Личностные качества современного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные качества современного руководителя



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Организационная и экономическая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие личностных качеств руководителя»

название курсовой работы

Специальность 080504.65Государственное и муниципальное управление

(код) (наименование направления)

Специализация Управление в чрезвычайных ситуациях

(наименование специализации)

«Допустить к защите»

«___»__________________201_ г.

Руководитель ______ ______ __________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Методист учебно - производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике ______ ______ _________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель _______ _______ Мицкевич А.Н.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Студент _______ _______ Юдина А.С.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Москва, 2012


Оглавление

Введение. 3

I глава. Общетеоретические положения. 4

1.1. Личностные качества современного руководителя. 4

1.2. Личная эффективность руководителя. 3

1.3. Типы руководителей. 5

1.4. Влияние личностных качеств руководителя на деятельность предприятия. 8

II глава. Руководитель и коллектив. 10

2.1. Пути и средства построения отношения руководителя с персоналом.. 10

2.2. Отношения в системе «руководитель – подчиненный». 15

Заключение. 21

Список литературы: 23

Приложение 1. 25

Приложение 2 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………...26

Приложение 3 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….28

 

 


Введение

Руководитель,. 1. Человек, руководящий чем-нибудь, возглавляющий что-нибудь, являющийся чьим-нибудь наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. Лозунг "кадры решают все" - требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам. Город является руководителем деревни. Сталин. Ленин учил, что настоящими руководителями-большевиками могут быть только такие руководители, которые умеют не только учить рабочих и крестьян, но и учиться у них. 2. Должность лица, заведующего чем-нибудь. Руководитель отдела. Ответственный руководитель. Классный руководитель (в школе).[1] Важнейшей характеристикой профессионала и структуры профессиональной управленческой деятельностью будет являться системы профессионально значимых качеств. Основное внимание обращается качествам позитивно, влияющим на управленческую деятельность. При этом гораздо реже рассматриваются качества, отрицательно влияющих на деятельность специалистов, по-другому сказать, профессионально – деструктивные качества. Наличие таких качеств будет снижать деятельность отлично подготовленных специалистов. В особенности это касается военных, которые принимают решения, напрямую связанных с человеческими судьбами. Соответственно, целью нашего исследования заключается в определении содержания работы по развитию личностных качеств руководителей. Объектом исследования является руководитель, предметом - развитие личностных качеств руководителей. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

· диагностика личностных качеств руководителей;

· определение понятия типа руководителей;

· анализ эффективности работы руководителя;

· составление качеств личности современного руководителя;

· определить пути и средства построения отношения руководителя с персоналом.


I глава. Общетеоретические положения

Типы руководителей

Руководитель предприятия – человек, который может одновременно являться лидером и управлять своими подчиненными. Главная его цель - влиять на других так, чтобы они выполняли свою работу, порученную организацией. В определениях лидерства в организации большинство авторов старались четко сформулировать особый компонент, который будет вносить сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».[2]

Лидер и менеджер. В западной литературе традиционно различают эти понятия по следующим параметрам (смотрите приложение 1):

«Лидеры – это люди, которые способны выявить, рассматривать всё лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало»(Ли Джексон, известный амер. теоретик и практик менеджмента).

Современный менеджер выступает в производстве как управляющий – дипломат – лидер – организатор – человек. Функция управляющего считается традиционной, с начало присущей менеджеру. Осуществляя её, менеджер становится лицом, владеющим властью. Правда, эта власть не диктаторская, а скорее отеческая. Основные требования к личности – компетентность, ораторской практики, владения навыками делового общения и педагогические и психологические умения.

Классификации лидерства многообразна.

В зависимости от функций:

1) «Организатор». Его главное отличие в том, что потребности коллектива он воспринимает, как свои собственные и сразу начинает активно действовать. Он оптимист и уверен, что все проблемы вполне разрешимы. За ним идут, зная, что он не станет предлагать ненужное. Умеет убеждать и поощрять, а если и приходится выразить своё недовольство, то будет делать это, не задевая чужого достоинства, и в конце концов люди стараются работать лучше. Поэтому такие люди оказываются на виду в неформальном коллективе.

2) «Творец». Привлекает к себе внимание способностью видеть новое, будет браться за решение всех проблем, которые могут показаться всем неразрешимыми и даже опасными. Не любит командовать, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт каждого.

