Что делает людей счастливыми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делает людей счастливыми



 

Последние исследования представлений о счастье и о том, что делает людей счастливыми, проливают современный свет на ту связь, которую Аристотель устанавливал между счастьем и мудростью. Создатели «науки о счастье» пытаются проанализировать сам предмет, выявить его компоненты, определить причины и предсказать последствия. Эта работа не говорит о том, что должно делать людей счастливыми. Ее цель – объяснить нам, что делает людей таковыми.

Эд Динер, вероятно, самый известный в мире исследователь счастья[243]. Его последняя книга, написанная в сотрудничестве с сыном, Робертом Бисвас-Динером, подтверждает определенные вещи, которых можно было ожидать. Основными детерминантами счастья (или «благоденствия», как его иногда называют) являются материальное благополучие (хотя и в гораздо меньшей степени, чем это представляется большинству людей, особенно если их уровень жизни выше минимально необходимого), физическое здоровье, свобода, демократическое устройство общества, а также физическая, материальная и психологическая безопасность. Ни один из этих факторов, казалось бы, не имеет отношения к практической мудрости. Зато два других фактора, каждый из которых чрезвычайно важен, связаны с ней напрямую. Благоденствие самым непосредственным образом зависит от тесных взаимоотношений с другими людьми. И оно резко возрастает, когда мы увлечены своим делом и видим в нем смысл.

Мартин Селигман[244], выдающийся психолог из Университета Пенсильвании, работает в том же направлении. В 1990-х годах, будучи президентом Американской Психологической Ассоциации, Селигман создал совершенно новую дисциплину, получившую название «позитивной психологии». Говоря о своей работе, Селигман отмечает: он давно озабочен тем, что психологи заняты исключительно решением проблем пациентов (он и сам является экспертом по депрессии) и уделяют слишком мало времени исследованию тех вещей, которые могли бы способствовать их благополучию. Первый кирпич в здание позитивной психологии он заложил, написав книгу «Подлинное счастье».

«Подлинное» употребляется здесь, чтобы отличить то, о чем говорит Селигман, от того, что многие из нас иногда по незнанию принимают за счастье, – от хорошего самочувствия, приподнятого настроения, переживания положительных эмоций. Положительные эмоции и хорошее настроение, конечно же, важны. Но не менее важны причастность к настоящему делу и то, что иногда называют смыслом жизни или предназначением. Ощущение причастности возникает тогда, когда у вас есть дело, которому вы готовы посвятить себя целиком. А смысл жизни – это то, что связывает вашу деятельность с жизнью других людей, когда вы знаете, что ваши усилия делают их жизнь лучше. Подлинное счастье, говорит Селигман, – это сочетание ощущения причастности, смысла и положительных эмоций.

Изучая представления людей разных стран, он собрал огромное количество данных и обнаружил: люди, которые считают себя счастливыми, имеют определенные качества и черты характера. Он также обнаружил, что в каждом человеке некоторые качества более выражены, чем другие. Селигман пришел к выводу, что развитие сильных сторон личности – он назвал их «харáктерными силами» – способствовало подлинному счастью.

Перечень «характерных сил», выявленных Селигманом, содержит любопытство, гибкость мышления, внимание к более широкому контексту, доброту и щедрость, верность, чувство долга, справедливость, способность вести за собой, владение собой, осмотрительность, скромность, храбрость, упорство, честность, благодарность, оптимизм и энергичность. Селигман объединил эти качества в шесть главных достоинств: смелость, человечность, справедливость, умеренность, превосходство в чем-либо, а также мудрость и знание. Аристотель узнал бы во многих из этих «характерных сил» те самые добродетели, которые он считал необходимыми для процветания и счастливой жизни.

Подобно Аристотелю, мы считаем главной добродетелью мудрость. Без опоры на нравственность и этические нормы остальные характерные силы, которые Селигман определяет как необходимые для счастья, не работают. Так у детей, оставленных без присмотра, благие намерения оборачиваются катастрофой: смелость оказывается безрассудством, терпение превращается в нерешительность, причастность к великому делу – в слепую преданность сомнительным идеям, а дружеская критика – в жесткую конфронтацию. Практическая мудрость – маэстро, который дирижирует оркестром характерных сил, исполняющим симфонию[245].

Селигман полагает, что подлинное счастье может быть достижимо только косвенно, в процессе жизни, посвященной значимым целям и наполненной смыслом. И две сферы, которые Селигман выделяет как наиболее способствующие возникновению позитивных эмоций, чувства причастности и смысла жизни, – тесные социальные связи и участие в серьезном, значимом деле.

Нет ничего удивительного в том, что именно близкое общение делает нас счастливыми, и мы уже убедились, что оно невозможно без практической мудрости. А работа? В этой книге было неоднократно продемонстрировано, что именно мудрый подход к практике позволяет делать свое дело должным образом. Но какая тут связь со счастьем?

