Тема 2. 3. Экономический анализ контрактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3. Экономический анализ контрактов



I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим категориям (понятиям): классический контракт, полный контракт, неоклассический контракт, имплицитный контракт, агентская проблема, асимметрия информации, моральный риск, ограниченная рациональность, пластичный ресурс, специфичность ресурсов, гибридные формы, доверие, неблагоприятный отбор.

3. Дайте институциональную интерпретацию известной поговорке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?

4. Объяснить механизм неблагоприятного отбора на примере конкретного рынка (страхования, подержанных автомобилей).

5*. Типы контрактов (классический, неоклассический, отношен-ческий) и альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия.

6*. В 1997 – 1998 гг. на российском рынке особую известность приобрели товары, которые продавались под торговой маркой «Довгань»: бакалейная продукция, спиртные напитки и многое другое. Порядок использования торговой марки и основные характеристики качества товаров регулировались договорами, которые заключались между компанией – собственником торговой марки и производителями товаров, принадлежащих различным владельцам, вплоть до зарубежных. Как Вы думаете, о контракте какого типа идет речь? Ответ аргументируйте.

7. Опишите отношения между менеджерами и акционерами в терминах теории агентства. Кто в данном случае является принципалом, а кто – агентом? Какая из сторон получает возможность вести себя оппортунистически?

8. Найдите контракт между химчисткой (на выбор) и клиентом, проанализируйте контракт, выделите основные элементы структуры контракта. Какие преимущества дает сторонам – химчистке и ее клиенту – заключение контракта? Как включение в контракт предупреждения о том, что вещь может быть испорчена в процессе чистки, влияет на поведение химчистки? На кого в этом случае перекладываются издержки измерения качества куртки? Какая сторона получает возможность вести себя оппортунистически?

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная, заочная на базе высшего образования)

1. Понятие контракта. Контракт в юридическом и экономическом смысле. Элементы структуры контракта. Понятие совершенного контракта.

2. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения. Проблема взаимоотношений принципала и агента. Методы предотвращения неблагоприятного отбора, морального риска.

План практического занятия

(форма обучения очная, заочная на базе высшего образования,

заочная на базе среднего образования)

1. Типы контрактов (классический, неоклассический и отношен-ческий) и альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия.

2. Институциональная среда и выбор типа контракта. Дженерэл Моторс и Тойота: сравнение американской и японской модели решения проблемы гарантий специфических ресурсов.

3. Разбор кейсов по данной теме, позволяющий применить полученные знания для анализа конкретных ситуаций.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому, практическому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

При подготовке к первому семинарскому занятию четко уясните различия юридического и экономического подходов к понятию «контракт». Отметим, что понятие «контракт» занимает центральное место в институциональной экономической теории. Посредством контракта осуществляется передача прав собственности на блага. Поэтому детальная проработка экономического определения понятия «контракт» представляется чрезвычайно важной. Изучите элементы структуры контракта (предмет, ожидаемое поведение участников и т.д.), параметры контракта. Эти вопросы хорошо изложены в учебнике Я.И. Кузьминова, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич (см. список литературы).

Далее остановитесь на характеристике «полного контракта». Важно уяснить, какие требования предъявляются к данному виду контрактов и почему реальные контракты всегда будут неполными. Повторите понятие «ограниченная рациональность».

Второй вопрос семинарского занятия посвящен анализу видов оппортунистического поведения, возникающим на предконтрактной и пост-контрактной стадиях (неблагоприятный отбор, моральный риск, вымогательство). Детально проработайте возможности правовой системы по предотвращению оппортунистического поведения.

Семинарское занятие предполагает обсуждение доклада по статье Дж. Акерлофа «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» (см. список литературы). Требования к докладу приведены к теме 2.2.

Второе семинарское занятие посвящено изучению трех базовых типов структуры контракта - классического, неоклассического и имплицитного. Подробная таблица, характеризующая каждый тип контракта, содержится в учебнике А.Н. Олейника «Институциональная экономика». Далее, на конкретных примерах рассмотрите, как осуществляется выбор типа контракта (учебник М. Одинцовой «Институциональная экономика», работа Мильгром П., Робертс Дж. «Экономика, организация и менеджмент»).

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Одинцова М.И. Институциональная экономика. М.,2009. С. 197 - 282.

Дополнительная литература

1. Акерлоф Дж. Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1993, вып. 5. С. 95-104

2. Институциональная экономика: учебник / Под общ. ред. А. Олейника. М., 2010.

3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М., 1990.

4. Клейн Б. Вертикальная интеграция как право собственности на организацию: еще раз об отношениях между "Фишер боди" и "Дженерал моторс"// Природа фирмы, под ред. Уильямсона О. и Уинтера С. М., 2001.

5. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: Институты, Сети, Трансакционные издержки, Контракты. М., 2005.

6. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. СПб., 1999. Том 1.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие требования предъявляются к полному контракту?

2. Чем стратегия сигнализирования отличается от стратегии просеивания?

3. При каких условиях возможно возникновение морального риска?

4. Из чего складываются издержки, возникающие в отношениях принципала и агента?

5. Какие факторы влияют на выбор типа контракта?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.006 с.)