Приёмы управления и манипуляции толпой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы управления и манипуляции толпой



       
   


извне изнутри.

 

Существует специфичный феномен - география толпы (ч аще всего группа в процессе становится гомогенной. При этом по интенсивности циркулярной эмоциональной реакции возникают неоднородности).

География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Всякая толпа, как уже говорилось, имеет определенный уровень активности, который оценивается по:

· моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот)

· информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот).

Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

ПРИМЕР: типичная картина массовых погромов такова. Непосредственными насильниками и убийцами оказывается сравнительно небольшая часть индивидов, составлявших толпу. Другие их активно поддерживают (поощрительными выкриками, улюлюканьем и т. д.), еще больше людей поддерживают пассивно, а на самой периферии - досужие зеваки; там уже обнаруживаются, скорее, свойства окказиональной толпы. Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности...

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на иной объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что, с точки зрения социальных последствий, опять-таки "менее плохо".

ПРИМЕР: В романе А. Н. Толстого "Хождение по мукам" есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: "Вот враг!" - и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...

 

Меры по предупреждению массовой паники связаны с учетом ее предпосылок (факторов).

В сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т. д.), то прежде всего следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием. Повторю, что при отсутствии духовно-психологических предпосылок паники коллектив способен достойно встретить самые суровые испытания.

Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так.

Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей (объем политических свобод, доступ к информации, перспектива вертикальной мобильности и т. д.). Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе; к началу антиколониальной революции в Северной Америке это были самые богатые и хорошо управляемые колонии мира.

Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой-то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением (очень часто - вследствие неудачной войны, затеянной правителями, которые также поддались общей эйфории). На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями.

Обобщив многообразные сведения, касающиеся предыстории революционных ситуаций, американский психолог Дж. Девис вывел интегральный график, который обладает серьезным прогностическим потенциалом. Мы много работали с графиком Девиса, верифицировав его на материале далеких друг от друга стран и регионов, включая Россию различных эпох. Общий вывод довольно парадоксален, но подкреплен большим фактическим материалом. Пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания. Нами даже выявлен особый социально-политический синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos), который требует особого внимания со стороны ответственных политических лидеров.

Многие люди переживают сходные эмоциональные состояния при высокой степени неопределенности и думают об одном и том же, охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи - и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения. Опытные политические партии и руководители организуют в такой период дежурство небольших групп агентов, по два-три человека. Разумеется, у них нет никаких опознавательных знаков (наоборот, они должны максимально походить на случайных прохожих, "людей из толпы"), зато есть определенный опыт, знания, интуиция, решительность и, желательно, некоторый минимум актерских способностей, чтобы в нужный момент эффективно вмешаться в ход событий и предотвратить их неблагоприятное развитие.

 

При массовых уличных мероприятиях, где участвует множество более или менее случайных людей, не всегда такая подготовка в принципе возможна. В таких ситуациях уже особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов.

Ранее указывалось на типичные ошибки:

· затягивание мероприятий во времени и безразличии к физическому состоянию участников (усталость, алкогольное опьянение и проч.). При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях.

· желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями в городе (футбольный матч, карнавал и т. д.). В противном случае возможно, с одной стороны, переключение внимания, "перетягивание" значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами). С другой стороны, вероятное столкновение толп (например, политическая демонстрация столкнется с возбужденными болельщиками, вышедшими со стадиона) чревато трудно предсказуемыми последствиями.

· своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Последнее касается предупреждения как коллективной, так и индивидуальной паники.

 

· сцепка локтями - одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает противнику (провокаторам или полиции) расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут почти неизбежными.

· еще один многократно апробированный прием - коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. Действующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или, в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна.

Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но и при отсутствии таковых не следует терять голову.

ПРИМЕР: Вот хрестоматийный случай из предвоенной жизни Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: "Ne-pousse-pas!" (Не-пус-па - Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором и все благополучно покинули трибуны...

Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.

ПРИМЕР: В конце 70-х годов советская газета под иронической рубрикой "Их нравы" сообщила о том, что в Южно-Африканской республике изобретен "музыкальный танк". У слушателей из ЮАР я выяснил, что это, действительно, танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, "стреляющие" мощной струей холодной воды, а вместо пулемета - сильные динамики, "стреляющие" во все стороны громкой ритмической музыкой. Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего.

