Табличные формулы и операции с матрицами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Табличные формулы и операции с матрицами



Табличные формулы или формулы массива – очень мощное вычислительное средство Excel, позволяющее работать с блоками рабочего листа как с отдельными ячейками. Табличные формулы в качестве результата возвращают массив значений. Поэтому перед вводом такой формулы необходимо выделить диапазон ячеек, куда будут помещены результаты. Потом набирается сама формула. Ввод ее в выделенный диапазон ячеек осуществляется нажатием комбинации клавиш Ctrl+Shift+Enter. Это принципиально. Формула вводится во все ячейки выделенного интервала. При активизации любой ячейки из интервала, содержащего формулу массива, в строке формул отображается введенная формула, заключенная в фигурные скобки. Именно фигурные скобки являются признаком табличной формулы. Для выделения всего блока, содержащего табличную формулу, необходимо выделить одну из его ячеек, после чего нажать комбинацию клавиш Ctrl+/. Невозможно редактировать содержимое только одной ячейки из интервала с табличной формулой. Изменить можно только весь блок целиком, для чего он и должен быть предварительно выделен.

Например, пусть необходимо сложить две матрицы размера 3´3. Элементы первой матрицы (9 элементов) разместим в интервале A1:C3, второй – в диапазоне E1:G3. Под результат выделим интервал A5:C7. После чего, не снимая выделения, введем формулу =A1:C3+E1:G3, нажав комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Enter. В ячейках интервала A5:C7 отобразится результат – сумма соответствующих элементов матриц, а в строке формул мы увидим {=A1:C3+E1:G3}. Пусть вместо сложения нам надо умножить первую матрицу на число 2. Для этого перемещаемся внутрь интервала A5:C7, выделяем его, нажав комбинацию Ctrl+/, вносим в формулу исправления =A1:C3*2, вводим ее нажатием Ctrl+Shift+Enter. В интервале A5:C7 увидим результат умножения, а в строке формул – табличную формулу {=A1:C3*2}.

Для матричных операций в Excel предусмотрены функции рабочего листа из категории «Математические функции»:

  1. МОПРЕД(матрица) – вычисление определителя матрицы,
  2. МОБР(матрица) – вычисление обратной матрицы,
  3. МУМНОЖ(матрица1;матрица2) – произведение матриц,

Первая из этих функций в качестве результата возвращает число (определитель матрицы), поэтому вводится как обычная формула (Enter). Последние три возвращают блок ячеек, поэтому должны вводиться как табличные формулы (Ctrl+Shift+Enter).

Для решения линейных алгебраических систем воспользуемся методом Краймера и методом обратной матрицы.

ПРИМЕР. Решить задачу используяExcel.

Даны две батареи аккумуляторов с ЭДС E1=10 B с внутренним сопротивлением r1=1 Ом, E2=8 В и r2=2 Ом. Реостат имеет сопротивление R=6 Ом. Элементы цепи соединены по схеме, показанной на рисунке. Найти силу тока в батареях и реостате.

 

Дано:

Найти:

Решение:

Запишем уравнения законов Кирхгофа в соответствии с обозначениями на рисунке.

Так как то

 

Метод Крамера. Решение СЛАУ (1) находится по формулам Крамера

(6)

где det A = |A| – определитель матрицы (3) системы (главный определитель), det Ai = | Ai | (i = 1, 2, …, n)– определители матриц Ai (вспомогательные определители), которые получаются из A заменой i -го столбца на столбец свободных членов B (5)

Исходя из условий задачи составим матрицу и вектор .

Чтобы решить СЛАУ необходимо сформировать три вспомогательные матрицы, заменяя последовательно столбцы матрицы А на столбцы вектора В

Для дальнейшего решения необходимо вычислить определитель матрицы А. Установим курсор в ячейку G7 и обратимся к мастеру функций. В категории МАТЕМАТИЧЕСКИЕ выберем функцию МОПРЕД, предназначенную для вычисления определителя матрицы, и перейдем ко второму шагу мастера функций. Диалоговое окно, появляющееся на втором шаге, содержит поле ввода Массив. В этом поле указывают диапазон матрицы, определитель которой вычисляют. В нашем случае это ячейки B3:D6.

