Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Громашевский теория механизма передачи
Механизм передачи — это совокупность эволюционно сложившихся способов перемещения возбудителя инфекционной болезни от источника в восприимчивый организм. Механизм передачи включает последовательную смену трех фаз (стадий): 1) выведение возбудителя из источника в окружающую среду; 2) временное пребывание возбудителя в абиотических или биотических объектах окружающей среды; 3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Первая фаза — выход возбудителя из зараженного организма — осуществляется в процессе физиологических реакций (дефекация, мочеотделение, дыхание, разговор), а также при некоторых патологических актах, сопровождающих заболевание (кашель, чиханье, рвота, язвы, эрозии на кожных покровах и слизистых оболочках). Лишь при нахождении возбудителя в замкнутой системе кровообращения он выводится из организма кровососущими членистоногими. вторую фазу — временного пребывания на объектах окружающей среды.. Для облигатных паразитов окружающая среда является губительной. Для факультативных паразитов эта фаза является столь же закономерным элементом, как и фаза обитания в организме биологического хозяина. Абиотические элементы окружающей среды, участвующие в передаче возбудителя от источника к восприимчивому организму, называются факторами передачи. К ним относятся вода, пищевые продукты, воздух, почва, предметы обихода, в которых могут оказаться возбудители, выделенные источником. Членистоногие, участвующие в передаче возбудителей, называются переносчиками. Совокупность факторов, обеспечивающих циркуляцию паразита между зараженными и восприимчивыми организмами, называют путями передачи возбудителя. Каждый механизм передачи может реализоваться посредством одного или нескольких путей передачи. Третья фаза -проникновение возбудителей в новый организм, может происходить в процессе вдыхания контаминированного воздуха, проглатывания зараженной воды или пищи, через контакт с источниками возбудителя или с инфицированными объектами окружающей среды, а также через кровососущих переносчиков. Способы выведения возбудителя из зараженного организма и внедрения в восприимчивый организм определяются специфической первичной локализацией его в организме хозяина; эта первичная локализация в свою очередь детерминируется механизмом передачи возбудителя от зараженного организма в заражающийся. В этом заключается принцип взаимно обусловленного соответствия (первичной локализации возбудителя в организме хозяина и механизма его передачи от одного индивида к другому. Именно поэтому и первичную локализацию возбудителя в зараженном организме, и механизм его передачи называют специфическими. Кроме естественных механизмов передачи, выявлен новый, искусственный («артифициальный») механизм, обусловленный введением возбудителя в восприимчивый организм в процессе различных парентеральных (инъекции, хирургические операции, бритье и др.) или энтеральных вмешательств. В этих случаях пути передачи — парентеральный и энтеральный. Помимо сформулированных Громашевским четырех основных механизмов (фекально-оральный, аспирационный, трансмиссивный и контактный), обеспечивающих передачу возбудителей заразных болезней между особями одних поколений («горизонтальная» передача), в последние годы привлек внимание «вертикальный» механизм передачи, обеспечивающий внутриутробный переход возбудителя от матери к плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к другому, например возбудителей цитомегаловирусной инфекции, токсоплазмоза, краснухи, герпеса и др. Источник инфекции — первое звено элементарной ячейки эпидемического процесса. Источник возбудителя — это объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности (т.е. обитания, размножения и накопления) возбудителя, из которого может происходить заражение восприимчивых людей, животных или растений. Источником возбудителя при антропонозах является зараженный организм человека — больного или заразоносителя, от которого происходит заражение восприимчивого индивида. Больной человек, с выраж клин проявлением заболевания, является интенсивным выделителем возбудителя в окружающую среду. Вторым по эпидемиологической значимости после больного человека является здоровый носитель заразного начала (заразо-, паразито-, бацилло-, бактерио-, вирусо-, вибриононоситель и т.д.). Носительство — это сохранение в организме и выделение в окружающую среду возбудителя инфекционной болезни, обусловленное инфекционным процессом, протекающим бессимптомно, т.е. без клинических выраженных явлений. Носительство сопровождается иммунологическими сдвигами в зараженном организме, а также функциональными и морфологическими изменениями в органах и тканях, типичными для соответствующего заболевания, однако эти изменения не приводят к манифестации патологического процесса и внешне зараженный человек остается здоровым. Различают здоровое и реконвалесцентное носительство. Здоровое носительство может возникать без предшествовавшего клинически выраженного заболевания (при холере, шигеллезах, полиомиелите, дифтерии). Реконвалесцентное носительство, когда клиническое выздоровление не сопровождается освобождением организма от возбудителя и переболевшие продолжают выделять его в окружающую среду (при дифтерии, брюшном тифе, паратифах, полиомиелите).
