Понятие деятельностного подхода, его преимущество в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие деятельностного подхода, его преимущество в обучении



Глава 2. Технология реализации деятельностного подхода в обучении географии 5 классе

Дидактические принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в практике обучения географии

Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может статьдеятельностный метод обучения [6, 3].

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Выявление места и причины затруднения

Почему вы не можете найти нужный экземпляр горной породы?

Я не знаю, какие бывают по происхождению горные породы

Построение проекта выхода из затруднения

Какова будет цель нашей деятельности?

Узнать, какие бывают по происхождению горные породы

Сформулируйте тему урока

Горные породы и их происхождение.

Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?

(Воспользоваться учебником, справочником, книгами, интернетом)

Предлагаю вам самостоятельно выяснить, какое происхождение имеют горные породы, используя учебник и горные породы, которые лежат у вас на столах.

Для этого составим план наших действий по открытию нового знания:

Итак, у вас на столах лежит горная порода и её название. Как это вам поможет? У вас настолах дана схема.

(На доске схема).

Горные породы

1.Гранат

2.Базальт

3.Обсидиан

4.Гипс

5.Глина

6.Мрамор

Что мы будем делать:

1.Рассмотрим горную породу, прочитаем, как она называется

2.Найдём в учебнике, к какой по происхождению горной породе она принадлежит. 3.Заполним окошечко данной схемы

Группа. Гранит

Происхождение: Магматическая горная порода

Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода.

Примеры: габбро.

2 группа. Базальт

Происхождение: Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы

Примеры: пемза, обсидиан

3 группа. Обсидиан

Происхождение: Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек.

Примеры: торф, мел, каменный уголь.

 

4 группа. Гипс

Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов)

Примеры: поваренная и калийная соли

5 группа. Глина.

Происхождение: Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.

6 группа. Мрамор.

Происхождение: Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов.

Пример: гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит.

Каждая группа даёт отчёт о полученном результате. Проговаривая вслух полученный результат.

Эталон

Горные породы

метаморфические

осадочные

магматические

Органические

Химические

Обломочные

Излившиеся

Глубинные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У вас на столе лежит карточка № 2 и дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит, галька, гнейс). Используя эталон, соотнесите горные породы.

Магматические излившиеся  
Магматические глубинные  
Осадочные органические  
Осадочные обломочные  
Осадочные химические  
Метаморфические  

 

Магматические излившиеся Пемза
Магматические глубинные Гранит
Осадочные органические Каменный уголь
Осадочные обломочные Галька
Осадочные химические Поваренная соль
Метаморфические Гнейс

Мы смогли справиться с затруднением?

- Да.

8. Включение в систему знаний и повторение

Отгадайте загадки, определите какие горные породы вы отнесёте к осадочным, магматическим и метаморфическим.

 

Загадки.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина это осадочная обломочная ГП)

Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть это осадочная органическая ГП)

Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль это осадочная химическая ГП)

Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься. (Мел это осадочная органическая ГП)

Росли на болоте растения — стали топливом и удобрением. (Торф это осадочная органическая ГП)

Породы выветриванием pазpушаются, Дpобятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстpой pеки,Река их по руслу таскает,Обкатывает, отлагает..(обломочные горные породы)А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы совсем pаствоpяться. Когда же pаствоp остывает,Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит магматическая ГП)

То соль из него оседает. (химические породы)А в толще морской или в темном болоте,Вы массу остатков животных найдете,А также, растений отмерших остатки,Они образуют поpоды-осадки. (органические породы)

 

9. Рефлексия учебной деятельности

А какова была наша цель?

Вы открыли для себя загадки камня?

Какие вы знаете теперь горные породы?

А чем — то отличается минерал от горной породы?

А могут ли одни горные породы превращаться в другие?

Какое новое открытие вы для себя сделали.?

Оцените свою работу в группе.

Выберите камень. (даны карточки с названием камня)

Алмаз (самый твёрдый) Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Гранит. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Мел. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь

Домашняя работа:

Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;

Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?»

 

Заключение

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому что через него мы дадим ребенку "перпетууммобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Значит, ведущими характеристиками выпускника школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Следовательно, воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения// Педагогика. - М.: 2009. – №4. – 18 с.

2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.

3. Каримова Э.Ю. Реализация системно - деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС // Интернет источник: http://festival.1september.ru/articles/595419/

4. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 7с.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.-25 с.

6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. -СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.- 3 с.

7. Шубина Т.И.Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

 

Понятие деятельностного подхода, его преимущество в обучении

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов [2, 546].

Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество [3].

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под системно – деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Как пишет Л.С. Выготский: «В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно - деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

1.2. Особенности компонентов образовательного процесса при системно -деятельностном подходе.

При системно - деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности [7].

1. Мотивационно - целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2. Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно - деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно -предметного, общепредметного и метапредметного содержания.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно - деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В СДП содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации. Преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, как признают практически все исследователи, обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно - деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.

Одним из основных условий реализации системно - деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.048 с.)