Раздел 1. Институционализм как направление экономической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Институционализм как направление экономической мысли



Менеджмент»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

ОЧНАЯ

 

 

Москва 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра политической экономии

 

 

Рабочая программа дисциплины

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Направление подготовки:

Менеджмент»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

ВСЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Москва 2011

1. Цель и задачи освоения дисциплины

 

Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также практические умения моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках для принятия эффективных управленческих решений.

Задачи освоения дисциплины:

· дать представление о месте и роли институционального анализа в системе экономических наук;

· сформировать у студентов целостное представление о содержании институционального развития экономики;

· продемонстрировать возможности использования институционального аппарата для анализа широкого спектра экономических проблем, связанных с организацией управленческого процесса;

· выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Учебная дисциплина «Институциональная экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин для направления «Менеджмент» и носит теоретический характер. Данный курс концептуальным и содержательным образом связан с основными дисциплинами экономического блока. Так, он опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения экономической теории (микроэкономики I, макроэкономики I), экономического анализа хозяйственной деятельности. Под новым углом зрения рассматриваются вопросы, затрагиваемые в таких учебных дисциплинах, как правоведение, теория менеджмента, основы социального государства и ряд других.

Сложные экономические процессы, происходящие как на микро-, так и на макроуровне в современной России, требуют адекватных управленческих решений. Однако базовый курс экономической теории способен вооружить менеджера лишь представлениями о наиболее общих («идеальных») закономерностях функционирования национальной экономики и поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому учебная дисциплина «Институциональная экономика» призвана дополнить данный курс знаниями о природе таких экономических институтов, как фирма, права собственности, контракты, государство и др. Эти знания помогут бакалаврам менеджмента ориентироваться в экономических реалиях сегодняшнего дня.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- умение анализировать исторические события и процессы (ОК-4);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные отличия неоклассической и институциональной экономических теорий;

- основные понятия и категории институционального анализа;

- основные закономерности институционального развития экономики.

 

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат институциональной экономики в профессиональной деятельности;

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- использовать институциональный инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть:

- навыками целостного подхода к институциональному анализу проблем общества;

- методами институционального анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

- навыками поиска и использования информации, характеризующей институциональную среду;

- навыками ведения дискуссии по институциональным проблемам.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Трудоемкость (час.)
Аудиторные занятия (всего)          
в том числе:   - - - -
лекции          
семинары, практические занятия          
лабораторные занятия          
Индивидуальные занятия (КСР)          
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)          
Форма промежуточной аттестации зачет (З), зачет с оценкой (ЗО), экзамен (Э) Э Э      
Общая трудоемкость в часах          
в зачетных единицах          

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание тем программы учебной дисциплины

Основные положения классической политической экономии. Историческая школа: «бунт против формализма» (Ф. Лист, Г. Шмоллер, М. Вебер). Развитие классической традиции: неоклассика. Неоклассическая исследовательская программа: «жесткое ядро» и «защитная оболочка». Пределы применимости неоклассического подхода. «Старый» институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Методологический индивидуализм и холизм. Спонтанная эволюция институтов и институциональный детерминизм

 

Роль институтов в экономике

Понятие института: трактовки Т. Веблена, Дж. Коммонса, Д. Норта. Формальные правила и неформальные ограничения. Политические, экономические правила и правила контрактации. Взаимосвязь и проблема согласования формальных и неформальных институтов. Устойчивость и изменчивость институтов. Координационная роль институтов. Концепции становления институтов рыночного хозяйства (А. Смит, К. Маркс, М. Вебер, К. Поланьи, Д. Норт).

 

Теорема Коуза

Решение проблемы внешних эффектов: А. Пигу и Р. Коуз. Актуализация теоремы Коуза (Дж. Стиглер). Формулировка теоремы Коуза: две версии. Доказательство теоремы Коуза. Проблема оптимальной структуры собственности. Проблема спецификации прав собственности. Проблема ненулевых трансакционных издержек. Институциональный анализ постсоветской приватизации

 

Раздел 5. Теория контрактов

 

Природа контрактации

Понятие контракта. Теория контрактных стимулов: фактор асимметричной информации (Дж. Акерлоф). Проблема неблагоприятного отбора. Проблема «морального риска». Теория трансакционных издержек: выбор оптимального контракта (О. Уильямсон). Контракт о продаже. Контракт о найме. Типология контрактов: классический, неоклассический и имплицитный контракты.

