Законодательное регулирование привлечения и использования труда иностранных работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное регулирование привлечения и использования труда иностранных работников



Для регулирования привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы законодательством Российской Федерации установлены определенные правила, обязательные как для работодателей, так и для иностранцев, желающих работать в Российской Федерации.

В числе таких правил – установление определенной ежегодной квоты на количество иностранцев, которые могут занять вакантные рабочие места на российском рынке труда, обязательное оформление работодателем установленных разрешительных документов, дающих ему право на законных основаниях нанимать и использовать труд иностранных работников, обязательное получение иностранным гражданином разрешения на работу в Российской Федерации на срок действия заключенного трудового, гражданско-правового договора.

Наличие потребности в привлечении иностранцев на работу в Россию регулируется посредством ежегодного формирования и утверждения квот на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу.

Согласно п. 1 статьи 18 Закона о правовом положении иностранцев квота на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности утверждается ежегодно Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранцев.

Кроме того, пп. 3 и 4 статьи 18.1 указанного Закона в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

Квоты, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Важно отметить, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли вправе утвердить перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не будут распространяться.

Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении величины потребности в привлекаемых иностранных работниках формируются с учетом соблюдения принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, а также текущей и прогнозируемой ситуации на национальном рынке труда.

Порядок определения исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ.

Согласно п. 12 указанного Порядка территориальные органы обязаны рассматривать заявки работодателей, с учетом имеющейся в этих органах следующей информации:

а) использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;

б) допущенные работодателями нарушения порядка привлечения иностранных работников и их устранение;

в) страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

Целесообразно также добавить в этот перечень оценочный параметр, которым является уровень нелегальной миграции, так как суммарное количество легальных и нелегальных трудовых мигрантов дает возможность определить реальную величину потребности в иностранных работниках в субъекте РФ.

Квота на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемая Правительством Российской Федерации на каждый год в целом по стране, затем распределяется по субъектам Российской Федерации на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие подходы к привлечению и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей силы:

В соответствии с п. 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование последних.

В свою очередь, иностранный работник имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

При этом согласно п. 9 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранцев, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом Федеральной миграционной службы[21].

Следует подчеркнуть, что срок подачи такого уведомления в территориальный орган ФМС России не должен превышать 3-х рабочих дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора.

Разрешительный порядок в сфере трудоустройства не касается иностранцев, на законном основании постоянно проживающих на территории Российской Федерации. То есть указанные лица могут работать в Российской Федерации без получения каких-либо дополнительных разрешений, заключая различные виды договоров о труде. Конечно, должны учитываться особенности их правового статуса при осуществлении отдельных видов трудовой деятельности.

Обязательный порядок получения разрешений на работу и разрешений на привлечение и использование иностранных не применяется к ряду категорий иностранцев.

В п. 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, кроме иностранных граждан, которые постоянно проживают в Российской Федерации или являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию, перечислены также и другие категории иностранных граждан, в отношении которых указанный разрешительный порядок не применяется.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на освобождение ряда категорий иностранцев от получения разрешения на работу, работодатели, тем не менее, обязаны при привлечении иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Данное правило в соответствии с международными нормативными правовыми актами и соблюдением принципа взаимности не применяется в отношении сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации иностранных работников иностранных СМИ.

Следовательно, для привлечения и использования остальных, не входящих в указанный перечень, категорий иностранных работников, являющихся иностранными гражданами, въехавшими в РФ в порядке, требующем получения визы, работодателю необходимо оформить в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную деятельность в представительстве иностранного СМИ в Российской Федерации при условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.

Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным Федеральным законом[22].

В свою очередь, особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран –участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом[23].

Порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников:

Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему разъясняются причины и основания отказа, оформляется решение в письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).

Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органами разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников не должен превышать 30 дней со дня приема документов.

Выдача работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы:

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориальный орган ФМС России документы, установленные Административным регламентом[24].

В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины отказа (см.Прил.1).

Выдача иностранным гражданам разрешения на работу, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы:

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.

Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе.

В соответствии с п. 7 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранцев территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложением причины отказа.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, форма которого утверждается ФМС России.

За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается государственная пошлина. В соответствии с изменениями в Налоговый Кодекс РФ, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В этом случае работодателю придется уплачивать 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника.

Основания для приостановления действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников и аннулирования разрешения на работу:

ФМС России или ее территориальный орган вправе приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм миграционного законодательства, до устранения им в установленный срок допущенных нарушений.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:

- не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

- не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС России о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

- не направил в 3-дневный срок в территориальный орган ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;

- не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС России, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания;

- не обеспечил соблюдение гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранному гражданину.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится на основании решения ФМС России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нарушения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

– подачи работодателем соответствующего заявления;

– ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

– выявления факта представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.028 с.)