ТОП 10:

Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»



Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей проблемой Рима являлись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Этими проблемами занимались Катон Старший, Варрон.

Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) являлся крупным землевладельцем и в своем труде «Землевладение» защищал интересы рабовладельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Он рекомендовал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон рассматривал как избыток над стоимостью. Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен». Катон был врагом применения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, жестоко наказывать за малейшие проступки, поддерживать в их среде рознь и разжигать конфликты. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н. э. продолжил римский ученый Варрон (116—27 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, использовании материальной заинтересованности и т. д.

Борьбу безземельных и малоземельных крестьян против латифундистов обосновали и возглавили братья Тиберий (163—132 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предлагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

Институционализм. Содержание и значения работы Т. Веблена «Теория праздного класса».

Институционализм – самостоятельное направление в экономической науке, появившееся конце XIX – начале XX в.

Название направления «институционализм» происходит от слова «институт». Под институтом понимали ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека.

К «институтам» относили:

1) государство и разнообразные организации: профсоюзы, корпорации, политические партии, общественные организации;

2) определенные установившиеся порядки, укрепившиеся традиции, привычки, обычаи, культурные, этические факторы, оказывающие воздействие на поведение людей;

3) категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества – отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения.

Делая все эти категории и явления объектом анализа, благодаря которому институционалисты стремились расширить предмет экономической науки. Они предполагали, что человек является не просто экономической «машиной», выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения, его поведение определяется воздействием всех «институтов».

Важной характерной особенностью институционализма является его критическая направленность.

Произведения основателя институционализма – Торстена Веблена (1857-1929) характеризует его как «безоговорочная неприязнь к капитализму, его нравам и культу денег», а его книга «Абсентеистская собственность» является одним из самых резких выступлений против капитализма. Т. Веблен указывает на внутреннее противоречие капитализма – противоречие между машинным производством и капиталистическим предпринимательством; он отмечает наличие разногласий между бизнесом и производством.

Производство создает полезные для человека блага, а стимул денежной выгоды толкает людей на приобретение меновой стоимости. Характеризуя крупные предпринимательские корпорации, жажда наживы препятствует производству важных для потребителя товаров, политика цен направлена на максимизацию прибыли путем создания нехватки товаров.

В развитии институционализма выделяют три основных направления:

1) социально – психологическое;

2) социально – правовое;

3) прогностическое (обновленное).

Институционализм представляет собой новое направление экономической мысли, основан на методологических достижениях предшествующих школ, а именно на математике и математическом аппарате (выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка).

В «Теории праздного класса» Торстен Веблен (1857-1929) развивает свою историко-экономическую концепцию, сочетая исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников.

Т. Веблен – один из создателей социологической концепции потребления. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.

Центральным для своего общества, Веблен считал институт праздного класса. Отличительной чертой которого, являлась агрессивность, хищничество и паразитизм, связанные с частной собственностью. Собственность возникла «как трофей победы» над более сильным и является противопоставлением непроизводительной деятельности труду.

Важнейшим из критериев является потребление напоказ, демонстративное потребление дорогостоящих товаров. Покупка товаров по принципу престижной дороговизны может спровоцировать или наоборот понизить спрос на определенные товары. Данный эффект – эффект покупки дорогих товаров, чтобы подчеркнуть свой социальный статус получил название эффект Веблена Двигателем развития общества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения. Главную роль в этом призвана играть технократия – все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов.

В теории Веблена капитализм проходит две ступени развития:

1) стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю;

2) стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.

В сценарии будущего Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая сразу приведет к «параличу старого порядка» и заставит бизнесменов отказаться от руководящих позиций в производстве, от власти. Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров, чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти.

Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»

На территории Древней Азии в IV тысячелетии до н. э. возникли первые рабовладельческие государства. Особенностью восточного рабства явилось существование не только частной собственности рабовладельцев, но и активное участие государства в закабалении населения и распространении долгового рабства. Государство решало масштабные хозяйственные задачи, к которым относились:

- создание ирригационных систем;

- регулирование натурального хозяйства посредством правовых мер;

- регламентация ссудных и торговых операций;

- расширение масштабов собственности государства в хозяйственной и иных сферах деятельности.

- выполнение государством столь обширных функций дает основание называть восточные цивилизации «азиатским способом производства».

О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии можно судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавилонии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяйства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.

Самыми ранними в истории человечества памятниками экономической мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте. Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и возникновения в стране гражданских волнений.

Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии. В ХХ в. до н. э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толковался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смертной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлением. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.

Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие товарно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Экономическая мысль Древнего Китая связана с философией Конфуция (551—479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV—III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств, расширялись товарно-денежные отношения, усиливалось купечество. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на »благородных», составляющих высшее сословие, и »простолюдинов» (низших), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Экономические взгляды Конфуция были противоречивы. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков. Предложенный философом консерватизм общественного устройства на долгие годы утвердился в китайском обществе.

Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древнейших памятниках — ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литературно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» — свод предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба, обосновывалась брахманская концепция экономической политики государства, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности и т. п.

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н. э.).1 Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержанию вышел за рамки свода советов. »Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним развивались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделении труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкованию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь страны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.007 с.)