 

Раздел 6. Теория фирмы

Типология фирм

Фирма: зависимость от предшествующей траектории развития. Организационная культура. Роль рутин в функционировании фирмы. Факторы, определяющие траекторию организационного развития. Основные типы фирм. Предприятие, действующее в командной экономике. Американская фирма. Японская фирма. Предприятие переходного периода.

 

Государство как институт

Понятие и функции государства. Теории возникновения государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Дж. Бьюкенен, М. Олсон, Д. Норт). Типология государств: проблема принципала и агента. «Контрактное государство». «Эксплуататорское государство». Эмпирические методы оценки характера государства.

 

Институциональные реформы

Классификация стратегий институциональных реформ: шоковая терапия, выращивание институтов, стратегия промежуточных институтов. Конгруэнтность и конфликт институтов (Д. Норт, В. Полтерович, А. Олейник). Выбор между шоковой терапией и градуализмом. Основные институциональные модели становления капитализма (Р. Нуреев).

 

Менеджмент»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

ОЧНАЯ

 

 

Москва 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра политической экономии

 

 

Рабочая программа дисциплины

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Направление подготовки:

Менеджмент»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

ВСЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Москва 2011

1. Цель и задачи освоения дисциплины

 

Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также практические умения моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках для принятия эффективных управленческих решений.

Задачи освоения дисциплины:

· дать представление о месте и роли институционального анализа в системе экономических наук;

· сформировать у студентов целостное представление о содержании институционального развития экономики;

· продемонстрировать возможности использования институционального аппарата для анализа широкого спектра экономических проблем, связанных с организацией управленческого процесса;

· выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Учебная дисциплина «Институциональная экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин для направления «Менеджмент» и носит теоретический характер. Данный курс концептуальным и содержательным образом связан с основными дисциплинами экономического блока. Так, он опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения экономической теории (микроэкономики I, макроэкономики I), экономического анализа хозяйственной деятельности. Под новым углом зрения рассматриваются вопросы, затрагиваемые в таких учебных дисциплинах, как правоведение, теория менеджмента, основы социального государства и ряд других.

Сложные экономические процессы, происходящие как на микро-, так и на макроуровне в современной России, требуют адекватных управленческих решений. Однако базовый курс экономической теории способен вооружить менеджера лишь представлениями о наиболее общих («идеальных») закономерностях функционирования национальной экономики и поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому учебная дисциплина «Институциональная экономика» призвана дополнить данный курс знаниями о природе таких экономических институтов, как фирма, права собственности, контракты, государство и др. Эти знания помогут бакалаврам менеджмента ориентироваться в экономических реалиях сегодняшнего дня.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- умение анализировать исторические события и процессы (ОК-4);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные отличия неоклассической и институциональной экономических теорий;

- основные понятия и категории институционального анализа;

- основные закономерности институционального развития экономики.

 

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат институциональной экономики в профессиональной деятельности;

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- использовать институциональный инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть:

- навыками целостного подхода к институциональному анализу проблем общества;

- методами институционального анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

- навыками поиска и использования информации, характеризующей институциональную среду;

- навыками ведения дискуссии по институциональным проблемам.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Трудоемкость (час.)
Аудиторные занятия (всего)          
в том числе:   - - - -
лекции          
семинары, практические занятия          
лабораторные занятия          
Индивидуальные занятия (КСР)          
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)          
Форма промежуточной аттестации зачет (З), зачет с оценкой (ЗО), экзамен (Э) Э Э      
Общая трудоемкость в часах          
в зачетных единицах          

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание тем программы учебной дисциплины

Раздел 1. Институционализм как направление экономической мысли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.044 с.)