3) «Борец». Волевой, уверенный человек. Всегда пойдет первым навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать свою точку зрения и не готов идти на уступки. Поэтому ему не хватает времени, чтобы обдумать свои действия и предусмотреть все мелочи.

4) «Дипломат». Может использовать свои способности во зло людям и его вполне можно назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, и её всех скрытых деталей, в курсе сплетен и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

5) «Утешитель». К нему будут тянутся, так как он готов поддержать всех в трудную минуту. Уважает людей и относится к ним доброжелательно, вежлив, способен к сопереживанию.

Еще выделяются два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».

1) «Игроки». Внешне выглядят на первый взгляд эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза» и следуют своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

2) «Открытые». Не так заметны, но и последовательны; возьмутся за любые самые тяжелую работу, стремятся во все вникнуть, и этим завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они гибки и действуют с учетом любых обстоятельств, но живут не одним днем, а устремлены в будущее. Они являются истинными лидерами, обладающими авторитетом у своих подчиненных.

С точки зрения контактности:

1) Первый тип. Большую часть времени тратит на своих подчиненных, а оставшееся время на осуществление внешних связей;

2) Второй тип. Уделяет всему примерно одинаково времени;

3) Третий тип. Осуществляет вертикальные контакты с руководством и подчиненными, но не хочет знаться с коллегами своего уровня;

4) Четвёртый тип. Сторонится всех.

Первый и второй типы руководителей подходят для оперативного управления, четвертый - для стратегического. Третий тип руководителя не отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

В соотношении между знаниями и умениями:

1) Первый тип (знающий – умеющий). Руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это довольно важный тип руководителя-организатора.

2) Второй тип (знающий – неумеющий). Руководитель знает, какие методы можно будет использовать, но не умеет этого делать на практике, зато умеет в теории. К руководителям этого типа относятся начинающие руководители, имеющие неплохую теоретическую подготовку в области организации и управления, но неважный опыт работы.

3) Третий тип (умеющий – частично знающий). Руководитель вообще умеет использовать методы, правда имеет плохие теоретические знания. Это тип руководителя-практика. Повышение квалификации систематизирует приобретенные на практике знания, обогащению опыта новых методов.

4) Четвертый тип (неумеющий – незнающий). Руководитель этого типа не является организатором. Однако такие руководители всегда совершают, как отмечал видный деятель НОТ П.М.Керженцев, «организационные преступления», т.е. своими действиями нарушают принципы организации практического дела.

Таким образом, какой бы не был руководитель, он всегда будет организовывать деятельность организации и повышать эффективность деятельности, за исключением некоторых руководителей, указанных выше.

Заключение

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Современный руководитель, будучи бесспорным лидером, в то же время должен обладать умением, когда того требуют обстоятельства, использовать административные методы управления. Иначе говоря, для того, чтобы управлять людьми, он должен: овладеть искусством управлять собой как лидером и как администратором; мыслить системно, панорамно (широко, комплексно) и одновременно профессионально предметно, со знанием деталей и тонкостей управленческого процесса; понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию; не поддаваться неделовому нажиму сверху и вместе с тем не оказаться в оппозиции к руководству; уметь не соглашаться, не будучи при этом неприятным; быть склонным принимать новые идеи, внедрять обоснованные нововведения.

Благодаря личностным качествам, профессиональным знаниям, способностям, умению работать с людьми руководитель достигает успеха в управленческой деятельности. И авторитет занимаемой им должности становится равным авторитету его личности. Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет деятельность по определению основных целей организаций и её подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчинённых, выполнение определённых функций как по отношению к подчинённым и организации в целом, так и по отношению к вышестоящим органам. Наилучшим можно считать руководителя, сочетающего в себе эмоциональные, деловые и информационные качества.

Руководитель, обладающий способностью эффективно общаться, является наиболее предпочитаемым подчиненными, а значит, более успешным управленцем. Вместе с тем каждый истинный руководитель, обладает индивидуальными качествами. Умение руководителя действовать сообразно ситуации, предвидеть успех или неудачу начинаемого дела, понимать потребности и возможности своих подчиненных, использовать ту тактику и управленческую политику, которая приемлема именно в данной ситуации – вот основные качества руководителя, способного наладить эффективный производственный процесс на любом предприятии.