Оказывается, именно те аспекты деятельности, которые в наибольшей степени требуют практической мудрости, как раз и делают работу привлекательной, значимой и приносящей удовлетворение.

 

Работа, Мудрость и Счастье

 

«Без работы жизнь представляет собой всего лишь жалкое существование. Но когда в работу не вложена душа, жизнь задыхается и умирает»[246].

Альбер Камю

 

Помните Люка, больничного уборщика, который вторично убрал палату, потому что отец пациента не видел, как Люк сделал это в первый раз? Люк получает большое удовлетворение от своей работы. Не от опорожнения мусорных баков и не от мытья полов. Для него главное – взаимодействие с больными и их семьями.

Что побуждает Люка так поступать? Во-первых, его работа организована таким образом, что дает ему свободу действий, когда речь идет о социальных контактах с пациентами, а сам он обладает достаточной гибкостью для того, чтобы приноравливаться к каждому конкретному случаю. Во-вторых, работа позволяет Люку играть важную роль в облегчении страданий больных и обеспечении их комфорта. Он делает жизнь пациентов и их семей лучше. Это придает его работе смысл, который является важным источником удовлетворения. В-третьих, испытание, коим является необходимость выстраивать социальные контакты правильным образом, – уже само по себе источник удовлетворения и счастья. И именно здесь практическая мудрость выходит на первый план. Выполнение значимой, исполненной смысла работы требует всего того, что мы перечисляли, говоря о практической мудрости: навыков импровизации, способности сопереживать, умения слушать. Наконец, проницательности – чтобы понимать, когда следует отойти в сторону, а когда шагнуть вперед, когда можно пошутить, а когда следует утешить. Обладание мудростью, позволяющей делать свое дело должным образом, приносит Люку радость. Наличие всех этих качеств – не только то, что Люк должен иметь, но то, что он хочет иметь.

На первый взгляд может показаться, что достаточно заниматься своим делом – и это принесет удовлетворение. Мы, как правило, восхищаемся людьми, преданными своей работе, и даже завидуем им – они способны так увлечься, что теряют счет времени, им неважно, что думают о них другие, они забывают о житейских проблемах. Однако Питер Уорр, профессор психологии труда, утверждает: чтобы испытывать счастье от работы, недостаточно вовлеченности и энтузиазма[247]. Нужны также свобода действий, возможность проявлять инициативу и внутреннее согласие с целями предприятия. Хорошо, если работа захватывает. Какой выброс адреналина испытывает кардиохирург, спасший человеку жизнь, или юрист, выигравший судебный процесс! Но работа может быть исполнена смысла и тогда, когда не вызывает эмоционального возбуждения; и напротив, одно лишь бессмысленное возбуждение не даст того ощущения счастья, которое люди испытывают от работы, выполненной должным образом.

Исследования психолога Эми Вржезнивски и ее коллег подтверждают выводы Селигмана о важности деятельности осмысленной, значимой и предполагающей свободу действий в качестве источника удовлетворения[248]. Вржезнивски и ее команда более двух десятилетий изучали эти аспекты – часто на примерах деятельности, которая сама по себе, казалось бы, удовлетворения приносить не должна. Эми называет такую деятельность «призванием» и отличает ее от «работы» или «карьеры». Людей, которые рассматривают свою деятельность как «работу», устраивает отсутствие свободы действий, они не ищут в том, что делают, высокого смысла. Труд для них не более чем жизненная необходимость, средство заработать деньги. Они легко меняют одну работу на другую, более высокооплачиваемую, с нетерпением ждут выхода на пенсию и не уговаривают своих друзей и детей пойти по их стопам.

Те, для кого деятельность – построение «карьеры», больше ценят свободу выбора и больше привержены делу, но особого смысла в своем труде они не видят. Они получают от своего занятия удовольствие, но движутся по траектории, которую определяет только продвижение к более высокой зарплате и более престижной должности.

Люди же, которые рассматривают свою работу как «призвание», испытывают наибольшее удовлетворение. Для них работа – часть жизни, причем самая важная; они получают от нее удовольствие и не мыслят себя вне этой работы; они верят, что их деятельность делает мир лучше, и, безусловно, будут поощрять своих друзей и детей заниматься тем же. Люди, для которых работа – призвание, практически всегда поступают так, как считают нужным. И умение, мудро используя свободу действий, решать задачи, стоящие на пути продвижения к общей цели, является главным условием для достижения высокого уровня удовлетворенности.

От чего же зависит отношение людей к своей работе? Главный фактор – характер деятельности. Врачи и педагоги, которых мы приводили в пример в этой книге, трудятся в сферах, требующих огромной доли рассудительности и одновременно – свободы выбора. Такой деятельностью невозможно заниматься должным образом, не развивая практическую мудрость самим и не побуждая к обретению такой мудрости своих студентов. Только тогда работа будет приносить удовлетворение – несмотря на множество огорчений, с которыми придется сталкиваться.

