Факторы межличностной аттракции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы межличностной аттракции



1. Физическая привлекательность. (Встречают по одежке). Внешне привлекательный человек наделяется положительными качествами. В народных сказках положительный герой всегда привлекателен, а негативный персонаж наделен неприятной внешностью. В жизни часто все случается наоборот.

2. Знакомство. Недостаток информации о человеке повышает уровень тревожности, в то время как наличие информации приводит к ощущению контроля над ситуацией.

3. Доступность. Легко доступные в общении люди воспринимаются более положительно.

4. Взаимность. Часто нам нравятся те люди, которым нравимся мы, и наоборот. Лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой более подвержены воздействию данного фактора.

5. Сходство. Сходства сближают людей. Им легче начать общаться. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога.

6. Взаимодополняемость. Мы ищем людей, у которых есть качества, которых нам не достаёт. Это проявляется в совместимости темпераментов (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик)

7. Эмпатия. (сочувствие, сопереживание другому человеку) Это уменьшает негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности к их носителю.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Социальные группы — это устойчивые группы людей, кото­рые имеют только им присущие признаки, такие как социальное положение, интересы, ценностные ориентации.

В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы.

Диадасостоит из двух человек (например, двух влюблённых). В такой группе создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе. Однако она является очень хрупкой и разрушается, сели один участник выбывает или требует более тесного, упорядоченного или позитивного взаимодействия.

Втриаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна. Однако отношения в ней достаточно сложны, т.к. рано или поздно произойдёт сближение между двумя членами группы и исключение из неё третьего. Третьему человеку отводится одна из следующих ролей: безучастного посредника, человека, использующего других в своих целях или следующего принципу «разделяй и властвуй!» Пример, первый ребёнок в семье может укрепить отношения родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребёнка может способствовать разобщению родителей и причиной ревности и конфликта. Если родители не ладят между собой, ребёнок может стать на сторону одного из них.

Характерными чертами малой группы являются:

1. малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

2. пространственная близость членов группы;

3. устойчивость и длительность существования:

4. высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5. интенсивность межличностных отношений;

6. развитое чувство принадлежности к группе;

7. неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

 

Большая группа— это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). С

Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

1. сочетание интересов индивида и общества;

2. общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

3. предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

4. социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

 

Виды социальных групп

1. По характеру взаимодействия: первичная и вторичная.

Первичная социальная группа — это небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга (друзья, соседи). Такая группа оказывает сильное влияние на человека, входящего в её состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

Вторичная социальная группа — это группа, члены которой объединяются для реализации определённых социальных целей (творческие союзы, политические партии). Могут состоять из одной или нескольких первичных социальных групп.

2. По факту существования: номинальные и реальные.

Номинальная группа — группа, выделенная с целью статистического учёта индивидов (пассажиры самолёта, любители классической музыки).

Реальная группа — группа, выделенная по каким-либо ральным признакам (пол, национальность, профессия).

3. По отношению к базовым ценностям: социально ориентированные, асоциальные, антисоциальные.

Социально ориентированные -производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения.

Асоциальные — группа ориентированная на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. д.).

Антисоциальные -преступные группы.

 

4. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные

Формальная группа — группа, которая создаётся и существует только в рамках официальных организаций (класс, спортивная команда).

Неформальная группа — группа, которая возникает и сущес­твует на основе личных интересов её членов (фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная совокупность людей, которая объединена одним или немногими типами взаимодействия и имеет неопределённую структуру и систему ценностей.

Разновидности квазигрупп:

1. Аудитория — объединение людей, в котором есть главное действующее лицо. Для аудитории характерны передача и при­ём информации;

2. Фан-группа — объединение людей, связанное с фанатичным поклонением спортивной команде, музыкальному ансамблю или религиозному течению;

3. Толпа — временное собрание людей, которые объединены общим интересом или идеей.

Психологи толпы

Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных общностью интересов, лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния.

 

Выделяют общие характеристики толпы:

¾ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

¾ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

¾ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

¾ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Разновидности толпы:

1. Случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

2. Конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

3. Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

4. Действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде:

¾ сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям;

¾ восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

 

Таблица 1. Классификация социальных групп

Основание классификации Разновидности групп
1. По способу образования § стихийно возникшие — не официальные; § специально организованные — официальные; § реальные; § условные
2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов § малые; § средние; § большие; § контактаые (первичные); § дистанционные (вторичные)
3. По характеру совместной деятельности § практические (совместная трудовая деятельность); § гностические (совместная исследовательская деятельность); § эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); § гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); § непосредственно коммуникативные; § идеологические; § общественно-политические
4. По личностной значимости § референтные; § элитарные
5. По социальной значимости § социально положительные; § асоциальные — социально деструктивные; § антисоциальные — криминальные, преступные

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.01 с.)