Источник возбудителя инфекции при зоонозах При зоонозах источником возбудителя инфекции для человека является зараженный организм животного — больного или носителя, от которого происходит заражение восприимчивого индивида. Источником возбудителей зоонозных инфекций для человека могут служить животные разных видов. Так, от крупного и мелкого рогатого скота человек заражается сибирской язвой, бруцеллезом, зоонозным туберкулезом, сальмонеллезами, ящуром и др.; от лошадей и мулов — сапом, чесоткой; от свиней — лептоспирозом, трихинеллезом, тениозом и др. Птицы служат источниками возбудителей орнитоза, многих арбовирус-ных инфекций, сальмонеллеза и др. Собаки и кошки являются источниками возбудителей бешенства, токсоплазмоза, эхино- коккоза и др. Огромным числом инфекций человек способен заражаться от грызунов (чума, туляремия, лептоспироз, различные риккетсиозы и др.). Рыбы могут быть заражены возбудителями описторхозов. Роль животного как главного или дополнительного источника возбудителя инфекции прежде всего определяется его эпидемиологической опасностью, что в значительной мере зависит от частоты и форм соприкосновения животного с человеком. Человек при зоонозах не является источником возбудителя инфекции. Вместе с тем по способности распространяться в человеческом обществе путем заражения человека от человека зоонозные инфекции можно разделить на следующие группы. Зоонозы, которыми человек заражается только от животного, и существование возбудителя в природе поддерживаются за счет эпизоотического процесса (туляремия, клещевые риккетсиозы, спирохетозы, содоку и др.). Зоонозы, при которых заражение человека от человека возможно теоретически, однако фактически носит казуистический характер и не обеспечивает непрерывной циркуляции возбудителя в человеческом обществе; как правило, этими инфекциями человек заражается от животного и основная роль в поддержании существования возбудителя в природе принадлежит эпизоотическому процессу (сибирская язва, сап, бешенство, лихорадка Ку); Зоонозы, при которых наряду с эпизоотическим процессом, играющим основную роль в поддержании жизни возбудителя в природе, существует и процесс, который может в течение ограниченного времени обеспечить циркуляцию возбудителя среди человеческого населения путем заражения человека от человека (легочная чума, желтая лихорадка, денге, зоонозный туберкулез, сальмонеллезы и др.). Источник возбудителя инфекции при сапронозах При сапронозах источником возбудителя инфекции для человека служит объект окружающей среды, являющейся местом естественного обитания возбудителя, из которого происходит заражение восприимчивого индивида. Таким источником является вода (например, при легионеллезах, мелиоидозе и др.) или почва (клостридиозы, некоторые микозы).