Вржезнивски, однако, получила удивительный результат, изучая деятельность ассистентов по административным вопросам в колледже. Все они, казалось бы, выполняли одну и ту же работу. Но при ближайшем рассмотрении Эми обнаружила, что на самом деле одни воспринимали свой труд как «работу», другие считали его «карьерой», а третьи были уверены, что это их «призвание». Почему? До некоторой степени такие различия объясняются отношением этих людей к своей работе – в полном соответствии с пословицей «Не место красит человека, а человек – место». Но в большей степени, утверждает Вржезнивски, на ассистентов влияло то, насколько их деятельность была организована и встроена в миссию подразделений, в которых они трудились. Если ассистенты имели представление о целях организации и могли гордиться участием в достижении этих целей, если они ощущали себя полноправными членами команды и имели достаточную свободу действий – это способствовало тому, чтобы они относились к своей работе как к «призванию».

Результаты исследований Вржезнивски, связанные со свободой действий, особенно интересны с точки зрения связи между такой свободой и мудростью. Возможность действовать по собственному усмотрению критически важна, когда необходимо разобраться в особенностях конкретной ситуации, чтобы поступить наилучшим образом. Кроме того, определенная степень свободы позволяет путем проб и ошибок – и с помощью наставников – развить практическую мудрость, которая даст возможность использовать эту свободу при поиске оптимального решения той или иной проблемы. Вржезнивски добавляет еще один штрих: возможность действовать по собственному усмотрению особенно важна для тех, кто намерен рассматривать работу как призвание и хочет испытывать удовлетворение от нее. Возникает циклическое нарастание эффекта: мы наиболее счастливы в работе, когда она наполнена смыслом и дает возможность принятия самостоятельных решений. Будучи свободными в своих решениях, мы развиваем в себе мудрость – с тем чтобы наши решения позволяли нам делать дело наилучшим образом и тем самым служить людям. И быть счастливыми.

Запуск этого циклического эффекта помогает разорвать другой цикл, похожий, скорее, на замкнутый круг: чем больше поведение человека при осуществлении какой-либо деятельности контролируется правилами и стимулами, чем меньше у него возможностей обрести и развить практическую мудрость, тем хуже он будет работать. Очевидно, что работа в такой обстановке не дает ощущения вовлеченности и смысла, не приносит удовлетворения, а значит, нет причин стараться делать свое дело лучше.

Сравните работу Люка с работой Донны Моффетт, нью-йоркской учительницы, о которой мы говорили в главе 7. Профессия педагога предполагает проявление эмпатии, проницательности, гибкости и постоянной импровизации во взаимоотношениях с учениками. Но Моффетт обязана следовать плану урока. И стоит ей отклониться от сценария, как она тут же получает замечание от контролирующего ее официального консультанта. Жесткие правила и процедуры, которым подчинен рабочий день преподавателя, превращают то, что могло бы – и должно быть – «призванием», в «работу», и не более. Моффетт оставила успешную карьеру секретаря в юридической фирме и пошла на серьезное понижение зарплаты потому, что чувствовала призвание – учить детей. Следование планам – вовсе не то, чего она ожидала от своей работы, поэтому ограничения и предписания, спускаемые «сверху», раздражали ее. Несмотря на трудности первого года на новом поприще, она все еще помнит, ради чего сменила карьеру, и чувствует удовлетворение и радость, когда ее ученики делают успехи. Но долго ли это будет продолжаться? «Навряд ли публичные школы Нью-Йорка обратились к талантливым людям с призывом стать педагогами в зрелом возрасте лишь затем, чтобы те пришли в школу и, следуя очередному стандарту, говорили: „Откройте ваши учебники на странице номер…“», – замечает Моффетт.

Уберите из рабочего процесса свободу действий, увлеченность и смысл – и люди станут получать от него гораздо меньше удовлетворения. А получая меньше удовлетворения, начнут хуже работать. А вышестоящие руководители, видя, что результаты ухудшаются, еще больше сузят возможность действовать по собственному усмотрению. Запуская этот порочный круг, мы рискуем получить школьную систему, изобилующую учителями, рутинно исполняющими свои формальные обязанности по настоянию начальства, уверенного в том, что педагогам нельзя доверять вести уроки самостоятельно. Получим руководителей лечебных учреждений, реагирующих на дефицит бюджета сокращением персонала, повышением рабочей нагрузки уборщиков и столь старательно отслеживающих их взаимодействие с пациентами, что это убивает всякое желание проявлять заботу и делать дело должным образом – феномен, прекрасно известный также медсестрам и врачам. И когда все случается именно так, руководитель – с полным, казалось бы, основанием – вводит все новые ограничения, чтобы упорядочить взаимодействие персонала с больными. Ведь с его точки зрения, сотрудники не хотят и не могут заботиться о пациентах как следует.

