Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание.



Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание.

Сознание по своей стр-ре-многоярусное и разнополюсное образование.Стр-ра и св-ва сознания в существенной степени предопределены стр-ой мозга.Отдельным проявлением психонервной дея-ти соотв определенные участки головного мозга.Наблюдается определенная локализация психических функций.И поэтому,например,повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений,а хирургическое удаление затылочных долей,в которых находится корковый конец зрительского анализатора,-к утрате зрительной функции.Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки выделяют 4 уровня психической деятельности че-ка.

1-уровень.Надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди,социальные запреты(табу)власти родителей и авторитетов.

2-уровень.Сознательное,т.е. та часть пихической дея-ти индивида,кот-ая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира,так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.

3-уровень.Подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности,кот-ый в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания,мысли,тревоги).

4-уровень.Бессознательное -особый пласт психики,включающий такие феномены,стр-ры и механизмы,которые никогда не появляются в поле сознания-ни по воле субъекта,ни спонтанно.Среди них есть неявные знания,а также такие импульсы или переживания,которые систематически подовляются,угнетаются сознанием и всем образом жизни,однако время от времени берут реванш.Сам З.Фрейд сводил бессознательное,а также подсознательное почти исключительно к половому влечению.

Свойства сознания:

-идеальность

-интенциональность,т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром(когда в голове человека возникает образ дерева,то он соотносит его с реальным предметом).

Неотъемлимый признак сознания- самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности,как личности.

Сомочувствие -элементарное осознание своего тела.

Сознание -высшая,присущая лишь людям фунуция мозга,связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека.

Индивидуальное сознание-сознание личности.Общественное сознание включает в себя совокупность идей,теорий и взглядов,соц-ых чувств,привычек и нравов,интересов и идеалов,возникающих в определенный исторический период у больших социальных классовИндивид и общественное сознание постоянно взаимодействуют:исторически выработанные идеи,нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения,личными убеждениями индивида,источником его знаний,нравственных предписаний,эстетических представлений и т.д.,а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость,входя в состав общественного сознания.

Специфика научного познания

Научное познание как спецефически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд хар-к,отличающих его от других форм их организации.

Во-первых,это специализированаая форма познавательной дея-ти,направленная в идеале исключительно на производство знания,нередко вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения.

Во-вторых,в основе данной формы организации познвательных действий лежит четкая выделенность их предмета.

В-третьих,неотъемлемой хар-ой научного познания яв-ся его прогностичность-напрпвленность на предсказание будующих событий.

В-четвертых,науч познание предполагает использование специализированного инструментария,в частности,специальных материальных ср-в-реактивов,пробных объектов и т.д.

В-пятых,науч познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания.

В-шестых,результаты познавательных действий,организованных в форме науч познания,должны соотв ряду требований:воспроизводимость,контролируемость и т.д.

От других форм познания науч познание отличается специализированным языком.

Стр-ра научного исследоваия

Объект исследования-это то,на что направлена творческая активность исследователя,что противостоит ему как неопознанное.

Предмет исследования-целостная совок устойчивых взаимосвязанных хар-к объекта,определяющих конкретные цели исследования.

Цель исследования-приращения научного знания о хар-ах объекта,оставляющих предмет исследования.

Проблема-это возникший в ходе научного познания вопрос или комплекс вопросов,посредством котрых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Вопрос-это поисковая форма научного знания,фиксирующая его неполноту и содержащая установку на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте.

Задача-проблема,метод решения которой известен.

Средство-матер или идеальный объект,включенный в напрпвленной взаимодействие с исследуемым объектом.

Метод-система предписаний,регламентирующих познавательные действия,операции,процедуры исследователя.

Условия-совок обстоятельств,при которых проводится научное исследование.

Результат-приращенное знание как решение проблемы или задачи.

В процессуальном аспекте науч исследование включает в себя несколько основных совокупностей специфических познавательных действий.


