Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Питание при больших нагрузках.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма обучаемых при больших нагрузках необходимо рациональное питание (высокая его калорийность, разнообразие» легкая усвояемость и небольшой объем суточного рациона). Приблизительные параметры питания должен знать каждый обучающийся военнослужащий. Правильный режим приема пищи покрывает энергетические затраты, повышает работоспособность организма и ускоряет течение восстановительных процессов в нем. При организации питания следует учитывать подбор продуктов, их химический состав, количественные пропорции отдельных продуктов в рационе, способ их кулинарной обработки, режим питания и т. д. Главным при выборе любого рациона является знание биохимических закономерностей обмена веществ, обусловленных объемом, интенсивностью и характером физических нагрузок, а также учет закономерностей усвоения (ассимиляции) пищевых веществ в организме здорового человека. Основное требование к питанию: его энергетическая ценность должна соответствовать затратам организма. Ввиду неполной усвояемости некоторых продуктов калорийность пищи должна превышать на 5—10% суточный расход энергии. От величин энергозатрат физических сил зависит общая калорийность рациона и содержание в нем белков, жиров и углеводов. При участии в практических занятиях на воздухе, в переходах, в марш-бросках или учениях следует знать примерный состав рациона и калорийность пищи на 1 кг веса, данные которого приведены в табл. 4.
Относительная энергетическая ценность продуктов — количество килокалорий, выделяемое каждым граммом продукта при усвоении: 1 г белков — 4,1 ккал; 1 г жира — 9,3 ккал; 1 г углеводов — 4,1 ккал. Полноценность питания определяется составом основных компонентов пищи (белков, жиров и углеводов), их количеством, а также оптимальными соотношениями между ними, способствующими наиболее полному их усвоению. В период обучения рекомендуется в сутки потреблять: белков — до 170 г, жиров — до 160 г, углеводов — 650— 700 г, что составляет соотношение (примерное) 1:0, 8:4, а по калорийности всего рациона белки составляют 15%, жиры 25 и углеводы 60% от общей калорийности. Энергетические затраты по нормативам различны, поэтому в сутки в зависимости от рода деятельности необходимо потреблять:
- лицам умственного труда — 3000 ккал; - занятым нетяжелым физическим трудом — 3500—3800 ккал; - при тяжелой физической работе — 4500 — 5000 ккал и больше. Если произвести расчет калорийности пищи, необходимой для обеспечения жизнедеятельности обучаемых, то получится нужная сумма:
В состав продуктов питания входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода. Белки — сложные химические вещества, которые используются для построения клеток, тканей, защитных тел, гормонов. Они содержатся в мясных и молочных продуктах, рыбе, яйцах, в меньшей мере в картофеле, фасоли, горохе, сое, гречневой, овсяной, ячменной и рисовой крупах. Почти все указанные продукты богаты так называемыми липотропными факторами, тормозящими избыточное отложение жира в клетках печени. При помощи этих веществ удерживается гликоген в печени, и тем самым повышается ее функциональная способность. Не менее важна и другая роль липотропных факторов (митионин, холин). Их присутствие в крови усиливает образование фосфолипидов (жироподобные вещества, содержащие фосфор а азот), задерживающих отложение холестерина в сосудах (предупреждает атеросклероз). Жиры и углеводы — основные источники энергии. Жиры делятся на животные и растительные. Животные жиры: сливочное масло, сметана, сало свиное, баранье, говяжье и другие — обладают высокими питательными качествами, способствуют усвоению витаминов А, Д, Е. Растительные жиры — это подсолнечное, кукурузное, ореховое, льняное и другое масло, содержат ценные полиненасыщенные жирные кислоты, которые снижают уровень холестерина и получили условное название витамина. Углеводами богаты мучные изделия, крупы, сладости, овощи и фрукты. Последние содержат много растительной клетчатки, почти не расщепляющейся в желудке и кишечнике, но способствующие его своевременному опорожнению. В состав нашего организма входит большое количество минеральных солей калия, магния, натрия, фосфора, железа и др. Калий усиливает сократительную функцию сердечной мышцы, расширяет кровеносные сосуды, уменьшает отечность тканей. Он содержится в картофеле, рисе, капусте, черносливе, изюме, овсяной крупе.