Сотрудники, подобные Люку, – драгоценный ресурс. Беседы Вржезнивски с больничными уборщиками неоднократно демонстрировали, что самый большой источник удовлетворения для них – взаимодействие с пациентами. В такие моменты они чувствовали себя нужными и умелыми людьми, делающими важное дело. Не все уборщики походили на Люка, но те, кто был способен на такое, понимали, что их работа требует тесного соединения навыков и опыта. Нужно ведь не просто мыть пол – нужно находить общий язык с больными, а это нелегко. Какой подарок для пациентов, для больницы (да и для самих себя) такие люди – стремящиеся служить общей цели, готовые совершенствоваться и испытывающие удовлетворение и гордость от своей работы. «Пациент улыбнется – и мне хорошо весь день», – объяснял один из таких уборщиков.

Карлотта, коллега Люка, рассказала Вржезнивски о своей работе уборщицей в отделении, где лежат люди, восстанавливающиеся после различных повреждений головного мозга и часто подолгу находящиеся без сознания. Карлотта решила менять картины на стенах в палатах пациентов, стремясь хоть такой мелочью немного подбодрить их. «Не факт, что они замечают это, но кто знает? Иногда я меняю картины на стене еженедельно, потому что наши пациенты лежат здесь месяцами, и пусть они почувствуют себя хоть в чем-то ближе к дому».

Карлотте совершенно ясно, что это и ей самой приносит радость: «Мне нравится развлекать больных. Мне это нравится больше всего. Конечно, это не входит в мои обязанности, но мне самой приятно устраивать для них шоу. Станцевать, например, под песню по телевизору. Или обсудить ток-шоу. Или еще что-нибудь. А больше всего я люблю, когда мне удается их рассмешить».

Но Карлотта не только знает, когда и как заставить пациента улыбнуться, и не просто получает удовольствие от этого. Она также понимает, что способность помочь пациенту предполагает сильную руку и храброе сердце, и это тоже делает ее работу источником счастья.

«Однажды одному из пациентов, который лежал у нас с параличом всех четырех конечностей, стало плохо. Я как раз была в палате, когда он разнервничался, тут же нажала кнопку для вызова персонала и попросила их прийти. Они взяли у него кровь из одной руки и хотели поставить капельницу на другую, но он отказывался – поэтому я оставалась с ним, пока сестры делали, что полагается. Он буквально рвался из своей инвалидной коляски – того и гляди, вывалится. Сестра хотела измерить у него давление, а он не позволил, как будто все хотели ему навредить. Тогда я сказала: „Послушайте, даю вам пять минут, чтобы успокоиться. Они должны измерить ваше давление, чтобы убедиться, что с ним нет проблем. А я побуду тут с вами“, – и была рядом, пока он не успокоился. Тогда я сказала сестре: „Давайте, можно мерить давление“. С этого момента, думаю, мы с ней подружились на всю жизнь. А я просто оказалась в нужное время в нужном месте».

Никто каким-то особым образом не способствовал тому, чтобы работа стала для Люка и Карлотты призванием. То, что и как они делали, стало для них значимым и полным смысла потому, что они обладали практической мудростью. Они сами стремились к этому, и – что важнее всего – никто им этого не запрещал.

Способствовать добросовестному труду и развитию практической мудрости, которая необходима для такого труда, значит выявлять места, где они процветают, и находить способы их защиты от цейтнота, правил и стимулов, которые им угрожают. Воспитание же практической мудрости в тех областях деятельности, где попытки развить и практиковать ее подвергаются нападкам, требует еще бóльших усилий. В наших школах, больницах, юридических фирмах, банках, в вооруженных силах – повсюду нужно способствовать созданию условий, активно поощряющих разумный подход: именно этим заняты такие люди, как Джой Хокинс, Тони Альварадо, Алан Берсин, Дэйв Хирш, Барбара Огур и Роберт Бордоне.

Быть хорошим другом, мудрым родителем, доброжелательным коллегой или полезным членом сообщества; быть уважаемым педагогом, добросовестным врачом или справедливым юристом – все это нужно не только окружающим, но и нам самим. И невозможно достичь этого без практической мудрости. Вот почему стоит стремиться стать мудрее. Вот почему важно противостоять правилам и стимулам, которые ущемляют свободу действий и угрожают самой возможности обрести мудрость. Вот почему необходимо реформировать институты, вытесняющие мудрость из своих стен.

Мудрость – не мистический дар, завещанный нам горсткой мудрецов, но способность, которой мы все обладаем и в которой нуждаемся. Аристотель был прав: без нее не бывает процветания. Зная, как действовать наилучшим образом в интересах других людей, мы становимся счастливыми. И это ощущение счастья подсказывает нам, как действовать.

