Тема 9. 3. Устранение причин, последствий инцидента и его расследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. 3. Устранение причин, последствий инцидента и его расследование



Инструкция по устранению причин и последствий инцидента включает описание общих действий, которые необходимо предпринять (конкретные действия для каждого вида инцидента определять трудоемко и не всегда целесообразно), а также сроки, в течение которых следует устранить последствия и причины инцидента. Сроки устранения последствий и причин инцидента зависят от уровня инцидента. Следует разработать классификацию инцидентов — определить количество уровней критичности инцидентов, описать инциденты каждого уровня и сроки их устранения. Документ, определяющий, какие события в компании следует считать инцидентом, также может описывать и уровни инцидентов.

Таким образом, инструкция по устранению последствий и причин инцидента может включать: описание действий, предпринимаемых для устранения последствий и причин инцидента, сроки устранения и указание на ответственность за несоблюдение инструкции.

Расследование инцидента включает в себя определение виновных в его возникновении, сбор доказательств и улик инцидента, определение соответствующих дисциплинарных взысканий. В крупных компаниях, как правило, выделяют комиссию по расследованию инцидентов информационной безопасности (в состав которой может входить сотрудник, регистрирующий инциденты). Инструкция по расследованию инцидентов должна описывать: действия по расследованию инцидента (в том числе определение виновных в его возникновении), правила сбора и хранения улик (особенно в случае, если может потребоваться использование улик в судебных органах) и правила внесения дисциплинарных взысканий.

Тема 9.4. Корректирующие и превентивные действия

После устранения последствий инцидента и восстановления нормального функционирования бизнес-процессов компании, возможно, потребуется выполнить действия по предотвращению повторного возникновения инцидента. Для определения необходимости реализации таких действий следует провести анализ рисков, в рамках которого определяется целесообразность корректирующих и превентивных действий. В некоторых случаях последствия инцидента незначительны по сравнению с корректирующими и превентивными действиями, и тогда целесообразно не совершать дальнейших шагов после устранения последствий инцидента.

Мы рассмотрели все этапы модели PDCA применительно к процессу управления инцидентами информационной безопасности. Далее, для того чтобы процедура выполнялась правильно и эффективно, все эти этапы должны непрерывно и последовательно повторяться. Через определенное время (как правило, через полгода или год) необходимо заново пересмотреть перечень событий, называемых инцидентами, форму отчета и пр., внедрить обновленную процедуру в информационную систему, проверить ее функционирование и эффективности и реализовать превентивные действия. Таким образом, цикл модели PDCA будет непрерывно повторяться и гарантировать четкое функционирование процедуры управления инцидентами и, главное, ее постоянное улучшение.

Тема 9.5. Выводы

Во многих крупных компаниях внедрена служба поддержки Service Desk, в обязанности которой входит управление инцидентами в области информационных технологий. Процедура управления ИТ-инцидентами регулируется стандартом ISO/IEC 20000:2005, пришедшим на смену BS 15000:2002, который, в свою очередь, взял за основу библиотеку ITIL. Заметим, что все ISO/IEC серий 9000, 14000, 20000, 27000 и другие стандарты ISO/IEC, описывающие правила создания систем управления различными процессами, гармонично сочетаются друг с другом. Все они в качестве основы управления подконтрольными процессами используют процессный подход, который рассматривает управление как процесс, а именно как набор взаимосвязанных непрерывных действий. Процессный подход акцентирует внимание на достижении поставленных целей, а также на ресурсах, затраченных для этого. Кроме этого, стандарты указанных серий используют модель PDCA как структуру жизненного цикла всех процессов системы управления.

Естественно, что ISO 20000, описывает как систему управления ИТ-сервисами, так и процедуру управления инцидентами, но также рассматривает ИТ-инциденты. Сама процедура управления инцидентами ИТ очень близка к процедуре управления инцидентами информационной безопасности с той лишь разницей, что в последнем случае больший упор делается на его расследование, сбор улик, наказание виновных (вплоть до обращения в суд).

Раздел 10. Аудит системы защиты информации

Аудит является основным элементом сопровождения действующей системы защиты информации. Фактически для поддержания в СЗИ в актуальном состоянии требуется системно организовать три непрерывных процесса – аудит системы защиты информации, управление инцидентами, сбор сведений о новых уязвимостях и методах атак. Рассмотрим процедуру аудита.

В общем случае под аудитом понимают независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит – это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Рекомендуется проводить внешний аудит регулярно, а, например, для многих финансовых организаций и акционерных обществ это является обязательным требованием. Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделением внутреннего аудита и утверждается руководством организации. Аудит безопасности информационных систем является одной из составляющих ИТ аудита. Целями проведения аудита безопасности являются:
• анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов ИС
• оценка текущего уровня защищенности ИС;
• локализация узких мест в системе защиты ИС;
• оценка соответствия ИС существующим стандартам в области информационной безопасности;
• выработка рекомендаций по внедрению новых и повышению эффективности существующих механизмов безопасности ИС.

В случае внешнего аудита список приведенных задач является исчерпывающим. В число дополнительных задач, стоящих перед внутренним аудитором могут также входить:
• разработка и дополнение существующей политики безопасности и других организационно-распорядительных документом по защите информации и участие в их внедрении в работу организации;
• постановка задач для персонала отдела информационных технологий, касающихся обеспечения защиты информации;
• участие в обучении и тренингах пользователей и обслуживающего персонала информационной системы вопросам обеспечения информационной безопасности;
• участие в разборе инцидентов, связанных с нарушением информационной безопасности.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше «дополнительные» задачи, стоящие перед внутренним аудитором, за исключением участия в обучении, по существу аудитом не являются. Аудитор по определению должен осуществлять независимую экспертизу реализации механизмов безопасности в организации, что является одним из основных принципов аудиторской деятельности. Если аудитор принимает деятельное участие в реализации механизмов безопасности, то независимость аудитора утрачивается, а вместе с ней утрачивается и объективность его суждений, т. к. аудитор не может осуществлять независимый и объективных контроль своей собственной деятельности. Однако, на практике, внутренний аудитор, порой, являясь наиболее компетентным специалистом в организации в вопросах обеспечения информационной безопасности, не может оставаться в стороне от реализации механизмов защиты.

Современный внутренний аудит проводится с целью своевременного выявления возможных проблем в области информационной безопасности и обеспечения адекватного набора мер по противодействию.

По крайней мере, деятельное участие во внедрении той же подсистемы аудита безопасности, которая смогла бы предоставлять аудитору исходные данные для анализа текущей ситуации, он принять может и должен. Конечно, в этом случае, аудитор уже не сможет объективно оценить реализацию этот подсистемы.
Далее мы будем рассматривать вариант внешнего аудита, с необходимыми дополнениями для случаев внутреннего аудита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.007 с.)