Функции невербальных способов общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции невербальных способов общения



Невербальное общение позволяет передать информацию:

§ о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

§ о его физическом и психологическом состоянии;

§ об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

§ о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;

§ о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.:

§ о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;

§ особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д.

Объект - тот кого воспринимают и с ним что-то делают.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу (Крижанская, Третьяков, 1990).

Физический облик предполагает антропологические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

§ Антропологические особенности физического облика включают рост, телосложение, голову, руки, ноги, цвет кожи и пр. Как показывают результаты исследований, воспринимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный выводе возрасте, расовой или этнической принадлежности, состоянии здоровья и других особенностях объекта.

§ Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Воспринимая их, субъект делает определенные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота может свидетельствовать о психической напряженности воспринимаемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания (пользуется платком, отворачивается в сторону и пр.), является показателем его культурного уровня.

§ Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Осанка — это манера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и головы. Различают стройную, подтянутую, сутуловатою, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности — вялую и бодрую. Наиболее точно оценивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т д. По ней воспринимающий может определить состояние здоровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние, возраст, черты характера (уверенность в себе, высокомерие, смирение, угодничество и пр.) и некоторые свойства темперамента.

Поза — это положение тела в пространстве. Результаты исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психическое состояние, этническое происхождение и т. д (Лабунская, 1985; Бодалев, 1995; Штангль, 1996).

Походка — это манера ходить, поступь человека. В походке находят отражение темперамент (темп ходьбы — быстрый или медленный), физиологическое самочувствие (усталость, бодрость и др.), род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (виноватая походка) и т. д. {Бальзак, 1996). Психосемантика походки является малоисследованной проблемой.

§ Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения, контакт глаз [В научной литературе функциональные, паралингвистические, экстралингвисти-ческие и проксемические способности, а также касания и контакт глаз называют невербальными средствами общения, или экспрессией человека (Лабунская, 1999).] Разные исследователи в названные понятия вкладывают различное содержание.]. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвижения.

  Рис. Эмоциональная шкала П. Экмэна     Рис. Эмоциональная шкала Р. Вудвортса   Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количественные характеристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное выражение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний является междисциплинарной и сложной. Для распознавания выражении используются подходы: П. Экмэна - 6 программ: 1. радость (счастье), 2. гнев (решительность), 3. страх, 4. страдание (грусть), 5. презрение (отвращение) 6. удивление)   Р. Вудвортса - 4 программы: 1. удовольствие—неудовольствие, 2. внимание—пренебрежение.   ПРАВИЛО: Однозначные и сильно выраженные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.   Количественные характеристики эмоциональных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности (степень их выраженности) (Уайтсаид, 1997, Изард. 1999). Идентификация эмоциональных состоянии по мимике заключается в сличении формируемого образа воспринимаемого человека с хранящейся в памяти воспринимающего системой социально-психологических эталонов экспрессивных выражений лиц

 

К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общности В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимающего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. Если объект восприятия принадлежит к неизвестной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непонятны для воспринимающего или будут по-другому истолковываться (Рюкле, 1996, Пронников, Лацанов, 1998, Вилсон, Макклафлин, 1999)

По направлению взгляда объекта, времени и частоте фиксации на окружающих его лицах можно определить отношение объекта к ним. Если же добавить сюда разворот туловища объекта, прищуривается он или подмигивает партнеру по общению, то все это в совокупности дает дополнительные возможности для его познания. Изложенное больше относится к европейской культуре, так как в восточных странах смотреть в глаза человеку, как правило, не принято.

Тактильные особенности включают различные прикосновения (рукопожатия, поглаживания, похлопывания, поцелуи). По ним можно определить темперамент объекта межличностного познания, уровень его эмоционально-волевого регулирования, отношение к собеседнику, с которым он общается, культурный уровень, этническую принадлежность и пр.

В практическом плане представляет интерес последняя работа П. Экмана «Психология лжи», в которой раскрываются многочисленные эмпирические референты обмана и дается техника их распознавания (Экман, 1999).

 

Социальный облик включает социальную роль, социальное оформление внешности, проксемические особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностные особенности.

Социальная роль — эго поведение человека по нормам, обусловленным данным обществом, в соответствии с ожиданиями его представителей. Несмотря на формальные требования к выполнению социальной роли (Бобнева, 1978; Берн, 1996, Шибутани, 1998, Андреева, Богомолова, Петровская, 2001), объект может варьировать свое поведение в достаточно широком диапазоне, тем самым проявляя свои индивидуальные особенности.

Социальное оформление внешности (внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшении и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный, статус, материальное положение, национальность и пр. Показателем вкуса является умение человека одеваться с учетом возраста, особенностей своей фигуры. Наличие украшений, используемая косметика (особенно эго относится к женщинам) говорят об уровне их престижа для воспринимаемого (Сорины, 1998).

Проксемические особенности общения включают расстояние между общающимися и их взаимное расположение. Воспринимая расстояние между объектом и его партнером, можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. (Hall, 1959, 1966). Ориентация объекта восприятия по отношению к партнеру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, — все это в совокупности позволяет воспринимающему определить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта (Ниренберг, Калеро, 1990).

Речевые особенности связаны с семантикой, грамматикой и фонетикой. Воспринимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетические особенности, подтекст и др., воспринимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и другие особенности. Ярким примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, характер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей относит вышесказанное к экстралингвистике, а некоторые (Лабунская, 1999) — к просодике. Как показывают экспериментальные исследования, при восприятии экстралингвистических особенностей можно определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие моменты.

Особенности действии, совершаемых объектом. Человек наиболее полно раскрывается в процессе трудовой деятельности. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, в различных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает его ценности, профессиональные качества, отношение к работе, характерологические особенности и пр. По импульсивным действиям воспринимающий может определить некоторые свойства темперамента, уровень сформированности эмоционально-волевых качеств; по коммуникативным действиям — уровень сформированности навыков общения, природную предрасположенность к взаимодействию.

ПРАВИЛА:

1. Физический облик достовернее социального

2. Объект может организовать свою самоотдачу

Общение как интеракция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)