 

 

Благодарности

 

Мы читали курс лекций по практической мудрости вместе или порознь почти десять лет и за это время многое узнали от наших студентов. Они научили нас связывать абстрактные идеи с повседневным опытом. Студентов у нас сотни и сотни, все они чему-то научили нас, но нескольких мы хотим отметить особо. Эмили Цацкин с самого начала и на протяжении всего проекта помогала нам своими мудрыми советами, подбором и подготовкой материала. Очень важной для нас стала также помощь в проведении научно-исследовательской работы со стороны Ребекки Брубейкер и Рене Уитлен.

 

Мы многое почерпнули из дискуссий и бесед с самыми разными людьми. Особую благодарность хотим выразить таким людям как Дэвид Бор, Роберт Бордоне, Питер Коэн, Молли Кук, Джерролд Кумбс, Лаурел Экхаус, Кейт Файфилд, Марк Файфилд, Тимоти Флойд, Джейн Гаскелл, Элизабет Гауфберг, Нэнси Гертнер, Джой Хокинс, Дэвид Хирш, Дэвид Ирби, Марк Джоунс, Джеймс Курт, Вильям Лео-Гранд, Дженни Ланстид, Роджер Мастерс, Венди Моджел, Майкл Морс, Барбара Огур, Ванесса Реддитт, Джек Саммонс, Рич Шульденфрай, Мартин Селигман, Анджана Шарма, Джилл Шарп, Питер Шарп и Уильям Салливан.

 

Мы безмерно благодарны тем, кто не пожалел своего времени, чтобы дать подробные и часто критические комментарии на первоначальные тексты глав: это Джо Бернхайм, Ева Бертрэм, Моррис Блэкмэн, Макс Кэмерон, Брюс Кейт, Гэри Делл, Шарли Депюи, Ральф Файн, Джонатан Хайдт, Джей Макклелланд, Джеймс Мерфи, Дэн Райзберг, Валери Росс, Ирвин Шарп, Эран Томсон, Рэмси Торп и Эрика Тёрнер.

 

Мы высоко ценим глубокое понимание предмета и постоянную поддержку со стороны нашего редактора, Шона Макдональда, а также его твердую руку. Он помог нам создать итоговый вариант этой книги, а редактор Джейк Моррисей довел проект до завершения. Наш агент и представитель Тина Беннетт помогала нам своими идеями, поддержкой, сочувствием и оценкой. Тина сама – пример практической мудрости.

 

Отдельная благодарность Крису Андерсону и другим организаторам и участникам Конференции TED (Технологии, Развлечения, Дизайн) 2009 года в Лонг-Бич, Калифорния. Активная реакция аудитории на выступление Бари дала нам силы для завершения работы. Мы также благодарны за постоянную поддержку, которую получали от Суортмор Колледжа и от Департамента управления Дартмутского Колледжа.

 

Наконец, мы никогда не закончили бы эту книгу без неустанной помощи наших жен, Мирны Шварц и Мэйделин Томсон. Они поддерживали нас, читая первоначальные варианты и высказывая свое мнение. И, что еще важнее, вдохновляли нас, уверяя: то, что мы хотим сказать, является весьма важным, и эта работа непременно должна быть завершена.

 

Об авторах

 

 

Барри Шварц – профессор, преподаватель психологии и экономики в Суортмор Колледже, Пенсильвания, США. Один из крупнейших специалистов в области теоретической и практической психологии – в том числе процессов обучения, принятия решений, баланса личных и общественных интересов. Наиболее известен своим утверждением, что практический опыт важен для успешной деятельности не менее – если не более, – чем следование жестким правилам и нормам.

 

 

Кеннет Шарп – профессор, преподаватель политологии в Суортмор Колледже. Его научные и педагогические интересы лежат в сфере философии политических процессов, публичной политики, а также внешней политики Соединенных Штатов в Латинской Америке в контексте борьбы с распространением наркотиков.

 


[1]Наши отсылки к Аристотелю и цитаты здесь и далее взяты из книги «Arictotle. Nicomachean Ethics» в переводе Мартина Освальда (New York: Macmillan, 1962). – Здесь и далее сноски, не имеющие пометки «Прим. ред.», являются примечаниями авторов.

 

[2]Оксюморон (греч. «острая глупость») – термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. – Прим. ред.

 

[3]Aristotle. Nicomachean Ethics. Book 4, Ch. 5 [1125b–1126a].

 

[4]Имеется в виду ипотечный кризис 2007 г. в США (англ. Subprime mortgage crisis) – финансово-экономический кризис, характерными проявлениями которого стали увеличение количества невыплат по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска, учащение случаев отчуждения банками заложенного недвижимого имущества, а также вызванное ими падение цен на ценные бумаги, обеспеченные субстандартными закладными. Этот кризис принято считать началом мирового финансового кризиса 2008 г. – Прим. ред.

