамблеи несколько десятков экспертов, связанных с госдепартаментом США, обсудили задачи внешне политики США и пришли к следующим выводам: США признают безопасность и политические интересы Советского Союза в Восточной Европе и свою политику здесь проводят в связи с отношениями США – СССР; США поддерживают современное развитие Восточной Европы, «в частности в Чехословакии», но не идут на «риск конфликта с СССР».

Предельно осторожная и сдержанная позиция США в отношении событий в Чехословакии рядом американских исследователей объясняется тяжестью войны во Вьетнаме и желанием государственного департамента во что бы то ни стало сохранить нормальные отношения с советским руководством и продолжить переговоры по проблемам сокращения вооружений. Кроме того, указывается на так называемое «молчаливое соглашение» между США и СССР о сферах влияния в Европе.

Европейские союзники, по-видимому, не без воздействия со стороны США, не предприняли никаких реальных шагов для того, чтобы сдержать советское руководство в подготовке силового варианта в Чехословакии и его осуществлении. Все ограничилось общими словесными осуждениями.

Западные державы придерживались общей позиции: с одной стороны демонстрировать политическое несогласие с акцией пяти восточных государств, а с другой – не доводить дело до обострения «холодной войны», не нарушать достигнутых результатов политических контактов.

Более жесткую позицию занял генеральный секретарь ООН У Тан. Уже 21 августа на пресс-конференции он выступил с требованием немедленного вывода войск из Чехословакии, заявив, что их ввод является отходом от Хартии ООН, нарушением концепции мирового порядка, угрожает снижению напряженности между Востоком и Западом. У Тан предложил даже обсудить вопрос о возможном созыве Совета Безопасности. Однако в последующие дни советская дипломатия, поддержанная представителями других стран социализма, воспрепятствовала обсуждению в ООН «чехословацкой проблемы». Да и правительство Чехословакии отказалось выносить этот вопрос на Совет Безопасности.

Таким образом, позиция западных государств в отношении событий в Чехословакии определялась концепцией невмешательства во внутренние дела советского блока. Полное отсутствие каких-либо мер сдерживания определялось пассивной политикой, которая являлась частью общей стратегии Запада в отношении стран Центральной и Восточной Европы.

Советское руководство скрывало сведения о сдержанном отношении Запада к «Пражской весне». Это объяснялось тем, что в противном случае разрушался основной аргумент сторонников акции ввода войск ОВД – «вмешательство внешних сил», способствовавших возможному «контрреволюционному перевороту» в Чехословакии.

Интервенция 21 августа 1968 г. в Чехословакию стала, по оценкам исследователей, «военным успехом и политическим провалом» советского руководства. Прежде всего, был нанесен серьезный ущерб позициям СССР на мировой арене, в мировой политике. Осложнились его отношения с Западом. Затормозилась ратификация Договора о нераспространении ядерного оружия. Более, чем на год было отложено начало переговоров об ограничении стратегических вооружений.

Ввод войск ОВД в Чехословакию поставил под сомнение предложения СССР и его партнеров по ОВД о проведении конференции по европейской безопасности.

Глубокие и неотвратимые последствия августа 1968 г. ощутили международное коммунистическое движение и мировая система социализма. События вокруг Чехословакии обострили кризис мирового коммунистического движения, привели к его расколу. Ввод войск осудили все крупнейшие партии, прежде всего французская и итальянская.

После вторжения в чехословацком обществе усилились апатия и безразличие к целям, декламируемым просоветским руководством.

Вмешательство во внутренние дела Чехословакии погасило надежду в восточноевропейских странах на реформу тогдашнего социализма. Подавление «Пражской весны» и последующая «стабилизация» не разрешили назревших проблем. Неудача реформирования поставила под сомнение способность системы к эволюции.

В странах ЦВЕ утвердился догматический подход к развитию общества. В то же время в подполье стали формироваться диссидентские группы и организации, комитеты в защиту прав человека. Активизировалось диссидентское движение и в СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.011 с.)