Список литературы:

1) Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология – М., 2008.

2) Машков В. А. Психология управления. М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.

3) Островский Э. В. Психология управления. М.: ИНФРА – М; 2008.

4) Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. Н. Новгород: НИМБ, 2003.

5) Психология менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004.

6) Розанова В. А. Психология управления. М.: Управление персоналом, 2003.

7) Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления. М.: Аст-Пресс; Книга, 2003.

8) Трайнев В. А.Психологические аспекты менеджмента. М.:
Сфера, 2003.

9) Чередниченко И. Л, Тельных Н. В.Психология управления. М.: Феникс, 2004.

10) Peter F. Drucker. The Effective executive, издательство: Бук Чембэр Интернэшнл, 2000.

11) Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979. С. 6

12) Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 200,1. С. 167-168

13) Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н Ушакова.

 

 

 

 

Приложение 1

Менеджеры и лидеры

  менеджер Лидер
Содержание управленческих проблем Заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает отдельные частичные проблемы Постигает вызовы времени, развивает инновационные идеи, закладывает основы решения задач будущего (Коттер И. О., США)
Воздействие на персонал Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно. Лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.

 

Примечание. Приложение составлено по материалам.
Приложение 2

Цели тренинга

Понимание участниками концепции уверенного поведения, как необходимой составляющей личности успешного руководителя. Основная цель модуля - формирование навыков уверенного поведения при взаимодействии руководителя с подчинёнными, коллегами, партнёрами.

Цели модуля

Настоящий модуль направлен на понимание концепции уверенного поведения, как необходимой составляющей личности эффективного руководителя.

Результаты модуля

В результате прохождения модуля участники:

  • Освоят концепцию уверенного поведения, как необходимую составляющую личности успешного руководителя.
  • Исследуют понятия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
  • Научатся дифференцировать уверенное поведение от других видов поведения при взаимодействии с подчинёнными, коллегами, партнёрами.

Цели модуля

Настоящий модуль направлен на осознание источников уверенного и неуверенного поведения в личности руководителя. Основная цель модуля – выявление участниками собственных источников уверенного поведения с целью формирования последнего.

Результаты модуля

В результате прохождения модуля участники:

  • Проанализируют возможные источники уверенного и неуверенного поведения в структуре личности руководителя.
  • Поймут, что лежит в основе уверенного поведения. Рассмотрят треугольник уверенности.
  • Рассмотрят Я-концепцию личности и самооценку с точки зрения уверенного поведения. Осознают «дыры» в собственной самооценке, как источники неуверенного поведения.
  • Проанализируют поведенческие проявления уверенного и неуверенного поведения. Выявят в себе источники неуверенности и уверенности.

Цели модуля

Настоящий модуль направлен на выработку стратегии и отработку умений уверенного поведенияв различных ситуациях взаимодействия. Основная цель модуля – тренировка уверенного поведения.

Результаты модуля

В результате прохождения модуля участники:

  • Рассмотрят различные варианты взаимодействия, в которых необходимо уверенное поведение: эмоционально-напряжённое взаимодействие, стресс, конфликт и др.
  • Познакомятся с правами уверенного человека.
  • Проработают в режиме тренировки навыки уверенного поведения в различных ситуациях взаимодействия.
  • Поработают над умением ставить цели в профессиональной деятельности.

Примечание. Приложение составлено по материалам сайта http://trainer.nnov.ru/razvitie-uverennosti-kak-professionalno-znachimogo-kachestva-uspeshnogo-rukovoditelya/

 


[1] Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н Ушакова.

[2] Peter F.Drucker. The Effective executive, издательство: Бук Чембэр Интернэшнл

[3] Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979. С. 65

[4] Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 200,1. С. 167-168

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Организационная и экономическая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие личностных качеств руководителя»

название курсовой работы

Специальность 080504.65Государственное и муниципальное управление

(код) (наименование направления)

Специализация Управление в чрезвычайных ситуациях

(наименование специализации)

«Допустить к защите»

«___»__________________201_ г.