Для вычисления вспомогательных определителей введем формулы:

G8=МОПРЕД(B7:D9) G9=МОПРЕД(B11:D13) G10=МОПРЕД(B15:D17)

В результате в ячейке G7 хранится главный определитель, а в ячейках G8:G10 – вспомогательные. Воспользуемся формулами Крамера и разделим последовательно вспомогательные определители на главный. В ячейку I8 введем формулу =G8/$G$7. Затем скопируем ее содержимое в ячейки I9, I10.

Метод обратной матрицы.

Обе части матричного равенства (2) умножим слева на обратную матрицу А -1. Получим A -1´ A ´ X = A -1´ B. Т.к. A -1´ A = E, где E – единичная матрица (диагональная матрица, у которой по главной диагонали расположены единицы). Тогда решение системы (2) запишется в следующем виде X = A -1´ B.

Введем матрицу А и вектор b в рабочий лист.

В нашем случае матрица А находится в ячейках N3:P5, а вектор b в диапазоне S3:S5. Для решения системы методом обратной матрицы необходимо вычислить матрицу, обратную к А. Для этого выделим ячейки для хранения обратной матрицы (это нужно сделать обязательно!!!); пусть в нашем случае это будут ячейки N7:P9. Теперь обратимся к мастеру функций, и в категории Математические выберем функцию МОБР, предназначенную для вычисления обратной матрицы. Перейдем ко второму шагу мастера функций. В диалоговом окне, появляющемся на втором шаге мастера функций, необходимо заполнить поле ввода Массив. Это поле должно содержать диапазон ячеек, в котором хранится исходная матрица – в нашем случае N3:P5. Данные в поле ввода Массив можно ввести, используя клавиатуру или выделив их на рабочем листе, удерживая левую кнопку мыши.

Если поле Массив заполнено, можно нажать кнопку ОК. В первой ячейке, выделенного под обратную матрицу диапазона, появится некоторое число. Для того чтобы получит всю обратную матрицу, необходимо нажать F2 для перехода в режим редактирования, а затем одновременно клавиши Ctrl+Shift+Enter. В нашем случае рабочая книга примет вид.

Теперь необходимо умножить полученную обратную матрицу на вектор b. Выделим ячейки для хранения результирующего вектора, например S7:S9. Обратимся к мастеру функций и в категории Математические выберем функцию МУМНОЖ, которая предназначена для умножения матриц. Напомним, что умножение матрицы А равно количеству строк матрицы В. Кроме того, при умножении матриц важен порядок сомножителей, т.е. АВ≠ВА.

Перейдем ко второму шагу мастера функций. Появившееся диалоговое окно содержит два поля ввода Массив1 и Массив2. В поле Массив1 необходимо ввести диапазон ячеек, в котором содержится первая из перемножаемых матриц, в нашем случае N7:P9 (обратная матрица), а в поле Массив2 ячейки, содержащие вторую матрицу, в нашем случае S3:S5 (вектор b).

Если поля ввода заполнены, можно нажать ОК. В первой ячейке выделенного диапазона появится соответствующее число результирующего вектора. Для того чтобы получить весь вектор, необходимо нажать клавишу F2, а затем одновременно клавиши Ctrl+Shift+Enter. В нашем случае результаты вычислений (вектора X), находится в ячейках S7:S9.

 

 

 

 

Задания для самостоятельного решения. Решить двумя способами и оформить решение с рисунком с MSWord.

 

1. Источники тока с электродвижущими силами ε 1и ε 2включены в цепь, как показано на рис. Определить силы токов, текущих в сопротивлениях R 2 и R 3, если ε 1 = 10 В иε2 = 4В, а R 1 =R 4 = 20ми R 2 =R 3 = 4Ом. Сопротивлениями источников тока пренебречь.

 

 

2. Три источника тока с ЭДС ɛ1 = 11 В, ɛ2 = 4 В и ɛ3 = 6 В и три реостата с сопротивлениями R1 = 5 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 20 Ом соединены как показано на схеме. Определить силы токов I в реостатах. Внутреннее сопротивление источника пренебрежимо мало.

 

 

3. Источники тока электродвижущими силами ɛ1 и ɛ2включены в цепь, как пока­зано на схеме. Определить силы токов текущих в сопротивлениях R2 и R3, если ɛ1 = 5 В, ɛ2 = 2 В, aR1 = R4 = 1 Ом и R2 = R3 = 2 Ом. Сопротивлениями источников пренебречь.

