Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы управления и манипуляции толпой
извне изнутри.
Существует специфичный феномен - география толпы (ч аще всего группа в процессе становится гомогенной. При этом по интенсивности циркулярной эмоциональной реакции возникают неоднородности). География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.) Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов. Всякая толпа, как уже говорилось, имеет определенный уровень активности, который оценивается по: · моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) · информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности. ПРИМЕР: типичная картина массовых погромов такова. Непосредственными насильниками и убийцами оказывается сравнительно небольшая часть индивидов, составлявших толпу. Другие их активно поддерживают (поощрительными выкриками, улюлюканьем и т. д.), еще больше людей поддерживают пассивно, а на самой периферии - досужие зеваки; там уже обнаруживаются, скорее, свойства окказиональной толпы. Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности...
Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность. Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на иной объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что, с точки зрения социальных последствий, опять-таки "менее плохо". ПРИМЕР: В романе А. Н. Толстого "Хождение по мукам" есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: "Вот враг!" - и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...
Меры по предупреждению массовой паники связаны с учетом ее предпосылок (факторов). В сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т. д.), то прежде всего следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием. Повторю, что при отсутствии духовно-психологических предпосылок паники коллектив способен достойно встретить самые суровые испытания. Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так.
Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей (объем политических свобод, доступ к информации, перспектива вертикальной мобильности и т. д.). Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе; к началу антиколониальной революции в Северной Америке это были самые богатые и хорошо управляемые колонии мира. Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой-то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением (очень часто - вследствие неудачной войны, затеянной правителями, которые также поддались общей эйфории). На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями. Обобщив многообразные сведения, касающиеся предыстории революционных ситуаций, американский психолог Дж. Девис вывел интегральный график, который обладает серьезным прогностическим потенциалом. Мы много работали с графиком Девиса, верифицировав его на материале далеких друг от друга стран и регионов, включая Россию различных эпох. Общий вывод довольно парадоксален, но подкреплен большим фактическим материалом. Пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания. Нами даже выявлен особый социально-политический синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos), который требует особого внимания со стороны ответственных политических лидеров. Многие люди переживают сходные эмоциональные состояния при высокой степени неопределенности и думают об одном и том же, охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи - и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения. Опытные политические партии и руководители организуют в такой период дежурство небольших групп агентов, по два-три человека. Разумеется, у них нет никаких опознавательных знаков (наоборот, они должны максимально походить на случайных прохожих, "людей из толпы"), зато есть определенный опыт, знания, интуиция, решительность и, желательно, некоторый минимум актерских способностей, чтобы в нужный момент эффективно вмешаться в ход событий и предотвратить их неблагоприятное развитие.
При массовых уличных мероприятиях, где участвует множество более или менее случайных людей, не всегда такая подготовка в принципе возможна. В таких ситуациях уже особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов. Ранее указывалось на типичные ошибки: · затягивание мероприятий во времени и безразличии к физическому состоянию участников (усталость, алкогольное опьянение и проч.). При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях.
· желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями в городе (футбольный матч, карнавал и т. д.). В противном случае возможно, с одной стороны, переключение внимания, "перетягивание" значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами). С другой стороны, вероятное столкновение толп (например, политическая демонстрация столкнется с возбужденными болельщиками, вышедшими со стадиона) чревато трудно предсказуемыми последствиями. · своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Последнее касается предупреждения как коллективной, так и индивидуальной паники.
· сцепка локтями - одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает противнику (провокаторам или полиции) расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут почти неизбежными. · еще один многократно апробированный прием - коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. Действующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или, в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но и при отсутствии таковых не следует терять голову. ПРИМЕР: Вот хрестоматийный случай из предвоенной жизни Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: "Ne-pousse-pas!" (Не-пус-па - Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором и все благополучно покинули трибуны...
Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. ПРИМЕР: В конце 70-х годов советская газета под иронической рубрикой "Их нравы" сообщила о том, что в Южно-Африканской республике изобретен "музыкальный танк". У слушателей из ЮАР я выяснил, что это, действительно, танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, "стреляющие" мощной струей холодной воды, а вместо пулемета - сильные динамики, "стреляющие" во все стороны громкой ритмической музыкой. Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего. Африканское изобретение возникло, конечно, не на пустом месте. Психологи давно изучают удивительное влияние ритма на толпу, и исходным материалом для этого послужила упомянутая выше история с пляской Святого Витта. Считается, что после того, как толпа "поймалась на ритм", ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможения, как правило, нежелательно - у кого-то не выдержит сердце и т. д., - и чаще всего задача состоит в том, чтобы выиграть время. Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа, о чем пойдет речь далее.
· В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Мне известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы. Часто это бывает связано с игрой слов и прочими языковыми двусмысленностями, которые трудно пересказывать на другом языке. Поэтому приведу только один пример из недавней российской истории.
20 августа 1991 года, в самый напряженный момент у Белого Дома, когда ожидали штурма чуть ли не с участием танков, перед собравшимися "живьем" предстал популярнейший сатирик Геннадий Хазанов. Имитируя голос М. С. Горбачева, еще находившегося в Форосе, он медленно произнес: "Политику нельзя делать грязными трясущимися руками... ". Это был парафраз известного мотива, который часто звучал в выступлениях Президента СССР (про грязные руки в политике) - он был дополнен упоминанием о трясущихся руках самозванного председателя ГКЧП, показанного по телевидению днем ранее. Речь Хазанова - "Горбачева" была встречена общим смехом облегчения и бурными аплодисментами. Многие из участников события считают тот момент психологически переломным в эпопее неудавшегося переворота...
Обсуждая способы ликвидации возникшей паники, полезно вспомнить о том, что ранее говорилось про психологический момент. Известны приемы возвращения этого момента, который, повторю, является наиболее подходящим для начала эффективного руководства. · Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализоваться при громком включении первых же актов. · Другой прием - применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую "оторопь", люди на секунду застывают - и становятся доступны для организующего воздействия. Ещё пример: из литературы известны удивительные случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: "Стойте! Снимайте сапоги!". Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с мифической опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние. Ещё пример: более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности. Последний случай чрезвычайно поучителен, психологически интересен и заслуживает специального анализа. Антиволевым действиям солдат было умело возвращено субъективное качество произвольной планомерности, и это оказалось фактором отрезвления. Такой прием хорошо применим и во "внештатных" ситуациях мирной жизни.
... Отставной офицер одной из латиноамериканских спецслужб (а в последующем член революционной партии) изложил три полушутливых правила индивидуальной безопасности в толпе, которым его самого обучали инструкторы. Хотя правила предназначены для профессионалов, знакомство с ними может быть полезно всем. 1. Не лезь в толпу бесплатно (т. е. когда не находишься на работе и не выполняешь задание; в общем случае: не лезь зря, держись от толпы подальше). 2. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться (т. е., не зная броду, не лезь в воду. Еще я вспоминаю анекдот из той поры, когда в автобусах писали: "Не высовываться", - а в Одессе водитель обращался к нарушителям: "Высовывай, высовывай, посмотрим, что назад всунешь"...). 3. Оказавшись в толпе случайно, представь, что находишься на работе (т. е. сосредоточься, не теряй голову, не поддавайся эмоциональному кружению и вспомни о том, чему обучен).
Для случаев паники разработаны приемы "летучей демонстрации". Это уже не масса и тем более не толпа, а организованная и сравнительно немногочисленная (несравнимая с массовой манифестацией) группа единомышленников с четкой ролевой структурой. Она движется по определенному маршруту и в точках особой опасности, по заранее условленному сигналу, рассеивается, чтобы вновь сойтись в следующей точке сбора. Такие действия могут быть достаточно эффективны.
Разумеется, все эти приемы предполагают наличие людей, не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя, а если таковых нет, то не о чем и говорить. Поэтому при правильной организации массовых мероприятий, кроме службы охраны, работает специально подготовленная команда (по-русски, кажется, даже нет специального термина, в Латинской Америке же ее называют el equipo antipanico - "противопаниковая команда"). Она находится поодаль от массы, не принимая участия в общих действиях, чтобы избежать эмоционального кружения, и вооружена не дубинками, кастетами и прочими орудиями уличного боя, а музыкальными записями, динамиками и мегафонами. И, главное, - знаниями, опытом и интуицией, которая есть дочь информации...
