Тгп как юридическая наука: предмет, система, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тгп как юридическая наука: предмет, система, функции.



ТГП в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками.

Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук. Во-первых, она теснейшим образом связана с историей государства и права. Так, например, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в различных странах, в различные периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного аппарата и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т. д.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом, а также со многими иными отраслевыми юридическими науками.

Теория государства и права органически тесно взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками — такими, например, как история, которая изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки в целом. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, разрабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с диалектико-материалистической философией, в частности с историческим материализмом. Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, которая изучает политику и политические системы современного мира.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала нации.

4. Соотношение государства и права.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

Договорная теория.

Понятие и сущность права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирования общественных отношений.

Сущность права — внутренний смысл права как регулятора общественных отношений, который выражается в единстве общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов через формальное (государственное) закрепление меры свободы, равенства и справедливости.

Принципы права.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Виды правовых норм.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Поэтому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

36. Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм.

Виды форм права:

1. Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

2. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведение, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

3. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, в которое придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

4. Нормативный договор – это соглашение между субъектами в результате которого возникает новое норма права.

37. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократность применения.

По данному критерию различают:

а) законы;

б) подзаконные нормативные правовые акты;

в) законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов федераций и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Законы как нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимают высшие органы представительной (т.е. законодательной) власти страны, а в федерациях - высшие федеральные органы: Конгресс США, Бундестаг ФРГ, Федеральное Собрание России и т. д.

Законы делятся на: 1) основные (конституции), 2) конституционные (т.е. те, которые подробно регламентируют конкретные нормы конституции) и 3) просто законы (типа ГК, законов «Об образовании», «О государственной границе» и др.).

Подзаконные нормативные правовые акты - это: 1) указы (декреты и т.п.) Президента страны; 2) постановления правительства (совета министров, кабинета министров); 3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы и т.п.).

38. Действие нормативных актов во времени. Как уже отмечалось, федеральные и федеральные конституционные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (в «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации»), если в самом законе не содержится указаний на иной порядок вступления его в силу. Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г.

Данное положение содержится в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания». Подобные законы приняты и в субъектах Федерации: в них речь идет, естественно, о региональных законах.

Понятие системы права

Система права — это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая реально существующие общественные отношения: всегда выражает правовую действительность; предопределена социальным строем общества; динамична, способна изменять свою структуру; обусловлена национальными, историческими и иными факторами; устанавливает устойчивые связи внутри права; способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования; позволяет сохранить стабильность права; обеспечивает преемственность в развитии права.

Состав правоотношения.

Состав правоотношения – это юридическая конструкция из взаимосвязанных элементов. Элементы правоотношения:

1) субъект правоотношения: это участник правоотношения, имеющий субъективные права и / или юридические обязанности.

2) субъективное право: это предусмотренная нормами права мера возможного поведения субъектов правоотношений.

3) юридическая обязанность: это предусмотренная правом мера должного поведения субъекта правоотношения.

4) объект правоотношения: это материальное или нематериальное благо, по поводу которого возникает правоотношение.

ТГП как юридическая наука: предмет, система, функции.

ТГП – это единая наука дающее обобщенное представление о государственно правовой деятельности.

Предмет ТГП - объективные свойства государства и права, основные и общие закономерности возникновения, развития функционирования государственных и правовых явлений.

Предмет ТГП - изучение наиболее общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений общественной жизни, назначение государства и права.

Предметом ТГП является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами.

Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

1. Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

2. Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

3. Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

4. Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого — "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

5. Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

6. Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

2. Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений. При изучении ТГП используются следующие методы:

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.037 с.)