 

 

4. Источники тока с электродвижущими силами ε 1и ε 2включены в цепь, как показано на рис. Определить силы токов. Значения ЭДС источников и сопротивлений приемников: E1 = 130 В, Е2 = 110 В, R1 = 4 Ом, R2 = 8 Ом, R3 = 21 Ом, R4 = 16 Ом, R5 = 19 Ом, R6 = 16 Ом.

 

5. В схеме электрической цепи, приведенной на рисунке, определить токи в ветвях пользуясь законами Кирхгофа. Параметры элементов цепи: R1=50 Ом, R2=20 Ом, R3 =50 Ом, R4 =80 Ом, E1=50 В, E2=400 В.

 

 

6. Источники тока с электродвижущими силами ε 1и ε 2включены в цепь, как показано на рис. Определить силы токов, текущих в сопротивлениях R 2 и R 3, если ε 1 = 5 В иε2 = 2В, а R 1 =R 4 = 10ми R 2 =R 3 = 2Ом. Сопротивлениями источников тока пренебречь.

 

7. Три источника тока с ЭДС ɛ1 = 22 В, ɛ2 = 8 В и ɛ3 = 12 В и три реостата с сопротивлениями R1 =10 Ом, R2 = 20 Ом, R3 = 40 Ом соединены как показано на схеме. Определить силы токов I в реостатах. Внутреннее сопротивление источника пренебрежимо мало.

 

 

 

8. Источники тока электродвижущими силами ɛ1 и ɛ2включены в цепь, как пока­зано на схеме. Определить силы токов текущих в сопротивлениях R2 и R3, если ɛ1 = 12 В, ɛ2 = 6 В, aR1 = R4 = 3 Ом и R2 = R3 = 6 Ом. Сопротивлениями источников пренебречь.

9. Источники тока с электродвижущими силами ε 1и ε 2включены в цепь, как показано на рис. Определить силы токов. Значения ЭДС источников и сопротивлений приемников: E1 = 260 В, Е2 = 220 В, R1 = 8 Ом, R2 =16 Ом, R3 = 42 Ом, R4 = 32 Ом, R5 = 38 Ом, R6 = 32 Ом.

 

 

10. В схеме электрической цепи, приведенной на рисунке, определить токи в ветвях пользуясь законами Кирхгофа. Параметры элементов цепи: R1=25 Ом, R2=10 Ом, R3 =25 Ом, R4 =40 Ом, E1=25 В, E2=200 В.

 

11. Три источника тока с ЭДС ɛ1 = 24 В, ɛ2 =10В и ɛ3 = 14 В и три реостата с сопротивлениями R1 =12 Ом, R2 = 22 Ом, R3 = 42 Ом соединены как показано на схеме. Определить силы токов I в реостатах. Внутреннее сопротивление источника пренебрежимо мало.

 

 

 

12. Источники тока электродвижущими силами ɛ1 и ɛ2включены в цепь, как пока­зано на схеме. Определить силы токов текущих в сопротивлениях R2 и R3, если ɛ1= 15 В, ɛ2 = 6В, aR1 = R4 = 3 Ом и R2 = R3 = 6 Ом. Сопротивлениями источников пренебречь.

 

13. Источники тока с электродвижущими силами ε 1и ε 2включены в цепь, как показано на рис. Определить силы токов. Значения ЭДС источников и сопротивлений приемников: E1 = 13 В, Е2 = 11 В, R1 = 0,4 Ом, R2 = 0,8 Ом, R3 = 2,1 Ом, R4 = 1,6 Ом, R5 = 1,9 Ом, R6 = 1,6 Ом.

 

 

14. В схеме электрической цепи, приведенной на рисунке, определить токи в ветвях пользуясь законами Кирхгофа. Параметры элементов цепи: R1=100 Ом, R2=40 Ом, R3 =100 Ом, R4 =160 Ом, E1=100 В, E2=800 В.

2. Построение зависимости мгновенных значений силы тока i (напряжения u) от произведения времени и частоты ω t

ПРИМЕР. Изменение мгновенного напряжения происходит по закону u =169sin (ω t + 45°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

Для построения графиков функций Y(X) в MicrosoftOfficeExcel используется тип диаграммы Точечная:

Для этого требуется два ряда значений: Х и Y значения, которые должны быть соответственно расположены в левом и правом столбцах.
Можно совместить построение нескольких графиков. Такая возможность используется для графического решения систем уравнений с двумя перемен­ными, при проведении сравнения анализа значений y при одних и тех же значениях x.