Руководитель ______ ______ __________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Методист учебно - производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике ______ ______ _________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель _______ _______ Мицкевич А.Н.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Студент _______ _______ Юдина А.С.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Москва, 2012


Оглавление

Введение. 3

I глава. Общетеоретические положения. 4

1.1. Личностные качества современного руководителя. 4

1.2. Личная эффективность руководителя. 3

1.3. Типы руководителей. 5

1.4. Влияние личностных качеств руководителя на деятельность предприятия. 8

II глава. Руководитель и коллектив. 10

2.1. Пути и средства построения отношения руководителя с персоналом.. 10

2.2. Отношения в системе «руководитель – подчиненный». 15

Заключение. 21

Список литературы: 23

Приложение 1. 25

Приложение 2 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………...26

Приложение 3 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….28

 

 


Введение

Руководитель,. 1. Человек, руководящий чем-нибудь, возглавляющий что-нибудь, являющийся чьим-нибудь наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. Лозунг "кадры решают все" - требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам. Город является руководителем деревни. Сталин. Ленин учил, что настоящими руководителями-большевиками могут быть только такие руководители, которые умеют не только учить рабочих и крестьян, но и учиться у них. 2. Должность лица, заведующего чем-нибудь. Руководитель отдела. Ответственный руководитель. Классный руководитель (в школе).[1] Важнейшей характеристикой профессионала и структуры профессиональной управленческой деятельностью будет являться системы профессионально значимых качеств. Основное внимание обращается качествам позитивно, влияющим на управленческую деятельность. При этом гораздо реже рассматриваются качества, отрицательно влияющих на деятельность специалистов, по-другому сказать, профессионально – деструктивные качества. Наличие таких качеств будет снижать деятельность отлично подготовленных специалистов. В особенности это касается военных, которые принимают решения, напрямую связанных с человеческими судьбами. Соответственно, целью нашего исследования заключается в определении содержания работы по развитию личностных качеств руководителей. Объектом исследования является руководитель, предметом - развитие личностных качеств руководителей. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

· диагностика личностных качеств руководителей;

· определение понятия типа руководителей;

· анализ эффективности работы руководителя;

· составление качеств личности современного руководителя;

· определить пути и средства построения отношения руководителя с персоналом.


I глава. Общетеоретические положения

Личностные качества современного руководителя

Для того, чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе следующие основополагающие качества: уверенность в себе, стрессоустойчивость, энергичность и порядочность. Способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели. И многие современные руководители заинтересованы в усилении своего личностного влияния на подчиненных. То, что руководитель хочет и должен влиять на своих подчиненных, конечно, хорошо. Но при этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае, стремление руководителя доминировать останется не более чем дежурной претензией на власть.

Следующей в наборе личностных черт руководителя обозначена уверенность в себе. И в самом деле, уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем не мало. Во всяком случае, уверенность руководителя создает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию на выполнение порученных заданий. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно. Одна из сторон деятельности руководителя, несомненно, требующая его уверенности в себе — контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие к себе со стороны своих собеседников, и уж тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними.

Остановимся теперь на одной из наиболее важных личностных черт руководителя — его стрессоустойчивости. Сдерживание негативных эмоциональных реакций в публичной рабочей обстановке часто оборачивается для руководителя рядом неприятных последствий — неврозами, психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и т.д. Поэтому у каждого руководителя существуют испробованные средства эмоциональной разрядки, которым они доверяют. В свою очередь, повысить сопротивляемость стрессам на рабочем месте позволит рациональная организация труда руководителя: выявление перспективных сотрудников и делегирование им ряда полномочий, отведение определенного количества времени для отдыха непосредственно на работе, руководитель может позволить себе 5 минут не думать о проблемах организации, а подумать о чем-то приятном и т.д. Стрессоустойчивость обуславливает и уверенность руководителя в себе, и его деловую активность.

Энергичность — это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом.

Завершая процесс описания личностного портрета успешного руководителя, хочется особо отметить, что он должен быть порядочным человеком, стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения. Так как в конечном итоге, именно мощная поддержка сотрудников — ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем — это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о личностных особенностях руководителя. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве работа становится интереснее, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.

Успешный руководитель наряду с перечисленными выше качествами, конечно, должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, определенными профессиональными умениями (ведение переговоров, постановка целей и определение их приоритетности), иметь высокий интеллектуальный потенциал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.227.42 (0.086 с.)