 

[5]Банковский закон 1933 г. (англ. Banking Act of 1933), называемый также, по фамилиям его инициаторов, Законом Гласса – Стиголла (англ. Glass – Steagall Act) – федеральный законодательный акт, подписанный президентом США 16 июня 1933 г. и вплоть до конца XX в. определявший облик американской банковской системы. Акт, в числе прочего, запретил коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, существенно ограничив их право на операции с ценными бумагами и введя обязательное страхование банковских вкладов. – Прим. ред.

 

[6]Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда – Франка (англ. The Dodd – Frank Act) – законодательный акт США, принятый 21 июля 2010 г. в целях снижения рисков американской финансовой системы. Считается наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времен Великой депрессии. Закон существенно изменил деятельность федеральных органов власти, регулирующих порядок оказания финансовых услуг, а также создал дополнительный орган финансового регулирования – Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC). – Прим. ред.

 

[7]Люк и другие служащие больницы приняли участие в исследовании, проведенном Эми Вржезнивски и ее сотрудниками (Wrzesniewski A. & Dutton J. E., 2001). Результаты исследования использованы в работах: Wrzesniewski A., Dutton J. E. Revisioning employees as active crafters of their work // Academy of Management Review, 2001, 26, р. 179–201; Wrzesniewski A., Dutton J. E., Debebe G. Interpersonal sensemaking and the meaning of work // Research in Organizational Behavior, 2003, 25, р. 93–135; Wrzesniewski A., McCauley C., Rozin P., Schwartz B. Jobs, careers, and callings: People’s relations to their work // Journal of Research in Personality, 1997, 31, р. 21–33.

 

[8]Здесь и далее цитаты из: Forer L. G. Justice by numbers // Washington Monthly, 1992, 24, Issue 4.

 

[9]Aristotle. Nicomachean Ethics. Book 2, Ch. 2 [1104a].

 

[10]Aristotle. Nicomachean Ethics. Book 6, Ch. 11 [1143a–1143b].

 

[11]Более предметно этот процесс рассматривается в работах по психотерапии; см. в частности: Fowers B. J. Virtue and Psychology. – Washington D. C.: American Psychological Association, 2005, p. 118–120, 139–141.

 

[12]Первоисточником является: Human Nature and Conduct: An Introduction to Social Psychology. – New York: Prometheus (оригинальная работа опубликована в 1922 г.). Цитата Джона Дьюи воспроизведена в: Narvaez D. Moral complexity: The fatal attraction of truthiness and the importance of mature moral functioning // Perspectives on Psychological Science, 2010, 5, р. 163–181.

 

[13]Aristotle. Nicomachean Ethics. Book 2, Ch. 6 [1106b].

 

[14]См.: Nussbaum M. Love’s Knowledge. – New York: Oxford University Press, 1990, p. 95.

 

[15]«Федералист» (англ. «The Federalist Papers») – сборник из 85 статей в поддержку ратификации Конституции США. Вышел в свет в 1788 г. Статьи выходили с октября 1787 г. по август 1788 г. в нью-йоркских газетах The Independent Journal и The New York Packet. «Федералист» считается не только ценнейшим источником толкования Конституции США, но и выдающимся философским и политическим произведением. – Прим. ред.

 

[16]Как известно, на это утверждение сослался судья Верховного суда Джон Маршалл в деле Марбери против Мэдисона, разбиравшемся в 1803 году.

 

[17]Кардозо, Бенджамин Натан (англ. Cardozo, 1870–1938) – американский юрист и правовед, сторонник расширения прав суда за счет умаления роли закона при рассмотрении конкретных дел в суде. – Прим. ред.

 

[18]Данная и последующие цитаты взяты из: Benjamin Cardozo. The Nature of the Judicial Process. – New Haven: Yale University Press, 1921.

 

[19]См.: Finkel N. Commonsense Justice. – Cambridge: Harvard University Press, 1998.

 

[20]Похожее правило можно найти в древнебиблейском законе. Евреям было заповедано Богом создавать города-убежища для защиты от кровной мести «по горячим следам» для тех, кто совершил непреднамеренное убийство и не испытывал при этом ненависти: «в случае, когда человек вместе с соседом отправился в лес заготавливать дрова, стал рубить дерево и при замахе топор слетел с топорища и убил соседа, то человек должен укрыться в одном из таких поселений и жить там» (Deuteronomy, 19).

 

[21]Simon W. Lawyer advice and client autonomy // In: D. L. Rhode (Ed.). Ethics in Practice. – New York: Oxford University Press, 2000, p. 166.