1. Заполнить таблицу значений:

В столбец А запишем значения wt от 0 до 6,6 с шагом 0,3, в столбец В заполним функцией: = 169*sin(A2+45)

 

2. Выделить таблицу и Вставка \ диаграмма указать тип диаграммы Точечная.

3. Выбрать формат точечной диаграммы с гладкими кривыми.
4. Выбрать Конструктор \ Выбрать данные \ изменяем подпись горизонтальной оси выделяя значения wt

5. Получаем график зависимости напряжения от wt

 

Задания для самостоятельного решения.

1. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =150sin (ω t + 40°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

2. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =10sin (ω t + 50°) А. Изобразить графически изменение силы тока.

 

3. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =120sin (ω t + 150°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

4. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =6sin (ω t + 35°) А. Изобразить графически изменение силы тока.

 

5. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =157sin (ω t + 105°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

6. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =6sin (ω t - 30°) А. Изобразить графически изменение силы тока.

 

7. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =140sin (ω t + 60°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

8. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =14sin (ω t + 60°) А. Изобразить графически изменение силы тока.

 

9. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =160sin (ω t - 157°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

10. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =165sin (ω t - 45°) В. Изобразить графически изменение силы тока.

 

11. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =127sin (ω t+ 60°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

12. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =16sin (ω t -120°) В. Изобразить графически изменение силы тока.

 

13. Изменение мгновенного значения напряжения происходит по закону u =145sin (ω t - 45°) В. Изобразить графически изменение напряжения.

 

14. Изменение мгновенного значения силы тока происходит по закону i =20sin (ω t - 45°) В. Изобразить графически изменение силы тока.

 

Литература

1. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Ю. И. Дик, В. А. Ильин, Д. А. Исаев и др. – М.: Дрофа, 2008, - 735 с.

2. Мэтьюз Д. Численные методы. Использование MATHLAB: учебное издание / Д. Мэтьюз, К. Финк; пер. с англ. Л.Ф. Козаченко; под.ред. Ю.В. Козаченко. – М.: Изд. дом Вильямс, 2001. – 720 с.: ил.

3. Турчак Л.И. Основы численных методов: учеб.пособие / Л.И. Турчак, П.В. Плотников. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 304 с.

4. 6. Самарский А.А. Математическое моделирование: Идей. Методы. Примеры.: монография / А.А. Самарский, А.П. Михайлов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 320 с.

5. 10. Васильев, А.Н. Научные вычисления в MicrosoftExcel [Текст]: серия: Решение практических задач / А.Н. Васильев – М.: Диалектика, 2004. – 512 с.: ил.

6. Курганский ГУ, Кафедра информационных технологий, Информатика и программирование шаг за шагом / Режим – доступа: http://it.kgsu.ru/MSExcel/, свободный. – Яз.рус.

 


Лабораторная работа №15

“Создание базы данных”.

 

Цель работы: приобретение основных навыков по созданию таблиц баз данных на основе MSACCESS необходимый ресурсы: ПК, MSACCESS.

 

Оборудование: Рабочая станция на основе ПК с установленной ОС Windows.

 

Основные теоретические сведения:

Создание таблицы.

1) Загрузка Access.

1. Для создания новой базы данных используйте команду Создать из меню Файл. В окне Создание выберите вкладку Общие и щелкните на значке Новая база данных. В окне
Файл новой базы данных задайте имя файла новой БД - Учебный процесс. Определите папку,
в которой будет размещен этот файл.

2. ИЛИ, если вы только что загрузили Access, в окне Microsoft Access поставьте флажок
Новая база данных, нажмите ОК. В окне Файл новой базы данных выберите нужную вам
папку и введите имя базы - Prozess

2) Создание структуры таблицы.

Определим структуру таблицы, используя режим Конструктор таблиц. Для этого в окне базы данных выберем вкладку Таблица и нажмите кнопку Создать. В окне Новая таблица выберите строку Конструктор. В окне конструктора Таблица1: Таблица необходимо ввести структуру таблицы ГРУППА, в соответствии с таблицей.1:

Ø в столбец Имя поля ввести в нужной последовательности имена полей НГ, КОЛ ПБАЛЛ;

Ø в столбце Тип данных выбрать нужный тип данных для каждого поля, использовав кнопку списка;

Ø на вкладке Общие задать свойства полей:

* Размер поля - нажать кнопку списка:

• для текстового поля НГ размер 3;

• для числового поля КОЛ выбрать байт, определяющий цифру целого числа;