Скрининг — одномоментное обследование всего или части (контингента, коллектива) населения. Основанием для скрининга является высокая социально-экономическая значимость болезни (выраженная тяжесть течения, высокая летальность, дезорганизующее влияние на жизнь общества), а также наличие возможности предупреждения заболеваний либо более высокой эффективности лечения в начальной стадии, чем после появления выраженных клинических признаков заболевания. При внезапной вспышки болезни скрининговое исследование, включающее количественную оценку нескольких подозреваемых факторов, является первым шагом в процессе анализа причин вспышки. Скрининг можно проводить с целью выявления роли какого-либо фактора риска (членистоногие переносчики возбудителей инфекций, определенный вид профессиональной деятельности, этническая принадлежность, социально-экономический статус и т.д.). Он обычно предпринимается с целью выявления истинной распространенности какой-нибудь болезни. Скрининговые исследования могут позволить выявить больных среди внешне здоровых лиц и организовать их лечение на ранних стадиях заболевания и одновременно выявить скрытые источники возбудителя инфекции. В зависимости от целей исследования существуют различные виды скрининга: массовый, т.е. проводимый с участием всего имеющегося населения без учета степени риска отдельных его контингентов;селективный (целенаправленный), т.е. проводимый в отдельных группах населения, подверженных воздействиям определенного фактора риска (наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, если речь идет о ВИЧ-инфекции); поисковый («оппортунистический»), т.е. проводимый среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью. Скрининг может быть монопрофильным или многопрофильным, многостадийным (исследуется ли ситуация по определенной болезни или общая эпидемиологическая ситуация, используется ли один или несколько скрининговых тестов). Критерии выбора скрининговых тестов: используемые в скрининге тесты должны быть недорогостоящими, технологичными (легко осуществимыми), приемлемыми с точки зрения населения, стандартными (т.е. дающими в процессе их применения однозначные результаты) и достоверными.
Достоверность теста означает степень соответствия полученных при его использовании результатов истинной ситуации среди обследованного населения. Достоверность теста определяется долей правильных результатов в общем числе всех положительных и отрицательных результатов. Чем выше этот показатель, тем выше достоверность теста. Критериями достоверности теста являются степень их чувствительности и специфичности. Чувствительность означает вероятность получения + результата при обследовании лиц, действительно имеющих данный признак (например, заболевание, носительство). Результаты исследования оказываются положительными только у больных (носителей). Чувствительный тест характеризуется малым числом ложно+ результатов. Специфичность -вероятность получения «-«результата среди обследованных лиц, действительно не имеющих данный признак (заболевание, носительство). Тест характеризуется малым числом ложно»-«результатов. Чем чувствительнее тест, тем выше ценность его «-«результата, т.е. возрастает уверенность исследователя в том, что «-«результаты обнаруживаются только среди здоровых лиц. Наоборот, чем специфичнее тест, тем выше ценность его положительного результата, т.е. тем выше уверенность исследователя в том, что положительные результаты теста обнаруживаются только у больных. Прогностическое значение (ценность), т.е. вероятность выявления числа лиц, в действительности имеющих искомый признак (болезнь, носительство) среди обследованного контингента. Уровни профилактики. Профилактическими называют мероприятия, направленные на предупреждение возникновения эпидемического процесса те на профилактику возникновения эпидемических очагов. Различают четыре уровня профилактики: премордиальный (исходный); первичный; вторичный; третичный. Премордиальная профилактика имеет целью предотвращение заболеваний, обусловленных определенными социально-экономическими факторами жизни населения. Речь идет о ликвидации или снижении значимости стимулирующего действия определенных условии жизни населения на эпидемический процесс о предотвращении появления или укоренения заболевании. Например, сокращение масштабов наркомании, проституции гомосексуализма детерминирующих распространенность ВИЧ-инфекции, неизбежно приводит к снижению уровня заболеваемости этой инфекцией. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний (эпидемических очагов) путем воздействия на звенья элементарной ячейки эпидемического процесса, т.е. на источник возбудителя (изоляция больных людей; ликвидация больных животных, в том числе дератизация и т.д.), механизм его передачи, т.е. на часть популяции возбудителя, находящуюся в окружающей среде (дезинфекция, дезинсекция и т.д.) и на восприимчивые организмы (иммунопрофилактика). Вторичная профилактика направлена на предупреждение развития клинически выраженных заболеваний среди лиц подвергшихся риску заражения, снижение частоты тяжелых форм течения заболеваний, снижение летальности. Она осуществляется путем раннего выявления, диагностики и лечения заразившихся. Примером реализации вторичной профилактики является экстренная иммунопрофилактика («лечебные» антирабические прививки) бешенства, направленная на предупреждение развития заболевания у лиц, подвергшихся риску заражения этой инфекцией от больных животных. Третичная профилактика направлена на снижение частоты тяжелых форм течения заболеваний, предупреждение или замедление развития осложнений, хронизации патологического процесса, инвалидизации лиц с развившейся клинической картиной инфекционного заболевания. Такая профилактика является терапевтической и реабилитационной сферой медицинской деятельности. Основу профилактики инфекционных болезней в масштабах государства составляют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения доброкачественной водой и пищевыми продуктами, благоустроенным жильем, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры. К общегосударственным профилактическим относятся и мероприятия по предупредительному санитарному надзору, обеспечивающие создание наилучших условий труда и быта, что способствует предупреждению инфекционных и паразитарных болезней. Профилактические медицинские мероприятия, направлены на одно из трех звеньев эпидемического процесса: 1) предупреждение появления или ликвидацию (обезвреживание, устранение) источника возбудителя инфекции; 2) предупреждение возможности реализации или выключение (разрыв) механизма передачи возбудителя; 3) создание или повышение уровня иммунной прослойки среди населения. К профилактическим мероприятиям по предупреждению возникновения источников возбудителей инфекции относятся карантинные меры на границах, профилактическая дератизация, ветеринарно-санитарная профилактика среди животных, общесанитарные меры, повышение санитарной грамотности населения.