 

[22]Nolo contendere (лат. «не желаю оспаривать») – юридическая форма, подразумевающая, что ответчик отказывается от права оспаривать предъявленное ему обвинение. Иными словами – сделка о признании вины. – Прим. ред.

 

[23]Mike Rose M. The Mind at Work: Valuing the Intelligence of the American Worker. – NY: Viking, 2004, p. 43.>

 

[24]См.: Lowenstein J. The Midnight Meal and Other Essays About Doctors, Patients, and Medicine. – New Haven, CT, 1997: Yale University Press. Особое внимание стоит обратить на разделы «Can you teach compassion?» (p. 12–19), «The whole truth?» (p. 76–80) и «The homeless man on morning rounds» (p. 98–101).

 

[25]Паллиативная помощь (от лат. pallium – «покрывало, плащ») – подход к лечению, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с неизлечимым заболеванием, благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким. – Прим. ред.

 

[26]Pelligrino E. D., Thomasma D. C. The Virtues in Medical Practice. – New York: Oxford University Press, 1993, p. 81.

 

[27]Groopman J. How Doctors Think. – Boston: Houghton Mifflin, 2007.

 

[28]Kronman A. T. The Lost Lawyer. – Cambridge: Harvard University Press, 1993, p. 128.

 

[29]Weick K. E. Tool retention and fatalities in wildland fire settings: Conceptualizing the naturalistic / G. Klein, E. Salas (Eds.) // Naturalistic Decision Making. – Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 2001, p. 321–336. Также см.: Maclean N. Young Men and Fire. – Chicago: University of Chicago Press, 1992, p. 100.

 

[30]Weick, p. 333.

 

[31]Maggin D. C. Stan Getz: A Life in Jazz. – New York: Morrow, 1966, p. 21.

 

[32]Weick, p. 331.

 

[33]Идеи Аристотеля о гражданстве и социальной ответственности серьезно отличались от сегодняшних представлений. Мыслитель даже не затрагивал тему женщин и рабов в контексте проблемы гражданства. Однако такая позиция полностью соответствовала устройству древнегреческого общества того времени. В данном случае важнее другое: актуальность основных элементов этической и политической философии Аристотеля практически не повлияла на его воззрения о том, кого можно, а кого нельзя считать гражданином.

 

[34]См.: Rosch E. Cognitive representations of semantic categories // Journal of Experimental Psychology: General, 1975, 104, р. 192–233; Rosch E. Principles of categorization // In: E. Rosch, B. B. Lloyd (Eds.). Cognition and Categorization. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. Существует немало нюансов в том, как организованы категории; подробнее см.: Reisberg D. Cognition / 3rd Edition. – Chapter 9. – New York: W. W. Norton, 2006.

 

[35]Weinreb L. L. Legal Reason: The Use of Analogy in Legal Argument. – Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

 

[36]Barsalou L. Ad hoc categories // Memory & Cognition, 1983, 11, р. 211–227.

 

[37]Фрейм (англ. frame) – структура, конструкция, рамка; в самом общем случае обозначает структуру, содержащую некоторую информацию; в социальных науках (психологии, социологии и др.) – понятие, означающее определенного рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Фрейминг – выбор тех или иных аспектов реальности с целью сделать их более (или менее) заметными в общем контексте, чтобы обосновать причины проблемы, ее моральную и нравственную оценку и возможное решение. – Прим. ред.

 

[38]Liberman V., Samuels S. M., Ross L. The name of the game: Predictive power of reputations versus situational labels in determining prisoner’s dilemma game moves // Personality and Social Psychology Bulletin, 2004, 30, p. 1175–1185; Kay A. C., Ross L. The perceptual push: The interplay of implicit cues and explicit situational construals on behavioral intentions in the Prisoner’s Dilemma // Journal of Experimental Social Psychology, 2003, 39, р. 634–643.

 

[39]Slovic P., Finucane M., Peters E., MacGregor D. C. The affect heuristic // In: Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. (Eds.). Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. – New York: Cambridge University Press, 2002, p. 397–420.

 

[40]Pollan M. Power steer // New York Times Magazine. 2002. March 31.

 

[41]Covey S. Seven Habits of Highly Effective People. – New York: Simon & Schuster, 1989, p. 30–31.

 

[42]Didion J. The White Album. – NY: Simon and Schuster, 1979, p. 11.

 

[43]Rousseau J. J. Second Discourse on the Origin and Foundations of Inequality among Men (1754).

 

[44]Hoffman M. L. Is altruism part of human nature? // Journal of Personality and Social Psychology, 1981, 40, р. 121–137; Hoffman M. L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000; Eisenberg N. Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. – Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1986. О самых последних установленных фактах эмпатии и даже элементарных моральных суждений у младенцев и детей ясельного возраста см.: Bloom P. The moral life of babies // New York Times Magazine, 2010, May 9.