• для числового поля ПБАЛЛ выбрать С плавающей точкой 4 байта;

* Формат поля для поля ПБАЛЛ - Фиксированный

* Число десятичных знаков для поля ПБАЛЛ - 2

* Подпись поля, Условие на значение. Сообщение об ошибке для каждого из полей выберете, как указано в таблице 1

* Индексированное поле – выбрать ДА (совпадение не допускается), если ключевое поле уникальное, не допускающее совпадений данных в поле или Да (совпадение допускается)

 

Имя поля Ключевое уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер   Число десят. знаков Подпись поля Условия на значение, сообщение об ошибке
НГ да, совпа­дений не допуска- ется да текстовый     номер группы  
КОЛ   нет числовой байт   кол. студен- тов в группе >=0 Аnd <=35 Количество студентов больше допус- тимого
ПБАЛЛ   нег числовой с плав. точкой 4 байта   Прох. балл >2 Аnd <5 Оr 0 ошибка в оцен­ке

Таблица 1: Описание свойств нолей таблицы ГРУППА.

Создайте первичный ключ таблицы. Выделите поле НГ и нажмите кнопку Ключевое поле.

3) Сохранение структуры таблицы.

Сохраните созданную структуру: выполните команду Сохранить из меню Файл. В окне Сохранение введите имя ГРУППА. Закройте Конструктор.

4) Упражнение 1.

Создайте структуру таблиц КАФЕДРА, ПРЕДМЕТ. СТУДЕТ по параметрам, которые описаны в таблицах 2,3,4.

В таблице СТУДЕНТ определите составной ключ: для этого выделите оба поля ИГ и НС (при нажатой кнопке СТRL), затем нажните кнопку Ключевое поле.

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Число десят. знаков Подпись поля  
НГ да да, совпад. допуск. да   текст     группа  
НС да да, совпад. допуск. да   текст     номер студен- та в группе  
ФИО     да текст     фио  
ГОДР     нет числовой целое   год рождения  
АДРЕС     нет текст      
ПБАЛЛ     нет числовой с плав. точ кой 4 байта   прох. балл  

Таблица 2: Описание свойств полей таблицы СТУДЕНТ

В таблице КАФЕДРА определите Маску ввода для поля ТЕЛ, для этого на вкладке Общие Конструктора таблиц, в поле Маска введите шаблон для ввода данных: 00-00-00.

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Подпись поля
ККАФ да   да совпадения не допус­каются да текст   код
НКАФ     нет текст   название
ТЕЛ     нет текст    
ЗАВ     нет текст   фио зав. кафед­рой
ФОТО     нет поле объекта ОLЕ   фотография за­ведующего

Таблица 3: Описание свойств полей таблицы КАФЕДРА.

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Подпись поля Условие на значение
КП НП да да совп. не допуск да нет текст текст   код предмета название пред­мета  
ЧАСЫ     нет числ целое всего часов >0 Аnd <=300 число часов должно быть
ЛЕК     нет числ целое лекции  
ПР     нет числ целое практика  
ЧС     нет числ целое семестров  

Таблица 4: Описание свойств полей таблицы ПРЕДМЕТ

5) Упражнение 2.

Аналогично создайте структуру таблиц ИЗУЧЕНИЕ, УСПЕВАЕМОСТЬ. При создании таблиц используйте параметры из табл. 5,6

 

 

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Число десят. знаков Подпись поля
НГ да да, совпад. допуск. да текст     ном группы
КП да да, совпад. допуск. да текст     код предмета
ТАБН да да, совпад. допуск. да текст     таб. ном. препод
ВИДЗ да да, совпад. допуск. да текст     вид занятий
ЧАСЫ     нет числ целое    

Таблица 5: Описание свойств полей таблицы ИЗУЧЕНИЕ

 

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Число десят. знаков Подпись поля
НГ да да, совпад. допуск. Да текст     номер группы
НС да да, совпад. допуск. Да текст     ном. студента
КП Да да, совпад. допуск. Да текст     код предмета
АБН Да да, совпад. допуск. Да текст     таб номер препод
ВИДЗ да да, совпад. допуск. да текст     вид занятия
ОЦЕНКА     нет чнсл целое    

Таблица 6: Описание свойств полей таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ

 

Имя поля Ключе-вое Уникаль-ное Обяза- тель- ное поле Тип данных Размер Подпись поля
ТАБН Да да совпал не допуск Да текст   таб номер
ФИО     да текст   ФИО препод
СТ     нет текст   уч степень
    нет текст   уч звание
ККАФ     Да текст   код кафедры

Таблица 7: Описание свойств полей таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

1) Ввод записей в режиме таблицы.