Африканское изобретение возникло, конечно, не на пустом месте. Психологи давно изучают удивительное влияние ритма на толпу, и исходным материалом для этого послужила упомянутая выше история с пляской Святого Витта. Считается, что после того, как толпа "поймалась на ритм", ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможения, как правило, нежелательно - у кого-то не выдержит сердце и т. д., - и чаще всего задача состоит в том, чтобы выиграть время.

Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа, о чем пойдет речь далее.

 

· В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Мне известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы. Часто это бывает связано с игрой слов и прочими языковыми двусмысленностями, которые трудно пересказывать на другом языке. Поэтому приведу только один пример из недавней российской истории.

20 августа 1991 года, в самый напряженный момент у Белого Дома, когда ожидали штурма чуть ли не с участием танков, перед собравшимися "живьем" предстал популярнейший сатирик Геннадий Хазанов. Имитируя голос М. С. Горбачева, еще находившегося в Форосе, он медленно произнес: "Политику нельзя делать грязными трясущимися руками... ". Это был парафраз известного мотива, который часто звучал в выступлениях Президента СССР (про грязные руки в политике) - он был дополнен упоминанием о трясущихся руках самозванного председателя ГКЧП, показанного по телевидению днем ранее. Речь Хазанова - "Горбачева" была встречена общим смехом облегчения и бурными аплодисментами. Многие из участников события считают тот момент психологически переломным в эпопее неудавшегося переворота...

 

Обсуждая способы ликвидации возникшей паники, полезно вспомнить о том, что ранее говорилось про психологический момент. Известны приемы возвращения этого момента, который, повторю, является наиболее подходящим для начала эффективного руководства.

· Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализоваться при громком включении первых же актов.

· Другой прием - применение более сильного шокового воздействия.

Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую "оторопь", люди на секунду застывают - и становятся доступны для организующего воздействия.

Ещё пример: из литературы известны удивительные случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: "Стойте! Снимайте сапоги!". Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с мифической опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.

Ещё пример: более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности.

Последний случай чрезвычайно поучителен, психологически интересен и заслуживает специального анализа. Антиволевым действиям солдат было умело возвращено субъективное качество произвольной планомерности, и это оказалось фактором отрезвления. Такой прием хорошо применим и во "внештатных" ситуациях мирной жизни.

 

... Отставной офицер одной из латиноамериканских спецслужб (а в последующем член революционной партии) изложил три полушутливых правила индивидуальной безопасности в толпе, которым его самого обучали инструкторы. Хотя правила предназначены для профессионалов, знакомство с ними может быть полезно всем.

1. Не лезь в толпу бесплатно (т. е. когда не находишься на работе и не выполняешь задание; в общем случае: не лезь зря, держись от толпы подальше).

2. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться (т. е., не зная броду, не лезь в воду. Еще я вспоминаю анекдот из той поры, когда в автобусах писали: "Не высовываться", - а в Одессе водитель обращался к нарушителям: "Высовывай, высовывай, посмотрим, что назад всунешь"...).

3. Оказавшись в толпе случайно, представь, что находишься на работе (т. е. сосредоточься, не теряй голову, не поддавайся эмоциональному кружению и вспомни о том, чему обучен).

 

Для случаев паники разработаны приемы "летучей демонстрации". Это уже не масса и тем более не толпа, а организованная и сравнительно немногочисленная (несравнимая с массовой манифестацией) группа единомышленников с четкой ролевой структурой. Она движется по определенному маршруту и в точках особой опасности, по заранее условленному сигналу, рассеивается, чтобы вновь сойтись в следующей точке сбора. Такие действия могут быть достаточно эффективны.

 

Разумеется, все эти приемы предполагают наличие людей, не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя, а если таковых нет, то не о чем и говорить. Поэтому при правильной организации массовых мероприятий, кроме службы охраны, работает специально подготовленная команда (по-русски, кажется, даже нет специального термина, в Латинской Америке же ее называют el equipo antipanico - "противопаниковая команда"). Она находится поодаль от массы, не принимая участия в общих действиях, чтобы избежать эмоционального кружения, и вооружена не дубинками, кастетами и прочими орудиями уличного боя, а музыкальными записями, динамиками и мегафонами. И, главное, - знаниями, опытом и интуицией, которая есть дочь информации...