 

[45]Haidt J. The emotional dog and its rational tail // Psychological Review, 2001, 108, р. 814–834. p. 814; Haidt J. The new synthesis in moral psychology // Science, 2007, 316, р. 998–1002; Haidt J., Joseph C. The moral mind: How five sets of innate intuitions guide the development of many culture-specific virtues, and perhaps even modules // In: P. Carruthers, S. Laurence, S. Stich (Eds.). The Innate Mind. Vol. 3: Foundations and the Future. – New York: Oxford University Press, 2008; Hauser M. D. Moral Minds: How Nature Designed Our Universal Sense of Right and Wrong. – New York: Ecco, 2006. Критическое обсуждение этого направления исследований и аргументация с позиций морали представлены в: Narvaez D. Moral complexity: The fatal attraction of truthiness and the importance of mature moral functioning // Perspectives on Psychological Science, 2010, 5, р. 163–181.

 

[46]Pizarro D. Nothing more than feelings? The role of emotion in moral judgment // Journal for the Theory of Social Behavior, 2000, 30, р. 355–375.

 

[47]Slovic P. «If I look at the mass, I will never act»: Psychic numbing and genocide // Judgment and Decision Making, 2007, 2, р. 79–95.

 

[48]Dillard A. For the Time Being. – NY: Knopf, 1999.

 

[49]Hsee C. K., Rottenstreich Y. Music, pandas, and muggers: On the affective psychology of value // Journal of Personality and Social Psychology, 2004, 133, р. 23–30.

 

[50]Kingsolver B. High Tide in Tucson. – NY: Harper Perennial, 1996.

 

[51]Damasio A. Descartes’ Error. – New York: Putnam, 1994; Damasio A. The feeling of what happens. – New York: Harcourt and Brace, 1999; Anderson S. W., Bechara A., Damasio H., Tranel D., Damasio A. R. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nature Neuroscience, 1999, 2, р. 1032–1037.

 

[52]Damasio. Descartes’ Error.

 

[53]Darley J., Batson C. D. From Jerusalem to Jericho: A study of situational and dispositional variables in helping behavior // Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 27, р. 100–108.

 

[54]В 1990 году профессор Йельского университета Питер Саловэй (Peter Salovey) выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence»), которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему. Совместно с Джоном Д. Майером (John D. Mayer) из Нью-Гемпширского университета ввел понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence). Идея была развита и популяризирована Дэниелом Гоулмэном (Daniel Goleman) в изданной им в 1995 году книге «Эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence»). – Прим. ред.

 

[55]См.: Reisberg D. Cognitive Psychology. – NY: W. W. Norton, 2006.

 

[56]Перцептивный (психол.) – имеющий отношение к чувственному восприятию, перцепции. – Прим. ред.

 

[57]Malcolm Gladwell. Blink: The Power of Thinking Without Thinking. – Back Bay Books, 2007; Малкольм Гладуэлл. Озарение. Сила мгновенных решений. – «Альпина Паблишер», 2010. – Прим. ред.

 

[58]Wilson T. D., Schooler J. W. Thinking too much: Introspection can reduce the quality of preferences and decisions // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 60, р. 181–192; Schooler J. W., Ohlsson S., Brooks K. Thoughts beyond words: When language overshadows insight // Journal of Experimental Psychology: General, 1993, 122, р. 166–183.

 

[59]Wilson T. D., Kraft D. Why do I love thee? Effects of repeated introspections about a dating relationship on attitudes toward the relationship // Personality and Social Psychology Bulletin, 1993, 19, p. 409–428; Wilson T. D., Hodges S. D., LaFleur S. J. Effects of introspecting about reasons: Inferring attitudes from accessible thoughts // Journal of Personality and Social Psychology, 1995, 69, р. 16–28.

 

[60]Goldberg E. The Wisdom Paradox. – New York: Gotham Books, 2005.

 

[61]Churchland P. A Neurocomputational Perspective: The Nature of Mind and the Structure of Science. – Cambridge: MIT Press, 1989; Churchland P. The neural representation of the social world // In: L. May, M. Friedman, A. Clark (Eds.). Minds and Morals. – Cambridge, MA: Bradford Books, 1996; Churchland P. The Engine of Reason, the Seat of the Soul: A Philosophical Journey into the Brain. – Cambriage, MA: Bradford Books/MIT Press, 1995.

 

[62]Honarvar A. R., Ghasem-Aghaee N. An artificial neural network approach for creating an ethical artificial agent // CIRA 2009, December 15–19, р. 290–295.

 

[63]См. знаковую работу на тему PDP-сетей: Rumelhart D. E., McClelland J. L. (Eds). Parallel Distributed Processing. Vol. 1, 2. – Cambridge, MA: MIT Press, 1986.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.172 с.)