Магний благотворно действует на центральную нервную систему; работу сердца, способствует снятию чрезмерного напряжения мышечных стенок внутренних органов и выделению холестерина в связи с усилением работы кишечника. Магнием богаты отруби, зелень, фасоль, морковь, а также овсяная, гречневая и пшеничная крупы. Хлористый натрий (пищевая соль) улучшает нервную деятельность и нормализует в мышечной ткани водно-солевой обмен. В последние годы учеными установлено, что физиологическая потребность в соли у здоровых людей не превышает 5 граммов в сутки, хотя в силу привычки мы употребляем до 15 граммов. Такое чрезмерное использование соли особенно вредно для тех, кто страдает болезнями сердца и сосудов. Им полезны 1—2 раза в неделю бессолевые молочные, творожно-молочные или фруктовые разгрузочные дни. При нагрузках в период обучения суточная потребность в минеральных элементах равна цифрам, приведенным в табл. 5 (в граммах).
Высокая интенсивность обмена веществ в период обучения и использование высококалорийных, богатых белками углеводами пищевых рационов требуют повышения суточной нормы витаминов. В условиях правильно организованного питания эта потребность покрывается естественными продуктами питания. В период повышенных нагрузок целесообразно принимать витамины в виде полноценных комплексов («Ундевит». «Декамевит») по 1—2 драже 2—3 раза в день во время еды. Кроме того, для нормализации окислительно-восстановительных процессов целесообразно принимать дополнительно аскорбиновую кислоту в дозе до 100—120 мг. Витамины — незаменимая составная часть продуктов питания. Недостаток этих ценных составных элементов пищи ведет к частым обострениям желудочно-кишечных заболеваний в зимне-весенний период, особенно в период повышенных физических нагрузок. Даже здоровые люди иногда ранней весной начинают замечать у себя вялость, повышенную раздражительность, быструю утомляемость, нарушение сна. Такое ухудшение самочувствия может быть обусловлено витаминной недостаточностью. Витамин А нужен для нормальной функции слизистых оболочек и кожи. Без него ухудшается зрение. Он содержится в моркови, абрикосах, помидорах, щавеле, малине, молочных продуктах. Суточная доза — 2—3 мг. Витамины группы В участвуют во многих обменных процессах, в деятельности нервной системы, желудочно-кишечного тракта. Они содержатся преимущественно в постном мясе, рыбе, молочных продуктах, черном хлебе, дрожжах, отрубях, зелени, бобовых растениях. Суточная потребность в витаминах группы В может быть удовлетворена дрожже- вым соусом или напитком. Суточная потребность в витаминах (мг): B1 — 3; В2 — 3; В3 — 2,5. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, снижает уровень холестерина крови, полезен при болезнях печени. Им богаты черная смородина, шиповник, крыжовник, клубника, земляника, апельсины, мандарины, лимоны, свежая зелень и овощи. Суточная потребность — 150 мг. Очень полезен отвар шиповника. Витамин Р (цитрин) укрепляет стенки сосудов. Содержится в помидорах, цитрусовых, капусте, салате, петрушке. Суточная доза — до 80 мг.
Витамин Е (токоферол) необходим для нормальной функции размножения. Содержится в зелени, яичных желтках. Вода: физиологическая суточная потребность человека в жидкости до 3—3,5 л, конечно, с учетом времени года и климатических условий, при которых совершается работа. Орга- низм выделяет в мочу с 1 л воды только 100 мл, остальную воду он испаряет для собственной терморегуляции. В походе следует пить маленькими глотками по 80—100 г через 1 час для хорошего усвоения. Перерывы между отдельными приемами пищи не должны превышать 5 час. Данные о сроках задержки пищи в желудке (по Н. Н. Яковлеву) приведены в табл. 6.
Всевозможные переходы, связанные с длительными физическими нагрузками, приводят к большим энергетическим затратам и требуют питания в пути. При таких нагрузках наблюдается обязательный значительный расход углеводных запасов в организме, что приводит к развитию гипогликемии (слабость, потеря общей работоспособности, вплоть до невозможности самостоятельного передвижения). В борьбе с ней использовать сахар. Но лучше для устранения указанных явлений употреблять жидкие питательные смеси из легко усваиваемых углеводов с комплексом витаминов и минеральных солей. Наиболее простая смесь, которую сможет приготовить для себя каждый человек, должна содержать: 50 г сахара или глюкозы, 200 мл (стакан) фруктово-ягодного сока (или чай с вареньем), до 1 г аскорбиновой кислоты, 0,8—1 г хлористого натрия (пищевой соли). Самый простой напиток — это чай с вареньем и лимоном. Кусочки сахара брать с собой следует обязательно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.) |