Семинарские занятия: 1. Характеристики больших групп. 2. Психологические особенности этнических групп. 3. Психология социальных классов и слоёв общества. 4. Психологические типы массовой аудитории. 5. Методы исследования национальных особенностей. 6. Социально-психологические особенности этносов. Тест №5. 1.Объединение людей в общности независимо от воли и сознания людей - это: а) субъективно-психологические группы; б) толпа; в) объективные макрогруппы. 2. По Г.Г. Дилигенскому социальная группа проходит этапы развития по схеме: а) идентификация-типологизация-готовность к действиям; б) типологизация - идентификация- готовность к действиям; в) готовность к действиям -идентификация-типологизация.
3. Скопление людей, собравшихся посмотреть на неожиданное происшествие – это: а) конвенциальная толпа; б) экспрессивная толпа; в) окказиальная толпа.
4. Одним из способов снятия напряжения в толпе, начинающей паниковать является: а) групповая релаксация; б) юмор; в) ритуальные танцы.
5. Психологическими особенностями поведения человека в толпе являются: а) снижение самоконтроля; б) повышенная внушаемость; в) возросшая потребность нравиться окружающим.
6. Взаимное заражение и передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне - это: а) слухи; б) циркулярная реакция; в) гипноз.
7. Как поступает человек согласно фрейдовскому механизму противоположной реакции: а) бежит со всеми, боясь отстать от толпы; б) бросается навстречу опасности и за ним следуют остальные; в) встаёт во главе толпы и призывает всех успокоиться.
8. Неожиданность, испуг, недостаток информации о возможных опасностях относят к факторам: а) социальным; б) физиологическим; в) общепсихологическим. 9. Минимальный порог возбудимости в толпе имеют, как правило: а) военные; б) слабохарактерные люди; в) дети и женщины.
10. Успешность эмоционального состояния и поведение человека в толпе при опасности в огромной степени определяется позицией: а) Я-объект; б) Я-как все; в) Я-субъект.
Ответы на тест № 5.
Список литературы
Основная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. – 5 изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с. 2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с. 3. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 224 с. 4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, 2003. – 336 с. 5. Социальная психология: Курс лекций / Н.М. Ануфриева и др. – 2-е изд. Киев: МАУП, 1997. – 88 с. 6. Социальная психология: Учебное пособие / От вред А.Л. Журавлев. М.:ПЭР СЭ, 2002. - 351 с.
Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития: Учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия, 1999. – 144 с. 2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры / Общ ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с. 3. Введение в практическую социальную психологию: Учебник / Под ред Ю.М. Жукова. – М.: Смысл, 1996. – 373 с. 4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с. 5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с. 6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 344 с. 7. Дюрвиль А. Физиогномика. – М.: ИЦА, 1997. – 96 с. 8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Прогресс, 1989. -720 с. 10. Килошенко М.И. Психология моды: Учеб пособие для вузов. – М.: Оникс, 2006. – 320 с. 11. Коваленко М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 224 с. 12. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учеб. пособ. Для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с. 13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 14. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. –СПб.: Питер, 2003. – 336 с. 15. Лопухова О.Г. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. Казань: КГПУ, 2004. – 160 с. 16. Майерс Д. Социальная психология.- 6-е изд.. пер. и доп. – СПб.: Питер, 2002. -752 с. 17. Малашкина М.М. Популярная история психологии. М.: Вече, 2002. – 480 с. 18. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с. 19. Пайнс Э., Маслач Ч. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с. 20. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с. 21. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб.: Речь, 2004. – 240 с. 22. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти тт.: Социальная психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского. – ПЭР СЭ, 2005. – 176 с. 23. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Под ред. А.Л. Журавлёва, Е.В. Шороховой. – М.: Социум, Ин-т психологии РАН, 2001. – 288 с. 24. Слаква С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с. 25. Социальная психология: теория и практика: Сб. статей / Под ред. Проф. М.Г. Рогова и С.П. Дырина. – Набережные Челны: Институт управления, 2002. – 220 с. 26. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, А.О. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с. 27. Уайтсайд. О чём говорят лица. – СПб.: Питер Пресс, 1996. -160 с. 28. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с. 29. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с. 30. Шепелёва Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.091 с.) |