Когортные исследования применяют для изучения отдаленных последствий заболеваемости. Исследования начинают на группе людей (когорте), не пораженных болезнью, которых распределяют на две категории в зависимости от подверженности воздействию фактора, являющегося потенциальной причиной болезни. Когортные исследования называют проспективными, так как они позволяют проследить проявляемость изучаемого фактора на протяжении длительного периода наблюдения. В то же время они могут быть и ретроспективными, оценивая влияние изучаемого фактора на исторической когорте, т.е. на группе лиц, сформированных на основе ретроспективы. Ретроспективные когортные исследования обычны при изучении эпидемиологии профессиональных болезней. Преимущества когортных исследований: 1.Могут быть использованы для изучения относительно редких экспозиций при тщательном отборе групп лиц по характеру экспозиции. 2.Может быть изучен широкий спектр патологий, связанных с изучаемой экспозицией. 3.Экспозиция предшествует заболеванию, что в большей степени, чем в исследованиях случай-контроль и экологических, отвечает критерию временной последовательности при установлении причинных связей 4.Может быть получена подробная информация о мешающих факторах, что позволит их контролировать или на стадии планирования или при анализе данных 5.Подробные данные об экспозиции Недостатки когортных исследований 1.Большой объем исследований, значительно превышающий объем исследований случай-контроль. Для исследований редких заболеваний число лиц, которых необходимо включить в исследование, настолько велико, что делает проведение когортного исследования практически нецелесообразным. 2.Высокая стоимость исследования, которая зависит от типа когорты (историческая или текущая когорта), одномоментного или постоянного прослеживания. 3.Длительность исследования. Оно больше, чем для всех других типов исследования. Особенно длительный период необходим при проспективном прослеживании когорты. Результаты сравнения заболеваемости в группах, отличающихся по воздействию фактора риска, можно представить в виде нескольких показателей. Добавочный (атрибутивный) риск — это дополнительная заболеваемость, связанная с воздействием фактора риска. Она определяется как разность между заболеваемостью лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска, и заболеваемостью лиц, не подвергавшихся воздействию. Относительный риск (коэффициент риска) показывает, во сколько раз вероятность заболевания выше у лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска, чем у не подвергавшихся. Он определяется как отношение риска возникновения какой-либо болезни у лиц, подвергающихся воздействию соответствующего фактора, к риску у не подвергающихся ему. Воздействие фактора риска на группу лиц зависит не только от его силы, но и от распространенности. Для того чтобы оценить фактор риска, необходимо знать, с какой частотой члены рассматриваемой популяции подвергаются его воздействию. Популяционный добавочный риск рассчитывается как произведение добавочного риска на распространенность фактора риска в популяции. Экспериментальные исследования, в отличие от наблюдения, предполагают искусственное воспроизведение явления (его части) или искусственное вмешательство в естественный ход процесса. Искусственное воспроизведение заболеваемости людей в ходе исследований немыслимо, поэтому под экспериментом в эпидемиологии понимают искусственное вмешательство в процесс за счет устранения гипотетически подозреваемых факторов, вызывающих болезни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.195.81 (0.008 с.) |