В окне Учебный процесс: База данных установите курсор на таблице СТУДЕНТ и на­жмите кнопку Открыть. Таблица откроется в Режиме таблицы. Заполните строки таблицы в соответствии с табл. 7.

При вводе данных в таблиц переход от одного поля к другому можно выполнить клави­шей ТАВ. Отмена ввода значения в поле происходит с помощью клавиши ЕSС. Отменить ввод всей записи - дважды нажать ЕSС.

Сохраните таблицу после ввода данных. Правила и последовательность ввода поля типа ОLЕ смотрите ниже.

 

2) Размещение объекта ОLЕ.

Рассмотрим на примере поля Фотография заведующего таблицы КАФЕДРА. Пусть фотография хранится в формате графического файла с расширением .bmp

ð установите курсор в соответствующем поле таблицы (поле Фотография заведующего таблицы КАФЕДРА)

Þ Выполнить команду Объект из меню Вставка

Þ В окне Вставка объекта отметьте Создать из файла

Þ окно Вставка объекта преобразуется в окно, которое позволит вести имя файла, со­держащего фотографию.Для поиска нужного файла можно воспользоваться кнопкой (C:\ProgramFile\Microsoft Office\Clipart).

Внимание! Флажок Связь по умолчанию не помечен и, следовательно содержимое файла бу­дет введено в поле как встроенный объект. Увидеть содержимое поля можно через форму или отчет. Дальнейшие изменения графического файла не будут отражаться на встроенном объек­те,

Þ для введения в поле связанного объекта установите флажок Связь. Это сэкономит ме­сто в базе данных и даст возможность отображать вносимые в файл изменения.

Þ для отображения содержимого поля в виде значка, установите флажок В виде значка.

 

Группа Номер студента в группе ФИО Год рождения: Прох.балл
    Аристов РЛ.   4,25
    БондаренкоС А   4,50
    Борисова Е.И.   4,25
    Макова Н.В.   4,75
    Боярская Н.П.   4,50
    Федоров ДК.   4,25
    Сидоров И.Р.   4,50
    Андреев Г.М.   4,25
    Петров О.К.   4.75
    Иванов К.К.   4,50

Таблица8: Данные таблицы СТУДЕНТ

код название тел ФИО зав каф
  информатики 31-47-23 Игнатьев В. В.
  математики 31-47-15 Иванов И. И.
  истории 31-24-12 Смирнова И.В.
  иностр яз 31-47-18 Жданова А.Е-
  физ-ры 31-47-67 Ппетнев В А,
  философии 31-34-29 Бондарь В В

 

Таблица 9: Данные таблица КАФЕДРА

Номер группы Кол-во студентов в группе Прох. балл
    4,50
    4,50
    4,80
    4,40
    4,80
    3,90
    4,00  
    4,70  
    4,00  

Таблица10: Данные таблицы ГРУППА

 

 

Ном. группы Код предм Таб.ном. препод. Вид занятий Часы
      лек  
      пр  
      лек  
      пр  
      лек  
      лек  
      лек  
      пр  
      пр  

Таблица11: Данные таблицы ИЗУЧЕНИЕ

Номер группы Ном. студ. Код предм. Таб. ном. препод. Вид занятий оценка
        лек  
        пр  
        лек  
        пр  
        лек  
        пр  
        лек  
        пр  

Таблица12: Данные таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ

 

 

Код предмета Название предмета Всего часов Лекции Практика Семестров
  информатика        
  математика        
  история        
  иностр яз        
  философия        
  физ-ра        

Таблица 13: Данные таблицы ПРЕДМЕТ

Таб.номер ФИО препод. Уч.степень Уч.звание Код кафедры
  Андреев Л. П. д-р техн. наук профессор  
  Анучтмн И А. канд. техн.наук доцент  
  Блюмкнна И.П. д-р физ. мат. наук профессор  
  Львова В. А.   ассистент  
  Сорокина МФ канд. фил. наук .. _ доцент  
  Лысова Р.О. канд. фил. наук доцент  
  Ермолин Е.Н.   ассистент  

Таблица 14: Данные таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

3) Упражнение 3.

Введите данные в оставшиеся таблицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.69.22 (0.133 с.)