 

Семинарские занятия:

1. Характеристики больших групп.

2. Психологические особенности этнических групп.

3. Психология социальных классов и слоёв общества.

4. Психологические типы массовой аудитории.

5. Методы исследования национальных особенностей.

6. Социально-психологические особенности этносов.

Тест №5.

1.Объединение людей в общности независимо от воли и сознания людей - это:

а) субъективно-психологические группы;

б) толпа;

в) объективные макрогруппы.

2. По Г.Г. Дилигенскому социальная группа проходит этапы развития по схеме:

а) идентификация-типологизация-готовность к действиям;

б) типологизация - идентификация- готовность к действиям;

в) готовность к действиям -идентификация-типологизация.

 

3. Скопление людей, собравшихся посмотреть на неожиданное происшествие – это:

а) конвенциальная толпа;

б) экспрессивная толпа;

в) окказиальная толпа.

 

4. Одним из способов снятия напряжения в толпе, начинающей паниковать является:

а) групповая релаксация;

б) юмор;

в) ритуальные танцы.

 

5. Психологическими особенностями поведения человека в толпе являются:

а) снижение самоконтроля;

б) повышенная внушаемость;

в) возросшая потребность нравиться окружающим.

 

6. Взаимное заражение и передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне - это:

а) слухи;

б) циркулярная реакция;

в) гипноз.

 

7. Как поступает человек согласно фрейдовскому механизму противоположной реакции:

а) бежит со всеми, боясь отстать от толпы;

б) бросается навстречу опасности и за ним следуют остальные;

в) встаёт во главе толпы и призывает всех успокоиться.

 

8. Неожиданность, испуг, недостаток информации о возможных опасностях относят к факторам:

а) социальным;

б) физиологическим;

в) общепсихологическим.

9. Минимальный порог возбудимости в толпе имеют, как правило:

а) военные;

б) слабохарактерные люди;

в) дети и женщины.

 

10. Успешность эмоционального состояния и поведение человека в толпе при опасности в огромной степени определяется позицией:

а) Я-объект;

б) Я-как все;

в) Я-субъект.

 

Ответы на тест № 5.

 

                   
в б в б аб б а в в в

 


Список литературы

 

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. – 5 изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

3. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 224 с.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, 2003. – 336 с.

5. Социальная психология: Курс лекций / Н.М. Ануфриева и др. – 2-е изд. Киев: МАУП, 1997. – 88 с.

6. Социальная психология: Учебное пособие / От вред А.Л. Журавлев. М.:ПЭР СЭ, 2002. - 351 с.

 

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития: Учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры / Общ ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

3. Введение в практическую социальную психологию: Учебник / Под ред Ю.М. Жукова. – М.: Смысл, 1996. – 373 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 344 с.

7. Дюрвиль А. Физиогномика. – М.: ИЦА, 1997. – 96 с.

8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Прогресс, 1989. -720 с.

10. Килошенко М.И. Психология моды: Учеб пособие для вузов. – М.: Оникс, 2006. – 320 с.

11. Коваленко М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 224 с.

12. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учеб. пособ. Для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

14. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. –СПб.: Питер, 2003. – 336 с.

15. Лопухова О.Г. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. Казань: КГПУ, 2004. – 160 с.

16. Майерс Д. Социальная психология.- 6-е изд.. пер. и доп. – СПб.: Питер, 2002. -752 с.

17. Малашкина М.М. Популярная история психологии. М.: Вече, 2002. – 480 с.

18. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

19. Пайнс Э., Маслач Ч. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.

20. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

21. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб.: Речь, 2004. – 240 с.

22. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти тт.: Социальная психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского. – ПЭР СЭ, 2005. – 176 с.

23. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Под ред. А.Л. Журавлёва, Е.В. Шороховой. – М.: Социум, Ин-т психологии РАН, 2001. – 288 с.

24. Слаква С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.

25. Социальная психология: теория и практика: Сб. статей / Под ред. Проф. М.Г. Рогова и С.П. Дырина. – Набережные Челны: Институт управления, 2002. – 220 с.

26. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, А.О. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.

27. Уайтсайд. О чём говорят лица. – СПб.: Питер Пресс, 1996. -160 с.

28. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.

29. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с.

30. Шепелёва Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.091 с.)