Феномен научной революции

Науч.революции-те этапы раз-вития науки когда происходит смена исследоват.стра- тегий,за­даваемых ее основаниями.Основания науки вкл.неск-ко компонентов.Гл.среди них:идеалы и мето­ды исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения);науч.карти­на мира (целост-ная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов);фил.идеи и принципы,обосновывающие цели,методы,нормы и иде­алы науч.исследования. Мож- но выделить 4 науч.революции. 1-ой из них была рево- люция XVIIв.,-становление класс-кой науки.2ая произо- шла в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дис-циплинарно организованной науке Появление таких наук,как биология,химия и др. способствует тому,что механическая картина мира перестает быть об­щена-учной и общемировоззренческой.Биология и геология вносят в картину мира идею развития.Происходят из-менения и в фил.основаниях на­уки.Центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч.дисциплинах,соотн-я разл.методов науч.исследования,класси­фикация наук и поиск ее критериев.3-я революция охватывает период с к.19до се­р.20в.Революционные преобразования произо- ­ли сразу во многих науках:в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории,в биологии-гене- тика,в химии-квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я-кибернетика и т-я систем.В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозн-е. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способ-ности разума строить единств-но верную идеаль­ную модель реальности,позволяющую получать един-но истинную теорию.Допускалась возможность при­знавать истинность сразу неск-ких теорий.Возникла соответствующая неклассическому естествоз­нанию картина мира, в к-ой появилось представление о приро-де как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем.Изменились и фил. основания науки.Ф-я ввела в систему обоснований последней идею истор.изменчивости науч.зн-я,призна-ла от­носительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Суще­ственные измене-ния претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть,целое,причина, случайность,необхо-димость и т.д.Стало ясно,что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Боль­шое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в ста-новлении з-нов необходимости.4ая нау.революция началась в последней тре­ти 20вв.-постнеклассической науки.Объекты исследования:сложные системные образования,к-ые хар-ются уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием. Науч.исследова-ние таких систем тре­бует принципиально новых стратегий,к-ые частично разработаны в синергетике. Синергетика(греч.совместный)-направле­ние междис-циплинарных исследований,объектом к-ых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ-их,хим-их).Было выявлено,что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синерге-тика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.Постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стра­тегий.Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития си­стем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постне­классической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онто­логических допущений,идеалов и норм позн-я.Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рациональности-состо­яние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направлен­ной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельно­сти,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонен­та указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния по­знават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект»вни­мание исследователя ак-центируется на объекте и одновре­менно на ср-ах.Пост-неклассический тип рациональност-выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевы­ми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целе­вых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями.Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности.В эпоху техно-генной цивилизации определение стра­тегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл.гуманистические ориентиры,т.е.??,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.

 


51.Стр-ра научного сообщества и этические нормы науки.

Структура науч.зн-я -сов-ть предметных представлений об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,функционирования и развития исследуемых объектов.Базовый уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений и эмпирические факты.1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом общей направленности науч.исследования,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых проблем и задач,а также используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особого рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющегося зн-я.Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-гипотеза и теория.Гипотеза-науч.предложение,вероятность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,присущих исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных элементов и их корреляций.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве самостоятельных элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,содержащие абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой реальности,и сов-ть з-нов,выражающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по другому-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,идеалы и нормы науч.исследования и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,идеалы и нормы исследования-схема метода.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,выражающая особенности системной организации иследуемой реальности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об общих закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой реальности.Идеалы и нормы исследования-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.идеалов и норм:1.описания и объяснения.2.обоснования и док-ва;3.организация и развития зн-й. Фил.основания науки содержат представления о всеобщих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.выполняют мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет ряд своих особенностей.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность создает специфика взаимодей-я дух.и матер.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и наблюдается совпадение субъекта и объекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р.


Структура сознания.Сознание и бессознательное.Индивидуальное и общественное сознание.

Сознание по своей стр-ре-многоярусное и разнополюсное образование.Стр-ра и св-ва сознания в существенной степени предопределены стр-ой мозга.Отдельным проявлением психонервной дея-ти соотв определенные участки головного мозга.Наблюдается определенная локализация психических функций.И поэтому,например,повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений,а хирургическое удаление затылочных долей,в которых находится корковый конец зрительского анализатора,-к утрате зрительной функции.Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки выделяют 4 уровня психической деятельности че-ка.

1-уровень.Надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди,социальные запреты(табу)власти родителей и авторитетов.

2-уровень.Сознательное,т.е. та часть пихической дея-ти индивида,кот-ая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира,так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.

3-уровень.Подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности,кот-ый в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания,мысли,тревоги).

4-уровень.Бессознательное -особый пласт психики,включающий такие феномены,стр-ры и механизмы,которые никогда не появляются в поле сознания-ни по воле субъекта,ни спонтанно.Среди них есть неявные знания,а также такие импульсы или переживания,которые систематически подовляются,угнетаются сознанием и всем образом жизни,однако время от времени берут реванш.Сам З.Фрейд сводил бессознательное,а также подсознательное почти исключительно к половому влечению.

Свойства сознания:

-идеальность

-интенциональность,т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром(когда в голове человека возникает образ дерева,то он соотносит его с реальным предметом).

Неотъемлимый признак сознания- самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности,как личности.

Сомочувствие -элементарное осознание своего тела.

Сознание -высшая,присущая лишь людям фунуция мозга,связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека.

Индивидуальное сознание-сознание личности.Общественное сознание включает в себя совокупность идей,теорий и взглядов,соц-ых чувств,привычек и нравов,интересов и идеалов,возникающих в определенный исторический период у больших социальных классовИндивид и общественное сознание постоянно взаимодействуют:исторически выработанные идеи,нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения,личными убеждениями индивида,источником его знаний,нравственных предписаний,эстетических представлений и т.д.,а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость,входя в состав общественного сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.015 с.)